Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 991
Скачиваний: 3
http://law.vl.ru – интернет-журнал Ассоциации юристов Приморья, содержащий большой набор аналитических статей по ораторскому искусству в сфере юриспруденции, классические работы по ораторскому искусству, тексты выступлений известных юристов прошлого и настоящего.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Риторика» имеется современная техника демонстрации слайдов, специализированные классы, оборудованные интерактивными техническими средствами обучения (интерактивными досками, например) и компьютерные классы, позволяющие эффективно контролировать процесс усвоения материала.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с целями и задачами курса изучение «Риторики» как учебной дисциплины направлено на знакомство и освоение достаточно большого пласта информации, попытку выработки определенного набора умений и навыков. Профессиональная деятельность современного специалиста практически любого профиля, а тем более – тех, для кого предназначена данная программа, в значительной степени связана с вербальной деятельностью, с участием в напряженном коммуникативном процессе, с необходимостью освоения информации как «на слух», так и «с листа». Ораторское искусство в его современном понимании включает не только умение устного изложения, но и умение слушания и понимания, не только навыки письменного оформления, но и отработанные навыки чтения и вычленения смыслового содержания. Несмотря на то, что основа всего этого закладывается еще до вузовского этапа обучения, еще есть что узнать, чему обучиться, что отработать. Изучение данной дисциплины должно помочь упрочить имеющиеся навыки и умения, повысить их эффективность и надежность.
При освоении материала следует, конечно, обратить внимание и на историю ораторики, и на ее теорию, и, главным образом, на практическую составляющую, поскольку все убеждены в преимущественно прикладном характере ораторики для тех, кто специально не занимается ее исследованием и развитием.
История ораторского искусства даст возможность убедиться в значимости вербальной культуры для развития человека, личности, гражданина, познакомиться с жизнью и идеями знаменитых ораторов и политиков, разобраться в том, насколько в их деятельности им помогало умение владеть словом, выступать публично, быть ораторами, полемистами, мастерами в отстаивании своей точки зрения, в убеждении других в своей правоте. Пафос понимания значимости устного слова, выраженный знаменитым теоретиком и практиком античной риторики Исократом («Если же надо в общем сказать об этой силе, то мы найдем, что ничто, совершаемое разумно, не совершается бессловесно, что слово – руководитель всех дел и мыслей и что больше всего пользуются им люди самые разумные»), остается значимым вплоть да нашего времени. При освоении исторического материала следует в обязательном порядке ознакомиться с сохранившимися речами знаменитых ораторов, постараться почувствовать сначала, а потом и понять, полноту устного слова, усвоить, что речи не произносятся на одном дыхании, что им предшествует значительная подготовительная работа, что природные данные только основа, почва, которая может дать плоды лишь при условии большого труда и усилий.
Особое внимание хочется обратить на отечественное ораторское искусство, созданные и нуждающиеся в бережном отношении и развитии традиции отечественной словесности, примерами которых является и отечественная литература во всем ее многообразии, и выступления классиков судебного красноречия, и современные мастера культуры и науки.
При освоении основ теории следует обратить внимание на системный характер риторических требований, на то, что ораторское искусство вовсе не требует и не заключается в непременном «украшательстве» речи. В первую очередь речь идет о принципах и приемах отбора материала, о «нахождении», об уместности, а уже потом о расположении и произнесении. Иными словами, во главе находится содержание, а уже потом – приемы и способы его «преподнесения». Предлагаемые риторикой системы «статусов», «локусов» и «топосов» (топов) - лишь помощники, лишь направляющие, по которым следует двигаться самостоятельно и целесообразно. «Фигуры» и «тропы» помогают усилить выразительность языка и речи, сделать их более адекватными, более разнообразными, эффективными как в целях полного выражения мыслей, так, конечно, и в целях суггестивного воздействия на слушателя и читателя.
Следует обратить внимание и на требования, предъявляемые к личности оратора, выступающего, к соблюдению им нравственных норм и идеалов. Не надо думать, что достаточно быть просто профессионалом в своем деле, чтобы уметь убедить, уметь обосновывать, доказывать, критиковать – знание дела дает эффект совместно с требованиями к себе как к личности и гражданину.
При освоении учебной дисциплины «Риторика» огромное значение придается практическим упражнениям по анализу текстов, разбору используемых языковых, содержательных, смысловых и формальных средств, по подготовке собственных выступлений и написанию собственных текстов. Владение словом требует постоянной работы, но, как говорит мудрая восточная мысль, «и дорога в тысячу ли начинается с первого шага».
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Риторика»
Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция
Квалификация выпускника: бакалавр
Авторы:
Константин Дмитриевич Скрипник
Сердюкова Лариса Васильевна
Издано в авторской редакции