Файл: Лекторий Цифровая гигиена Цифровая гигиена как пользоваться соцсетями, не давая им использовать вас.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отпишитесь от изданий, которые дублируют новости и тематические повестки друг друга, и удалите из ленты популярные среди друзей ресурсы — вы и так о них услышите рано или поздно.
Если какие-то ресурсы не несут ничего полезного, но дóроги вашему сердцу — всё равно отписывайтесь. Хотите читать — читайте напрямую с их сайта: придется делать отдельное усилие и вбивать адрес в строке браузера (а возможно, что вы даже забудете о любимом ресурсе, если он не будет мозолить глаза). Чтение медиа на их родных сайтах хорошо еще и потому, что в таком случае алгоритмы не будут портить ваш тоннель реальности рекомендациями на основании ваших guiltypleasures.
Прощаемся со всеми, кто не старается
Люди в социальных сетях — еще большее зло, чем ресурсы с мемами или плохими новостями, потому что они очеловечивают информационный шум и как бы придают ему личный шарм. Между прочим, исследователи утверждают, что частый постинг характерен для людей с более низкими академическими успехами и завышенной самооценкой.
Бездумные пользователи соцсети — информационные вредители и похитители внимания. В топку их! Пускай они показывают свои обеды, купальники и котиков своим бабушкам, которые их оценят по достоинству. А вам они зачем?
Например, исследования показывают, что селфи никак не помогают самооценке тех, кто их постит, зато плохо влияют на самооценку тех, кто их часто просматривает.
Отсеять людей из своей ленты можно, задав себе простые вопросы.
Стараются ли они, когда пишут на свои страницы? Если нет, их немедленно необходимо устранить из ленты. Не будете же вы покупать в магазине криво сделанные вещи просто потому, что их там продают?
Если стараются, нужно спросить себя: «У них получается?» Если нет — удаляйте. Старание, конечно, похвально: такие пользователи точно лучше, чем те, которые не стараются. Но зачем вам есть суп с мухой просто потому, что повар старался?
Они стараются, у них получается, но полезна ли вам их информация? Нет? Вы знаете, что делать.
Не хотите никого обидеть? Просто жмите unfollow и, если что, делайте вид, что вам их посты не показывает алгоритм.
Наши ленты постепенно забиваются людьми, которых мы не знаем и даже не помним, зачем добавили. Со временем они становятся частью нашей жизни, как дальние родственники. Если они выпускают в вашу ленту облако информационного мусора и никакой полезной информации — удаляйте их без колебаний. В топку также лучше отправить «лидеров мнений», у которых нет оригинальных мыслей. С новым подходом на их место вы найдете тысячу более интересных и вдохновляющих незнакомцев.
Соцсети не должны превращаться в телевизор, над программной сеткой которого вы не властны: вы сами можете выбирать своих звезд — так воспользуйтесь этим правом.
Правильное наполнение
Альфред Хичкок говорил, что хорошее кино — это жизнь, из которой вырезаны все скучные эпизоды. Чисткой ленты вы избавились от скучных эпизодов — пора взяться за наполнение информационного потока качественным содержимым.
Читаем только самых умных
Взаимодействие с людьми полезно для нашего мозга, а чем дальше мы продвигаемся в технологическом развитии, тем более важным становится умение взаимодействовать с людьми и работать в командах. И всё же нельзя взаимодействовать со всеми без разбора.
Добавляйте новых френдов очень внимательно и осторожно. Постарайтесь подписываться только на тех, кто хоть в чем-то (а желательно во многом) умнее, опытнее и осведомленнее вас.
И не отписывайтесь от них, даже если они не добавили вас в ответ: хороший контент от умного человека полезнее капризов вашего эго.
Постарайтесь вступать во взаимодействие с этими интересными людьми и оставляйте осмысленные комментарии, даже если на них сначала не отвечают. Исследования показывают, что активное взаимодействие с пользователями и обмен обдуманными комментариями повышают уровень психического благополучия. Это в любом случае будет полезнее, чем ваш очередной комментарий «вау!», «бедняга!» или «сволочи!» под мусорными постами реальных знакомых.
Учимся управлять алгоритмами
Одна из особенностей алгоритмов социальных сетей — давать вам еще больше того, что вам и так интересно, и убирать из ленты всё, с чем вы мало взаимодействуете. Поэтому даже если вы очистили свою ленту и добавили туда полезный контент, со временем часть источников исчезнет, так как вы не сможете уделять равное внимание всему.
Но по мере того, как вы начнете осознанно добавлять новые сообщества, издания и страницы, алгоритмы переучатся под ваши новые потребности и станут предлагать релевантные вашим новым интересам страницы. То же начнет происходит и с людьми: соцсети станут предлагать вам действительно интересных персонажей.
В ходе исследований люди, ставящие большое количество лайков, отметили снижение уровня душевного здоровья. Поэтому лайкайте аккуратно и помните, что это не просто кнопка, это ваше право выбирать. Каждый лайк имеет значение: покажут ли вам больше или меньше подобного контента, зависит от вашего пальца. Не дайте ему дрогнуть от мусорных постов и упорно голосуйте только за полезную вам информацию.
Используем разные сервисы для разных целей
Попробуйте разбросать сферы своих интересов по разным сервисам. Например, в телеграме вы читаете про философию и новые технологии, в фейсбуке общаетесь с интересными людьми, «ВКонтакте» изучаете кино и музыку, на ютубе слушаете лекции по гуманитарным наукам, в инстаграме изучаете фотографию, а в твиттере — политические новости. Специализируйте каждый сервис и не давайте им превратиться в бурду из всех своих интересов, иначе получится каша, и в итоге вы будете получать отовсюду одно и то же. Однако не борщите с количеством используемых социальных платформ: исследования показывают, что у людей, пользующихся 7–11 платформами, значительно возрастает уровень подавленности и тревожности.
Учимся не пачкать цифровое пространство
Алгоритмы выдают рекомендации на основе нашего цифрового отпечатка, поэтому держите его в порядке. Соблюдайте высокий уровень своих запросов, просмотров и лайков. А если хочется «сладкого», например, посмотреть всё то же видео с котиками, — используйте режим браузера инкогнито. Так машины не запомнят ваши мелкие информационные грешки и не испортят вам информационную выдачу — цифровая карма останется чистой.
Как правильно относиться к информации
В эксперименте 2014 года Facebook доказал, что модерацией ленты он может делать людей счастливее или несчастнее. Просто добавив в перечень статусов значок «Донор органов», соцсеть вызвала
многократное увеличение количества людей, готовых стать донорами. Еще в 2010-м стало ясно, что платформа может увеличить явку на выборах с помощью простого оповещения, помочь политику выиграть выборы и даже разжечь революцию в стране. Участие в этом эксперименте по управлению поведением масс людей на базе bigdata — условие использования соцсети, которые мы принимаем, даже если не знаем о нем.
Чтобы не быть подопытным кроликом и не вестись на приманки, развивайте в себе интеллектуальный скептицизм: не принимайте ничего на веру, подвергайте информацию сомнению и старайтесь составить обо всём личное мнение.
Читайте новости из разных источников: либеральных, консервативных, альтернативных. Для этого как раз подходит использование разных сервисов для разных интересов: например, в твиттере можно почитать, как мужчины страдают от феминисток, а в фейсбуке — как феминистки страдают от мужчин. Так вы научитесь видеть две стороны конфликта и сможете спокойно определиться со своим мнением.
Исследования показывают, что люди готовы отказаться от денег, лишь бы не читать мнения, которые противоречат их мировоззрению и политическим взглядам. Это явление называется «мотивированным невежеством». Противопоставить ему можно, например, интерес к научному мышлению: исходя из экспериментов, это помогает воспринимать мир, опираясь на факты, а не на когнитивные ошибки.
Чтение разных источников, обсуждающих одни и те же проблемы с разных позиций, также научит вас различать чистую информацию и окрашенный мнением посыл. Отметайте мнения вроде того, что стакан наполовину пуст или наполовину полон, — научитесь определять, сколько по факту жидкости в стакане.
Привыкли читать только заголовки новостей в своей ленте? Постарайтесь читать статьи. Привыкли читать статьи? Переходите к книгам на ту же тему. Постарайтесь смотреть фильмы, а не сериалы; слушайте музыку не на шаффле, а целыми альбомами — это увеличит вашу способность долго концентрировать внимание на одном предмете и не переключаться.
И помните, что вы не только потребитель, но и поставщик информации для других людей. Чтобы информационный климат в наших социальных сетях улучшился, каждый из нас должен стараться поставлять только осознанный и полезный контент
, на котором другие люди могли бы развиваться.
Никакого информационного мусора ни в вас, ни от вас!