Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 988
Скачиваний: 3
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра гуманитарных дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
РИТОРИКА
Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция
Квалификация выпускника: бакалавр
Ростов-на-Дону
2012
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
кафедра гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
Учебно-методическим советом
Ростовского филиала Российской таможенной академии
(протокол от «15» марта 2012 г.
№ 7)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
РИТОРИКА
Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция
Квалификация выпускника: бакалавр
Ростов-на-Дону
2012
Авторы:
К.Д. Скрипник, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, профессор
Л.В. Сердюкова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат филологических наук
Ответственный за выпуск
В.М.Левин, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент
Рецензенты:
В.С. Норлусенян, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка факультета лингвистики и словесности Педагогического Института Южного федерального университета, доцент
В.М.Левин, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры
гуманитарных дисциплин
(протокол от «22» февраля 2012 г. № 7)
© Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2012
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Риторика - это наука о воздействии на человека с помощью слова. Центральная категория для изучения этого воздействия - категория убеждения.
Ключевым коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью и чрезвычайно важным для понимания сути риторики, является ясность речи. Ясность выделяют наряду с такими коммуникативными качествами речи, как правильность, уместность и красота.
Правильностью речи ведает ортология, куда входят орфография, пунктуация и орфоэпия - наука о правильном произношении. Для риторики это подготовительный уровень владения речью и специально ортологическими вопросами она не занимается. Сведения о наиболее авторитетных ортологических источниках будут даны в конце нашей книги как вспомогательные.
Уместность - соответствие речи данной речевой ситуации изучается функциональной стилистикой, разрабатывающей рекомендации о том, как выстраивать речь при официальном или неофициальном, научном или деловом, обыденном или торжественном общении. Ее базовая категория - функциональный стиль (деловой, научный, публицистический, разговорный), а усилия ее направлены на распределение единиц языка по функциональным стилям. И этот уровень изучения речи можно назвать дориторическим. Правда, уместная речь создает ее носителю репутацию адекватного человека, а это, в свою очередь, может повлиять на убедительность речи.
Привлекательность речи обеспечивается красотой. Красивую речь хочется услышать снова (речи ораторов редко перечитывают, а художественную литературу - часто). Человек, владеющий красивой речью, - желанный собеседник. Вот почему, хотя красота речи и находится в ведении поэтики, для риторики это качество небезынтересно. Недаром такой авторитетный оратор, как Цицерон, именно красоту считал главным качеством убеждающей речи. Но не будем во всем доверять и Цицерону: красота речи все же не главное свойство, делающее речь убедительной. Убедительной речь делается благодаря ясности. Ясной называют такую речь, содержание которой быстро и надежно схватывается адресатом. В ясной речи ее форма идеально соответствует содержанию. Это и придает речи убедительность: все стоит на своем месте, все мотивировано. Именно ясность Аристотель считал главным качеством убедительной речи.
Цели изучения:
-
изучение истории и теории ораторского искусства как в исторической ретроспективе, так и в их современном состоянии;
-
обучение студентов способам эффективного общения, приемам адекватного словесного выражения мыслей, пониманию возможностей обогащения речи и текста с целью более эффективного выражения и самовыражения;
-
расширение базы речевой деятельности студентов, повышение их речевой и общей культуры.
Задачи преподавания:
-
определение места и роли ораторского искусства, риторики и риторического обучения в политической, общественной и академической сферах жизни Европы и России в исторической ретроспективе;
-
изучение богатства русской национальной ораторской и риторической традиции, особенно в сфере судебного красноречия, осознание студентами ценностей отечественного риторического идеала;
-
формирование навыков и умений рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения;
-
демонстрация и научение практическим возможностям вербальных и невербальных средств, приемов, правил коммуникации;
-
обучение анализу устных и письменных текстов, оценке их содержательной и эстетической значимости;
-
обучение эффективным способам подготовки к различным видам выступлений и написанию текстов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
Учебная дисциплина «Риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и юридического цикла. Дисциплина читается во 2 семестре на очном отделении и на 1 курсе заочного обучения.
Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении учебных предметов основной образовательной программы среднего (полного) общего образования и учебных дисциплин ООП бакалавриата «История», «Философия», «Культура речи и деловое общение».
Данная дисциплина занимает важное место в системе подготовки бакалавра, способного совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень, владеть культурой взаимоотношений и речевой коммуникации, использовать на практике методы гуманитарных наук, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Учебная дисциплина «Риторика» является предшествующей для дисциплин профессионального цикла.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция:
а) общекультурных (ОК):
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать:
-
основные определения теории и практики ораторского искусства и его место в общественно-культурных сферах жизни;
-
состав риторики как классической доктрины и классический риторический канон;
-
основные этапы развития ораторского искусства и риторики в европейской жизни и истории России;
-
виды ораторского искусства и структуру коммуникативных ситуаций;
-
общие закономерности речевого и невербального воздействия.
б) уметь:
-
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы ораторского искусства в профессиональной деятельности;
-
выражать свою позицию по вопросам, касающимся различных сфер жизнедеятельности человека и общества точно и образно, используя средства выразительности речи;
-
применять риторические и полемические приемы в собственной коммуникативной практике; повышении культурного уровня, профессиональной компетенции;
-
анализировать речевые ситуации и структурировать стратегию и тактику речевого поведения;
-
вести бесконфликтную дискуссию, создавать тексты различных типов;
-
управлять аудиторией в процессе выступления, компетентно действовать в ситуациях публичного выступления, диалогического взаимодействия и конфликта.
в) владеть:
-
навыками коммуникативного поведения в организации;
-
основами профессиональной речевой коммуникации;
-
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
-
основными навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке;
-
навыками публичной и научной речи.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(очная форма обучения)
Вид учебной работы |
Всего часов |
семестры |
|
2 |
|||
Аудиторные занятия |
|
38 |
|
в том числе: |
|
|
|
Лекции |
|
16 |
|
Семинары (С) |
|
22 |
|
Самостоятельная работа |
|
70 |
|
в том числе: |
|
|
|
Реферат(эссе) |
|
40 (4х10) |
|
Составление конспекта источника |
|
8 |
|
Участие в научно-исследовательской работе |
|
8 |
|
Подготовка доклада |
|
6 |
|
Выполнение домашних заданий |
|
8 |
|
Форма промежуточной аттестации: зачет |
|
зачет |
|
Общая трудоемкость |
часы |
|
108 |
зачетные единицы |
|
3 |
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(заочная форма обучения на базе среднего образования)
Вид учебной работы |
Всего часов |
семестры |
|
2 |
|||
Аудиторные занятия |
|
10 |
|
в том числе: |
|
|
|
Лекции |
|
8 |
|
Семинары (С) |
|
2 |
|
Самостоятельная работа |
|
98 |
|
в том числе: |
|
|
|
Реферат(эссе) |
|
40 (4х10) |
|
Составление конспекта источника |
|
8 |
|
Участие в научно-исследовательской работе |
|
8 |
|
Подготовка доклада |
|
6 |
|
Выполнение домашних заданий |
|
8 |
|
Форма промежуточной аттестации: зачет |
|
зачет |
|
Общая трудоемкость |
часы |
|
108 |
зачетные единицы |
|
3 |
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(заочная форма обучения на базе высшего образования)
Вид учебной работы |
Всего часов |
семестры |
|
2 |
|||
Аудиторные занятия |
|
6 |
|
в том числе: |
|
|
|
Лекции |
|
6 |
|
Семинары (С) |
|
- |
|
Самостоятельная работа |
|
102 |
|
в том числе: |
|
|
|
Реферат(эссе) |
|
40 (4х10) |
|
Составление конспекта источника |
|
8 |
|
Участие в научно-исследовательской работе |
|
8 |
|
Подготовка доклада |
|
6 |
|
Выполнение домашних заданий |
|
8 |
|
Форма промежуточной аттестации: зачет |
|
зачет |
|
Общая трудоемкость |
часы |
|
108 |
зачетные единицы |
|
3 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения, направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)
№ темы |
Название модуля, темы |
Количество часов |
|||
Всего |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
Лекции |
Семинары |
||||
|
Модуль 1. Ораторское искусство: теоретическое ядро и исторические этапы формирования и развития |
32 |
6 |
4 |
22 |
1.1 |
Место ораторского искусства в системе гуманитаристики, образовательных компетенций современного специалиста |
12 |
2 |
- |
10 |
1.2 |
Основные исторические этапы развития ораторского искусства в европейской и российской культуре |
20 |
4 |
4 |
12 |
|
Модуль 2. Канон и органон ораторского искусства |
76 |
10 |
18 |
48 |
2.1 |
Логические основы ораторского искусства: основные формы мышления и основные формально-логические законы |
18 |
2 |
4 |
12 |
2.2 |
Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления |
28 |
4 |
6 |
18 |
2.3 |
Средства и способы эффективной коммуникации |
18 |
2 |
6 |
10 |
2.4 |
Этика и эстетика ораторской речи, речевой этикет |
12 |
2 |
2 |
8 |
Итого |
108 |
16 |
22 |
70 |
|
Зачет |
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения на базе среднего образования, направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)
№ темы |
Название модуля, темы |
Количество часов |
|||
Всего |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
Лекции |
Семинары |
||||
|
Модуль 1. Ораторское искусство: теоретическое ядро и исторические этапы формирования и развития |
50 |
- |
- |
50 |
1.1 |
Место ораторского искусства в системе гуманитаристики, образовательных компетенций современного специалиста |
10 |
- |
- |
10 |
1.2 |
Основные исторические этапы развития ораторского искусства в европейской и российской культуре |
40 |
- |
- |
40 |
|
Модуль 2. Канон и органон ораторского искусства |
58 |
8 |
2 |
48 |
2.1 |
Логические основы ораторского искусства: основные формы мышления и основные формально-логические законы |
14 |
2 |
- |
12 |
2.2 |
Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления |
20 |
2 |
- |
18 |
2.3 |
Средства и способы эффективной коммуникации |
14 |
2 |
2 |
10 |
2.4 |
Этика и эстетика ораторской речи, речевой этикет |
10 |
2 |
- |
8 |
Итого |
108 |
8 |
2 |
98 |
|
Зачет |
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения на базе высшего образования, направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)
№ темы |
Название модуля, темы |
Количество часов |
|||
Всего |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
Лекции |
Семинары |
||||
|
Модуль 1. Ораторское искусство: теоретическое ядро и исторические этапы формирования и развития |
48 |
- |
- |
48 |
1.1 |
Место ораторского искусства в системе гуманитаристики, образовательных компетенций современного специалиста |
18 |
- |
- |
18 |
1.2 |
Основные исторические этапы развития ораторского искусства в европейской и российской культуре |
30 |
- |
- |
30 |
|
Модуль 2. Канон и органон ораторского искусства |
60 |
6 |
- |
54 |
2.1 |
Логические основы ораторского искусства: основные формы мышления и основные формально-логические законы |
12 |
- |
- |
12 |
2.2 |
Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления |
20 |
2 |
- |
18 |
2.3 |
Средства и способы эффективной коммуникации |
12 |
2 |
- |
10 |
2.4 |
Этика и эстетика ораторской речи, речевой этикет |
16 |
2 |
- |
14 |
Итого |
108 |
6 |
- |
102 |
|
Зачет |
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЯДРО И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Тема 1.1. Место ораторского искусства в системе гуманитаристики, образовательных компетенций современного специалиста
Ораторское искусство, риторика, красноречие. Виды и жанры ораторского искусства.