Файл: Практическая работа к теме Страна патриотизм Тема занятия Наша страна Россия. Где мы живём Русаново наша малая Родина Класс 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»

Тема занятия: «Наша страна – Россия. Где мы живём? Русаново - наша малая Родина»

Класс: 2

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма: патриотизм, любовь к Родине, Отечество, Отчизна, родина-мать, матушка Россия, малая родина, историческая память и преемственность поколений , природа, семья, дружба.

Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»

«Наша страна – Россия. Где мы живём? Русаново - наша малая Родина»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: Патриотические чувства любви к России и малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного поселка.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету, фонограмма песни: «У моей России» (музыка музыка Г. Струве. слова Н. Соловьевой. раздаточный материал, бумага, карандаши, надписи пословиц.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и интерактивную игру.
Ход урока:

Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня понедельник, и мы продолжаем разговоры о важном. А о чем же пойдет речь?
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Мотивационная часть.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об очень важной теме для каждого человека. Чтобы вы быстрее догадались, о чем речь, я загадаю вам загадку:
Где белоствольные берёзки

Растут везде под небом синим?
Они милы и так неброски
,
Берёзки родом из (России).
И так тема нашего разговора звучит так: «Наша страна - Россия».
2. А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик.

(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/ Учитель: Ребята, вам понравился ролик?
Какие кадры из этого ролика вам запомнились больше всего? Какая же она наша Россия? Какие ассоциации у Вас возникают при этом слове?
Р-
О-
С-
С-
И-
Я-

Учитель: Как вы понимаете слово «Родина»? Что такое Родина, как вы думаете? Знакомы ли вам слова «Отечество», «Отчизна»? А что они означают? Объясните, пожалуйста, почему в моменты опасности, долгой разлуки или радости Родина становится самой большой ценностью? Как вы понимаете слово- «святыня»? ( ответы обучающихся)
А сейчас Настя споет нам песню «У моей России»

Вам понравилась песня? Какая же она Россиия?
Учитель: Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует особый уклад, мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни, это корни, традиции и обычаи, который человек хранит в своем сердце всю жизнь, где бы он не находился.
Учитель: Давайте уточним данные вами определения, обратившись к толковому словарю. Работаем в парах, сравниваем определения слова «Родина», выявляем в них общее, записываем.
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «Родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Интерактивное задание №1.
Учитель: Ребята, сейчас мы проведем с вами викторину « Наша Родина-Россия», которая состоит из цепочки вопросов.
1. Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
2. Столица нашей Родины город? (Москва)
3. Как зовут президента России? (Путин В. В.)
4. Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)
5. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный)
6. Что изображено на Гербе? (двуглавый орел)
7. Назовите первые строки гимна России? (Россия- священная наша держава, Россия-великая наша страна)
8. Как называется наша область? (Воронежская область)
9. Какой главный город нашей области? (Воронеж)
10. Как называется наш район? (Терновский)

11. В каком селе мы живем? (Русаново)
12. Как называют жителей нашего села? (Русановцы)
13. На какой улице расположена наша школа? (Свободы)
14. Как называется река, которая протекает рядом с селом? (Савала)
15. Какие объекты расположены в селе? (Школа, аптека, клуб, магазин, детский сад, ФАП, почта, библиотека)
16.Кто директор школы? (Новокрещёнов М.И.)
17. Какие праздники мы отмечаем всем селом?( День села, День Победы, 8 Марта, 23 февраля)
Интерактивное задание №2.
Работа с пословицами - установление соответствия.
Учитель: Ребята, мы с вами поиграем в половицы о Родине. Каждый выходит к доске, где на листочках написана 1 и 2 части пословицы. Вам нужно найти недостающую, соединив правильно 1 и 2 части. Давайте попробуем одну выполнить вместе. На родной стороне- 1 часть, ищем 2 и камешек знаком. Правильно. Все понятно. Тогда за дело! (Ответы уч-ся)
Всякому мила своя сторона.
Родина любимая - мать родимая.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Счастье Родины дороже жизни.
Рыбам - море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
На родной сторонушке рад своей воронушке
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине - России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете - у вас есть «малая Родина»? Как она называется?( ответы обучающихся) Звучит песня Ю.Антонова
Сейчас село Русаново одно из самых крупных и больших в районе. Давайте проведем виртуальную экскурсию по селу. (Показ экскурсии на слайдах презентации «Село мое родное»).
Русаново – село, центр поселения, находящееся на реке Савала, в 12 км от райцентра. Основано с 1700 по 1705 г. Оно названо по имени первопоселенцев из Моршанска по фамилии Русановы. Наше село красиво, расположено в речной долине, по приподнятому краю этой долины – «на горе». Протекает река Савала, приток Хопра. Окрестности с. Русаново довольно живописны. Это южная окраина лесостепи, поля чередуются с лесами, лугами.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на 1 слайд, таким наше село было до того времени, когда начали осваивать целинные земли. Стояло в степи небольшое село, была в нем всего 1 улица. Дома были вырыты в земле и назывались землянками. В селе не было света, газа, воды, люди топили в домах печки, чтобы согреть дом и приготовить пищу. Освещались дома лампами, в которые наливали керосин и поджигали фитилек. Этот маленький огонек освещал жилье. А за водой ходили в колодцы, воду носили в ведрах с коромыслами. Жители держали скот: овец, коров, лошадей, свиней, уток, гусей, кур. Женщины вели хозяйство, а мужчины ухаживали за животными или ездили на работу в другие места. На следующих слайдах мы видим, каким стал населенный пункт в наши дни.

Целые улицы появились у нас в селе. Какие улицы Вы знаете, ребята? (Проезжая, Своводы, Советская, Заливная, Первомайская, ,). Посмотрите на слайды. Узнаете свои улицы? В домах теперь есть электричество, вода, газ, даже Интернет.
Учитель: Мы живем на берегу реки, которая называется Савала. Она поит своими водами растения, животных и людей, живущих в нашем селе. Наша задача – сохранить село и реку чистой и полноводной. Каждый год мы проводим операцию «Сбережем село от мусора», в которой очищаем село, в том числе и прибрежную зону реки от мусорных загрязнений.

Ребята, знаете ли вы животных и птиц нашей местности?
Разделитесь на 2 команды. Перед вами на столах лежат изображения представителей фауны, живущих вблизи нашего села.
Задание: перечислить тех животных и птиц, которые живут в нашей местности. (Лото «Животные», лото «Птицы»).
А сейчас рассмотрите фотографии. Что изображено на фотографиях? (Это здания села). Я загадываю загадки, вы даете мне отгадку
Учитель: В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья. ( школа)

Кто работает в школе? (ответы учащихся).
Загадка: Сюда ходил я каждый день, так нужно, если даже лень.
Здесь всех уже давно узнал, я с ними ел и спал, играл,
Ходить сюда я был рад, здесь мой любимый (детский сад)
Загадка. Если хочешь умным стать,

Нужно много книг читать.

Чтоб найти все книги века,

Приходи в…(библиотеку)
Загадка. Где стоят рядами кассы,
Возле них народа масса,
Кто с тележкой, кто с пакетом!
Где всегда толкучка эта? Магазин)
Правильно, ребята, это фото магазина. Посмотрите на следующее фото – как называлось это здание? ( сельская администрация).
Загадка. В любой уголок Земли
Доставят, Я знаю точно
Посылку, которую мы
Отправим с тобой по ….( почте) Для чего нужна людям почта? (почта нужна людям, живущим в разных местах, для общения, чтобы отсылать и получать письма и телеграммы, посылки.) Что нужно писать на конверте? (адрес того, кому уйдет письмо и обратный адрес)

А вот это что? Здесь работает медработники, теперь скажите, для чего нужен ФАП? Что нужно делать, чтобы не болеть?

Учитель: Ребята, в нашем селе возле стоит памятник . Он посвящен героям-односельчанам защищавшим нашу Родину и погибшим в годы Великой Отечественной войны. Каждый год 9 мая и 22 июня мы приходим с Вами к нему и возлагаем цветы в память о тех, кто боролся за свободу и независимость нашей Родины, кто ценою собственной жизни спас народ от фашизма.
Ребята, я предлагаю каждому из вас рассказать о том, что вы сделаете для села, когда вырастите. Игру назовем «Мечтатели», начнем ее словами «Когда я вырасту». (ответы обучающихся)
А сейчас поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко». Придумайте для нашего села самые ласковые определения. Скажите, какое оно? (красивое, любимое, родное, большое…).
I. Рефлексия.
Учитель: Вот и подошло к концу наше с вами путешествие по малой родине.

1.Что запомнилось больше всего?
2.Было ли вам интересно?
3.С чем ассоциируется слово «Русаново»

4.О чем бы вы еще хотели узнать?
5.Чем для нас является селоРусаново? (Малой родиной). У вас на столе смайлики: красный, желтый, зеленый. Сейчас я пройду со шкатулкой по рядам. Если Вам понравилось наше мероприятие, то положите в нее красный смайлик, если не очень- желтый, если совсем нет, то зеленый).
Перспективный этап:
Учитель: Где еще можно узнать о достопримечательностях и людях нашего села? (в архиве Терновского района, в школьном краеведческом музее , из рассказов ветеранов, старожил, бабушек и дедушек ).
Задание: проведите интервью с бабушкой или дедушкой о нашем селе.
Критерии оценивания опорного конспекта
Опорный конспект основан на ключевых словах (тезисах), заявленных
разработчиками материалов к заданию
1/0
В опорном конспекте учтены возрастные особенности обучающихся 1/0
В опорном конспекте представлена воспитательная ситуация,
побуждающая обучающихся к формированию ценностной позиции в
отношении патриотизма
1/0
Опорный конспект ресурсно обеспечен (использованы все возможные
форматы организации деятельности обучающихся)
1/0
Опорный конспект может быть использован в практической
деятельности другими педагогами
Интерпретация результатов:
4–5 баллов Опорный конспект может быть предложен коллегам в
качестве дополнительных материалов