Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 679

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Добр., слов., человеку, что дождь в засуху.

IV. Самоопределение к деятельности

Скромные просители

Родились прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа и падежа. А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых товарищей. Так и живут с той поры прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе служба, вместе дружба.

— О чём говорится в сказке?

— Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 152(с. 86).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте словосочетания. Назовите окончания имён прилагательных и их род.

— Каким словарём вы пользовались, чтобы проверить написание слов с непроверяемыми орфограммами.

2. Упражнение в подборе синонимов

— Замените прилагательные синонимами и запишите получившиеся словосочетания.

Тихая езда, тихая ночь, тихий голос; верный ответ, верный друг; крепкая верёвка, крепкий чай, крепкий организм.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 153(с. 87).

— Прочитайте. Какими словосочетаниями нужно дополнить предложения?

— Какой заголовок подойдёт к тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте текст, который у вас получился.

— Назовите тему текста.

— Назовите слова, которые вы подобрали к схеме. (Охотники, красивые, звериных.)

2. Упражнение в подборе антонимов

— Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания.

Холодная вода, поздняя осень, высокое дерево, широкая лента, грустная песня, ближнее озеро.

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— К данным глаголам подберите подходящие по смыслу словосочетания существительного с прилагательным мужского или среднего рода в творительном или предложном падежах, запишите.

Дышали ..., говорили ..., пролетел ..., читали ....

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока


- Какую роль играют в нашей речи имена прилагательные?

Домашнее задание

Составить и записать три предложения. Указать род, число, падеж имён прилагательных.

Тема: Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.А. Серова; учить писать отзыв по картине; воспитывать любовь к искусству; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуpy текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Ход урока

l Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Назовите имена прилагательные и их род, число, падеж.

lll. Работа по теме урока

Сегодня мы будем писать отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

I. Рассказ о жизни В.А. Серова

Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 г. Санкт-Петербурге в семье композитора. С 1878 г. брал уроки у И.Е. Репина, а в 1880 г. поступил в Императорскую Академию Художеств.

Скончался 22 ноября 1911 г. в Москве.

2. Беседа по картине

Рассмотрите картину В.А. Серова «Девочка с персиками» в «Картинной галерее». Смуглая девочка в светлой с бантом кофточке сидит за столом. Нам кажется, что она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновенье встрепенётся, как бабочка, и улетит в сад. С едва заметной улыбкой смотрит она на нас.

Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руку девочки, и на старинную мебель зимней столовой.

Самое главное - с помощью небольшой картины художнику удалось рассказать целый роман о девочке, её характере, чувствах - таких же светлых и чистых, как её облик.

- Какое впечатление производит на вас картина В.А. Серова?

— Что в ней особенно красиво?

(Далее работа по вопросам упр. 154 (с. 88).)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Составление плана

- Из скольких частей должен состоять отзыв? Какие это части? (Из трёх: вступления, основной части, заключения.)

Примерный план

1. Девочка с персиками.

2. Цвет и настроение картины.

3. Моё отношение к картине.

2. Работа над сочинением

(Учащиеся пишут отзыв по плану и вопросам учебника. Проверка. Учащиеся читают свои отзывы.)



VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Чей отзыв вам больше всего понравился?

Домашнее задание

Повторить изученные правила.

Тема: Обобщение знаний

Цель: закреплять знания об имени прилагательном, умения определять род, число, падеж имён прилагательных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

- Подберите к каждому имени прилагательному существительные женского и среднего рода. Запишите словосочетания в родительном и творительном падежах.

Колючий, поздний, лишний.

- Сформулируйте тему урока.

lll. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 155 (с. 88-89).

- Прочитайте текст.

- Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)

2. Работа в парах

- Догадайтесь, о ком или о чём идёт речь, запишите.

• Что это за барабанщик? Зацепился за ствол сильными ногами. Упёрся своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево. (Дятел.)

' Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью, ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать ягоды стоит уже после того, как их прихватит мороз. Тогда они будут вкусные. (Рябина.)

• Её все знают с самого детства. Она участвует во многих народных сказках. Этот хитрый зверёк... (лисица).

• Об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают её вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта — истребитель грызунов, а значит, наш большой друг. И зовут её ... (сова).

Прочитайте слова, которые вы записали. Какая это часть речи? Подберите к этим существительным подходящие по смыслу прилагательные и запишите получившиеся словосочетания. Укажите род имён прилагательных.

IV.Физкультминутка

V Продолжение работы по теме урока

Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь 11 пи» (с. 89) или работа с контрольно-измерительными материалами (тест 10, с. 40—43).)

VI Рефлексия

Что вы можете рассказать об имени прилагательном? Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? Оцените свою работу на уроке.

VII.Подведение итогов урока

Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи.


Тема: Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Ход урока

I. Организационный момент

— Вспомните, какие окончания имеют имена прилагательные и от чего они зависят?

II. Работа по теме урока

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 — четвёртое предложение, вариант 2 — пятое.

2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 — старательный ученик, высокий куст.

3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

(Учитель также может предложить следующий текст.)

Птица-лесовод

Шёл я однажды по лесу. Замечаю под осиной кучу шишек. На осине сосновые шишки не растут. Кто натаскал их сюда?

Вдруг летит дятел. Несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Зацепился за кору когтями, сунул шишку в щель, долбит её крепким клювом.

Засмотрелся я на дятла. Вот молодец! Сам поест и лесу пользу принесёт. Все семена дятел не съест. Многие упадут на землю и весной прорастут.

По М. Пришвину

III. Подведение итогов урока

— Написание каких слов вызвало у вас затруднения?

Тема: Проект «Имена прилагательные в загадках»

Цель:развивать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

- Сегодня на уроке поговорим об именах прилагательных в загадках. Прочитайте на с. 90 учебника, что такое загадка.

(Далее работа по учебнику.)

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

(Защита проектов.)

V. Рефлексия

— Оцените работу своих одноклассников.

- Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Чьи проекты вам больше всего понравились?


(В конце урока учитель собирает проекты и оформляет их в общей папке.)