Файл: Работы Налог на добавленную стоимость как источник формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
из наиболее "криминальных" и проблематичных для бухгалтера налогов – его противозаконно возмещают из бюджета компании-однодневки, а бухгалтерам порядочных компаний требуется обосновывать возможность на приобретение вычета.
Федеральный бюджет - это централизованный финансовый фонд, который формируется для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий.
Рассмотрим динамику налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Краткая информация о поступлениях дохода в федеральный бюджет за 2016 - 2018 гг.
Таким образом, из анализа показателей мы видим, что с каждым годом общий доход увеличивается. В 2016 году доход государства составил 13460 млрд. руб., в 2017 году – 15088,9 млрд. руб., в 2018 году - 19 454,7 млрд. руб. Можно сделать вывод, что доход 2018 года увеличился на 5 994,7 млрд. руб., а это в 1,5 раз больше, чем в 2016 году.
Основную долю налоговых поступлений занимают ненефтегазовые доходы и составляют в среднем 60 % от общих поступлений в бюджет государства.
Если рассматривать основные показатели доходов более подробно, можно отметить, что наиболее весомым является НДС. В 2018 году налог на добавленную стоимость составил 6016,7 млрд. руб., а это около 34% от ненефтегазовых доходов.
Значительный темп роста наблюдается у такого показателя, как налог на прибыль, который составляет 5 %. В 2016 году сумма поступлений составила 491млрд. руб., в 2017 году уже 762,4 млрд. руб., а в 2018 году 995,5 млрд. руб.
Немаловажную роль в формировании доходов государственного бюджета играют акцизы, которые занимают примерно 5% от ненефтегазовых поступлений:
2016 год: в бюджет поступило 694,3 млрд. руб.; 2017 год: 987,8 млрд. руб.;
2018 год: 957 млрд. руб.
Еще один вид дохода, связанный с импортом – ввозные пошлины. Их доля от ненефтегазовых поступлений 4%:
2016 год – 563,9 млрд. руб.;
2017 год – 583,2 млрд. руб.;
2018 год – 665,8 млрд. руб.
Прочие доходы занимают в среднем 13% среди ненефтегазовых доходов.
Вторую часть общих доходов в бюджете государства занимают нефтегазовые доходы – 46%. В 2016 году бюджет государства пополнился на 4844 млрд. руб., в 2017 году на 5 971,9 млрд. руб. Существенно возрастают нефтегазовые доходы в 2018 году, пополняя бюджет на 9 017,8 млрд. руб.
Согласно результатам анализа, заметен рост почти всех видов налога.
По мнению экономистов, это увеличение может быть обусловлено такими
факторами, как: увеличение налогооблагаемой основы из-за повышения производства валового внутреннего продукта, стагнации экономики, увеличения контрольной работы налоговых организаций.
Таким образом, анализ структуры доходов в федеральный бюджет РФ за 2016 - 2018гг. показал, что бюджет государства, в большей степени, формируется за счет ненефтегазовых поступлений, одним из которых является НДС. Проведенный анализ также говорит о положительной динамике налоговых поступлений в государственный бюджет.
Чтобы понять, какую роль играет НДС в формировании доходной части федерального бюджета, обратимся к официальным данным Министерства Финансов Российской Федерации, представленные в таблице 1.
Из таблицы 1 мы видим, что сумма НДС за 2016 год составила 4571
млрд. руб., за 2017 год – 5137,1 млрд. руб., за 2018 год – 6016,7 млрд. руб. Заметим, что с каждым годом прибыль от НДС только увеличивается.
В первом разделе нашей аналитической работы, мы рассмотрели, какую часть занимают все поступления в общем доходе бюджета. На рисунке
1 более наглядно представлено, какое место занимает НДС среди всех доходов бюджета за 2016 – 2018 гг.
Рисунок 1 – Поступления доходов в общий бюджет государства за 2016 - 2018гг., в %
Таким образом, из рисунка 1 видно, что НДС занимает второе место в доходной части федерального бюджета - 34 %:
2016 год: нефтегазовые доходы составляют 36 %, НДС - 34 %, прочие ненефтегазовые доходы - 30%;
2017 год: нефтегазовые доходы - 40 %, НДС - 34 %, прочие ненефтегазовые доходы - 26%;
2018 год: нефтегазовые доходы - 46 %, НДС - 31 %, прочие ненефтегазовые доходы - 23%.
Рассмотрим, какую долю занимает НДС среди основных налоговых поступлений в консолидированном бюджете РФ, в 2015 году. Данные представлены на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 – Структура доходов консолидированного бюджета по состоянию на 2015 год
Таким образом, на рисунке 1.2 видно, что НДС составляет большую часть среди основных налоговых поступлений и занимает 1 место. В отличие от НДПИ и налога на прибыль, НДС в меньшей степени подвержен влиянию мировых цен на сырье и энергоносители, что позволяет ему обеспечивать
финансовую стабильность государства в долгосрочной перспективе.
Необходимо также отметить, что поступления НДС бывают как от товаров, ввозимых на территорию РФ, так и от товаров, реализуемых на
территории РФ. Динамика поступлений НДС в федеральный бюджет за период с 2006 по 2017 года представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика поступлений НДС в бюджет государства за 2006 - 2017 гг.
Согласно данным, представленным в таблице 2, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение НДС от товаров, реализуемых на территории РФ и от товаров, ввозимых на территорию РФ. Рассмотрим более наглядно динамику собираемости НДС за 2006 - 2017 гг., представленные на рисунках 1.3 и
-
Анализ поступлений НДС в федеральный бюджет Российской Федерации за 2016 - 2018 годы-
Структура и динамика налоговых доходов федерального бюджета
-
Федеральный бюджет - это централизованный финансовый фонд, который формируется для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий.
Рассмотрим динамику налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Краткая информация о поступлениях дохода в федеральный бюджет за 2016 - 2018 гг.
| 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |||
млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | |
Доходы, всего | 13 460 | 100 | 15 088,9 | 100 | 19 454,7 | 100 |
| ||||||
Нефтегазовые доходы | 4 844,0 | 36 | 5 971,9 | 40 | 9 017,8 | 46 |
Ненефтегазовые доходы | ||||||
Связанные с внутренним производством: | ||||||
НДС (внутрений) | 2 657,4 | 20 | 3 069,9 | 20 | 3 574,6 | 18 |
Акцизы | 632,2 | 5 | 909,6 | 6 | 860,7 | 4 |
Налог на прибыль | 491 | 4 | 762,4 | 5 | 995,5 | 5 |
Связанные с импортом: | ||||||
НДС на ввозимые товары | 1 913,6 | 14 | 2 067,2 | 14 | 2 442,1 | 13 |
Акцизы на ввозимые товары | 62,1 | 0,5 | 78,2 | 1 | 96,3 | 0.5 |
Ввозные пошлины | 563,9 | 4 | 583,2 | 4 | 665,8 | 3 |
| ||||||
Прочие | 2 295,8 | 17 | 1 646,5 | 11 | 1 801,9 | 9 |
Таким образом, из анализа показателей мы видим, что с каждым годом общий доход увеличивается. В 2016 году доход государства составил 13460 млрд. руб., в 2017 году – 15088,9 млрд. руб., в 2018 году - 19 454,7 млрд. руб. Можно сделать вывод, что доход 2018 года увеличился на 5 994,7 млрд. руб., а это в 1,5 раз больше, чем в 2016 году.
Основную долю налоговых поступлений занимают ненефтегазовые доходы и составляют в среднем 60 % от общих поступлений в бюджет государства.
Если рассматривать основные показатели доходов более подробно, можно отметить, что наиболее весомым является НДС. В 2018 году налог на добавленную стоимость составил 6016,7 млрд. руб., а это около 34% от ненефтегазовых доходов.
Значительный темп роста наблюдается у такого показателя, как налог на прибыль, который составляет 5 %. В 2016 году сумма поступлений составила 491млрд. руб., в 2017 году уже 762,4 млрд. руб., а в 2018 году 995,5 млрд. руб.
Немаловажную роль в формировании доходов государственного бюджета играют акцизы, которые занимают примерно 5% от ненефтегазовых поступлений:
2016 год: в бюджет поступило 694,3 млрд. руб.; 2017 год: 987,8 млрд. руб.;
2018 год: 957 млрд. руб.
Еще один вид дохода, связанный с импортом – ввозные пошлины. Их доля от ненефтегазовых поступлений 4%:
2016 год – 563,9 млрд. руб.;
2017 год – 583,2 млрд. руб.;
2018 год – 665,8 млрд. руб.
Прочие доходы занимают в среднем 13% среди ненефтегазовых доходов.
Вторую часть общих доходов в бюджете государства занимают нефтегазовые доходы – 46%. В 2016 году бюджет государства пополнился на 4844 млрд. руб., в 2017 году на 5 971,9 млрд. руб. Существенно возрастают нефтегазовые доходы в 2018 году, пополняя бюджет на 9 017,8 млрд. руб.
Согласно результатам анализа, заметен рост почти всех видов налога.
По мнению экономистов, это увеличение может быть обусловлено такими
факторами, как: увеличение налогооблагаемой основы из-за повышения производства валового внутреннего продукта, стагнации экономики, увеличения контрольной работы налоговых организаций.
Таким образом, анализ структуры доходов в федеральный бюджет РФ за 2016 - 2018гг. показал, что бюджет государства, в большей степени, формируется за счет ненефтегазовых поступлений, одним из которых является НДС. Проведенный анализ также говорит о положительной динамике налоговых поступлений в государственный бюджет.
-
Анализ влияния НДС на доходы бюджета Российской Федерации и последствий его повышения в 2019 году
Чтобы понять, какую роль играет НДС в формировании доходной части федерального бюджета, обратимся к официальным данным Министерства Финансов Российской Федерации, представленные в таблице 1.
Из таблицы 1 мы видим, что сумма НДС за 2016 год составила 4571
млрд. руб., за 2017 год – 5137,1 млрд. руб., за 2018 год – 6016,7 млрд. руб. Заметим, что с каждым годом прибыль от НДС только увеличивается.
В первом разделе нашей аналитической работы, мы рассмотрели, какую часть занимают все поступления в общем доходе бюджета. На рисунке
1 более наглядно представлено, какое место занимает НДС среди всех доходов бюджета за 2016 – 2018 гг.
Рисунок 1 – Поступления доходов в общий бюджет государства за 2016 - 2018гг., в %
Таким образом, из рисунка 1 видно, что НДС занимает второе место в доходной части федерального бюджета - 34 %:
2016 год: нефтегазовые доходы составляют 36 %, НДС - 34 %, прочие ненефтегазовые доходы - 30%;
2017 год: нефтегазовые доходы - 40 %, НДС - 34 %, прочие ненефтегазовые доходы - 26%;
2018 год: нефтегазовые доходы - 46 %, НДС - 31 %, прочие ненефтегазовые доходы - 23%.
Рассмотрим, какую долю занимает НДС среди основных налоговых поступлений в консолидированном бюджете РФ, в 2015 году. Данные представлены на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 – Структура доходов консолидированного бюджета по состоянию на 2015 год
Таким образом, на рисунке 1.2 видно, что НДС составляет большую часть среди основных налоговых поступлений и занимает 1 место. В отличие от НДПИ и налога на прибыль, НДС в меньшей степени подвержен влиянию мировых цен на сырье и энергоносители, что позволяет ему обеспечивать
финансовую стабильность государства в долгосрочной перспективе.
Необходимо также отметить, что поступления НДС бывают как от товаров, ввозимых на территорию РФ, так и от товаров, реализуемых на
территории РФ. Динамика поступлений НДС в федеральный бюджет за период с 2006 по 2017 года представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика поступлений НДС в бюджет государства за 2006 - 2017 гг.
год | Внутренний НДС | НДС на ввозимые товары |
2006 | 924,2 | 586,7 |
2007 | 1 390,4 | 871,1 |
2008 | 998,4 | 1 133,8 |
2009 | 1 176,6 | 873,4 |
2010 | 1 328,7 | 1 169,5 |
2011 | 1 753,2 | 1 497,2 |
2012 | 1 886,1 | 1 659,7 |
2013 | 1 868,2 | 1 670,8 |
2014 | 2 181,4 | 1 750,2 |
2015 | 2 448,3 | 1 785,2 |
2016 | 2 657,4 | 1 913,6 |
2017 | 3 069,9 | 2 067,2 |
Согласно данным, представленным в таблице 2, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение НДС от товаров, реализуемых на территории РФ и от товаров, ввозимых на территорию РФ. Рассмотрим более наглядно динамику собираемости НДС за 2006 - 2017 гг., представленные на рисунках 1.3 и