Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


полной мере относится и к праву на образование.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС2

дошкольного, начального общего,

основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность

высшего образования, если образование данного уровня гражданин

получает впервые.

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных

организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и

шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здо-

1 Куртапова Т.П. Конституционные основы права человека и гражданина

на образование в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право.

2009. № 2.

2 ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.

8

ровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам

начального общего образования в более раннем или более позднем

возрасте (ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф

«Об образовании в Российской Федерации»1

(далее — Федеральный

закон № 273-ФЗ)).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным

программам должны обеспечивать также прием в образовательную

организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за

которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3

ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ).

Прием детей в первый класс государственных и муниципальных

общеобразовательных организаций всех типов на конкурсной основе

осуществлять запрещается. При этом разрешен индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные

образовательные организации для получения основного общего и

среднего общего образования с углубленным изучением отдельных

учебных предметов или для профильного обучения (например, по кадетским, инженерным, медицинским, гимназическим или лицеистским программам) допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.


Введение индивидуального отбора обучающихся для получения

образования по программам с углубленным изучением отдельных

учебных предметов или для профильного обучения с 01.09.2013 обусловлено тем, что образовательные организации без соответствующего отбора не могут гарантировать высокие результаты качества образования.

Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме

либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы

основного общего и среднего общего образования, интегрированные с

дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на

основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию

соответствующим видом спорта (ч. 5 и 6 ст. 67 Федерального закона

№ 273-ФЗ).

1 Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

9

Конституционное право на общедоступное и бесплатное образование означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также

иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство

возможностей при получении образования предполагает равный доступ в государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные на территории РФ1

.

Все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей в процессе аттестации дошкольных образовательных организаций, при аттестации педагогических и руководящих работников, при переходе детей из дошкольной образовательной

организации в первый класс общеобразовательной школы.

Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт,

что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно

поздно, и то образование, которое он получает, в большей мере способствует их проявлению.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики

(даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного



возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и

служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные

тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты тестирования. Они могут оказать негативное влияние как

на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.



Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится; как будут использованы ее результаты?

Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за

процессом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход.

В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П «По делу

о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от

22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты

Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих

принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы”» //

Собрание законодательства РФ. 2006. № 22. Ст. 2375.

10

Однако некоторые образовательные организации используют систему тестирования уровня развития детей для отбора их в определенную образовательную организацию, в каждой из которых реализуется особая образовательная программа. Тестирование развития ребенка «на входе» в образовательную программу с целью его отбора

вольно или невольно исходит из презумпции, что одни дети «способны» к ее освоению, а другие — нет. Тем самым делается заявка на тестирование способностей детей в очень раннем возрасте, что буквально противоречит основным законам развития личности и психики ребенка.

Производя такого рода отбор, педагог закрывает ребенку возможность для развития в этом направлении и, возможно, навязывает ему

менее перспективный для него путь образования, исходя из личных

субъективных представлений об уровне его развития, а не из реальных интересов ребенка. Так создается ситуация, при которой образовательная организация выбирает «удобных» ему детей, прикрываясь

интересами ребенка, фактически нарушая его право на образование,

вместо того, чтобы обеспечивать в соответствии с ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ и письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.01.1999 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного


образования»1

право родителей на выбор образовательной организации для своих детей.

Каждый человек один раз может бесплатно получить в Российской

Федерации общее образование и среднее профессиональное образование. В соответствии с ч. 4 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ с

января 2013 г. прием на обучение по образовательным программам

среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Повторное обучение по общеобразовательным программам

осуществляется на платной основе. Рассматриваемое право реализуется путем подачи документов в образовательную организацию.

Согласно Порядку приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего

общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от

22.01.2014 № 321

, прием граждан на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего

образования (далее — ОООД), осуществляется по личному заявлению

родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного

1 Образование в документах. 1999. № 9.

1

Российская газета. 11.04.2014. № 83.

11

представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской

Федерации в соответствии со ст. 10 Федерального закона от

25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в

Российской Федерации»

1

.

ОООД может осуществлять прием указанного заявления в форме

электронного документа с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования.

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка

указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество (последнее

— при наличии) ребенка; дата и место рождения ребенка; фамилия,

имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка; адрес

места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

Примерная форма заявления размещается ОООД на информационном стенде и (или) на официальном сайте ОООД в сети Интернет.