Файл: Работы Налог на добавленную стоимость как источник формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
из наиболее "криминальных" и проблематичных для бухгалтера налогов его противозаконно возмещают из бюджета компании-однодневки, а бухгалтерам порядочных компаний требуется обосновывать возможность на приобретение вычета.

  1. Анализ поступлений НДС в федеральный бюджет Российской Федерации за 2016 - 2018 годы

    1. Структура и динамика налоговых доходов федерального бюджета


Федеральный бюджет - это централизованный финансовый фонд, который формируется для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий.

Рассмотрим динамику налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Краткая информация о поступлениях дохода в федеральный бюджет за 2016 - 2018 гг.





2016 г.

2017 г.

2018 г.

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

%

Доходы, всего

13 460

100

15 088,9

100

19 454,7

100




Нефтегазовые

доходы

4 844,0

36

5 971,9

40

9 017,8

46

Ненефтегазовые доходы

Связанные с внутренним производством:

НДС (внутрений)

2 657,4

20

3 069,9

20

3 574,6

18

Акцизы

632,2

5

909,6

6

860,7

4

Налог на прибыль

491

4

762,4

5

995,5

5

Связанные с импортом:

НДС на ввозимые

товары

1 913,6

14

2 067,2

14

2 442,1

13

Акцизы на ввозимые

товары

62,1

0,5

78,2

1

96,3

0.5

Ввозные пошлины

563,9

4

583,2

4

665,8

3




Прочие

2 295,8

17

1 646,5

11

1 801,9

9


Таким образом, из анализа показателей мы видим, что с каждым годом общий доход увеличивается. В 2016 году доход государства составил 13460 млрд. руб., в 2017 году – 15088,9 млрд. руб., в 2018 году - 19 454,7 млрд. руб. Можно сделать вывод, что доход 2018 года увеличился на 5 994,7 млрд. руб., а это в 1,5 раз больше, чем в 2016 году.

Основную долю налоговых поступлений занимают ненефтегазовые доходы и составляют в среднем 60 % от общих поступлений в бюджет государства.

Если рассматривать основные показатели доходов более подробно, можно отметить, что наиболее весомым является НДС. В 2018 году налог на добавленную стоимость составил 6016,7 млрд. руб., а это около 34% от ненефтегазовых доходов.

Значительный темп роста наблюдается у такого показателя, как налог на прибыль, который составляет 5 %. В 2016 году сумма поступлений составила 491млрд. руб., в 2017 году уже 762,4 млрд. руб., а в 2018 году 995,5 млрд. руб.

Немаловажную роль в формировании доходов государственного бюджета играют акцизы, которые занимают примерно 5% от ненефтегазовых поступлений:

2016 год: в бюджет поступило 694,3 млрд. руб.; 2017 год: 987,8 млрд. руб.;

2018 год: 957 млрд. руб.

Еще один вид дохода, связанный с импортом – ввозные пошлины. Их доля от ненефтегазовых поступлений 4%:

2016 год 563,9 млрд. руб.;

2017 год 583,2 млрд. руб.;



2018 год 665,8 млрд. руб.

Прочие доходы занимают в среднем 13% среди ненефтегазовых доходов.

Вторую часть общих доходов в бюджете государства занимают нефтегазовые доходы – 46%. В 2016 году бюджет государства пополнился на 4844 млрд. руб., в 2017 году на 5 971,9 млрд. руб. Существенно возрастают нефтегазовые доходы в 2018 году, пополняя бюджет на 9 017,8 млрд. руб.

Согласно результатам анализа, заметен рост почти всех видов налога.

По мнению экономистов, это увеличение может быть обусловлено такими

факторами, как: увеличение налогооблагаемой основы из-за повышения производства валового внутреннего продукта, стагнации экономики, увеличения контрольной работы налоговых организаций.

Таким образом, анализ структуры доходов в федеральный бюджет РФ за 2016 - 2018гг. показал, что бюджет государства, в большей степени, формируется за счет ненефтегазовых поступлений, одним из которых является НДС. Проведенный анализ также говорит о положительной динамике налоговых поступлений в государственный бюджет.

    1. Анализ влияния НДС на доходы бюджета Российской Федерации и последствий его повышения в 2019 году

Чтобы понять, какую роль играет НДС в формировании доходной части федерального бюджета, обратимся к официальным данным Министерства Финансов Российской Федерации, представленные в таблице 1.

Из таблицы 1 мы видим, что сумма НДС за 2016 год составила 4571
млрд. руб., за 2017 год – 5137,1 млрд. руб., за 2018 год – 6016,7 млрд. руб. Заметим, что с каждым годом прибыль от НДС только увеличивается.

В первом разделе нашей аналитической работы, мы рассмотрели, какую часть занимают все поступления в общем доходе бюджета. На рисунке


1 более наглядно представлено, какое место занимает НДС среди всех доходов бюджета за 2016 – 2018 гг.

Рисунок 1 – Поступления доходов в общий бюджет государства за 2016 - 2018гг., в %

Таким образом, из рисунка 1 видно, что НДС занимает второе место в доходной части федерального бюджета - 34 %:

2016 год: нефтегазовые доходы составляют 36 %, НДС - 34 %, прочие ненефтегазовые доходы - 30%;

2017 год: нефтегазовые доходы - 40 %, НДС - 34 %, прочие ненефтегазовые доходы - 26%;

2018 год: нефтегазовые доходы - 46 %, НДС - 31 %, прочие ненефтегазовые доходы - 23%.


Рассмотрим, какую долю занимает НДС среди основных налоговых поступлений в консолидированном бюджете РФ, в 2015 году. Данные представлены на рисунке 1.2

Рисунок 1.2 – Структура доходов консолидированного бюджета по состоянию на 2015 год

Таким образом, на рисунке 1.2 видно, что НДС составляет большую часть среди основных налоговых поступлений и занимает 1 место. В отличие от НДПИ и налога на прибыль, НДС в меньшей степени подвержен влиянию мировых цен на сырье и энергоносители, что позволяет ему обеспечивать
финансовую стабильность государства в долгосрочной перспективе.

Необходимо также отметить, что поступления НДС бывают как от товаров, ввозимых на территорию РФ, так и от товаров, реализуемых на

территории РФ. Динамика поступлений НДС в федеральный бюджет за период с 2006 по 2017 года представлена в таблице 2.

Таблица 2 Динамика поступлений НДС в бюджет государства за 2006 - 2017 гг.


год

Внутренний НДС

НДС на ввозимые товары

2006

924,2

586,7

2007

1 390,4

871,1

2008

998,4

1 133,8

2009

1 176,6

873,4

2010

1 328,7

1 169,5

2011

1 753,2

1 497,2

2012

1 886,1

1 659,7

2013

1 868,2

1 670,8

2014

2 181,4

1 750,2

2015

2 448,3

1 785,2

2016

2 657,4

1 913,6

2017

3 069,9

2 067,2

Согласно данным, представленным в таблице 2, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение НДС от товаров, реализуемых на территории РФ и от товаров, ввозимых на территорию РФ. Рассмотрим более наглядно динамику собираемости НДС за 2006 - 2017 гг., представленные на рисунках 1.3 и