Файл: Введение особенности социализации детей дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уровни | % | детей |
низкий уровень | 70 | 14 |
средний уровень | 25 | 5 |
высокий уровень | 5 | 1 |
Результаты наблюдений на констатирующем этапе помогли выявить уровень сформировавшихся качеств.
В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что одна девочка Анастасия М по всем критериям соответствовала высокому уровню, т. к. она набрала 7 баллов и проявляла интерес к музыкальным инструментам, к жизни и быту русского народа,соблюдала все нормы и правила,доказала свою самостоятельность и коммуникативность.Среднему уровню соответствовали 5 человек: Василий Н,Андрей К,Елена В,Данил Д и Влада В у них наблюдалась ярко выраженная самостоятельность и творческая активность, всем очень нравилась игра на музыкальных инструментах и так же на высоком уровне оказалось поведение в игровых ситуациях. Остальные же дети занимали пассивные позиции, не выражали ярко выраженный интерес.
Рисунок 2.Диаграмма. Контрольный этап исследования.
уровень | % | Детей |
низкий уровень | 5 | 1 |
средний уровень | 75 | 15 |
высокий уровень | 20 | 4 |
Таблица 2. Результаты контрольного наблюдения.
№ | Имя ребенка | Интерес к музыкальным инструментам | Поведение в игровых ситуциях | Интерес к жизни и быту русского народу | Коммуникативность ребенка. | Самостоятельность ребенка. | Проявление творческой активности. | Соблюдение норм и правил ребёнком. | Итого | Уровень |
1 | Екатерина П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | высокий уровень |
2 | Василий Н. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
3 | Светлана Л. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 | высокий уровень |
4 | Андрей К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 | средний уровень |
5 | Елена В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | высокий уровень |
6 | Анастасия М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | высокий уровень |
7 | Стас Ю. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
8 | Ульяна С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 | средний уровень |
9 | Павел М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
10 | Саша В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 | средний уровень |
11 | Данил Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 6 | средний уровень |
12 | Максим П. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
13 | Вика Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
14 | Диана А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
15 | Алексей Т. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
16 | Антон А. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | низкий уровень |
17 | Артем Л. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
18 | Влада В. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | средний уровень |
19 | Слава Л. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | средний уровень |
20 | Костя К. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
На контрольном этапе наблюдения выразилась значительная динамика учащихся (Таблица 2).Высокий уровень уже наблюдается у 4 детей это 7 -8баллов. Значимый прогресс наблюдался у основной массы учащихся,а именно 15 детей из 20 набрали средний балл. Интуитивное тяготение к предметам народной культуры, интерес к танцевальному народному творчеству, проявление творческой активности. Дети стали самостоятельными, творчески активными, появилось понятие о соблюдении определённых норм и правил. Лишь Антон Аксёнов остался с низким уровнем, он набрал всего 3 балла, но незначительные проявления творческой активности и интерес к народному творчеству дают основания предположить о его дальнейшей динамике.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.
На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей к проблеме исследования.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (60%) характерно положительное отношение к традициям, в семьях вспоминают традиции предков, рассказываются сказки, поют народные песни. Лишь (10%) родителей считают своих детей социально адаптируемыми в обществе, 20% детей интересуются народным творчеством,15% родителей вместе с детьми посещают культурные мероприятия, и лишь 23% считают своего ребёнка коммуникативным. Желание узнать больше, помочь педагогу по мере возможности в приобщении детей к традициям народа выразили желание все родители, это и стало хорошим подспорьем в работе.
Контрольный срез выявил уровень усвоения детьми традиций народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной и коммуникативной деятельности.
Таблица 3. Результаты анкетирования родителей констатирующего и контрольного этапов.
Результаты анкетирования | Этапы исследований | |
констатирующий | Контрольный | |
% | ||
Ребенок социально адаптируемый | 10 | 60 |
Дети интересуются традициями своей семьи и предков. | 60 | 75 |
Дети интересуются народным творчеством | 20 | 45 |
Интерес детей к культурным мероприятиям | 15 | 40 |
Родители считают ребенка коммуникабельным | 23 | 53 |
Представленные данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней. Результаты контрольного анкетирования родителей показало, что характерно возросло положительное отношение к традициям своей семьи 75%, вспоминают традиции предков, рассказываются сказки, поют народные песни. 60% родителей считают своих детей социально адаптируемыми в обществе, 45% детей интересуются народным творчеством, 40% родителей вместе с детьми посещают культурные мероприятия, особенно любят концерты и программы ШСНТ «Русские забавы», и 53% считают своего ребёнка
коммуникативным.
Эти этапы исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
Кроме этого в практику работы с детьми на будущее следует включить:
-посещение выставок и мини-музеев;
-совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов).
Рисунок 3. Диаграмма результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт указывают на необходимость систематической и целенаправленной работы по созданию специального педагогического пространства, образовательной среды, которые будут способствовать социализации дошкольников.
В процессе опытно-экспериментальной работы было разработано приложение к программе ШСНТ «Русские забавы», результат этой работы показал динамику образовательного процесса. Создание фольклорно-танцевальной среды и легло в основу приложения к программе, включающих народные танцы и фольклорные игры. Все занятия имели общую задачу, обладали структурным единством и были нацелены на освоение танцевальной деятельности, расширение круга общения учащихся, развитие коммуникативных способностей, формирование адекватной самооценки, само восприятия, самосознания, формирование образа тела, развитие координации движений, снятие мышечных зажимов, а также воспитание толерантного отношения к другим людям и культуре.
У детей появилось стремление к более глубокому межличностному общению . Коллектив стал более однородный и мобильный, а атмосфера в группе более комфортной и открытой для взаимодействия дошкольников между собой. Ярче прослеживается стремление к взаимному познанию, пониманию и принятию; к взаимному влиянию и взаимопомощи между детьми; к совместному решению проблем и конфликтов; обмену информацией в благоприятной для партнеров атмосфере. Заметно снизился фон тревожности, враждебности, конфликтности , а чувство защищенности и уверенности в себе возросли. Учащиеся стали более внимательно относиться к себе и окружающим, интересоваться культурой своего народа и своей Родины.
Экспериментально обосновано, что для эффективного влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию дошкольников необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
1. создание пространства общения (относительно фольклорно-танцевальных занятий это — пространство танцевального или игрового круга);
2. использование различных форм деятельности в этом пространстве (танец, пение, игра, импровизация);
3. введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и их участие в деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в опытно-экспериментальной работе.
Анализ полученных результатов работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Проведенная теоретическая и практическая работа показала, что с помощью искусства можно успешно преодолевать трудности социализации современных детей, поскольку оно обладает интеграционными возможностями: включает детей в свободную творческую деятельность, способствует гармонизации межличностных взаимоотношений, богато приемами терапевтической коррекции индивидуального развития ребенка.
2. Исследованием доказана возможность использования фольклорно-танцевальной среды с целью социализации дошкольников, так как она выполняет социализирующую, терапевтическую, развивающую и воспитательную функции, а ее психолого-педагогический потенциал связан с несоревновательностью и отсутствием оценки. Преимущество фольклорно-танцевальных занятий в том, что они допускают разный уровень исполнения, благотворно влияют на развитие у детей пространственных представлений, создают положительный эмоциональный фон, формируют навыки общения.
3. Разработанная методика проведения фольклорно-танцевальных занятий активизирует социальное развитие учащихся, о чем свидетельствует динамика изменений, произошедших у них в ходе эксперимента во всех сферах социализации — деятельности, общении и самосознании.
4. Экспериментальная работа показала, что необходимо создание пространства общения, использование в нем различных форм деятельности и введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и участие в деятельности.
5. Разработанные практические материалы отражают систему педагогических требований к организаторам занятий: четко представлять цель, задачи, структуру, особенности создаваемой среды и каждого занятия в отдельности в соответствии с возрастом и конкретным составом учащихся; иметь, базовые знания в области музыки и танцевальные навыки; владеть достаточным количеством народных танцев, фольклорных игр и упражнений, обладать умением показать основные элементы танцев; чередовать виды деятельности детей; придерживаться гибкого подхода в проведении занятия, сохраняя структурные рамки и общую направленность программы; уметь поддерживать интерес к танцевально-игровой деятельности как в самих себе, так и в детях; быть всегда доброжелательными, приветливыми, поддерживать дружескую, эмоционально положительную атмосферу в группе, уделяя внимание каждому ее участнику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова, В.В. Психология развития. Словарь под. ред. A. JI. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /В.В. Абраменкова; Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С.Абрамова - 4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
3. Алексеев, Э.Фольклор в контексте современной культуры/Э.Алексеев.-М.: Советский композитор, - 1988. -56 с.
4. Алексеев, Ю.Ю.; Михеева С., Аруцева Е. Круговые терапевтические танцы/Ю.Ю.Алексеев и [др.] - М.: Ковчег , 2004. - 160 с.
5. Алешина,Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений/Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 2001. - 378 с.
7. Андреенкова, Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. - Вып. 5. - М.: 1970 - С. 38-52
8. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/В.П. Аникин. - М.: 1957. - 235с.
9. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. – М.:1996. -№ 1.
10. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – М.:1991. - № 4. - С. 33-37.
11. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003. – С. 180.
12. Архарова , Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М.: 2001. - С. 204-205.
13. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/А.Г.Асмолов. - М.: Смысл, 2001.- 416с.
14. Ахвердова ,O.A., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии/О.А.Ахвердова и [др.] - М.: 2006.- 336 с.
15. Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства/Е.Я.Басин. 3-е изд. М.: Наука, 1998 -216с.
16. Батаршев, A.B. Психология индивидуальных различий: От темпераметра — к характеру и типологии личности/А.В.Батаршев. - М.: Владос, 2001. —255 с.
17. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. – М.: 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.
18. Бахтин, М. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре/М. Бахтин. – Л.: Детская литература, 1982.-143 с.
19. Бекина, С.И., Ломова Т.П., Соковнина E.H.Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1983. -288 с.
20. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. -М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.
21. Бим-Бад ,Б.М., Петровский, A.B. Образование в контексте социализации
// Педагогика. 1997. № 1. С. 1-6.
22. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
23. Бондаревская,Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - №4. - С. 29-36.
24. Бочкарёва, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебное пособие/Н.И.Бочкарёва - Кемерово.:1999. -64 с.
25. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения: Монография/Г.М.Бреслав - М.: Педагогика, 1990.-140 с.
26. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности/Л.П.Буева - М.: 1968. - 180 с.
27. Буева ,Л.П. Человек: деятельность и общение/Л.П.Буева - М.: 1978. - 215 с.
28. Бурно ,М.Е. Терапия творческим самовыражением/М.Е.Бурно - М.: Медицина, 1989. -430 с.
29.Василенко, В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество/В.А. Василенко. - М.: Педагогика, 1969.-360.
30. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. - М.: 1996. -468 с.
31.Винникотт, Д. Игра и реальность/Д.Винникотт Институт
общегуманитарных исследований - М.: 2002. - 240 с.
32. Виноградов, Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина, вып.2/Г.С.Виноградов.- Иркутск,1924 - С. 55 -86
33. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования – образование в мире. -2002. - № 1. - С. 11.
34. Волохов, A.B. Социализация ребенка в детских общественных организациях/А.В.Волохов. - Ярославль, 1999. - 270 с.
35. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж; Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца; Предисл. О. М. Дьяченко. - М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995. -144с.
36. Ворожцова, O.A. Музыка и игра в детской психотерапии/О.А.Ворожцова - М.: Ин – т психотерапии, 2004. - 90 с.
37. Выготский, Л.С. Психология искусства/Л.С.Выготский - М.: 1986. - 572 с.
38. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка //Л.С. Выготский .Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1991. № 4.
39. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова.
М.: Педагогика, 1991. - 572 с.
40. Галкин, С.А. Воспитание. Личность. Общество/С.А.Галкин. Дубна: Феникс, 2006.- 112с.
41. Герасименко, O.A., Дименштейн, Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. М.: Теревинф, 2001. - С. 5-25
42. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество.
Вып. 9. -Л., 1971. – 186.- С.37- 45
43. Гришина , Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 1. -С. 67-73.
44. Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. – 2003- № 19 (67). - С. 10.
45. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 481-483.
46. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 17-20.
47. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2т. - Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика,1986. - С. 222-285
48. Зеньковский, В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. -297 с.
49. Измайлов, А.Б. Рождественские "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007.- С. 130-133.
50. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. - М.: Академия, 2002. – 208 с.
51. Капица, О.И. Детский фольклор/О.И.Капица - Л., 1928.
52. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд.,перераб.и доп. -СПб.: Детство-Пресс, 1998. -300 с.
53. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.
54. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
55. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. -С. 15-17.
56. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. –2.-е изд. – М.: Школьная пресса, 2001. – 144 с.
57. Кутасова, М. "Прости меня, земля-матушка": "Народная культура" в детском саду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 35-40.
58. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1 / А.Н. Леонтьев / Под ред., В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 319 с.
59. Лунина, Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников / Г.В. Лунина. – М.:1995. – 192 с.
60. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Вып. 2. – Новосибирск, 1971.
61. Мельников ,М.Н. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников- М.: 1987
62. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/А.В.Мудрик - М.: 1997. – С.188 -208.
63. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1998. – 456 с.
64. Немов , Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с.
65. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – 632 с.
66. Парамонова , Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. – М.: 1987. – 160 с.
67. Парамонова , Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 1. – С. 33-34.
68. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2002. – № 20
69. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: – Элиста, 1999. – 39 с.
70. Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. – М.: Педагогика,1987. – 84 с.
Приложение 1
Приложение к программе школы-студии «Русские забавы», подготовительная группа дети 5-6 лет
Блок №1
СЕНТЯБРЬ КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ.
I Раздел «этнография».
-
Быт, уклад жизни Труд в поле и дома. Жатва. Осенние заготовки впрок. Знакомство с орудиями труда: серп, цеп, коса, грабли. -
Народный календарь, обычаи и обряды сентября.
1 сентября. День – тепляк. Проучиваем динамическую паузу «Едет Ваня»,народная игра «Кучер и лошадки»,подвижная игра «Кузнец», «Молчанка». -
5 сентября. «Праздник брусничного пирога».Проучиваем ритмическое упражнение «Ёжик и баран»,игра «Сова» -
27 сентября – Воздвижение. «Капустница». танец «Заинька – заика» , игра «Тетёра шла» Капустные вечерки. — Время хороводов, женихов и невест, вечерок и игр молодежи. Дети знакомятся с традицией «помочей», когда девушки-»капустницы» собирались в одной избе и сообща рубили капусту.
Жанры устного народного творчества.
Пословицы и сказки о трудолюбии, осуждении лени и зависти: «Крошечка Ховрошечка», «Девочка семи летка», «Умный работник» и т.п. Считалки: «Ехал Ваня из Рязани», «Ехала белка на тележке», «Шла кукушка мимо сада»; скороговорки.
II Раздел «музыкальный фольклор».
-
Прослушивание.
Знакомство детей с народными песнями: колыбельными «Баю-баю, зыбаю» (необходимо дать сведения о колыбели (зыбке), о ее месте в доме) и плясовыми песнями «Как у наших у ворот». Дети должны различить колыбельную и плясовую. -
Пение.
Обрядовые песенки: «Нивка золотая», «Ходил козел по меже». Плясовая песня «Как у наших у ворот», потешка «Как по речке по реке», «Лудушки». -
Музыкально-фольклорные игры.
«У медведя во бору», «Гуси-Гуси!», «Каравай» — дети учатся холить в хороводе, выбирать ведущего с помощью считалки («Ехал Ваня из Рязани», «Шла кукушка мимо сада», «Ехала белка на тележке»), разыгрывать роли хозяйки, гусей, волка, медведя. Во время игры они учатся общаться, узнают о правилах поведения, например, выбирая именинника в игре «Каравай», водящий должен обязательно поклониться, тем самым, показывая свой выбор и выражая почтение к выбираемому им ребенку. -
Народная хореография.
Дети учатся ходить в хороводе, выполнять несложные движения в разминке и игре: «Пошла коза по лесу» — хлопки в ладоши, мелкая дробь ногами, покачивание головой в такт музыке.
-
Основы народного театра.
Дети пытаются изображать животных (медведя, волка, козу, гусей), хозяйку гусей, именинника. В игре «Кострома» разыгрывается небольшой спектакль.
-
Игра на музыкальных инструментах.
Дети знакомятся с шумовыми инструментами, запоминают их названия: ложки, трещотки, ,бубен. Пытаются играть на ложках («Как у наших у ворот»).
Блок №2
ОКТЯБРЬ - ЗАЗИМНИК.
I Раздел «этнография».
-
Быт, уклад жизни. Дети знакомятся со свадебными ролями: сваты, невеста, жених. -
Народный календарь, обычаи и обряды октября. -
1 октября. Арина – шиповница. Музыкально – дидактическая игра «Тихо – громко». -
7 октября. Фёкла – заревница. Игра «Кто больше завяжет узлов», «Кто быстрее заплетёт косичку», «Верёвочка».Коммуникативная игра «Паутинка» -
14 октября Батюшка Покров. Вечерки, время свадеб. Дети разыгрывают «свадебку» в музыкально-фольклорной игре «Бояре, а мы к вам пришли», танец Матрёшки.
Жанры устного народного творчества.
Загадки об овощах, в том числе и о капусте. Считалки, скороговорки. Сказка о женихе и невесте, о свадьбе.
II Раздел «музыкальный фольклор».
-
Прослушивание.
Дети знакомятся с жанром хороводной песни — «Летал, летал воробей» (игровой хоровод). Слушают игру на балалайке, таким образом, знакомясь с этим народным инструментом. -
Пение.
Потешка «Мирон-простота». Хороводная-игровая «Летал, летал воробей», шуточная песенка «Как у бабушки козел». Пальчиковая гимнастика - «Летели две птички». -
Музыкально-фольклорныеигры.
«Капустка» — дети знакомятся с этой игрой на Капустных вечерках, перенимают ее от старших детей. Пополняется запас подвижных игр: «Бабка-ежка», «Дударь», «Месим, месим тесто». Новая игра с вопросно-ответной конструкцией — «Бояре, а мы к вам пришли». Хороводная игровая «Летал, летал воробей».
-
Народнаяхореография.
«Хитрые лисята» — под музыку (барыня, комаринский, краковяк и т.п.) дети пляшут, используя несложные движения, можно усложнить игру, предложив детям танцевать парами или в кругу. «Бояре, а мы к вам пришли» — в этой игре используется движение «стенка на стенку». Знакомство с хороводом на вечерках и на занятии «Летел, летал воробей». «Хитрые лисята» — под музыку (барыня, комаринский, краковяк и т.п.) дети пляшут, используя несложные движения, можно усложнить игру, предложив детям танцевать парами или в кругу. «Бояре, а мы к вам пришли» — в этой игре используется движение «стенка на стенку». Знакомство с хороводом на вечерках и на занятии «Летел, летал воробей».
-
Основы народного театра.
«Летел, летал воробей» — изображают старушек, молодцев, девушек. «Бояре, а мы к вам пришли» исполняют роли сватов, женихов и невесты.
-
Игра на музыкальных инструментах.
Знакомство с балалайкой. Продолжают осваивать шумовые инструменты.
Блок №3
НОЯБРЬ - ВСТРЕЧА ЗИМЫ.
I Раздел «этнография».
-
Быт, уклад жизни. Дети знакомятся с устройством избы: печь, горница, сени. Узнают о мебели, которая могла находиться в избе: лавка, сундук, стол, скамейка. Яйцо - символ жизни. -
Народный календарь, обычаи и обряды ноября. -
1 ноября. Святой садок. Хоровод « Урожай собирай», игра «Подарки осени» -
12 ноября. Зимовий- синичник. Музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики», игра «Дятел»
14 ноября Кузьминки - курячьи именины. Дети участвуют в обряде, исполняют потешки и плясовые песни, угощаются обрядовой кашей с курицей. Коммуникативная игра «Иголка и нитка»,инсценировка песни «Во кузнице».
Жанры устного народного творчества.
«Теремок», «Заяц и лиса» - об избе, а также «Курочка Ряба».
II Раздел «музыкальный фольклор».
-
Прослушивание.
Новая плясовая песня «Чтой-то звонко». Наигрыши на гармошке. -
Пение.
Плясовые песни «Чтой-то звонко», «Ах, вы сени, мои сени». «Ой, ди-ди-ли» потешка, «Мак маковистый» (игровой хоровод). -
Музыкально-фольклорные игры.
«Сиди, сиди Яша», «Горшки», «Как у дядюшки Егора».
-
Народная хореография.
«Шел мужик дорогою», «Хитрые лисята» (под наигрыши на гармошке).
-
Основы народного театра.
«Кот и мышь», «Горшки» - дети изображают ярмарку, играют роли «продавцов» и «покупателя».
-
Игра на музыкальных инструментах.
Играем на шумовых инструментах в плясовых песнях. Знакомимся с наигрышами на гармошке.
Блок №4
ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ — ЧЕРЕДА ЗИМНИХ ПРАЗДНИКОВ.
I Раздел «этнография».
-
Быт, уклад жизни.Беседа о посте. Филипповский или Рождественский пост. Чтение Библии: Рождество Христово, Крещение. Обрядовая пища в Сочельник — сочиво, взвар. -
Народный календарь, обычаи и обряды декабря.
Сочельник, ночь перед Рождеством. Дети узнают, как наши предки встречали Рождество (7 января), узнают о том, как ходили колядовать, рядились для этого в козу, цыганку, медведя, черта и т.п. О святочных гаданиях, о вертепном представлении, которое показывают детям в Рождество. -
14 января - Васильев день. Обычай омовения в «иордани» на Крещение 19 января. -
Жанры устного народного творчества.
Вертепное представление «Смерть царя Ирода». Легенда о рождественской елке, из которой дети узнают почему наряжают ель, а не другое дерево.
II Раздел «музыкальный фольклор».
-
Прослушивание.
Дети знакомятся с духовной музыкой: на Рождество взрослые показывают для них вертепное представление «Смерть царя Ирода», где самым главным являются вертепные песнопения. -
Пение.
Дети подготавливают к Рождеству колядки: «Овсянь, овсянь шел по дорожке», «Я пришел прославить Христа Спасителя», «Коляда, коляда». -
Музыкально-фольклорные игры.
Проходные поцелуйные припевки «Летели две птички», «Ходит молодец молоденький», «В коршуна».
-
Народная хореография.
Повторение пройденных танцев: «Шел мужик дорогою» — краковяк, «Хитрые лисята» - пляска в кругу. Проходные игры в которых обязательно пройтись парой в центре круга.
-
Основы народного театра.
В новой игре «В коршуна» дети разыгрывают сценку, в которой участвует «коршун», «мать» и ее «цыплята». Дети участвуют в Рождественской елке, они играют роли колядовщиков, т.е. происходит диалог с «хозяевами», дети поздравляют с праздником, поют колядки и получают вознаграждение за труды - конфеты и пряники.
-
Игра на музыкальных инструментах.
Дети продолжают свое знакомство с гармошкой, стараются различать плясовые наигрыши.
Блок №5
ФЕВРАЛЬ ЗИМУ ЗАМЫКАЕТ, А МАРТ МАСЛЕНИЦУ ВСТРЕЧАЕТ.
I Раздел «этнография».
-
Быт, уклад жизни.Дети знакомятся с русской печкой, узнают пословицы и предметы связанные с ней: не красна изба углами, а красна пирогами; все, что есть в печи, все на стол мечи; умей в гости звать, умей и угощать. Знакомство с орудиями труда: ухват, чугунок, деревянная ложка. Здесь же можно растолковать, что такое «красный угол» в избе. Новое понятие - гостеприимство. На Масленицу ходили друг к другу в гости на блины. -
Народный календарь, обычаи и обряды.
Масленица - проводы зимы, встреча весны. Масленичная неделя: понедельник - встреча, вторник - заигрыш, среда - лакомка, четверг -широкий, перелом, пятница - тещины блины, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощеный день. Дети участвуют в празднике Масленица, они учат масленичные заклички («Масленица мокрохвостка», «Широкорожая Масленица» и т.п.) и песню «Как на маслянской неделе», для них устраивается масленичный пир с блинами и пирогами, они участвуют в уличном гулянье, где сжигают чучело Масленицы вместе со взрослыми.
-
Жанры устного народного творчества.
Знакомство со сказкой «Колобок», т.к. к Масленице детская группа должна подготовить маленький спектакль по мотивам этой сказки. Масленичные заклички. Сказка «Соломенная Масленица».
II Раздел «музыкальный фольклор».
-
Прослушивание.
Прослушивание записей народных исполнителей, которые исполняют знакомые детям произведения: «Летели деве птички», «Как у бабушки козел», «Шел мужик дорогою». Дети узнают знакомые произведения и во время прослушивания могут подпевать и повторять пройденный материал. -
Пение.
Идет подготовка сказки «Колобок», для этого всем нужно выучить песни о животных, которые участвуют в этом спектакле: «Заинька серенький» - игровой хоровод, «Волк, волк прелый бок», «Лиска, лиса» - потешка, «У медведя во бору» - игра, и песенка колобка «Я по коробу метен» ( см. сценарий сказки-спектакля «Колобок»). В финале спектакля используется плясовая песня «Как на маслянской неделе», «Ах, вы сени». -
Музыкально-фольклорные игры. -
Новые игры «Заинька серенький», «У медведя во бору», припевки которых используется в сказке «Колобок». Игра «Сова». -
Народная хореография.
Дети готовят сказку в финале которой будет исполняться плясовая песня «Как на маслянской неделе», «Ах, вы сени».
-
Основы народного театра. -
Новая игра «Сова» — дети играют роли веселых птичек и злобной Совы, они танцуют под музыку и замирают на месте, когда музыка обрывается. Самым главным в этот период является сказка «Колобок», в которой каждый готовит свою роль. -
Игра на музыкальных инструментах.
Шумовые инструменты используются в плясовой финальной песне «Как на маслянской неделе», «Ах, вы сени».
Блок №6
ВЕСНА - КРАСНА, ТЫ НА ЧЕМ ПРИШЛА?
I Раздел «этнография».
-
Быт, уклад жизни. Великий пост. Весенние полевые работы. Знакомство с орудиями труда: соха, борона, веретено. Возвращаются домой птицы: кулики, жаворонки, грачи. Праздник Пасхи. -
Народный календарь, обычаи и обряды.
Для детей проводятся постовые посиделки, где их знакомят с обычаями поста, объясняют, что такое пост, скоромная пища, дети слушают духовные стихи, играют в постовые игры, читают Библию.
22 марта Сороки — встреча первых птиц, закликание весны. Вербное воскресенье, обычаи, связанные с этим праздником, в народе вербохлест. Святая неделя. И наконец, светлый праздник Воскресения Господня — Пасха, детская группа участвует в Пасхальном вечере, где узнают о Пасхе, катают яйца, поют волочебные песни.
-
Жанры устного народного творчества.
Чтение Библии. Изучение притч: «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне». Пословицы о посте, считалки («Шел Егор через двор», «Раз, два, три, четыре», «Та-ра-ра-ли, та-та-ра»), скороговорки.
II Раздел «музыкальный фольклор».
-
Прослушивание.
На занятии и на Постовых посиделках дети знакомятся с жанром духовного стиха - «А вы голуби», «Страшный суд», а также с праздничными Пасхальными песнопениями - «Христос воскресе». -
Пение.
Дети знакомятся с веснянками: «Чувиль-виль, виль!», «Жаворонок», «Чувиль-мошна», «Ах, кулики, жаворонки», «Весна-красна», учат волочебную песню «Пройдем братцы», которую исполняют на Пасхальном вечере. Продолжают изучать плясовые песни: «Где же ты был, мой черный баран», «Куваль, куваль, кувалечек». -
Музыкально-фольклорные игры.
Постовые игры: «Ай, хрен-господин», «Редька», «Ходи в петли, ходи в рай». Другие игры: «Мышка или четыре угла», «А мы просо сеяли».
-
Народная хореография.
Игра «А мы просо сеяли» - в игре используется движение «стенка на стенку». «Ходи в петли, ходи в рай» - в этой постовой игре ребята знакомятся с «ручейком».
-
Основы народного театра.
В песне «Где же ты был, мой черный баран» дети изображают незадачливого черного барана, который попадает в разные жизненные ситуации: он работает, его бьют за недобросовестную работу, он жалуется на побои.
Дети смотрят сценки, которые подготовили старшие ребята к Пасхе «Легенда о том, как князь Владимир веру выбирал».
-
Игра на музыкальных инструментах.
Дети учатся играть на глиняных свистульках, пытаются подражать птичьим голосам, разучивают несложные мелодии веснянок.
Блок №7
КАК У НАШИХ У ВОРОТ СОБИРАЛСЯ ХОРОВОД.
I Раздел «этнография».
-
Быт, уклад жизни. Знакомство с домашними животными: корова, баран, конь, коза и т.д. Дети узнают, кто такой пастух и чем он занимался в деревне. -
Народный календарь, обычаи и обряды.
Красная горка - весенние хороводы. Святой Георгий Победоносец - покровитель воинов и домашнего скота, пастушества, в народе Егорьев день - первый выгон скота. Обряды и обычаи Троицы - завивание березки, обрядовая трапеза - яичница на костре, хороводы. На улице становится тепло, поэтому можно проводить занятия на улице: водить весенние хороводы, играть, петь, бегать.
-
Жанры устного народного творчества.
Сказка «Иван быковыч», легенда о Георгии Победоносце.
II Раздел «музыкальный фольклор».
-
Прослушивание.
Знакомство с народным инструментом рожок. -
Пение.
Шуточная песня «Давай с тобой миленький домик наживать». Егорьевская песня «Батюшка Егорий, спаси нашу скотинку». -
Музыкально-фольклорные игры.
Занятия можно проводить на улице, поэтому с детьми можно разучить подвижные игры, для которых требуется большое пространство, игры на развитие ловкости: «Горелки», «Разиня», «Заплетись плетень», «Я веселая ткачиха», «Я бы все бы шибиряла», «Маша, Маша, где ты, где ты», всевозможные догонялки и салочки, на Троицу принято было делать веревочные качели, скакать через веревку.
-
Народная хореография.
Игра «Заплетись плетень» - орнаментальный хоровод. На празднике Троицы, которым завершается учебный год, дети с удовольствием водят хороводы вместе со взрослыми. В игре «Разиня» дети танцуют в кругу, импровизируют в танце. Новый танец в репертуаре: полька «Как под горкой, под горой».
-
Основы народного театра.
В песне «Давай с тобой миленький домик наживать» ребята изображают домашних животных, подражают их голосам.
-
Игра на музыкальных инструментах.
Знакомство с музыкальным инструментом пастуха - рожком, а так же с другими народными духовыми инструментами: различными свистульками (каргопольская, дымковская, филимоновская игрушка).
Таблица № 4
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты и оценить интерес своего ребенка к историческому прошлому нашей страны. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!
№ п/п | Вопросы анкеты | Да | Нет | Затрудняюсь ответить | Примечание |
1. | Является ли ваш ребёнок социально адаптируемым в обществе? | | | | |
2. | Интересуется ли Ваш ребенок традициями своей семьи и предков? | | | | |
3. | Интересуется ли ребёнок народным творчеством? | | | | |
4. | Есть ли у ребенка интерес к посещению культурных мероприятий (концерты, выставки и т.д.) ? | | | | |
5. | Коммуникативен ли ваш ребёнок? | | | | |