Файл: Введение особенности социализации детей дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению С.А. Козлова: «Магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере…»[54,с.75]
Приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.
Дополнительное образование должно организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для достижения этого внеобходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в активную деятельность и общение и на основе этого способствовать выработке творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.
Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения со взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру.
Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия дополнительного образования и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей.
В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности)[55].
Интересно место и роль формирования представлений о социальной действительности как показатель успешности социализации ребенка (с учетом специфики и особенностей этого процесса у ребенка-дошкольника) в организованных формах – социального воспитания и образования.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
-
Образовательная традиция сегодня в работе с детьми дошкольного возраста в большей степени опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и его последователей: развитие ребенка является саморазвитием и нормой. Основные характеристики личности ребенка связываются с овладением высшими психическими функциями, их врастанием в структуру личности[37]. -
Центральные линии развития личности в онтогенезе служат психологической основой образования. Развитие личности характеризуется становлением произвольности психических процессов и собственного поведения ребенка как детерминант его индивидуальной и социальной субъектности. В педагогическом плане важным является управление развитием ребенка через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, формирование его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения. -
Возрастные новообразования ребенка, служащие критерием личностного развития, в ракурсе интеллектуального-аффективного, психического-личностного, произвольного-волевого становления в динамике смены возрастов. Эти критерии по своей природе социальны, поэтому их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации ребенка и ее управляемой составляющей – социального воспитания. Основой социального воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление их с социальной действительностью. -
Дополнительное образовательное учреждение на современном этапе должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как целостной технологии перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую – образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшего микрофактора для достижения полноценной социализации ребенка.
II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ФОЛЬКЛОРНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности фольклорно-танцевальной среды.
Россия конца XX – начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество – фольклор. Детский фольклор является средством социального, умственного, нравственного, эстетического, этнического развития детей любого возраста; представляет собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры [67].
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Проводя анализ работы по использованию детского фольклора, стало понятно, что детский фольклор необходим в работе педагога-хореографа, так как он отражает в играх, песнях, танцах, сказках, жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми используются следующие виды фольклора:
-
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). -
Заклички - обращения к явлениям природы1 2 3 4
Образец-бланк схемы наблюдений содержится в таблице № 2.
На начальном этапе были выделены уровни усвоения дошкольниками полученных знаний: высокий, средний, низкий.
Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям: опрос родителей участников эксперимента и метод наблюдения за учащимися.
Контрольный этап также состоял из 2 методов.
Состояние наблюдений за дошкольниками определяли следующим образом: 2 балла – при ярко выраженном признаке, 1 балл – при его неустойчивом проявлении, 0 баллов при слабом проявлении признака. Было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.
- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;
- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
В обследовании участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет, 60 родителей.
На формирующем этапе эксперимента комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса к фольклорно-танцевальному творчеству и предоставление самостоятельной, творческой реализации личности.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности: игры, танцы, песни, устное народное творчество. Обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Формы взаимодействия педагога с детьми:
1. Организационные занятия с детьми (2 раза в неделю):
- ознакомление с предметным миром;
- устное народное творчество;
- народное песенное творчество;
- народные игры и хороводы;
- народные пляски.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:
Широкое использование фольклора.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Знакомство с народным искусством.
Знакомство с русскими народными играми.
Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ( "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).
Отсюда запланированные игры и занятия детей способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.
Важными этапами работы можно назвать следующие виды деятельности:
- Разучивание русских народных подвижных игр;
- Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;
- Театрализованная деятельность.
- Музыкально-ритмическая деятельность;
Рисунок 1. Диаграмма. Констатирующий этап наблюдения за детьми.
Таблица 1. Наблюдения на констатирующем этапе.
№ | имя ребенка | Интерес к музыкальным инструментам | Поведение в игровых ситуциях | Интерес к жизни и быту русского народу | Коммуникативность ребенка. | Самостоятельность ребенка. | Проявление творческой активности. | Соблюдение норм и правил ребёнком. | Итого | Уровень |
1 | Екатерина П. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | низкий уровень |
2 | Василий Н. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
3 | Светлана Л. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
4 | Андрей К. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
5 | Елена В. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | средний уровень |
6 | Анастасия М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | высокий уровень |
7 | Стас Ю. | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | низкий уровень |
8 | Ульяна С. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
9 | Павел М. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
10 | Саша В. | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | низкий уровень |
11 | Данил Д. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 | средний уровень |
12 | Максим П. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
13 | Вика Б. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | низкий уровень |
14 | Диана А. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | низкий уровень |
15 | Алексей Т. | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | низкий уровень |
16 | Антон А. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
17 | Артем Л. | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | низкий уровень |
18 | Влада В. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 | средний уровень |
19 | Слава Л. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | низкий уровень |
20 | Костя К. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | низкий уровень |