Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы онлайн-переводы по номеру мобильного телефона себе и другим людям независимо от того, в каком банке – участнике СБП у них открыты счета.
В СБП банки предоставляют физическим лицам единые тарифы на моментальные переводы в пользу других физических лиц:
‒ до 100 тыс. руб лей в месяц – бесплатно;
‒ свыше 100 тыс. руб лей в месяц – не более 0,5% от суммы перевода, максимум 1,5 тыс. руб- лей за перевод.
Наряду с переводами между потребителями, в СБП реализована возможность оплаты това- ров, работ и услуг в том числе с использованием QR-кода, а также получения выплат от ком- паний. С начала 2019 года через СБП переведено более 1 трлн руб лей.
Количество операций в СБП с начала 2020 года выросло в 16 раз, а объем – в 13 раз
За 2020 год число банков – участников СБП выросло почти в 6 раз (с 36 до 210). При этом количество и объем операций за 2020 год увеличились более чем в 10 раз.
Развитие систем быстрых платежей является международным трендом. За последние 6 лет количество стран, в которых запущены системы быстрых платежей, выросло в 4 раза – на на- чало 2021 года они действуют в более 50 странах. Только в 2019 году новые системы быстрых платежей были запущены в 6 странах
9
, в 4 странах
10
объем платежей в действующих системах вырос в два раза и более. В большинстве стран создание системы быстрых платежей иници- ируется центральным банком.
Системы быстрых платежей не только ускоряют поступление средств конечным получате- лям, но и создают возможности для поставщиков платежных услуг по реализации новых он- лайн-сервисов, стимулируя развитие других сегментов экономики. Так, по материалам ком- пании FIS
11
, 85% фрилансеров, курьеров и работников по гражданско-правовым договорам согласны работать больше времени, если они будут оперативно (онлайн) получать заработан- ные средства.
9
Бразилия, Венгрия, Малайзия, Румыния, Саудовская Аравия, Хорватия (по данным компании FIS).
10
Австралия, Бахрейн, Индия, Таиланд (по данным компании FIS).
11
Fidelity National Information Service – американская компания, поставщик IT-решений и платежных услуг. По дан-
ным Bloomberg, после покупки европейской компании WorldPay компания FIS стала крупнейшим в мире постав-
щиком платежных услуг.
0,49 8,47 17,21 33,55 39,82 71,62 224,31 459,30 0
100 200 300 400 500
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
2019 2020
ОБЪЕМ ОПЕРАЦИЙ В СБП
(МЛРД РУБ.)
Рис. 2
0,06 0,92 1,94 3,82 5,09 8,30 30,48 67,40 0
10 20 30 40 50 60 70
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
2019 2020
КОЛИЧЕСТВО ОПЕРАЦИЙ В СБП
(МЛН ШТ.)
Рис. 1
8
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
1.2.4. Система передачи финансовых сообщений
Система передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России запущена в 2014 году и предоставляет банкам и иным юридическим лицам безопасную и защищенную среду обмена финансовой информацией. СПФС работает в режиме 24 / 7 / 365 и обеспечивает передачу со- общений в форматах SWIFT и в собственных форматах пользователей. Также в СПФС реализо- ваны сервисы для передачи финансовых сообщений Федерального казначейства.
За 2020 год трафик в СПФС вырос почти в 2 раза и превысил 20% внутри- российского трафика SWIFT
К сервисам СПФС обеспечен доступ нерезидентов Российской Федерации. С 21 зарубеж- ной организацией заключены договоры о предоставлении услуг СПФС, 12 из которых под- ключены к системе. Около 400 кредитных организаций и иных пользователей подключены к СПФС, ежедневно через систему передается более 70 тыс. сообщений.
В 2020 году ежемесячный трафик в СПФС составил около 2 млн сообщений, превысив 20% трафика внутрироссийских сообщений через SWIFT.
1.2.5. Национальная система платежных карт
Национальная система платежных карт (НСПК)
обеспечивает обработку всех внутрирос- сийских операций с банковскими картами. При этом НСПК является оператором и операцион- ным платежным клиринговым центром платежной системы «Мир».
В рамках ПС «Мир» организован выпуск национальных платежных инструментов – карт
«Мир», обеспечен их прием во всей сети на территории Российской Федерации, включая ин- тернет-эквайринг.
По состоянию на начало 2021 года было выпущено примерно 95 млн карт «Мир», что соста- вило более 30% всех выпущенных в Российской Федерации платежных карт. При этом доля операций по картам «Мир» в общем объеме внутрироссийских операций платежными картами на 01.01.2021 возросла до 24%
12
12
Также около 1% от общего объема внутрироссийских операций совершается с картами других российских пла-
тежных систем.
1,3 0,6 0,4 0,4 0,8 1,3 1,7 1,7 1,3 3,0 4,0 4,6 4,0 4,5 6,6 7,9 0
1 2
3 4
5 6
7 8
9
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
2017 2018 2019 2020
ДИНАМИКА КВАРТАЛЬНОГО ТРАФИКА В СПФС
(МЛН СООБЩЕНИЙ)
Рис. 3
9
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Карты «Мир» выходят на международное пространство. Сегодня они принимаются во всех государствах ЕАЭС и в других странах
13
популярных у российских граждан туристических на- правлений.
1.2.6. Надежность платежной инфраструктуры
Надежное функционирование платежных систем важно для граждан, общества и государ- ства. При большом объеме переводов в платежной системе серьезные нарушения в ее функ- ционировании могут создать риски для стабильности всей финансовой системы страны. Осо- бое значение имеет бесперебойное функционирование платежных систем, обеспечивающих расчеты с использованием розничных платежных инструментов, особенно банковских карт.
Применяя риск-ориентированный подход Банк России устанавливает более высокие тре- бования к платежным системам, имеющим особое значение для финансовой стабильности или доверия потребителей к безналичным платежам. Такие платежные системы признаются си- стемно значимыми (ПС БР и ПС НРД) или социально значимыми (4 платежные системы).
Банк России проводит регулярную оценку их соответствия требованиям законодательства о НПС и международных стандартов. Результаты проведенных оценок опубликованы на сайте
Банка России и показывают высокий уровень соответствия
14
Также оценку регулирования и функционирования значимых платежных систем в россий- ской юрисдикции проводят международные организации. По результатам
15
первого этапа мо- ниторинга (самооценки) имплементации «Принципов для инфраструктур финансового рынка» регулирование платежных систем в России оценивается по 4-му (высшему) уровню соответ- ствия требованиям международных стандартов.
13
По состоянию на начало 2021 года карты ПС «Мир» принимаются в Абхазии, Армении, Беларуси, Вьетнаме, Ка-
захстане, Киргизии, Турции, Узбекистане, Таджикистане, Южной Осетии и Кипре, проведены первые операции
в Великобритании и Южной Корее. Актуальный список стран, в которых принимаются карты «Мир», размещен
на сайте НСПК
.
14
Результаты доступны на сайте Банка России в разделе
«Надзор и наблюдение в национальной платежной
системе».
15
Результаты оценки размещены на сайте Банка международных расчетов в разделе
Committees and
associations / Committee on Payments and Market Infrastructures / Monitoring implementation of the PFMI.
97,5 95,2 83,7 79,0 75,0 0,1 2,9 14,5 19,3 24,0 0
20 40 60 80 100 120 2016 2017 2018 2019 2020
МПС
ПС МИР
ДОЛЯ ПС ПО ОБЪЕМУ ОПЕРАЦИЙ С КАРТАМИ В РФ
(%)
Рис. 4
10
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
1.3. ПОСТАВЩИКИ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ
Банки и иные поставщики платежных услуг предоставляют своим клиентам доступ к бан- ковским счетам, предлагают широкую линейку платежных инструментов и обеспечивают воз- можность совершать платежи и переводы денежных средств, в том числе через дистанцион- ные каналы. На 01.01.2021 в России насчитывалось 406 кредитных организаций, в том числе
274 эмитента банковских карт, 251 эквайрер, 80 операторов электронных денежных средств.
К оказанию платежных услуг банки также привлекают небанковские организации, большин- ство из которых составляют платежные агенты и банковские платежные агенты (в совокупно- сти около 5 тыс. организаций). Небанковские организации играют важнейшую роль в обе- спечении финансовой доступности, предоставляя более 350 тыс. касс и офисов для оказания платежных услуг. Совместно банки, банковские платежные агенты и платежные агенты обе- спечивают работу более 500 тыс. банкоматов и платежных терминалов, более 3,5 млн POS- терминалов.
Эти показатели в целом соответствуют общеевропейскому уровню доступности платежных услуг для населения. Так, на 1 млн взрослого населения в Российской Федерации приходится около 260 офисов банков, в Германии – около 340 офисов, в Нидерландах – более 110 офисов.
1.4. ПОТРЕБИТЕЛИ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ
На 01.01.2021 в России насчитывалось около 75 млн экономически активного населения
16
,
3,7 млн индивидуальных предпринимателей и 3,5 млн юридических лиц
17
. Каждую секунду они осуществляют более 1,5 тыс. платежных операций, используя различные инструменты для со- вершения платежей и переводов денежных средств. При этом 87% клиентов банков в России пользуются цифровыми каналами (мобильные приложения, интернет-банк, сайты банков)
18
1.4.1. Уровень доверия потребителей к безналичным инструментам
Безналичные платежи прочно вошли в повседневную жизнь российских потребителей.
Доля безналичных платежей в розничном платежном обороте с 2013 по 2020 год выросла почти в5 раз и на 01.01.2021 превысила 70%, что свидетельствует о высоком уровне доверия потребителей к предлагаемым платежным инструментам и услугам. Постепенно расширяется использование безналичных инструментов (например, аккредитивов вместо сейфовых ячеек) при расчетах по сделкам купли-продажи недвижимости.
Доверие потребителей создает благоприятные условия для внедрения новых технологий в платежной сфере. Почти 70% безналичных платежей за товары и услуги в 2020 году осу- ществлялось с использованием технологии бесконтактных платежей, из них каждый четвер- тый платеж совершен с использованием смартфонов и иных устройств для бесконтактной оплаты
19
. Российские потребители привыкают к использованию новых платежных сервисов быстрее жителей большинства других стран. Например, в США при сопоставимой инфраструк- туре
20
лишь каждый девятый использовал смартфон или иное устройство для бесконтактной оплаты. Пандемия COVID-19 в 2020 году придала дополнительное ускорение развитию циф- ровых сервисов, дистанционных каналов и бесконтактных платежей.
16
По данным Росстата за 2020 год.
17
По данным Федеральной налоговой службы на 01.01.2021.
18
По оценке Ernst & Young, 2019.
19
По данным отчетности кредитных организаций и информации НСПК.
20
В России бесконтактную оплату поддерживают более 80% POS-терминалов, в США – около 75%.
11
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Доля безналичных платежей в розничном обороте по итогам 2020 года составила 70,3%
Вместе с тем потенциал для дальнейшего роста количества безналичных платежей сохра- няется. Так, на 1 жителя в год в Российской Федерации в среднем совершается 318 безналич- ных платежей, в то время как в Великобритании – 450, в США – 500, в Южной Корее – 550, а в странах-лидерах (например, в Сингапуре) – более 750.
1.4.2. Платежные услуги для населения
Наиболее востребованными платежными услугами для населения являются платежи и пе- реводы, в том числе с использованием банковских карт, а также автоматические платежи, на- страиваемые клиентами через системы ДБО. Физические лица активно используют каналы
ДБО при взаимодействии с банками. Так, в 2020 году 98,9% всех распоряжений физических лиц о переводе денежных средств поступило в кредитные организации в электронном виде.
Также, по данным исследования BCG
21
, в 2020 году 30% граждан России стали чаще пользо- ваться мобильным банкингом по сравнению с 2019 годом.
В платежном обороте картами оплачивается 67,6% от всего объема платежей, наличными деньгами – 29,7%, электронными деньгами – около 1,5%, на долю прочих инструментов безна- личной оплаты приходится 1,2%.
На сегодняшний день примерно 70% россиян считают банковскую карту привычным ин- струментом для повседневной оплаты, держатели дебетовых карт – самые лояльные клиенты банков
22 98,9% распоряжений физических лиц направлено в банки в электронном виде
Банковские карты являются ведущим инструментом безналичных розничных платежей и в других странах. Например, доля банковских карт в розничных платежах во Франции и Ни- дерландах составляет около 55%, в Швеции и Великобритании – около 66%, в Южной Корее
21
Согласно исследованию Boston Consulting Group «Полностью цифровой розничный банк» за 2020 год.
22
Согласно исследованию НАФИ «NPS-2020: лояльность пользователей розничных банковских услуг».
13,5 25,2 31,0 39,3 47,4 55,6 64,7 70,3 86,5 74,8 69,0 60,7 52,6 44,4 35,3 29,7 0
20 40 60 80 100 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Безналичные платежи
Наличные платежи
ДОЛЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОЗНИЧНОМ ПЛАТЕЖНОМ ОБОРОТЕ РФ
(%)
Рис. 5
12
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы и США – почти 75%. В Сингапуре на карты приходится более 94% платежей, а на 1 жителя вы- пущено в среднем 11 карт. В то же время в Индии платежи картами составляют около 44% от объема розничных платежей, в Германии – менее 25%.
С запуском СБП Банка России все более популярными становятся переводы по номеру мобильного телефона: в 2020 году через СБП было проведено 111 млн операций на сумму
795 млрд руб лей, при этом за год количество операций в СБП выросло в 16 раз, а объем переводов – в 13 раз.
1.4.3. Платежные услуги для бизнеса
Услуги по ведению расчетных счетов, приему безналичных платежей и осуществлению переводов денежных средств (расчетно-кассовое обслуживание, РКО) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предлагают более 250 банков в десятках тысяч отделе- ний. Также многие банки предоставляют возможность дистанционного заключения договора на РКО с использованием государственных информационных систем. В 2020 году юридиче- ским лицам было открыто более 1,5 млн новых банковских счетов, общее количество которых по состоянию на 01.01.2021 превысило 13 млн счетов. Юридические лица активно использу- ют каналы ДБО при взаимодействии с банками – в 2020 году около 96% всех распоряжений юридических лиц о переводе денежных средств поступило в кредитные организации в элек- тронном виде.
Развитая платежная инфраструктура позволяет банкам предоставлять бизнесу дополни- тельные платежные сервисы, в том числе по управлению ликвидностью за счет формирования пулов, зачета входящих платежей, исполнения периодических платежей и другие.
Кроме того, в целях повышения доступности услуги по приему платежных карт, электронных кошельков и других платежных инструментов банки привлекают небанковские организации, такие как платежные агрегаторы. На начало 2021 года в реестр Банка России внесено более
30 платежных агрегаторов. По экспертным оценкам, до трети интернет-магазинов в Россий- ской Федерации используют посредников при обеспечении приема безналичной оплаты.
Около 96% распоряжений юридических лиц направлено в банки в электронном виде
В целях снижения издержек ТСП, а также развития конкурентной среды на платежном рын- ке в СБП реализован сервис оплаты за товары, работы и услуги по QR-коду (сервис C2B). Ко- миссии банков для ТСП в СБП не могут превышать 0,7%, что в 2 – 3 раза ниже по сравнению со средним уровнем эквайринговых комиссий. В более чем 40 банках уже существует этот сервис, а количество подключенных к C2B-сервису торговых точек превысило 47 тысяч.
1.4.4. Безопасность и защита прав потребителей
Внедрение комплекса стандартов Банка России по обеспечению информационной безо- пасности, введение требования оснащать все выпускаемые в Российской Федерации платеж- ные карты чипом для защиты информации и ряд других мер по обеспечению информационной безопасности позволили в 2015 – 2019 годах снизить долю несанкционированных операций с электронными средствами платежа более чем на 30%. Однако с развитием технологий со- вершенствуются и методы хищений денежных средств. Общий объем операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций в 2019 году, составил 6426,5 млн руб лей. Ос- новным способом хищения средств граждан являлась социальная инженерия. За три кварта- ла 2020 года с ее использованием было совершено 65,6% операций без согласия клиентов.