Файл: Введение особенности социализации детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




уровни

%

детей

низкий уровень

70

14

средний уровень

25

5

высокий уровень

5

1


Результаты наблюдений на констатирующем этапе помогли выявить уровень сформировавшихся качеств.

В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что одна девочка Анастасия М по всем критериям соответствовала высокому уровню, т. к. она набрала 7 баллов и проявляла интерес к музыкальным инструментам, к жизни и быту русского народа,соблюдала все нормы и правила,доказала свою самостоятельность и коммуникативность.Среднему уровню соответствовали 5 человек: Василий Н,Андрей К,Елена В,Данил Д и Влада В у них наблюдалась ярко выраженная самостоятельность и творческая активность, всем очень нравилась игра на музыкальных инструментах и так же на высоком уровне оказалось поведение в игровых ситуациях. Остальные же дети занимали пассивные позиции, не выражали ярко выраженный интерес.
Рисунок 2.Диаграмма. Контрольный этап исследования.





уровень

%

Детей

низкий уровень

5

1

средний уровень

75

15

высокий уровень

20

4


Таблица 2. Результаты контрольного наблюдения.



Имя ребенка

Интерес к музыкальным инструментам

Поведение в игровых ситуциях

Интерес к жизни и быту русского народу

Коммуникативность ребенка.

Самостоятельность ребенка.

Проявление творческой активности.

Соблюдение норм и правил ребёнком.

Итого

Уровень

1

Екатерина П.

1

1

1

1

1

1

1

7

высокий уровень

2

Василий Н.

1

0

1

1

1

1

0

5

средний уровень

3

Светлана Л.

1

1

1

1

2

1

1

8

высокий уровень

4

Андрей К.

1

1

1

1

1

1

0

6

средний уровень

5

Елена В.

1

1

1

1

1

1

1

7

высокий уровень

6

Анастасия М.

1

1

1

1

1

1

1

7

высокий уровень

7

Стас Ю.

1

0

1

1

1

1

0

5

средний уровень

8

Ульяна С.

1

1

1

1

1

1

0

6

средний уровень

9

Павел М.

1

1

1

1

0

1

0

5

средний уровень

10

Саша В.

1

1

1

1

1

1

0

6

средний уровень

11

Данил Д.

1

1

1

1

0

1

1

6

средний уровень

12

Максим П.

1

0

1

1

0

1

0

4

средний уровень

13

Вика Б.

1

1

1

1

0

1

0

5

средний уровень

14

Диана А.

1

1

1

1

0

1

0

5

средний уровень

15

Алексей Т.

1

0

1

1

0

1

0

4

средний уровень

16

Антон А.

1

0

1

0

0

1

0

3

низкий уровень

17

Артем Л.

1

0

1

1

1

1

0

5

средний уровень

18

Влада В.

1

0

1

1

1

1

1

6

средний уровень

19

Слава Л.

1

0

1

1

1

1

0

5

средний уровень

20

Костя К.

1

0

1

1

0

1

0

4

средний уровень




На контрольном этапе наблюдения выразилась значительная динамика учащихся (Таблица 2).Высокий уровень уже наблюдается у 4 детей это 7 -8баллов. Значимый прогресс наблюдался у основной массы учащихся,а именно 15 детей из 20 набрали средний балл. Интуитивное тяготение к предметам народной культуры, интерес к танцевальному народному творчеству, проявление творческой активности. Дети стали самостоятельными, творчески активными, появилось понятие о соблюдении определённых норм и правил. Лишь Антон Аксёнов остался с низким уровнем, он набрал всего 3 балла, но незначительные проявления творческой активности и интерес к народному творчеству дают основания предположить о его дальнейшей динамике.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.

На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей к проблеме исследования.

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (60%) характерно положительное отношение к традициям, в семьях вспоминают традиции предков, рассказываются сказки, поют народные песни. Лишь (10%) родителей считают своих детей социально адаптируемыми в обществе, 20% детей интересуются народным творчеством,15% родителей вместе с детьми посещают культурные мероприятия, и лишь 23% считают своего ребёнка коммуникативным. Желание узнать больше, помочь педагогу по мере возможности в приобщении детей к традициям народа выразили желание все родители, это и стало хорошим подспорьем в работе.

Контрольный срез выявил уровень усвоения детьми традиций народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной и коммуникативной деятельности.
Таблица 3. Результаты анкетирования родителей констатирующего и контрольного этапов.

Результаты анкетирования

Этапы исследований

констатирующий

Контрольный

%

Ребенок социально адаптируемый

10

60

Дети интересуются традициями своей семьи и предков.

60

75

Дети интересуются народным творчеством

20

45

Интерес детей к культурным мероприятиям

15

40

Родители считают ребенка коммуникабельным

23

53



Представленные данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней. Результаты контрольного анкетирования родителей показало, что характерно возросло положительное отношение к традициям своей семьи 75%, вспоминают традиции предков, рассказываются сказки, поют народные песни. 60% родителей считают своих детей социально адаптируемыми в обществе, 45% детей интересуются народным творчеством, 40% родителей вместе с детьми посещают культурные мероприятия, особенно любят концерты и программы ШСНТ «Русские забавы», и 53% считают своего ребёнка

коммуникативным.

Эти этапы исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.

Кроме этого в практику работы с детьми на будущее следует включить:

-посещение выставок и мини-музеев;

-совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов).
Рисунок 3. Диаграмма результатов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт указывают на необходимость систематической и целенаправленной работы по созданию специального педагогического пространства, образовательной среды, которые будут способствовать социализации дошкольников.

В процессе опытно-экспериментальной работы было разработано приложение к программе ШСНТ «Русские забавы», результат этой работы показал динамику образовательного процесса. Создание фольклорно-танцевальной среды и легло в основу приложения к программе, включающих народные танцы и фольклорные игры. Все занятия имели общую задачу, обладали структурным единством и были нацелены на освоение танцевальной деятельности, расширение круга общения учащихся, развитие коммуникативных способностей, формирование адекватной самооценки, само восприятия, самосознания, формирование образа тела, развитие координации движений, снятие мышечных зажимов, а также воспитание толерантного отношения к другим людям и культуре.

У детей появилось стремление к более глубокому межличностному общению . Коллектив стал более однородный и мобильный, а атмосфера в группе более комфортной и открытой для взаимодействия дошкольников между собой. Ярче прослеживается стремление к взаимному познанию, пониманию и принятию; к взаимному влиянию и взаимопомощи между детьми; к совместному решению проблем и конфликтов; обмену информацией в благоприятной для партнеров атмосфере. Заметно снизился фон тревожности, враждебности, конфликтности , а чувство защищенности и уверенности в себе возросли. Учащиеся стали более внимательно относиться к себе и окружающим, интересоваться культурой своего народа и своей Родины.

Экспериментально обосновано, что для эффективного влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию  дошкольников необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

1. создание пространства общения (относительно фольклорно-танцевальных занятий это — пространство танцевального или игрового круга);

2. использование различных форм деятельности в этом пространстве (танец, пение, игра, импровизация);

3. введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и их участие в деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в опытно-экспериментальной работе.

Анализ полученных результатов работы позволяет сделать следующие выводы:

1. Проведенная теоретическая и практическая работа показала, что с помощью искусства можно успешно преодолевать трудности социализации современных детей, поскольку оно обладает интеграционными возможностями: включает детей в свободную творческую деятельность, способствует гармонизации межличностных взаимоотношений, богато приемами терапевтической коррекции индивидуального развития ребенка.

2. Исследованием доказана возможность использования фольклорно-танцевальной среды с целью социализации дошкольников, так как она выполняет социализирующую, терапевтическую, развивающую и воспитательную функции, а ее психолого-педагогический потенциал связан с несоревновательностью и отсутствием оценки. Преимущество фольклорно-танцевальных занятий в том, что они допускают разный уровень исполнения, благотворно влияют на развитие у детей пространственных представлений, создают положительный эмоциональный фон, формируют навыки общения.

3. Разработанная методика проведения фольклорно-танцевальных занятий активизирует социальное развитие учащихся, о чем свидетельствует динамика изменений, произошедших у них в ходе эксперимента во всех сферах социализации — деятельности, общении и самосознании.

4. Экспериментальная работа показала, что необходимо создание пространства общения, использование в нем различных форм деятельности и введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и участие в деятельности.

5. Разработанные практические материалы отражают систему педагогических требований к организаторам занятий: четко представлять цель, задачи, структуру, особенности создаваемой среды и каждого занятия в отдельности в соответствии с возрастом и конкретным составом учащихся; иметь, базовые знания в области музыки и танцевальные навыки; владеть достаточным количеством народных танцев, фольклорных игр и упражнений, обладать умением показать основные элементы танцев; чередовать виды деятельности детей; придерживаться гибкого подхода в проведении занятия, сохраняя структурные рамки и общую направленность программы; уметь поддерживать интерес к танцевально-игровой деятельности как в самих себе, так и в детях; быть всегда доброжелательными, приветливыми, поддерживать дружескую, эмоционально положительную атмосферу в группе, уделяя внимание каждому ее участнику.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова, В.В. Психология развития. Словарь под. ред. A. JI. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /В.В. Абраменкова; Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С.Абрамова - 4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

3. Алексеев, Э.Фольклор в контексте современной культуры/Э.Алексеев.-М.: Советский композитор, - 1988. -56 с.

4. Алексеев, Ю.Ю.; Михеева С., Аруцева Е. Круговые терапевтические танцы/Ю.Ю.Алексеев и [др.] - М.: Ковчег , 2004. - 160 с.

5. Алешина,Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.

6. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений/Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 2001. - 378 с.

7. Андреенкова, Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. - Вып. 5. - М.: 1970 - С. 38-52

8. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/В.П. Аникин. - М.: 1957. - 235с.

9. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. – М.:1996. -№ 1.   

10.  Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – М.:1991. - № 4. - С. 33-37.

11.   Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003. – С. 180.
12.    Архарова , Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М.: 2001. - С. 204-205.

13. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/А.Г.Асмолов. - М.: Смысл, 2001.- 416с.

14. Ахвердова ,O.A., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии/О.А.Ахвердова и [др.] - М.: 2006.- 336 с.

15. Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства/Е.Я.Басин. 3-е изд. М.: Наука, 1998 -216с.

16. Батаршев, A.B. Психология индивидуальных различий: От темпераметра — к характеру и типологии личности/А.В.Батаршев. - М.: Владос, 2001. —255 с.

17.  Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. – М.: 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.

18. Бахтин, М. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре/М. Бахтин. – Л.: Детская литература, 1982.-143 с.

19. Бекина, С.И., Ломова Т.П., Соковнина E.H.Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1983. -288 с.

20.   Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. -М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.

21. Бим-Бад ,Б.М., Петровский, A.B. Образование в контексте социализации 

 // Педагогика. 1997. № 1. С. 1-6. 

22. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.

23.   Бондаревская,Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - №4. - С. 29-36.

24. Бочкарёва, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебное пособие/Н.И.Бочкарёва - Кемерово.:1999. -64 с.

25. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения: Монография/Г.М.Бреслав - М.: Педагогика, 1990.-140 с.

26. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности/Л.П.Буева - М.: 1968. - 180 с.

27. Буева ,Л.П. Человек: деятельность и общение/Л.П.Буева - М.: 1978. - 215 с.

28. Бурно ,М.Е. Терапия творческим самовыражением/М.Е.Бурно - М.: Медицина, 1989. -430 с.

29.Василенко, В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество/В.А. Василенко. - М.: Педагогика, 1969.-360.

30. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. - М.: 1996. -468 с.

31.Винникотт, Д. Игра и реальность/Д.Винникотт Институт

 общегуманитарных  исследований - М.: 2002. - 240 с.

32. Виноградов, Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина, вып.2/Г.С.Виноградов.- Иркутск,1924 - С. 55 -86

33.    Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования – образование в мире. -2002. - № 1. - С. 11.

34. Волохов, A.B. Социализация ребенка в детских общественных организациях/А.В.Волохов. - Ярославль, 1999. - 270 с.

35.  Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж; Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца; Предисл. О. М. Дьяченко. - М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995. -144с.

36. Ворожцова, O.A. Музыка и игра в детской психотерапии/О.А.Ворожцова - М.: Ин – т психотерапии, 2004. - 90 с.

37. Выготский, Л.С. Психология искусства/Л.С.Выготский - М.: 1986. - 572 с.

38. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка //Л.С. Выготский .Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1991. № 4.

39. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова.

М.: Педагогика, 1991. - 572 с.

40. Галкин, С.А. Воспитание. Личность. Общество/С.А.Галкин. Дубна: Феникс, 2006.- 112с.

41. Герасименко, O.A., Дименштейн, Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. М.: Теревинф, 2001. - С. 5-25

42. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество.

Вып. 9. -Л., 1971. – 186.- С.37- 45

43.    Гришина , Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 1. -С. 67-73.

44.    Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. – 2003- № 19 (67). - С. 10.

45.    Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 481-483.

46.    Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 17-20.

47.    Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2т. - Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика,1986. - С. 222-285

48.    Зеньковский, В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. -297 с.

49.    Измайлов, А.Б. Рождественские "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007.- С. 130-133.

50.    Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. - М.: Академия, 2002. – 208 с.

51. Капица, О.И. Детский фольклор/О.И.Капица - Л., 1928.

52.    Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд.,перераб.и доп. -СПб.: Детство-Пресс, 1998. -300 с.

53.    Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

54.    Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

55.    Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. -С. 15-17.

56.    Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. –2.-е изд. – М.: Школьная пресса, 2001. – 144 с.

57.    Кутасова, М. "Прости меня, земля-матушка": "Народная культура" в детском саду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 35-40.

58.    Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1 / А.Н. Леонтьев / Под ред., В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 319 с.

59.    Лунина, Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников / Г.В. Лунина. – М.:1995. – 192 с.

60. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Вып. 2. – Новосибирск, 1971.

61. Мельников ,М.Н. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников- М.: 1987

62. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/А.В.Мудрик - М.: 1997. – С.188 -208.

63.   Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1998. – 456 с.

64.    Немов , Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с.

65.    Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – 632 с.

66.    Парамонова , Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. – М.: 1987. – 160 с.

67.    Парамонова , Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 1. – С. 33-34.

68.    Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2002. – № 20

69.    Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: – Элиста, 1999. – 39 с.

70.    Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. – М.: Педагогика,1987. – 84 с.


Приложение 1
Приложение к программе школы-студии «Русские забавы», подготовительная группа дети 5-6 лет


Блок №1
СЕНТЯБРЬ КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ.

I Раздел «этнография».

  1. Быт, уклад жизни Труд в поле и дома. Жатва. Осенние заготовки впрок. Знакомство с орудиями труда: серп, цеп, коса, грабли.

  2. Народный календарь, обычаи и обряды сентября.
    1 сентября. День – тепляк. Проучиваем динамическую паузу «Едет Ваня»,народная игра «Кучер и лошадки»,подвижная игра «Кузнец», «Молчанка».

  3. 5 сентября. «Праздник брусничного пирога».Проучиваем ритмическое упражнение «Ёжик и баран»,игра «Сова»

  4. 27 сентября Воздвижение. «Капустница». танец «Заинька – заика» , игра «Тетёра шла» Капустные вечерки. — Время хороводов, женихов и невест, вечерок и игр молодежи. Дети знакомятся с традицией «помочей», когда девушки-»капустницы» собирались в одной избе и сообща рубили капусту.
    Жанры устного народного творчества.

Пословицы и сказки о трудолюбии, осуждении лени и зависти: «Крошечка Ховрошечка», «Девочка семи летка», «Умный работник» и т.п. Считалки: «Ехал Ваня из Рязани», «Ехала белка на тележке», «Шла кукушка мимо сада»; скороговорки.

II Раздел «музыкальный фольклор».

  1. Прослушивание.
    Знакомство детей с народными песнями: колыбельными «Баю-баю, зыбаю» (необходимо дать сведения о колыбели (зыбке), о ее месте в доме) и плясовыми песнями «Как у наших у ворот». Дети должны различить колыбельную и плясовую.

  2. Пение.
    Обрядовые песенки: «Нивка золотая», «Ходил козел по меже». Плясовая песня «Как у наших у ворот», потешка «Как по речке по реке», «Лудушки».

  3. Музыкально-фольклорные игры.
    «У медведя во бору», «Гуси-Гуси!», «Каравай» — дети учатся холить в хороводе, выбирать ведущего с помощью считалки («Ехал Ваня из Рязани», «Шла кукушка мимо сада», «Ехала белка на тележке»), разыгрывать роли хозяйки, гусей, волка, медведя. Во время игры они учатся общаться, узнают о правилах поведения, например, выбирая именинника в игре «Каравай», водящий должен обязательно поклониться, тем самым, показывая свой выбор и выражая почтение к выбираемому им ребенку.

  4. Народная хореография.

Дети учатся ходить в хороводе, выполнять несложные движения в разминке и игре: «Пошла коза по лесу» — хлопки в ладоши, мелкая дробь ногами, покачивание головой в такт музыке.

  1. Основы народного театра.

Дети пытаются изображать животных (медведя, волка, козу, гусей), хозяйку гусей, именинника. В игре «Кострома» разыгрывается небольшой спектакль.

  1. Игра на музыкальных инструментах.

Дети знакомятся с шумовыми инструментами, запоминают их названия: ложки, трещотки, ,бубен. Пытаются играть на ложках («Как у наших у ворот»).
Блок №2
ОКТЯБРЬ - ЗАЗИМНИК.


I Раздел «этнография».

  1. Быт, уклад жизни. Дети знакомятся со свадебными ролями: сваты, невеста, жених.

  2. Народный календарь, обычаи и обряды октября.

  3. 1 октября. Арина – шиповница. Музыкально – дидактическая игра «Тихо – громко».

  4. 7 октября. Фёкла – заревница. Игра «Кто больше завяжет узлов», «Кто быстрее заплетёт косичку», «Верёвочка».Коммуникативная игра «Паутинка»

  5. 14 октября Батюшка Покров. Вечерки, время свадеб. Дети разыгрывают «свадебку» в музыкально-фольклорной игре «Бояре, а мы к вам пришли», танец Матрёшки.

Жанры устного народного творчества.

Загадки об овощах, в том числе и о капусте. Считалки, скороговорки. Сказка о женихе и невесте, о свадьбе.

II Раздел «музыкальный фольклор».

  1. Прослушивание.
    Дети знакомятся с жанром хороводной песни — «Летал, летал воробей» (игровой хоровод). Слушают игру на балалайке, таким образом, знакомясь с этим народным инструментом.

  2. Пение.
    Потешка «Мирон-простота». Хороводная-игровая «Летал, летал воробей», шуточная песенка «Как у бабушки козел». Пальчиковая гимнастика - «Летели две птички».

  3. Музыкально-фольклорныеигры.

«Капустка» — дети знакомятся с этой игрой на Капустных вечерках, перенимают ее от старших детей. Пополняется запас подвижных игр: «Бабка-ежка», «Дударь», «Месим, месим тесто». Новая игра с вопросно-ответной конструкцией — «Бояре, а мы к вам пришли». Хороводная игровая «Летал, летал воробей».

  1. Народнаяхореография.

«Хитрые лисята» — под музыку (барыня, комаринский, краковяк и т.п.) дети пляшут, используя несложные движения, можно усложнить игру, предложив детям танцевать парами или в кругу. «Бояре, а мы к вам пришли» — в этой игре используется движение «стенка на стенку». Знакомство с хороводом на вечерках и на занятии «Летел, летал воробей». «Хитрые лисята» — под музыку (барыня, комаринский, краковяк и т.п.) дети пляшут, используя несложные движения, можно усложнить игру, предложив детям танцевать парами или в кругу. «Бояре, а мы к вам пришли» — в этой игре используется движение «стенка на стенку». Знакомство с хороводом на вечерках и на занятии «Летел, летал воробей».

  1. Основы народного театра.

«Летел, летал воробей» — изображают старушек, молодцев, девушек. «Бояре, а мы к вам пришли» исполняют роли сватов, женихов и невесты.

  1. Игра на музыкальных инструментах.

Знакомство с балалайкой. Продолжают осваивать шумовые инструменты.
Блок №3
НОЯБРЬ - ВСТРЕЧА ЗИМЫ.


I Раздел «этнография».

  1. Быт, уклад жизни. Дети знакомятся с устройством избы: печь, горница, сени. Узнают о мебели, которая могла находиться в избе: лавка, сундук, стол, скамейка. Яйцо - символ жизни.

  2. Народный календарь, обычаи и обряды ноября.

  3. 1 ноября. Святой садок. Хоровод « Урожай собирай», игра «Подарки осени»

  4. 12 ноября. Зимовий- синичник. Музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики», игра «Дятел»

14 ноября Кузьминки - курячьи именины. Дети участвуют в обряде, исполняют потешки и плясовые песни, угощаются обрядовой кашей с курицей. Коммуникативная игра «Иголка и нитка»,инсценировка песни «Во кузнице».

Жанры устного народного творчества.

«Теремок», «Заяц и лиса» - об избе, а также «Курочка Ряба».

II Раздел «музыкальный фольклор».

  1. Прослушивание.
    Новая плясовая песня «Чтой-то звонко». Наигрыши на гармошке.

  2. Пение.
    Плясовые песни «Чтой-то звонко», «Ах, вы сени, мои сени». «Ой, ди-ди-ли» потешка, «Мак маковистый» (игровой хоровод).

  3. Музыкально-фольклорные игры.

«Сиди, сиди Яша», «Горшки», «Как у дядюшки Егора».

  1. Народная хореография.

«Шел мужик дорогою», «Хитрые лисята» (под наигрыши на гармошке).

  1. Основы народного театра.

«Кот и мышь», «Горшки» - дети изображают ярмарку, играют роли «продавцов» и «покупателя».

  1. Игра на музыкальных инструментах.

Играем на шумовых инструментах в плясовых песнях. Знакомимся с наигрышами на гармошке.
Блок №4
ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ — ЧЕРЕДА ЗИМНИХ ПРАЗДНИКОВ.


I Раздел «этнография».

  1. Быт, уклад жизни.Беседа о посте. Филипповский или Рождественский пост. Чтение Библии: Рождество Христово, Крещение. Обрядовая пища в Сочельник — сочиво, взвар.

  2. Народный календарь, обычаи и обряды декабря.
    Сочельник, ночь перед Рождеством. Дети узнают, как наши предки встречали Рождество (7 января), узнают о том, как ходили колядовать, рядились для этого в козу, цыганку, медведя, черта и т.п. О святочных гаданиях, о вертепном представлении, которое показывают детям в Рождество.

  3. 14 января - Васильев день. Обычай омовения в «иордани» на Крещение 19 января.

  4. Жанры устного народного творчества.

Вертепное представление «Смерть царя Ирода». Легенда о рождественской елке, из которой дети узнают почему наряжают ель, а не другое дерево.

II Раздел «музыкальный фольклор».

  1. Прослушивание.
    Дети знакомятся с духовной музыкой: на Рождество взрослые показывают для них вертепное представление «Смерть царя Ирода», где самым главным являются вертепные песнопения.

  2. Пение.
    Дети подготавливают к Рождеству колядки: «Овсянь, овсянь шел по дорожке», «Я пришел прославить Христа Спасителя», «Коляда, коляда».

  3. Музыкально-фольклорные игры.

Проходные поцелуйные припевки «Летели две птички», «Ходит молодец молоденький», «В коршуна».

  1. Народная хореография.

Повторение пройденных танцев: «Шел мужик дорогою» — краковяк, «Хитрые лисята» - пляска в кругу. Проходные игры в которых обязательно пройтись парой в центре круга.

  1. Основы народного театра.

В новой игре «В коршуна» дети разыгрывают сценку, в которой участвует «коршун», «мать» и ее «цыплята». Дети участвуют в Рождественской елке, они играют роли колядовщиков, т.е. происходит диалог с «хозяевами», дети поздравляют с праздником, поют колядки и получают вознаграждение за труды - конфеты и пряники.

  1. Игра на музыкальных инструментах.

Дети продолжают свое знакомство с гармошкой, стараются различать плясовые наигрыши.
Блок №5
ФЕВРАЛЬ ЗИМУ ЗАМЫКАЕТ, А МАРТ МАСЛЕНИЦУ ВСТРЕЧАЕТ.

I Раздел «этнография».

  1. Быт, уклад жизни.Дети знакомятся с русской печкой, узнают пословицы и предметы связанные с ней: не красна изба углами, а красна пирогами; все, что есть в печи, все на стол мечи; умей в гости звать, умей и угощать. Знакомство с орудиями труда: ухват, чугунок, деревянная ложка. Здесь же можно растолковать, что такое «красный угол» в избе. Новое понятие - гостеприимство. На Масленицу ходили друг к другу в гости на блины.

  2. Народный календарь, обычаи и обряды.

Масленица - проводы зимы, встреча весны. Масленичная неделя: понедельник - встреча, вторник - заигрыш, среда - лакомка, четверг -широкий, перелом, пятница - тещины блины, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощеный день. Дети участвуют в празднике Масленица, они учат масленичные заклички («Масленица мокрохвостка», «Широкорожая Масленица» и т.п.) и песню «Как на маслянской неделе», для них устраивается масленичный пир с блинами и пирогами, они участвуют в уличном гулянье, где сжигают чучело Масленицы вместе со взрослыми.

  1. Жанры устного народного творчества.

Знакомство со сказкой «Колобок», т.к. к Масленице детская группа должна подготовить маленький спектакль по мотивам этой сказки. Масленичные заклички. Сказка «Соломенная Масленица».

II Раздел «музыкальный фольклор».

  1. Прослушивание.
    Прослушивание записей народных исполнителей, которые исполняют знакомые детям произведения: «Летели деве птички», «Как у бабушки козел», «Шел мужик дорогою». Дети узнают знакомые произведения и во время прослушивания могут подпевать и повторять пройденный материал.

  2. Пение.
    Идет подготовка сказки «Колобок», для этого всем нужно выучить песни о животных, которые участвуют в этом спектакле: «Заинька серенький» - игровой хоровод, «Волк, волк прелый бок», «Лиска, лиса» - потешка, «У медведя во бору» - игра, и песенка колобка «Я по коробу метен» ( см. сценарий сказки-спектакля «Колобок»). В финале спектакля используется плясовая песня «Как на маслянской неделе», «Ах, вы сени».

  3. Музыкально-фольклорные игры.

  4. Новые игры «Заинька серенький», «У медведя во бору», припевки которых используется в сказке «Колобок». Игра «Сова».

  5. Народная хореография.

Дети готовят сказку в финале которой будет исполняться плясовая песня «Как на маслянской неделе», «Ах, вы сени».

  1. Основы народного театра.

  2. Новая игра «Сова» — дети играют роли веселых птичек и злобной Совы, они танцуют под музыку и замирают на месте, когда музыка обрывается. Самым главным в этот период является сказка «Колобок», в которой каждый готовит свою роль.

  3. Игра на музыкальных инструментах.

Шумовые инструменты используются в плясовой финальной песне «Как на маслянской неделе», «Ах, вы сени».
Блок №6
ВЕСНА - КРАСНА, ТЫ НА ЧЕМ ПРИШЛА?


I Раздел «этнография».

  1. Быт, уклад жизни. Великий пост. Весенние полевые работы. Знакомство с орудиями труда: соха, борона, веретено. Возвращаются домой птицы: кулики, жаворонки, грачи. Праздник Пасхи.

  2. Народный календарь, обычаи и обряды.

Для детей проводятся постовые посиделки, где их знакомят с обычаями поста, объясняют, что такое пост, скоромная пища, дети слушают духовные стихи, играют в постовые игры, читают Библию.
22 марта Сороки — встреча первых птиц, закликание весны. Вербное воскресенье, обычаи, связанные с этим праздником, в народе вербохлест. Святая неделя. И наконец, светлый праздник Воскресения Господня — Пасха, детская группа участвует в Пасхальном вечере, где узнают о Пасхе, катают яйца, поют волочебные песни.

  1. Жанры устного народного творчества.

Чтение Библии. Изучение притч: «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне». Пословицы о посте, считалки («Шел Егор через двор», «Раз, два, три, четыре», «Та-ра-ра-ли, та-та-ра»), скороговорки.

II Раздел «музыкальный фольклор».

  1. Прослушивание.
    На занятии и на Постовых посиделках дети знакомятся с жанром духовного стиха - «А вы голуби», «Страшный суд», а также с праздничными Пасхальными песнопениями - «Христос воскресе».

  2. Пение.
    Дети знакомятся с веснянками: «Чувиль-виль, виль!», «Жаворонок», «Чувиль-мошна», «Ах, кулики, жаворонки», «Весна-красна», учат волочебную песню «Пройдем братцы», которую исполняют на Пасхальном вечере. Продолжают изучать плясовые песни: «Где же ты был, мой черный баран», «Куваль, куваль, кувалечек».

  3. Музыкально-фольклорные игры.

Постовые игры: «Ай, хрен-господин», «Редька», «Ходи в петли, ходи в рай». Другие игры: «Мышка или четыре угла», «А мы просо сеяли».

  1. Народная хореография.

Игра «А мы просо сеяли» - в игре используется движение «стенка на стенку». «Ходи в петли, ходи в рай» - в этой постовой игре ребята знакомятся с «ручейком».

  1. Основы народного театра.

В песне «Где же ты был, мой черный баран» дети изображают незадачливого черного барана, который попадает в разные жизненные ситуации: он работает, его бьют за недобросовестную работу, он жалуется на побои.
Дети смотрят сценки, которые подготовили старшие ребята к Пасхе «Легенда о том, как князь Владимир веру выбирал».

  1. Игра на музыкальных инструментах.

Дети учатся играть на глиняных свистульках, пытаются подражать птичьим голосам, разучивают несложные мелодии веснянок.
Блок №7
КАК У НАШИХ У ВОРОТ СОБИРАЛСЯ ХОРОВОД.

I Раздел «этнография».

  1. Быт, уклад жизни. Знакомство с домашними животными: корова, баран, конь, коза и т.д. Дети узнают, кто такой пастух и чем он занимался в деревне.

  2. Народный календарь, обычаи и обряды.

Красная горка - весенние хороводы. Святой Георгий Победоносец - покровитель воинов и домашнего скота, пастушества, в народе Егорьев день - первый выгон скота. Обряды и обычаи Троицы - завивание березки, обрядовая трапеза - яичница на костре, хороводы. На улице становится тепло, поэтому можно проводить занятия на улице: водить весенние хороводы, играть, петь, бегать.

  1. Жанры устного народного творчества.

Сказка «Иван быковыч», легенда о Георгии Победоносце.

II Раздел «музыкальный фольклор».

  1. Прослушивание.
    Знакомство с народным инструментом рожок.

  2. Пение.
    Шуточная песня «Давай с тобой миленький домик наживать». Егорьевская песня «Батюшка Егорий, спаси нашу скотинку».

  3. Музыкально-фольклорные игры.

Занятия можно проводить на улице, поэтому с детьми можно разучить подвижные игры, для которых требуется большое пространство, игры на развитие ловкости: «Горелки», «Разиня», «Заплетись плетень», «Я веселая ткачиха», «Я бы все бы шибиряла», «Маша, Маша, где ты, где ты», всевозможные догонялки и салочки, на Троицу принято было делать веревочные качели, скакать через веревку.

  1. Народная хореография.

Игра «Заплетись плетень» - орнаментальный хоровод. На празднике Троицы, которым завершается учебный год, дети с удовольствием водят хороводы вместе со взрослыми. В игре «Разиня» дети танцуют в кругу, импровизируют в танце. Новый танец в репертуаре: полька «Как под горкой, под горой».

  1. Основы народного театра.

В песне «Давай с тобой миленький домик наживать» ребята изображают домашних животных, подражают их голосам.

  1. Игра на музыкальных инструментах.

Знакомство с музыкальным инструментом пастуха - рожком, а так же с другими народными духовыми инструментами: различными свистульками (каргопольская, дымковская, филимоновская игрушка).

Таблица № 4

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты и оценить интерес своего ребенка к историческому прошлому нашей страны. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!

№ п/п

Вопросы анкеты

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Примечание

1.

Является ли ваш ребёнок социально адаптируемым в обществе?













2.

Интересуется ли Ваш ребенок традициями своей семьи и предков?













3.

Интересуется ли ребёнок народным творчеством?













4.

Есть ли у ребенка интерес к посещению культурных мероприятий (концерты, выставки и т.д.) ?













5.

Коммуникативен ли ваш ребёнок?












Большое спасибо за искренний ответ!