Файл: Стратегия развития национальной платежной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ
СИСТЕМЫ НА 2021 – 2023 ГОДЫ
Москва
2021

Материал подготовлен Департаментом национальной платежной системы.
Фото на обложке: Shutterstock / FOTODOM
Адрес: 107016, Москва, ул. Неглинная, 12
Официальный сайт Банка России: www.cbr.ru
© Центральный банк Российской Федерации, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................................................... 2 1. Текущее состояние НПС................................................................................................. 4 1.1. Регулирование ......................................................................................................................................................................4 1.2. Инфраструктура НПС ........................................................................................................................................................5 1.3. Поставщики платежных услуг .....................................................................................................................................10 1.4. Потребители платежных услуг ...................................................................................................................................10 2. Международные и российские тренды и вызовы платежного рынка ...............14 2.1. Трансформация клиентского опыта и моделей потребления ...................................................................14 2.2. Новые технологии в платежах ..................................................................................................................................14 2.3. Новые участники платежного рынка .....................................................................................................................15 2.4. Бесшовное взаимодействие и интероперабельность ................................................................................. 17 2.5. Конкуренция в платежной сфере............................................................................................................................. 17 2.6. Усиление влияния регуляторов................................................................................................................................18 3. Направления развития НПС на 2021 – 2023 годы ................................................... 21 3.1. Развитие регулирования в НПС ...............................................................................................................................21 3.2. Развитие национальной платежной инфраструктуры ................................................................................23 3.3. Развитие конкуренции и технологий на платежном рынке ..................................................................... 27 3.4. Развитие международного сотрудничества в платежной сфере .........................................................30 4. Ожидаемые результаты Стратегии развития НПС на 2021 – 2023 годы .......... 33 5. Риски при реализации Стратегии развития НПС на 2021 – 2023 годы ............. 34 6. Ключевые показатели реализации Стратегии развития НПС на 2021 – 2023 годы ...................................................................................................... 35
Глоссарий ........................................................................................................................... 36
Список сокращений .......................................................................................................... 38


2
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Одной из стратегических целей деятельности Банка России является обеспечение стабиль- ности и развития национальной платежной системы (НПС).
В рамках Стратегии развития НПС
1
от 15.03.2013 Банком России совместно с участника- ми платежного рынка реализованы ключевые проекты по совершенствованию национальной платежной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивость и суверенитет российского пла- тежного пространства.
Так, платежная система Банка России переведена на современную централизованную плат- форму и обеспечивает бесперебойное проведение межбанковских расчетов по единому рас- ширенному регламенту. Запущена Система передачи финансовых сообщений Банка России, в рамках которой кредитным организациям и крупным компаниям, в том числе нерезидентам
Российской Федерации, предоставлена возможность круглосуточно обмениваться финансо- вой информацией по независимым защищенным каналам.
В беспрецедентно короткие сроки все внутрироссийские операции по банковским картам международных платежных систем переведены на непрерывную круглосуточную обработку на территории Российской Федерации. Создана и занимает значимое место на российском рынке платежная система «Мир». Запущена эмиссия национальных платежных инструментов – карт «Мир». Потребителям предоставлена возможность осуществлять платежи и переводы в режиме 24 / 7 / 365 клиенту любого банка – участника Системы быстрых платежей.
Динамичное развитие российского платежного рынка, в том числе за счет активного вне- дрения инноваций, вывело Россию на первое место в мире по темпам роста безналичных пла- тежей и позволило с 2018 года войти в пятерку мировых лидеров по их количеству
2
В то же время сформировались новые вызовы, существенно влияющие на развитие рос- сийского платежного рынка. Платежная индустрия, как и общество в целом, проходит циф- ровую трансформацию. Потребители становятся более требовательны к скорости, стоимости и доступности платежных услуг. Для создания инновационных платежных продуктов и серви- сов поставщики платежных услуг широко внедряют новые технологии. Международные биг- тех-компании активно внедряются в новые сферы, в том числе на российский платежный ры- нок. Регуляторы ведущих стран изучают возможности запуска национальных цифровых валют,
Банк России выпустил консультативный доклад о цифровом руб ле. Компании и банки с круп- ной клиентской базой начали построение собственных экосистем, предоставляя широкий пе- речень различных, в том числе нефинансовых, сервисов. При этом в отдельных сегментах НПС сформировался высокий уровень концентрации, где 1 – 2 ведущих игрока занимают доминиру- ющее положение.
Также многократно повышаются требования к обеспечению информационной безопасно- сти и формированию доверенной среды в платежной отрасли.
Стратегия развития НПС на 2021 – 2023 годы направлена на создание благоприятных ус- ловий для предоставления потребителям удобных, безопасных и доступных платежных услуг, развитие конкурентного и инновационного платежного рынка, совершенствование платежной инфраструктуры.
1
Протокол заседания Совета директоров Банка России № 4 // Вестник Банка России. 2013. № 19.
2
По данным Банка международных расчетов и World Payments Report.
ВВЕДЕНИЕ


3
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
При разработке Стратегии развития НПС на 2021 – 2023 годы учтены документы стратегиче- ского планирования, в том числе:

Стратегия развития информационного общества в
Российской Федерации на 2017

2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203;

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208;

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому разви- тию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7;

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период
2019 – 2021 годов;

Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период
2018 – 2020 годов;

Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 – 2020 годов;

Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019 – 2021 годов.
Реализация Стратегии развития НПС на 2021 – 2023 годы будет осуществляться Банком
России во взаимодействии с участниками рынка платежных услуг и профессиональными объ- единениями, а также с заинтересованными органами государственной власти Российской
Федерации.

4
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Доступность и эффективность платежных услуг играет важную роль в развитии экономи- ки, проведении бюджетной и денежно-кредитной политики, создании благоприятных условий для бизнеса и населения.
Во многом текущее состояние НПС является результатом реализации Стратегии развития
НПС, принятой в 2013 году. В ходе ее выполнения совершенствовалась правовая основа НПС, были заложены условия для развития платежных услуг, сформированы основные элементы национальной платежной инфраструктуры. Кроме того, дополнительно к принятым Стратеги- ей 2013 года целям Банком России были запущены и успешно развиваются в настоящее время платежная система «Мир» и Система быстрых платежей Банка России.
Банки
1
и другие участники платежного рынка активно развивают системы дистанционно- го банковского обслуживания, расширяют сети приема карт и бесконтактных платежей, обе- спечивают поддержку платежных приложений на смартфонах. Все это, а также стимулирую- щие акции и программы лояльности содействует использованию потребителями безналичных платежей.
1.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ
Правовую основу НПС составляют Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Цен- тральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон от 27.06.2011
№ 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Также в нее входят нормативные акты по во- просам НПС, выпускаемые Банком России в рамках предоставленных ему законодательством
Российской Федерации полномочий.
Законодательство о НПС определяет ключевые функции основных участников платежного рынка, правила оказания платежных услуг, функционал платежных инструментов, предостав- ляя поставщикам платежных услуг возможности для создания собственных дополнительных
1
Здесь и далее термин «банки» также включает небанковские кредитные организации. Использование терминов
«банк» и «кредитная организация» в рамках настоящей Стратегии является равнозначным.
1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НПС
Структура Национальной платежной системы
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И НАДЗОР
ИНФРАСТРУКТУРА
ПОСТАВЩИКИ
платежных
услуг
ПОТРЕБИТЕЛИ
платежных
услуг
Банк России
Платежные
сервисы Банка
России
Кредитные
организации
Физические лица
Системно и
социально
значимые ПС
Банковские
платежные
агенты
Платежные
агенты
Почта
России
Платежные
системы
Юридические лица
Иностранные
платежные системы
Операторы услуг
информационного
обмена
Платежные
агрегаторы
Иностранные
поставщики
платежных услуг
Поставщики
платежных
приложений
Государство
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА
ПЛАТЕЖНЫЙ РЫНОК
Системно
значимая
платежная
система НРД
Социально
значимые
платежные
системы
Платежные
системы
ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рис. 1


5
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы сервисов. Так, кредитные организации могут самостоятельно или по соглашению с клиента- ми определять формы распоряжений о переводе денежных средств, предоставлять клиентам автоматические платежи или условные переводы, упрощать и ускорять обработку платежной информации за счет кодирования платежных реквизитов и так далее.
Законодательством также установлены правовые аспекты деятельности платежных систем и национальной системы платежных карт, порядок взаимодействия банка и клиента при ис- пользовании электронных средств платежа
2
. С учетом международного опыта и стандартов, таких как «Принципы для инфраструктур финансового рынка»
3
, сформирована правовая база надзора и наблюдения в НПС, установлены критерии значимости платежных систем.
В целях защиты прав потребителей установлены требования к раскрытию информации о платежной услуге, информированию клиента об осуществляемых платежах и переводах. Так- же был введен запрет на повышение комиссии по внутрибанковским переводам при откры- тии счетов плательщика и получателя в разных отделениях банка (запрет на «банковский роу- минг»). Кроме того, на законодательном уровне предусмотрены правила возмещения банками денежных средств, списанных без согласия клиента при соблюдении им установленных пра- вил использования электронных средств платежа.
Важно подчеркнуть, что принципы регулирования платежной сферы в Российской Федера- ции в целом сопоставимы с принципами, применяемыми в других странах мира. Так, в Евро- союзе, как и в России, определены основные участники платежного рынка, виды платежных услуг и инструментов, требования к раскрытию информации и защите прав потребителей.
При этом имеющиеся особенности регулирования в НПС продиктованы структурой рын- ка и используемыми бизнес-моделями. Например, в Евросоюзе наряду с банками действу- ет самостоятельный институт независимого небанковского поставщика платежных услуг, ев- ропейское регулирование и надзор в значительной степени сфокусированы на деятельности именно этих участников. В России же небанковские организации (например, банковские пла- тежные агенты, платежные агрегаторы) участвуют в оказании платежных услуг на основании договоров с банками. Регулирование и надзор осуществляются в отношении банков и платеж- ных систем, а контроль за деятельностью небанковских посредников обеспечивается через кредитные организации с учетом нормативных актов Банка России.
1.2. ИНФРАСТРУКТУРА НПС
На 01.01.2021 инфраструктура НПС включала 28 платежных систем
4
, в том числе системно значимые платежные системы Банка России и НРД, 36 операторов услуг платежной инфра- структуры – операционных, платежных клиринговых и расчетных центров. Всего через россий- ские платежные системы в 2020 году проведено около 22 млрд переводов денежных средств на сумму 1852,3 трлн руб лей, или более 1 годового объема ВВП Российской Федерации в ме- сяц.
Особую роль играет национальная платежная инфраструктура, обеспечивающая независи- мость российского платежного пространства.
1.2.1. Платежная система Банка России
Основным элементом национальной платежной инфраструктуры является ПС БР, через ко- торую осуществляются операции бюджетной и денежно-кредитной политики, государствен- ные платежи и межбанковские расчеты всех российских кредитных организаций.
2
Статья 9 Федерального закона «О национальной платежной системе».
3
«Принципы для инфраструктур финансового рынка» – международный стандарт, выпущенный совместно Ко-
митетом по платежам и рыночным инфраструктурам при Банке международных расчетов и Международной
организацией комиссий по ценным бумагам.
4
Включая платежную систему Банка России и ПС «Мир».


6
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Сегодня в ПС БР реализованы возможности самых современных RTGS-систем
5
:
‒ сервис срочных переводов, в котором в онлайн-режиме обрабатывается более 80% всего объема платежей;
‒ сервис несрочных переводов с расчетом каждые 30 минут;
‒ 20-часовой операционный день, один из самых продолжительных в мировой практике
RTGS-систем
6
;
‒ гибкие инструменты управления ликвидностью, включая систему лимитов и пулы ликвидности.
В ПС БР операционный день один из самых продолжительных в мире – 20 часов
Показатель доступности ПС БР по итогам 2020 года составил 99,99%
7
Ключевую роль ПС БР подтверждает ее высокая доля в НПС – через нее проходит око- ло 93% всего объема платежей всех платежных систем
8
. Каждый день ПС БР обрабатывает в среднем около 7 млн платежей.
В зарубежных странах большинство межбанковских расчетов также осуществляется в RTGS центрального банка, доля которой по объему платежей во Франции составляет 92,2%, в Вели- кобритании – 92,5%, в Германии – свыше 95%.
1.2.2. Платежная система НРД
ПС НРД является частью постторговой инфраструктуры Группы «Московская Биржа», обе- спечивающей переводы по сделкам на организованных торгах и на внебиржевом рынке, а так- же по операциям Банка России на открытом рынке и при рефинансировании кредитных орга- низаций.
ПС НРД имеет статус системно и национально значимой платежной системы. Оператором платежной системы и услуг платежной инфраструктуры (операционным, платежным клиринго- вым и расчетным центрами) является НКО АО НРД.
ПС НРД обеспечивает бесперебойные расчеты между участниками в режиме реального времени. Также в онлайн-режиме осуществляются мониторинг и анализ рисков. Проведенная
Банком России в 2017 – 2018 годах оценка ПС НРД показала высокий уровень соответствия этой платежной системы международному стандарту «Принципы для инфраструктур финан- сового рынка».
В 2020 году общий объем переводов в этой платежной системе составил около 120 трлн руб- лей, более 65% из которых приходилось на переводы денежных средств по сделкам, заклю- ченным на организованных торгах.
1.2.3. Система быстрых платежей
Система быстрых платежей (СБП) запущена в январе 2019 года и предоставляет по- требителям возможность быстро, безопасно и удобно в режиме 24
/
7
/
365 осуществлять
5
RTGS – платежная система, осуществляющая расчет на валовой основе в режиме реального времени. Как пра-
вило, в каждой развитой стране есть RTGS-система, созданная или управляемая центральным банком.
6
Прием документов текущим днем в ПС БР осуществляется 20 часов в день. Для сравнения: RTGS-система Син-
гапура – 10 часов, Великобритании, Индии и Китая – 12 часов, Японии – 13 часов, Австралии – 14 часов.
7
По информации на официальных сайтах регуляторов, целевой уровень доступности их RTGS-систем установ-
лен: TARGET2 (Европейский центральный банк) – 99,7%, FedWire (Федеральный резерв, США) – 99,9%, CHAPS (Банк
Англии) – 99,95%.
8
Отношение оборотов в ПС БР к оборотам, проходящим через все платежные системы в НПС (ПС БР и 28 пла-
тежных систем, зарегистрированных Банком России).