Файл: Введение особенности социализации детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению С.А. Козлова: «Магистральная линия развития в дошкольном возрасте связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере…»[54,с.75]

Приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

Дополнительное образование должно организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для достижения этого внеобходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в активную деятельность и общение и на основе этого способствовать выработке творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.

Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения со взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру.

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия дополнительного образования и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей.

В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности)[55].


Интересно место и роль формирования представлений о социальной действительности как показатель успешности социализации ребенка (с учетом специфики и особенностей этого процесса у ребенка-дошкольника) в организованных формах – социального воспитания и образования.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • Образовательная традиция сегодня в работе с детьми дошкольного возраста в большей степени опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и его последователей: развитие ребенка является саморазвитием и нормой. Основные характеристики личности ребенка связываются с овладением высшими психическими функциями, их врастанием в структуру личности[37].

  • Центральные линии развития личности в онтогенезе служат психологической основой образования. Развитие личности характеризуется становлением произвольности психических процессов и собственного поведения ребенка как детерминант его индивидуальной и социальной субъектности. В педагогическом плане важным является управление развитием ребенка через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, формирование его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.

  • Возрастные новообразования ребенка, служащие критерием личностного развития, в ракурсе интеллектуального-аффективного, психического-личностного, произвольного-волевого становления в динамике смены возрастов. Эти критерии по своей природе социальны, поэтому их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации ребенка и ее управляемой составляющей – социального воспитания. Основой социального воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление их с социальной действительностью.

  • Дополнительное образовательное учреждение на современном этапе должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как целостной технологии перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую – образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшего микрофактора для достижения полноценной социализации ребенка.


II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ФОЛЬКЛОРНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности фольклорно-танцевальной среды.
Россия конца XX – начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество – фольклор. Детский фольклор является средством социального, умственного, нравственного, эстетического, этнического развития детей любого возраста; представляет собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры [67].



Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проводя анализ работы по использованию детского фольклора, стало понятно, что детский фольклор необходим в работе педагога-хореографа, так как он отражает в играх, песнях, танцах, сказках, жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми используются следующие виды фольклора:

  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

  • Заклички - обращения к явлениям природы 
      1   2   3   4

Образец-бланк схемы наблюдений содержится в таблице № 2.


На начальном этапе были выделены уровни усвоения дошкольниками полученных знаний: высокий, средний, низкий.

Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям: опрос родителей участников эксперимента и метод наблюдения за учащимися.

Контрольный этап также состоял из 2 методов.

Состояние наблюдений за дошкольниками определяли следующим образом: 2 балла – при ярко выраженном признаке, 1 балл – при его неустойчивом проявлении, 0 баллов при слабом проявлении признака. Было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.

- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;

- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;

- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.

В обследовании участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет, 60 родителей.

На формирующем этапе эксперимента комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса к фольклорно-танцевальному творчеству и предоставление самостоятельной, творческой реализации личности.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности: игры, танцы, песни, устное народное творчество. Обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Формы взаимодействия педагога с детьми:

1. Организационные занятия с детьми (2 раза в неделю):

-  ознакомление с предметным миром;

-  устное народное творчество;

-  народное песенное творчество;

-  народные игры и хороводы;

-  народные пляски.

2. Совместная деятельность педагога с детьми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:

Широкое использование фольклора.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Знакомство с народным искусством.

Знакомство с русскими народными играми.

Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ( "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).


Отсюда запланированные игры и занятия детей способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.

Важными этапами работы можно назвать следующие виды деятельности:

- Разучивание русских народных подвижных игр;

- Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;

- Театрализованная деятельность.

- Музыкально-ритмическая деятельность;

Рисунок 1. Диаграмма. Констатирующий этап наблюдения за детьми.



Таблица 1. Наблюдения на констатирующем этапе.



имя ребенка

Интерес к музыкальным инструментам

Поведение в игровых ситуциях

Интерес к жизни и быту русского народу

Коммуникативность ребенка.

Самостоятельность ребенка.

Проявление творческой активности.

Соблюдение норм и правил ребёнком.

Итого

Уровень

1

Екатерина П.

0

1

0

1

1

0

0

3

низкий уровень

2

Василий Н.

1

0

1

0

1

1

0

4

средний уровень

3

Светлана Л.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

4

Андрей К.

1

1

0

0

1

1

0

4

средний уровень

5

Елена В.

1

1

0

0

1

1

0

4

средний уровень

6

Анастасия М.

1

1

1

1

1

1

1

7

высокий уровень

7

Стас Ю.

0

0

0

0

1

1

0

2

низкий уровень

8

Ульяна С.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

9

Павел М.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

10

Саша В.

0

1

0

0

1

0

0

2

низкий уровень

11

Данил Д.

1

0

1

0

0

1

1

4

средний уровень

12

Максим П.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

13

Вика Б.

1

0

1

0

0

1

0

3

низкий уровень

14

Диана А.

0

0

0

0

0

0

0

0

низкий уровень

15

Алексей Т.

1

0

0

1

0

0

0

2

низкий уровень

16

Антон А.

1

0

0

0

0

0

0

1

низкий уровень

17

Артем Л.

0

0

0

0

1

0

0

1

низкий уровень

18

Влада В.

1

0

1

0

1

0

1

4

средний уровень

19

Слава Л.

0

0

1

0

0

1

0

2

низкий уровень

20

Костя К.

0

0

1

0

0

1

0

2

низкий уровень