Файл: Введение особенности социализации детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………....3

1. Особенности социализации детей дошкольного возраста

1.1.Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста……...6

1.2. Специфика процесса социализации детей дошкольного возраста………13
2. Теоретические основы влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей дошкольного возраста

2.1. Особенности фольклорно-танцевальной среды…………………………..35

2.2. Экспериментальное изучение психологических особенностей социализации дошкольников…………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….61

Список литературы……...……………………………………………………….64

Приложение…..……………………………………………………………….....71

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. В условиях современного мира с огромным потоком информации и ограниченным живым общением с природой и другими людьми человек сталкивается с множеством различных проблем, которые могут привести к стрессовым состояниям, агрессивному поведению, спровоцировать нервное и физическое истощение. Дети находятся в тех же объективных условиях, что и взрослые, но они гораздо меньше защищены от воздействий окружающей среды. У них еще недостаточно сформированы психические процессы, личностная и эмоционально-волевая сферы, представление о себе и мире. Кроме этого, дети сильно зависят от окружающих людей, которые зачастую испытывают нехватку свободного времени.

В настоящее время основную роль в социальном развитии детей вынуждено взять на себя дополнительное образование, представленное различными творческими объединениями и имеющее большие потенциальные возможности в социальной адаптации и самореализации детей разных возрастов. Правильно организованная и искусственно созданная творческая среда позволяет решать широкий круг задач психофизического развития, а также благотворно влияет на воспитание толерантности и доброжелательного отношения к людям в рамках общей деятельности.

В науке глубоко и разносторонне изучены вопросы развития личности человека, его социализации на разных возрастных этапах, в частности, в  дошкольном возрасте. Существует также достаточно широкий круг работ, посвященных детскому фольклору и его педагогическим возможностям (Н.И.Бочкарёва, В.П.Аникина, О.И.Капица, М.Н.Мельников и др.). Однако на сегодняшний день существует ряд вопросов влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей дошкольного возраста. Не достаточно методических разработок.


Таким образом, возникли противоречия:

- между потенциальными возможностями фольклорно-танцевальной среды и созданием пространства общения (в случае фольклорно-танцевальных занятий это — пространство танцевального или игрового круга);

- между введением норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и использованием различных форм деятельности в этом пространстве (танец, пение, игра, импровизация).

Решение этих противоречий определило проблему исследования: создание психолого-педагогических условий организации фольклорно-танцевальной среды, влияющей на социализацию детей  дошкольного возраста.

Объект выпускной квалификационной работы: социализация детей дошкольного возраста.

Предмет фольклорно-танцевальная среда и ее влияние на социализацию детей дошкольного возраста.

Цель выпускной квалификационной работы: выявить особенности социализации детей дошкольного возраста в условиях фольклорно-танцевальной среды.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить и проанализировать научную и специальную литературу;

- рассмотреть психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;

- дать педагогическую характеристику фольклорно-танцевальной среды как условия успешной социализации дошкольников;

- провести экспериментальную работу по созданию фольклорно-танцевальной среды и определить педагогические условия ее влияния на социализацию детей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются: фундаментальные научные теории о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, о единстве человека и общества, человека и природы (Б. М. Бим-Бад, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М. Е. Бурно и др.); общая методология педагогической науки (Г.И.Батурина, Г.Н.Волков, А.С.Белкин, Б.М. Бим, М.Б. Кожанова, Л. А. Парамонова, Е.В. Бондаревская, Г. В. Лунина и др.), теория психологии личности (Л.И. Божович, А. В. Батаршев, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А. Е. Писарева, В.С. Мухина, Ф.Ф. Харисов, А. Г. Асмолов, Р. С. Немов, Г. С. Абрамова.), теория социального становления личности (социализации) (А. В. Волохов, Г.М. Андреева, А. Г. Асмолов, Г. М. Бреслав, Н. В. Андреенкова, О. А. Герасименко, A.B. Мудрик и др.), теория управления и формирования личности в деятельности и общении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н. В. Алешина, Ш. М. Арсалиев.)

Для реализации цели и задач исследования использовались методы теоретического и эмпирического уровней познания:



- анализ психолого-педагогической литературы, документации;

- наблюдение, анализ, синтез, обобщение;

- анализ творческой деятельности дошкольников, педагогический эксперимент, статистические и математические методы обработки результатов.

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.


I.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


    1. Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства (5-6 лет) закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых двигательных навыков.Естественно, развитие ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей его жизни, воспитания, в частности физического.

       Дошкольный возраст характеризуется ускоренными темпами роста и ограниченными двигательными возможностями. Заметно изменяются пропорции тела. Повышается выносливость организма.

       Развитие нервной системы находится уже на более высоком уровне, чем у детей ясельного возраста. Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге. Характерно, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

В этом периоде ребенок активно взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Иногда этот период называют игровым, так как игра, причем преимущественно коллективная, занимает центральное место в развитии высших психических функций на данном этапе.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.  Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [1].

      Изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев сказок и художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность, появляется интерес к телесной конструкции человека [62].


      Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является
игра. Она оказывает большое влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и примеры его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Л. Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки [63].

Нельзя не согласиться с Л. Френком, утверждающим, что  играя, дети выражают  собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

      Для мышления в дошкольном возрасте характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях), по терминологии Жана Пиаже.

      Дети дошкольного возраста образно мыслят, но еще не приобрели взрослой логики рассуждения.      Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы, а вопросы, возникающие у детей этого возраста - это показатели развития их любознательности.

      Таким образом, на умственное развитие детей дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить собственное поведение.

      Восприятие в этом возрасте утрачивает свой первоначально характер: эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь: ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.


      Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте для восприятия характерно:

-  восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
- зрительное восприятие становится одним из ведущих;
-  воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);
  - совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий [ 35 ].

      В дошкольном возрасте существует еще одно универсальное средство внимания - речь. Ребенок акцентирует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя это словесно.

      В этом возрасте  значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания,  складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится более опосредованным и связанным с интересами детей к деятельности [ 2 ].

      Л. С. Выготский считал, что дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. В результате ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал [38].

      У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, сопереживает их героям, что расширяет его сферу познавательной деятельности. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.      Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией [37].

      Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

      К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Действия воображения формируются как замысел в форме наглядной модели; как образ воображаемого объекта; как образ действия с объектом.

            По мнению педагогов и психологов для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. В результате чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными и произвольными.  Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными [39 ].