ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 679
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Добр., слов., человеку, что дождь в засуху.
IV. Самоопределение к деятельности
Скромные просители
Родились прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа и падежа. А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых товарищей. Так и живут с той поры прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе служба, вместе дружба.
— О чём говорится в сказке?
— Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 152(с. 86).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте словосочетания. Назовите окончания имён прилагательных и их род.
— Каким словарём вы пользовались, чтобы проверить написание слов с непроверяемыми орфограммами.
2. Упражнение в подборе синонимов
— Замените прилагательные синонимами и запишите получившиеся словосочетания.
Тихая езда, тихая ночь, тихий голос; верный ответ, верный друг; крепкая верёвка, крепкий чай, крепкий организм.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 153(с. 87).
— Прочитайте. Какими словосочетаниями нужно дополнить предложения?
— Какой заголовок подойдёт к тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте текст, который у вас получился.
— Назовите тему текста.
— Назовите слова, которые вы подобрали к схеме. (Охотники, красивые, звериных.)
2. Упражнение в подборе антонимов
— Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания.
Холодная вода, поздняя осень, высокое дерево, широкая лента, грустная песня, ближнее озеро.
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— К данным глаголам подберите подходящие по смыслу словосочетания существительного с прилагательным мужского или среднего рода в творительном или предложном падежах, запишите.
Дышали ..., говорили ..., пролетел ..., читали ....
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Какую роль играют в нашей речи имена прилагательные?
Домашнее задание
Составить и записать три предложения. Указать род, число, падеж имён прилагательных.
Тема: Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.А. Серова; учить писать отзыв по картине; воспитывать любовь к искусству; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуpy текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.
Ход урока
l Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Назовите имена прилагательные и их род, число, падеж.
lll. Работа по теме урока
Сегодня мы будем писать отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».
I. Рассказ о жизни В.А. Серова
Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 г. Санкт-Петербурге в семье композитора. С 1878 г. брал уроки у И.Е. Репина, а в 1880 г. поступил в Императорскую Академию Художеств.
Скончался 22 ноября 1911 г. в Москве.
2. Беседа по картине
Рассмотрите картину В.А. Серова «Девочка с персиками» в «Картинной галерее». Смуглая девочка в светлой с бантом кофточке сидит за столом. Нам кажется, что она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновенье встрепенётся, как бабочка, и улетит в сад. С едва заметной улыбкой смотрит она на нас.
Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руку девочки, и на старинную мебель зимней столовой.
Самое главное - с помощью небольшой картины художнику удалось рассказать целый роман о девочке, её характере, чувствах - таких же светлых и чистых, как её облик.
- Какое впечатление производит на вас картина В.А. Серова?
— Что в ней особенно красиво?
(Далее работа по вопросам упр. 154 (с. 88).)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Составление плана
- Из скольких частей должен состоять отзыв? Какие это части? (Из трёх: вступления, основной части, заключения.)
Примерный план
1. Девочка с персиками.
2. Цвет и настроение картины.
3. Моё отношение к картине.
2. Работа над сочинением
(Учащиеся пишут отзыв по плану и вопросам учебника. Проверка. Учащиеся читают свои отзывы.)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чей отзыв вам больше всего понравился?
Домашнее задание
Повторить изученные правила.
Тема: Обобщение знаний
Цель: закреплять знания об имени прилагательном, умения определять род, число, падеж имён прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
- Подберите к каждому имени прилагательному существительные женского и среднего рода. Запишите словосочетания в родительном и творительном падежах.
Колючий, поздний, лишний.
- Сформулируйте тему урока.
lll. Работа по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 155 (с. 88-89).
- Прочитайте текст.
- Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
2. Работа в парах
- Догадайтесь, о ком или о чём идёт речь, запишите.
• Что это за барабанщик? Зацепился за ствол сильными ногами. Упёрся своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево. (Дятел.)
' Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью, ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать ягоды стоит уже после того, как их прихватит мороз. Тогда они будут вкусные. (Рябина.)
• Её все знают с самого детства. Она участвует во многих народных сказках. Этот хитрый зверёк... (лисица).
• Об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают её вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта — истребитель грызунов, а значит, наш большой друг. И зовут её ... (сова).
Прочитайте слова, которые вы записали. Какая это часть речи? Подберите к этим существительным подходящие по смыслу прилагательные и запишите получившиеся словосочетания. Укажите род имён прилагательных.
IV.Физкультминутка
V Продолжение работы по теме урока
Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь 11 пи» (с. 89) или работа с контрольно-измерительными материалами (тест 10, с. 40—43).)
VI Рефлексия
Что вы можете рассказать об имени прилагательном? Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? Оцените свою работу на уроке.
VII.Подведение итогов урока
Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи.
Тема: Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».
Ход урока
I. Организационный момент
— Вспомните, какие окончания имеют имена прилагательные и от чего они зависят?
II. Работа по теме урока
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 — четвёртое предложение, вариант 2 — пятое.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 — старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Птица-лесовод
Шёл я однажды по лесу. Замечаю под осиной кучу шишек. На осине сосновые шишки не растут. Кто натаскал их сюда?
Вдруг летит дятел. Несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Зацепился за кору когтями, сунул шишку в щель, долбит её крепким клювом.
Засмотрелся я на дятла. Вот молодец! Сам поест и лесу пользу принесёт. Все семена дятел не съест. Многие упадут на землю и весной прорастут.
По М. Пришвину
III. Подведение итогов урока
— Написание каких слов вызвало у вас затруднения?
Тема: Проект «Имена прилагательные в загадках»
Цель:развивать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
- Сегодня на уроке поговорим об именах прилагательных в загадках. Прочитайте на с. 90 учебника, что такое загадка.
(Далее работа по учебнику.)
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
(Защита проектов.)
V. Рефлексия
— Оцените работу своих одноклассников.
- Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Чьи проекты вам больше всего понравились?
(В конце урока учитель собирает проекты и оформляет их в общей папке.)