Файл: Риторика прогр юр бак.doc

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 988

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22


Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал


Кафедра гуманитарных дисциплин









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

РИТОРИКА


Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция



Квалификация выпускника: бакалавр





















Ростов-на-Дону

2012

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал


кафедра гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методическим советом

Ростовского филиала Российской таможенной академии

(протокол от «15» марта 2012 г.

7)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

РИТОРИКА


Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция


Квалификация выпускника: бакалавр






















Ростов-на-Дону

2012

Авторы:

К.Д. Скрипник, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, профессор

Л.В. Сердюкова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат филологических наук


Ответственный за выпуск

В.М.Левин, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент


Рецензенты:

В.С. Норлусенян, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка факультета лингвистики и словесности Педагогического Института Южного федерального университета, доцент

В.М.Левин, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент














Программа одобрена на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

(протокол от «22» февраля 2012 г. № 7)












© Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2012

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Риторика - это наука о воздействии на человека с помощью слова. Центральная категория для изучения этого воздействия - категория убеждения.

Ключевым коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью и чрезвычайно важным для понимания сути риторики, является ясность речи. Ясность выделяют наряду с такими коммуникативными качествами речи, как правильность, уместность и красота.

Правильностью речи ведает ортология, куда входят орфография, пунктуация и орфоэпия - наука о правильном произношении. Для риторики это подготовительный уровень владения речью и специально ортологическими вопросами она не занимается. Сведения о наиболее авторитетных ортологических источниках будут даны в конце нашей книги как вспомогательные.

Уместность - соответствие речи данной речевой ситуации изучается функциональной стилистикой, разрабатывающей ре­комендации о том, как выстраивать речь при официальном или неофициальном, научном или деловом, обыденном или торжественном общении. Ее базовая категория - функциональный стиль (деловой, научный, публицистический, разговорный), а усилия ее направлены на распределение единиц языка по функциональным стилям. И этот уровень изучения речи можно назвать дориторическим. Правда, уместная речь создает ее носителю репутацию адекватного человека, а это, в свою очередь, может повлиять на убедительность речи.


Привлекательность речи обеспечивается красотой. Красивую речь хочется услышать снова (речи ораторов редко перечитывают, а художественную литературу - часто). Человек, владеющий красивой речью, - желанный собеседник. Вот почему, хотя красота речи и находится в ведении поэтики, для риторики это качество небезынтересно. Недаром такой авторитетный оратор, как Цицерон, именно красоту считал главным качеством убеждающей речи. Но не будем во всем доверять и Цицерону: красота речи все же не главное свойство, делающее речь убедительной. Убедительной речь делается благодаря ясности. Ясной называют такую речь, содержание которой быстро и надежно схватывается адресатом. В ясной речи ее форма идеально соответствует содержанию. Это и придает речи убедительность: все стоит на своем месте, все мотивировано. Именно ясность Аристотель считал главным качеством убедительной речи.

Цели изучения:

  • изучение истории и теории ораторского искусства как в исторической ретроспективе, так и в их современном состоянии;

  • обучение студентов способам эффективного общения, приемам адекватного словесного выражения мыслей, пониманию возможностей обогащения речи и текста с целью более эффективного выражения и самовыражения;

  • расширение базы речевой деятельности студентов, повышение их речевой и общей культуры.

Задачи преподавания:

  • определение места и роли ораторского искусства, риторики и риторического обучения в политической, общественной и академической сферах жизни Европы и России в исторической ретроспективе;

  • изучение богатства русской национальной ораторской и риторической традиции, особенно в сфере судебного красноречия, осознание студентами ценностей отечественного риторического идеала;

  • формирование навыков и умений рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения;

  • демонстрация и научение практическим возможностям вербальных и невербальных средств, приемов, правил коммуникации;

  • обучение анализу устных и письменных текстов, оценке их содержательной и эстетической значимости;

  • обучение эффективным способам подготовки к различным видам выступлений и написанию текстов.



МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

Учебная дисциплина «Риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и юридического цикла. Дисциплина читается во 2 семестре на очном отделении и на 1 курсе заочного обучения.

Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении учебных предметов основной образовательной программы среднего (полного) общего образования и учебных дисциплин ООП бакалавриата «История», «Философия», «Культура речи и деловое общение».

Данная дисциплина занимает важное место в системе подготовки бакалавра, способного совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень, владеть культурой взаимоотношений и речевой коммуникации, использовать на практике методы гуманитарных наук, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.


Учебная дисциплина «Риторика» является предшествующей для дисциплин профессионального цикла.









ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция:

а) общекультурных (ОК):

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).


В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать:

  • основные определения теории и практики ораторского искусства и его место в общественно-культурных сферах жизни;

  • состав риторики как классической доктрины и классический риторический канон;

  • основные этапы развития ораторского искусства и риторики в европейской жизни и истории России;

  • виды ораторского искусства и структуру коммуникативных ситуаций;

  • общие закономерности речевого и невербального воздействия.


б) уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы ораторского искусства в профессиональной деятельности;

  • выражать свою позицию по вопросам, касающимся различных сфер жизнедеятельности человека и общества точно и образно, используя средства выразительности речи;

  • применять риторические и полемические приемы в собственной коммуникативной практике; повышении культурного уровня, профессиональной компетенции;

  • анализировать речевые ситуации и структурировать стратегию и тактику речевого поведения;

  • вести бесконфликтную дискуссию, создавать тексты различных типов;

  • управлять аудиторией в процессе выступления, компетентно действовать в ситуациях публичного выступления, диалогического взаимодействия и конфликта.


в) владеть:

  • навыками коммуникативного поведения в организации;

  • основами профессиональной речевой коммуникации;

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

  • основными навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке;

  • навыками публичной и научной речи.



ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(очная форма обучения)

Вид учебной работы

Всего

часов

семестры

2

Аудиторные занятия


38

в том числе:



Лекции


16

Семинары (С)


22

Самостоятельная работа


70

в том числе:



Реферат(эссе)


40 (4х10)

Составление конспекта источника


8

Участие в научно-исследовательской работе


8

Подготовка доклада


6

Выполнение домашних заданий


8

Форма промежуточной аттестации: зачет


зачет

Общая

трудоемкость

часы


108

зачетные единицы


3



























ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(заочная форма обучения на базе среднего образования)


Вид учебной работы

Всего

часов

семестры

2

Аудиторные занятия


10

в том числе:



Лекции


8

Семинары (С)


2

Самостоятельная работа


98

в том числе:



Реферат(эссе)


40 (4х10)

Составление конспекта источника


8

Участие в научно-исследовательской работе


8

Подготовка доклада


6

Выполнение домашних заданий


8

Форма промежуточной аттестации: зачет


зачет

Общая

трудоемкость

часы


108

зачетные единицы


3




ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(заочная форма обучения на базе высшего образования)

Вид учебной работы

Всего

часов

семестры

2

Аудиторные занятия


6

в том числе:



Лекции


6

Семинары (С)


-

Самостоятельная работа


102

в том числе:



Реферат(эссе)


40 (4х10)

Составление конспекта источника


8

Участие в научно-исследовательской работе


8

Подготовка доклада


6

Выполнение домашних заданий


8

Форма промежуточной аттестации: зачет


зачет

Общая

трудоемкость

часы


108

зачетные единицы


3






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения, направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)


темы

Название модуля, темы

Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары


Модуль 1. Ораторское искусство: теоретическое ядро и исторические этапы формирования и развития

32

6

4

22

1.1

Место ораторского искусства в системе гуманитаристики, образовательных компетенций современного специалиста

12

2

-

10

1.2

Основные исторические этапы развития ораторского искусства в европейской и российской культуре

20

4

4

12


Модуль 2. Канон и органон ораторского искусства

76

10

18

48

2.1

Логические основы ораторского искусства: основные формы мышления и основные формально-логические законы

18

2

4

12

2.2

Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления

28

4

6

18

2.3

Средства и способы эффективной коммуникации

18

2

6

10

2.4

Этика и эстетика ораторской речи, речевой этикет

12

2

2

8

Итого

108

16

22

70

Зачет








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(заочная форма обучения на базе среднего образования, направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)



темы

Название модуля, темы

Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары


Модуль 1. Ораторское искусство: теоретическое ядро и исторические этапы формирования и развития

50

-

-

50

1.1

Место ораторского искусства в системе гуманитаристики, образовательных компетенций современного специалиста

10

-

-

10

1.2

Основные исторические этапы развития ораторского искусства в европейской и российской культуре

40

-

-

40


Модуль 2. Канон и органон ораторского искусства

58

8

2

48

2.1

Логические основы ораторского искусства: основные формы мышления и основные формально-логические законы

14

2

-

12

2.2

Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления

20

2

-

18

2.3

Средства и способы эффективной коммуникации

14

2

2

10

2.4

Этика и эстетика ораторской речи, речевой этикет

10

2

-

8

Итого

108

8

2

98

Зачет







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(заочная форма обучения на базе высшего образования, направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)


темы

Название модуля, темы

Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары


Модуль 1. Ораторское искусство: теоретическое ядро и исторические этапы формирования и развития

48

-

-

48

1.1

Место ораторского искусства в системе гуманитаристики, образовательных компетенций современного специалиста

18

-

-

18

1.2

Основные исторические этапы развития ораторского искусства в европейской и российской культуре

30

-

-

30


Модуль 2. Канон и органон ораторского искусства

60

6

-

54

2.1

Логические основы ораторского искусства: основные формы мышления и основные формально-логические законы

12

-

-

12

2.2

Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления

20

2

-

18

2.3

Средства и способы эффективной коммуникации

12

2

-

10

2.4

Этика и эстетика ораторской речи, речевой этикет

16

2

-

14

Итого

108

6

-

102

Зачет







СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЯДРО И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Тема 1.1. Место ораторского искусства в системе гуманитаристики, образовательных компетенций современного специалиста

Ораторское искусство, риторика, красноречие. Виды и жанры ораторского искусства.