Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 989
Скачиваний: 3
Базовые определения риторики как теории и практики ораторского искусства. Теоретическая и практическая риторика. Общая и частная риторики. Структура современной риторики. Понятие риторического идеала. Основные категории риторики.
Характеристики ораторского искусства и риторики с точки зрения современного гуманитарного знания и гуманитарной культуры: как описание механизма речевого общения; как система аргументации; как описание способов порождения текста и способов познания мира; ораторское искусство и риторика как описание средств словесного и несловесного воздействия. Ораторское искусство как целостное единство и ее взаимодействие с филологией и лингвистикой, логикой и философией, психологией и теорией коммуникаций, этикой и эстетикой, основами сценической речи и невербальной семиотикой.
Риторика как наука о целесообразном слове. Риторика и словесность. Риторика, язык, речь. Ораторское искусство и культура. Характеристики языка в риторическом каркасе.
Место и роль навыков и умений владения различными устными речевыми жанрами в формировании компетенций современного специалиста.
Тема 1.2. Основные исторические этапы развития ораторского искусства в европейской и российской культуре
Понимание предмета и задач ораторского искусства и риторики в различные исторические эпохи. Основные этапы развития ораторского искусства. Зарождение риторики как теоретической дисциплины в античную эпоху. Софисты (Протагор, Горгий, Продик) и их вклад в развитие риторики и исследования языка. Довод правдоподобия как риторический инструмент. Критика софистической риторики Сократом и Платоном. Майевтика Сократа. Анализ искусства красноречия в диалогах Платона («Горгий», «Федр»). Аристотель и систематическое исследование риторической теории и практики («Риторика», «Топика»). Ораторика Лисия и «Филиппики» Демосфена. «Философия красноречия» Исократа. Древнеримская риторика: работы и речи Цицерона, Квинтиллиана. Античная риторика как система.
Риторика и гомилетика. Особенности церковной риторики и проповедничества. Крупнейшие богословы-проповедники: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин, Фома Аквинский.
Ораторское искусство в эпоху Возрождения. Развитие жанров светского красноречия. Риторика и эпистолография. Знаменитые ораторы эпохи Просвещения: Марат, Робеспьер, Мирабо. Кризис риторики.
Начальный этап русского красноречия. Ораторское искусство Древней Руси. Церковное проповедничество, воинское и дипломатическое красноречие. Первая русская риторика Макария (1620т г.) и ее переработка М.И.Усачевым. Феофан Прокопович. Риторические традиции Киево-Мо- гилянской академии. Развитие риторической традиции в Славяно-греко-латинской академии.
Проблемы красноречия в теории словесности первой половины XVIII века. В.К.Тридеаковский. М.В.Ломоносов – основоположник теории русского ораторского искусства. Послеломоносовский период: «Письмовник» Н.Г.Курганова, «Риторика» Амвросия, учебные риторики конца XVIII века, риторики российских академиков (А.С.Никольского, И.С.Рижского, А.С.Шишкова). «Правила высшего красноречия» М.М.Сперанского, «Общая риторика» Н.Ф.Кошанского, риторики К.Зеленецкого.
Расцвет судебного красноречия в России после реформы 1864 г. П.С.Пороховщиков (П.Сергеич) – первый теоретик судебного красноречия. Ораторское мастерство выдающихся адвокатов России А.Ф.Кони, Ф.П.Плевако и др.
Развитие ораторского искусства и риторики в современном мире. Риторика СМИ. Неориторика. Риторика, структурализм и семиотика. Понимание риторики как науки об убеждающей коммуникации.
МОДУЛЬ 2. КАНОН И ОРГАНОН ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Тема 2.1. Логические основы ораторского искусства: основные формы мышления и основные формально-логические законы
Основные формально-логические законы классического мышления. Доказательство как логическая основа формирования убеждений. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Демонстрация как совокупность приемов обоснования тезиса. Использование дедуктивных, индуктивных рассуждений и рассуждений по аналогии в процессе доказательства.
Понятие дедуктивного рассуждения. Необходимый характер следования заключения из посылок в дедуктивном рассуждении. Виды дедуктивных рассуждений.
Вероятностный (правдоподобный) характер рассуждений по аналогии и индуктивных рассуждений. Виды индуктивных рассуждений. Использование в рассуждениях методов Милля.
Доказательство и аргументация. Спор и его виды. Факторы влияния на характер спора. Тактика ведения спора и дискуссии, правила и лояльные приемы. Нелояльные приемы и уловки. Стратегия и тактика полемики.
Тема 2.2. Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления
Состав риторики как классической доктрины: Inventio (учение о «нахождении» (содержание речи)), Dispositio (учение о «расположении»), Elocutio (учение об «изложении»), Pronuntiatio (учение о «произнесении»), Memoria (учение о «запоминании»).
Inventio как конструирование содержания. Базовые вопросы: что, кому, с какой целью, каким образом, какими средствами, где, когда, при каких обстоятельствах, с какими возможными последствиями. Понятие проблемной ситуации и ее анализа. Ритор и основные свойства ораторской аргументации: пафос, логос, этос. Проблема и тема. Приемы разработки темы: риторический аргумент, топика. Топы как источники изобретений. Классификация и типология топов.
Dispositio как совокупность приемов построения речи. Коммуникативность, целесообразность, содержательное единство, смысловая завершенность как характеристики расположения. Главные композиционно-речевые конструкции: повествование, описание, объяснение, рассуждение, побуждение. Различные варианты расположения. Элементы dispositio: вступление, положение, разделение, изложение, подтверждение, опровержение, обобщение (рекапитуляция), побуждение. Требования и рекомендации к формированию элементов disposition.
Elocutio – рассмотрение средств и приемов словесного выражения замысла. Стиль и слог. Качества слога: правильность, чистота, ясность, уместность, красота. Риторические фигуры и тропы, их использование для усиления изобразительности речи. Примеры фигур и тропов. Принцип уместности.
Memoria как совокупность приемов и правил запоминания. Общая характеристики памяти оратора. Приемы и способы тренировки памяти (концентрация, созданий ассоциаций, повторение). Использование записей и текстов. Современные технические помощники оратора.
Pronuntiatio как совокупность требований к голосу и жестам (положениям тела). Техника речи и методические приемы голосо-речевого тренинга. Дыхание и голос, артикуляция и дикция. Жестикуляция и мимика. Способы и приемы тренировки голоса и контроля жестикуляции и мимики. Сценречь и сцендвижение.
Тема 2.3 Средства и способы эффективной коммуникации
Коммуникация в структуре человеческой цивилизации. Коммуникация как процесс. Теоретические и прикладные модели коммуникации. Виды коммуникации. Речевая (риторическая) коммуникация и ее структура. Стратегия и тактика речевой коммуникации.
Риторика диалога. Диалог как целостный речевой феномен. Типы диалога: командный, информационный, обучающий, соревновательный, диалектический, совещательный. Параметры конструктивности диалога: неоценночность, неинтерпретативность, аргументированность. Диалоговые максимы.
Общее понятие о приемах и способах управления коммуникативными процессами и повышения их эффективности.
Тема 2.4 Этика и эстетика ораторской речи, речевой этикет
Этические основы ораторской речи. Этические нормы, регулирующие поведение оратора. Этика речевого поведения оратора. Этическая ответственность за качество речи.
Культура коммуникации. Речевой этикет и факторы его формирования. Национальные особенности речевого этикета. Этикетные формулы различных коммуникативных ситуаций.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации дисциплины «Риторика» используются различные образовательные технологии: во время аудиторных занятий (50 часов) читаются лекции с применением технологий Power Point (не менее 40% от общего объема лекционных часов); семинарские занятия проводятся как в виде традиционного опроса студентов, выступления с докладами с последующим их обсуждением, так и в виде выполнения практических заданий («Storytelling») (2 часа), тренингов («Словесная импровизация») (4 часа), разбора конкретных ситуаций («Судебное заседание») (2 часа), ролевых игр («Дебаты») (4 часа), выполнения тестовых заданий в компьютерном классе. Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку реферата или эссе на выбранную тему, конспектирование источника.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
При изучении дисциплины «Риторика» используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 20 баллов.
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям:
№ п/п |
Учебный модуль |
Максимальное количество баллов |
1 |
Модуль 1 |
30 |
2 |
Модуль 2 |
50 |
3 |
ИТОГО |
80 |
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний:
№ п/п |
Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов |
Количество баллов |
1 |
Тестирование |
0 – 4 |
2 |
Письменный реферат |
0 – 10 |
3 |
Блиц-опрос по определениям |
0 – 2 |
4 |
Ответ на теоретический вопрос |
0 – 4 |
5 |
Доклад на семинаре |
0 – 4 |
6 |
Конспектирование источника |
0 – 2 |
7 |
Академическая активность |
0 – 4 |
Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла:
№ п/п |
Учебный модуль |
Способы контроля |
1 |
Модуль 1 |
Блиц-опрос по определениям – 6 (2+2+2), доклад на семинаре – 8 (4+4); ответ на теоретический вопрос – 8 (4+4), тестирование – 4; академическая активность – 4 |
2 |
Модуль 2 |
Блиц-опрос по определениям – 4 (2+2), доклад на семинаре – 8 (4+4); ответ на теоретический вопрос – 12 (4+4+4), тестирование – 12 (4+4+4); академическая активность – 4, реферат – 20 (10+10) |
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.
Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:
90-100 баллов – «отлично»;
70-89 баллов – «хорошо»;
60-69 баллов – «удовлетворительно»;
менее 60 баллов – «неудовлетворительно».
Темы докладов (эссе), рефератов и контрольных работ приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная
-
Аннушкина, В. И. Риторика. Вводный курс : учеб. пособие / В. И. Аннушкин. – М. : Флинта; Наука, 2011. – Режим доступа : http: library.knigafund.ru/books/114163.
-
Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Риторика для юристов : учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 576 с.
-
Корнилова, Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античного мира : учеб. пособие / Е. Н. Корнилова. – М. : Издательство МГУ, 2010. – Режим доступа : http: library.knigafund.ru/books/68123.
-
Хазагеров, Г. Г. Риторика /Г. Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов. – Изд 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 379 с. - Режим доступа : http: library.knigafund.ru/books/106474.
Дополнительная
-
Аристотель. Риторика. Античные риторики/под ред. А. А. Тахо-Годи – М. : Изд-во МГУ, 1978. – 352 с.
-
Гаспаров, М. Л. Цицерон и античная риторика. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. - М. ; 1974.
-
Граудина, Л. К. Теория и практика русского красноречия / Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич. – М. : Либроком, 2009. – 256 с.
-
Кузнецов, И. Н. Риторика, или Ораторское искусство: учеб. пособие /И. Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 431 с. -Режим доступа : http: library.knigafund.ru/books/14567.
-
Леммерман, Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями: Пер с нем. / Хайнц Леммерман. – М. : Интерэксперт, 1998. – 256 с.
-
Ломоносов, М. В. Краткое руководство к красноречию. Избранная проза / М.В.Ломоносов. – М. : Сов Россия, 1986. – 542 с.
-
Морган, Н. Ораторское искусство / Н. Морган ; пер. с англ. Н. Г. Владимирова. – М. : Вершина, 2005. – 240 с.
-
Ораторы Греции. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 496 с.
-
Плевако, Ф. Н. Избранные речи / Ф. Н. Плевако. – М. : Юрайт, 2008. – 656 с.
10. Поварнин, С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. Поварнин. – М. : Флинта ; Наука, 2009. – 120 с.
11. Рождественский, Ю. А. Теория риторики : учеб. пособие / Ю. В. Рождественский; под ред. В. И. Аннушкина. – 3-е изд. – М.: Флинта, 2004. – 512 с.
-
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)/под ред. Л. М. Брагиной. – М. : Изд-во МГУ, 1985.- 384 с.
-
Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. – М. : Наука, 1974. – 474 с.
-
Шахиджанян, В. В. Учимся говорить публично / В. В. Шахиджанян. – М. : Вагриус, 2008. – 464 с.
Методические рекомендации
-
Скрипник, К. Д. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, подготовке рефератов и докладов по риторике / К. Д. Скрипник. – Ростов н/Д : РИО Ростовского филиала РТА, 2009.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Для освоения учебного материала по дисциплине возможно воспользоваться материалами, расположенными на следующих сайтах:
www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
www.law.ru – Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»
www.igro.ru – сайт Центра современных речевых технологий
www.rodchenko.ru – авторский сайт И.Родченко
http://books2b.ru – сайт, содержащий значительное число электронных книг и статей по ораторскому искусству и риторике