Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3.2. Внедрение стандарта ISO 20022
Поддержка ISO 20022 в ПС БР
В целях снижения издержек участников платежного рынка за счет бесшовной и структу- рированной обработки платежной информации, расширения состава информации о плате- же планируется обеспечить переход к глобальному международному стандарту ISO 20022.
28
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
На трехлетнем горизонте в качестве базового этапа Банк России реализует поддержку пла- тежных сообщений на основе международного стандарта ISO 20022 в ПС БР.
Это позволит в значительной степени унифицировать обработку как внутрироссийских, так и трансграничных платежей кредитных организаций и их клиентов – участников внешнеэко- номической деятельности и создаст условия для широкой имплементации ISO 20022 в НПС.
Внедрение ISO 20022 повысит точность передаваемой информации и снизит издержки при ее обработке за счет единой детализированной метамодели платежных процессов. Одновремен- но это создаст условия для более широкого применения участниками платежного рынка тех- нологий Big Data с использованием транзакционных данных.
Использование ISO 20022 также должно улучшить расчетное обслуживание глобаль- ных компаний, поскольку данный стандарт уже используется или внедряется в более чем
60 странах.
Поддержка форматов ISO 20022 в СПФС
Для обеспечения условий построения как банками, так и бизнесом интероперабельных про- цессов взаимодействия возможность передачи финансовых сообщений в форматах ISO 20022 будет реализована в СПФС.
Расширение использования ISO 20022 в НПС
Одновременно с внедрением в ПС БР стандарта ISO 20022 Банк России в тесном взаимо- действии с федеральными органами исполнительной власти будет стимулировать участников рынка к поддержке этого стандарта в НПС. В целях унификации взаимодействия, общего сни- жения издержек и операционных рисков при использовании разных форматов платежных со- общений Банк России планирует подготовить дорожную карту перехода российской юрисдик- ции на стандарт ISO 20022 с учетом сроков его внедрения на международном пространстве.
Гармонизация применения ISO 20022 в ЕАЭС
В целях гармонизации подходов к применению ISO 20022 в странах ЕАЭС будет разрабо- тан межстрановой классификатор реквизитов финансовых сообщений ISO 20022. На основе этого классификатора будет разработан альбом электронных сообщений ISO 20022 при осу- ществлении трансграничных операций на пространстве ЕАЭС.
Также планируется разработка общих для ЕАЭС стандартов и рекомендаций по примене- нию модели данных ISO 20022.
3.3.3. Переход к широкому применению Open API
Существенную поддержку развитию инноваций и конкуренции на российском платежном рынке может оказать внедрение технологии открытых программных интерфейсов (Open API).
Использование Open API позволит обеспечить эффективное взаимодействие платежной ин- фраструктуры, банков, небанковских поставщиков и потребителей платежных услуг.
Банк России в тесном взаимодействии с участниками рынка продолжит разработку и вне- дрение в НПС обязательных и рекомендательных стандартов платежных API. При этом будут созданы необходимые регуляторные и технологические условия для широкого применения этих стандартов, в первую очередь самим Банком России и значимыми участниками рынка платежных услуг.
Создание технической инфраструктуры Open API
Использование Open API потребует создания технической инфраструктуры, обеспечиваю- щей надежную и безопасную доверенную среду взаимодействия субъектов НПС, а также пре- доставляющую удобные механизмы управления жизненным циклом применяемых стандартов
29
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Open API и сертификации программных средств поставщиков платежных услуг, использующих эти стандарты.
Создание такой инфраструктуры будет важным этапом подготовки к широкому применению
Open API в НПС.
Внедрение стандартов Open API в НПС
Готовность необходимой технической инфраструктуры обеспечит условия для широкого внедрения стандартов Open API в НПС, которое будет проводиться поэтапно с учетом опреде- ления обязательных и рекомендательных стандартов.
3.3.4. Поддержка конкуренции на платежном рынке
Содействие развитию института небанковских поставщиков платежных услуг
Одним из важнейших направлений стимулирования конкуренции на российском платежном рынке видится повышение роли небанковских организаций, которые способны быстрее адап- тироваться к изменениям, активно внедрять инновационные технологии и новые бизнес-мо- дели.
В целях развития конкурентной среды Банк России планирует содействовать выходу на ры- нок небанковских организаций как самостоятельных поставщиков платежных услуг, включая определение критериев и процедуры допуска таких организаций на рынок, порядка их де- ятельности, системы сбора информации и проведения риск-ориентированного надзора за их функционированием.
Установление стандартов раскрытия информации о платежных услугах
Для повышения прозрачности и упрощения выбора потребителям оптимальных платежных услуг и сервисов, предоставляемых поставщиками, Банк России планирует ввести стандарт раскрытия информации об условиях оказания основных платежных услуг. Ключевым критери- ем такого стандарта станет простая и понятная форма, позволяющая быстро определить ос- новные параметры предлагаемой услуги и легко сравнить предложения различных поставщи- ков.
Предоставление недискриминационного доступа к условиям оказания и параметрам ос- новных платежных услуг будет стимулировать развитие информационных систем, обеспечи- вающих поиск оптимального поставщика платежной услуги.
Упрощение смены клиентом обслуживающего банка
Развитию конкуренции на платежном рынке будет способствовать упрощение перехода клиента на обслуживание в другой банк.
Банк России в случае востребованности на рынке планирует проработать механизм «пе- реносимого банковского счета», обеспечивающего зачисление средств получателю даже при изменении его банковских реквизитов при переходе на обслуживание в другой банк.
3.3.5. Создание условий для использования технологий RegTech и SupTech
Определение подходов для использования SupTech в надзоре в НПС
В рамках совершенствования надзорного инструментария Банка России будут созда- ваться условия применения технологий SupTech. Это будет способствовать повышению оперативности и точности получения информации для оценки уровня бесперебойности функ- ционирования значимой платежной инфраструктуры и оказания платежных услуг.
30
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Создание условий для применения технологий RegTech для снижения нагрузки на участ-
ников рынка
В целях снижения регулятивной нагрузки и связанных с ней затрат участников платежного рынка Банк России будет создавать условия для применения технологий RegTech для автома- тизации соблюдения нормативных требований.
В рамках применения Банком России принципов датацентричного подхода к сбору и об- работке отчетности совместно с участниками платежного рынка будет проработан вопрос о возможности перехода от регулярного (календарного) получения форм отчетности субъек- тов НПС к событийно ориентированному предоставлению информации на основе машиночи- таемых описаний.
Такой подход позволит регулятору проводить оперативный мониторинг при существенных изменениях в характере или показателях деятельности участника НПС и создаст условия для применения субъектами НПС новых технологий подготовки и передачи отчетной информации.
Кроме того, в целях снижения нагрузки на участников платежного рынка Банк России пла- нирует провести работу по оптимизации форм отчетности и исключению дублирующих пока- зателей, в том числе путем объединения отдельных форм отчетности.
3.4. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В ПЛАТЕЖНОЙ СФЕРЕ
В целях укрепления торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с за- рубежными государствами, устранения барьеров в международной деятельности субъектов
НПС и гармонизации подходов регуляторов различных стран к глобальным вызовам для раз- вития платежной отрасли Банк России продолжит развивать международное сотрудничество в платежной сфере.
3.4.1. Развитие сотрудничества на пространстве ЕАЭС
Основная деятельность по содействию формированию общего платежного пространства
ЕАЭС будет осуществляться в рамках Рабочей группы по координации развития националь- ных платежных систем (РГ ЕАЭС), сформированной центральными (национальными) банками стран ЕАЭС.
Развитие взаимодействия систем платежных карт
Для расширения использования национальных платежных инструментов стран ЕАЭС при технической поддержке НСПК планируется переход от двустороннего сотрудничества к об- щему межсистемному взаимодействию национальных систем платежных карт стран – участни- ков ЕАЭС. Это позволит обеспечить прием национальных платежных карт в платежной инфра- структуре любой из стран – участников ЕАЭС.
При этом планируется достичь полного раскрытия платежной инфраструктуры стран – участников РГ ЕАЭС для приема карт «Мир», а также расширить возможности осуществления трансграничных переводов в ЕАЭС с использованием платежных карт.
Интеграция национальных систем быстрых платежей
В целях расширения доступности платежных услуг для граждан и содействия развитию трансграничной торговли будет расширяться сотрудничество стран ЕАЭС в сегменте быстрых платежей.
Одним из ключевых шагов для интеграции действующих систем быстрых платежей (при на- личии) станет описание ролевой модели и бизнес-процессов трансграничных быстрых пере- водов, расчетного механизма, а также согласование принципов тарификации.
31
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
В рамках РГ ЕАЭС будут определены подходы к организации трансграничного обмена ин- формацией и обеспечения информационной безопасности при осуществлении трансгранич- ных платежей в ЕАЭС.
3.4.2. Развитие направлений в платежной сфере в рамках интеграционных
объединений
Банк России будет продолжать работу по формированию подходов к построению трансгра- ничной платежной инфраструктуры, в том числе с использованием современных финансовых технологий, в рамках интеграционных объединений (таких как БРИКС, ШОС и другие).
3.4.3. Расширение работы Банка России с международными организациями
в области платежей и платежных технологий
Взаимодействие с Комитетом по платежам и рыночной инфраструктуре при Банке
международных расчетов
Банк России продолжит активное участие в деятельность КПРИ БМР, учитывая его лиди- рующую роль как органа, устанавливающего международные стандарты в области платежей и одновременно являющегося площадкой для обмена опытом и лучшими практиками в дея- тельности центральных банков.
Банк России примет участие в выработке методологии и общих подходов стран – участни- ков КПРИ по вопросам доступа небанковских поставщиков платежных услуг к RTGS-системам, регулирования стейблкоинов, изучения целесообразности и вопросов организации эмиссии и оборота цифровых валют центральных банков, реализации стратегии безо пасности крупно- стоимостных платежей и иных работ КПРИ в платежной сфере.
Банк России будет активно участвовать в реализации дорожной карты по повышению эф- фективности трансграничных переводов денежных средств, разработанной и утвержденной
«Группой 20» и реализуемой под эгидой КПРИ и Совета по финансовой стабильности.
Также планируется обеспечить проведение КПРИ совместно с МОКЦБ второго этапа оцен- ки имплементации «Принципов для инфраструктур финансового рынка»
4
в Российской Феде- рации.
Сотрудничество с Альянсом за финансовую доступность
В рамках деятельности Альянса за финансовую доступность (АФИ), в том числе по ини- циативе ECAPI
5
, в платежной сфере Банк России планирует активное участие в мероприя- тиях по расширению доступности и обеспечению защиты прав потребителей платежных ус- луг, а также по повышению интероперабельности платежных систем стран Восточной Европы и Центральной Азии.
3.4.4. Взаимодействие с отдельными странами в платежной сфере
Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества является взаимо- действие в сфере надзора и наблюдения за участниками платежного рынка со странами, с ко- торыми совершается значительный объем трансграничных переводов.
Банк России продолжит взаимодействие и обмен информацией в рамках ранее заклю- ченных соглашений по надзору и наблюдению с национальными (центральными) банками республик Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, а также стран СНГ.
4
Принципы для инфраструктур финансового рынка – международный стандарт для финансовых инфраструктур,
разработанный КПРИ и МОКЦБ.
5
ECAPI – инициатива по развитию финансовой грамотности, доступности и защите прав потребителей в стра-
нах Восточной Европы и Центральной Азии, принятая на Глобальном форуме АФИ в Сочи в 2018 году.
32
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Взаимодействие в платежной сфере будет развиваться с регуляторами и других стран, в ко- торых осуществляют или планируют осуществлять свою деятельность российские субъекты
НПС (например, с Вьетнамом).
Другим важнейшим направлением двустороннего взаимодействия станет сотрудничество с регуляторами финансового рынка стран – основных торговых партнеров России.
Под эгидой межправительственных комиссий Банк России будет принимать активное уча- стие в работе по сближению подходов для обеспечения бесперебойности, безопасности, повышения скорости и надежности трансграничных переводов.
33
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Банк России способствует созданию условий, которые направлены на развитие устойчи- вого, конкурентного и инновационного российского платежного рынка и обеспечение потре- бителей удобными, безопасными и доступными платежными сервисами. При этом важной со- ставляющей при реализации стратегии является обеспечение баланса интересов граждан, бизнеса и государства.
В результате реализации стратегии
гражданам будут предоставлены быстрые, удобные, безопасные и доступные платежные инструменты на прозрачных сопоставимых условиях.
У
бизнеса появится возможность для запуска новых бизнес-моделей, внедрения бесшов- ных и инновационных платежных инструментов, которые будут способствовать повышению качественных и количественных показателей компаний. Кроме того, планируется развивать платежные решения, позволяющие снизить транзакционные издержки, в том числе в сегменте малого и среднего предпринимательства.
Повышение прозрачности экономики за счет увеличения доли безналичных платежей и цифровизация платежного рынка будут играть важную роль
для государства и общества в целом.
Сейчас
Будет
Граждане
y
Платежные услуги доступны 24 / 7 / 365 только клиентам
некоторых банков
y
Условия и тарифы на платежные услуги разных постав- щиков непрозрачны, их сложно сравнить
y
Безналичные платежи осуществляются пре- имущественно с использованием банковской карты y
Платежные услуги доступны 24 / 7 / 365 клиентам всех
банков
y
Условия и тарифы на платежные услуги разных постав- щиков доступны, их легко сравнить
y
Увеличение доли безналичных платежей, осуществляе- мых с использованием иных платежных инструментов
Сейчас
Будет
Бизнес
y
ТСП несут издержки при приеме оплаты банковскими
картами за товары, работы, услуги (средняя эквайрин- говая комиссия – 2,2 – 2,5%)
y
Юридические лицаиспользуют множество форм и ка- налов выставления счетов контр агентам, оплата счета требует отдельных действий y
ТСП имеют возможность получать оплату за товары, ра- боты, услуги с использованием СБП (комиссия не пре-
вышает 0,7%)
y
Юридические лицаимеют возможность выставления
и оплаты счетов контр агентам по единым стандартам
и в единой среде
Сейчас
Будет
Государство
y
На базе ключевых элементов национальной инфраструк- туры (ПС БР, СБП, СПФС, НСПК) участникам платеж- ного рынка предоставляются современные продукты и сервисы y
Банк России обслуживает примерно 46 тыс. счетов
Федерального казначейства и его территориальных органов в ПС БР
y
Сроки перечисления обязательных платежей в бюджет составляют от 1 рабочего дня и более y
На базе ключевых элементов национальной инфраструк- туры (ПС БР, СБП, СПФС, НСПК) участникам платежно- го рынка предоставляется дополнительно не менее
10 новых продуктов и сервисов y
Банк России обслуживает единый казначейский счет
Федерального казначейства и его территориальных органов в ПС БР
y
Обеспечена возможность осуществления обязательных
платежей с использованием СБП с перечислением средств в бюджет в режиме реального времени
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
НПС НА 2021 – 2023 ГОДЫ
Поддержка ISO 20022 в ПС БР
В целях снижения издержек участников платежного рынка за счет бесшовной и структу- рированной обработки платежной информации, расширения состава информации о плате- же планируется обеспечить переход к глобальному международному стандарту ISO 20022.
28
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
На трехлетнем горизонте в качестве базового этапа Банк России реализует поддержку пла- тежных сообщений на основе международного стандарта ISO 20022 в ПС БР.
Это позволит в значительной степени унифицировать обработку как внутрироссийских, так и трансграничных платежей кредитных организаций и их клиентов – участников внешнеэко- номической деятельности и создаст условия для широкой имплементации ISO 20022 в НПС.
Внедрение ISO 20022 повысит точность передаваемой информации и снизит издержки при ее обработке за счет единой детализированной метамодели платежных процессов. Одновремен- но это создаст условия для более широкого применения участниками платежного рынка тех- нологий Big Data с использованием транзакционных данных.
Использование ISO 20022 также должно улучшить расчетное обслуживание глобаль- ных компаний, поскольку данный стандарт уже используется или внедряется в более чем
60 странах.
Поддержка форматов ISO 20022 в СПФС
Для обеспечения условий построения как банками, так и бизнесом интероперабельных про- цессов взаимодействия возможность передачи финансовых сообщений в форматах ISO 20022 будет реализована в СПФС.
Расширение использования ISO 20022 в НПС
Одновременно с внедрением в ПС БР стандарта ISO 20022 Банк России в тесном взаимо- действии с федеральными органами исполнительной власти будет стимулировать участников рынка к поддержке этого стандарта в НПС. В целях унификации взаимодействия, общего сни- жения издержек и операционных рисков при использовании разных форматов платежных со- общений Банк России планирует подготовить дорожную карту перехода российской юрисдик- ции на стандарт ISO 20022 с учетом сроков его внедрения на международном пространстве.
Гармонизация применения ISO 20022 в ЕАЭС
В целях гармонизации подходов к применению ISO 20022 в странах ЕАЭС будет разрабо- тан межстрановой классификатор реквизитов финансовых сообщений ISO 20022. На основе этого классификатора будет разработан альбом электронных сообщений ISO 20022 при осу- ществлении трансграничных операций на пространстве ЕАЭС.
Также планируется разработка общих для ЕАЭС стандартов и рекомендаций по примене- нию модели данных ISO 20022.
3.3.3. Переход к широкому применению Open API
Существенную поддержку развитию инноваций и конкуренции на российском платежном рынке может оказать внедрение технологии открытых программных интерфейсов (Open API).
Использование Open API позволит обеспечить эффективное взаимодействие платежной ин- фраструктуры, банков, небанковских поставщиков и потребителей платежных услуг.
Банк России в тесном взаимодействии с участниками рынка продолжит разработку и вне- дрение в НПС обязательных и рекомендательных стандартов платежных API. При этом будут созданы необходимые регуляторные и технологические условия для широкого применения этих стандартов, в первую очередь самим Банком России и значимыми участниками рынка платежных услуг.
Создание технической инфраструктуры Open API
Использование Open API потребует создания технической инфраструктуры, обеспечиваю- щей надежную и безопасную доверенную среду взаимодействия субъектов НПС, а также пре- доставляющую удобные механизмы управления жизненным циклом применяемых стандартов
29
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Open API и сертификации программных средств поставщиков платежных услуг, использующих эти стандарты.
Создание такой инфраструктуры будет важным этапом подготовки к широкому применению
Open API в НПС.
Внедрение стандартов Open API в НПС
Готовность необходимой технической инфраструктуры обеспечит условия для широкого внедрения стандартов Open API в НПС, которое будет проводиться поэтапно с учетом опреде- ления обязательных и рекомендательных стандартов.
3.3.4. Поддержка конкуренции на платежном рынке
Содействие развитию института небанковских поставщиков платежных услуг
Одним из важнейших направлений стимулирования конкуренции на российском платежном рынке видится повышение роли небанковских организаций, которые способны быстрее адап- тироваться к изменениям, активно внедрять инновационные технологии и новые бизнес-мо- дели.
В целях развития конкурентной среды Банк России планирует содействовать выходу на ры- нок небанковских организаций как самостоятельных поставщиков платежных услуг, включая определение критериев и процедуры допуска таких организаций на рынок, порядка их де- ятельности, системы сбора информации и проведения риск-ориентированного надзора за их функционированием.
Установление стандартов раскрытия информации о платежных услугах
Для повышения прозрачности и упрощения выбора потребителям оптимальных платежных услуг и сервисов, предоставляемых поставщиками, Банк России планирует ввести стандарт раскрытия информации об условиях оказания основных платежных услуг. Ключевым критери- ем такого стандарта станет простая и понятная форма, позволяющая быстро определить ос- новные параметры предлагаемой услуги и легко сравнить предложения различных поставщи- ков.
Предоставление недискриминационного доступа к условиям оказания и параметрам ос- новных платежных услуг будет стимулировать развитие информационных систем, обеспечи- вающих поиск оптимального поставщика платежной услуги.
Упрощение смены клиентом обслуживающего банка
Развитию конкуренции на платежном рынке будет способствовать упрощение перехода клиента на обслуживание в другой банк.
Банк России в случае востребованности на рынке планирует проработать механизм «пе- реносимого банковского счета», обеспечивающего зачисление средств получателю даже при изменении его банковских реквизитов при переходе на обслуживание в другой банк.
3.3.5. Создание условий для использования технологий RegTech и SupTech
Определение подходов для использования SupTech в надзоре в НПС
В рамках совершенствования надзорного инструментария Банка России будут созда- ваться условия применения технологий SupTech. Это будет способствовать повышению оперативности и точности получения информации для оценки уровня бесперебойности функ- ционирования значимой платежной инфраструктуры и оказания платежных услуг.
30
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Создание условий для применения технологий RegTech для снижения нагрузки на участ-
ников рынка
В целях снижения регулятивной нагрузки и связанных с ней затрат участников платежного рынка Банк России будет создавать условия для применения технологий RegTech для автома- тизации соблюдения нормативных требований.
В рамках применения Банком России принципов датацентричного подхода к сбору и об- работке отчетности совместно с участниками платежного рынка будет проработан вопрос о возможности перехода от регулярного (календарного) получения форм отчетности субъек- тов НПС к событийно ориентированному предоставлению информации на основе машиночи- таемых описаний.
Такой подход позволит регулятору проводить оперативный мониторинг при существенных изменениях в характере или показателях деятельности участника НПС и создаст условия для применения субъектами НПС новых технологий подготовки и передачи отчетной информации.
Кроме того, в целях снижения нагрузки на участников платежного рынка Банк России пла- нирует провести работу по оптимизации форм отчетности и исключению дублирующих пока- зателей, в том числе путем объединения отдельных форм отчетности.
3.4. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В ПЛАТЕЖНОЙ СФЕРЕ
В целях укрепления торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с за- рубежными государствами, устранения барьеров в международной деятельности субъектов
НПС и гармонизации подходов регуляторов различных стран к глобальным вызовам для раз- вития платежной отрасли Банк России продолжит развивать международное сотрудничество в платежной сфере.
3.4.1. Развитие сотрудничества на пространстве ЕАЭС
Основная деятельность по содействию формированию общего платежного пространства
ЕАЭС будет осуществляться в рамках Рабочей группы по координации развития националь- ных платежных систем (РГ ЕАЭС), сформированной центральными (национальными) банками стран ЕАЭС.
Развитие взаимодействия систем платежных карт
Для расширения использования национальных платежных инструментов стран ЕАЭС при технической поддержке НСПК планируется переход от двустороннего сотрудничества к об- щему межсистемному взаимодействию национальных систем платежных карт стран – участни- ков ЕАЭС. Это позволит обеспечить прием национальных платежных карт в платежной инфра- структуре любой из стран – участников ЕАЭС.
При этом планируется достичь полного раскрытия платежной инфраструктуры стран – участников РГ ЕАЭС для приема карт «Мир», а также расширить возможности осуществления трансграничных переводов в ЕАЭС с использованием платежных карт.
Интеграция национальных систем быстрых платежей
В целях расширения доступности платежных услуг для граждан и содействия развитию трансграничной торговли будет расширяться сотрудничество стран ЕАЭС в сегменте быстрых платежей.
Одним из ключевых шагов для интеграции действующих систем быстрых платежей (при на- личии) станет описание ролевой модели и бизнес-процессов трансграничных быстрых пере- водов, расчетного механизма, а также согласование принципов тарификации.
31
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
В рамках РГ ЕАЭС будут определены подходы к организации трансграничного обмена ин- формацией и обеспечения информационной безопасности при осуществлении трансгранич- ных платежей в ЕАЭС.
3.4.2. Развитие направлений в платежной сфере в рамках интеграционных
объединений
Банк России будет продолжать работу по формированию подходов к построению трансгра- ничной платежной инфраструктуры, в том числе с использованием современных финансовых технологий, в рамках интеграционных объединений (таких как БРИКС, ШОС и другие).
3.4.3. Расширение работы Банка России с международными организациями
в области платежей и платежных технологий
Взаимодействие с Комитетом по платежам и рыночной инфраструктуре при Банке
международных расчетов
Банк России продолжит активное участие в деятельность КПРИ БМР, учитывая его лиди- рующую роль как органа, устанавливающего международные стандарты в области платежей и одновременно являющегося площадкой для обмена опытом и лучшими практиками в дея- тельности центральных банков.
Банк России примет участие в выработке методологии и общих подходов стран – участни- ков КПРИ по вопросам доступа небанковских поставщиков платежных услуг к RTGS-системам, регулирования стейблкоинов, изучения целесообразности и вопросов организации эмиссии и оборота цифровых валют центральных банков, реализации стратегии безо пасности крупно- стоимостных платежей и иных работ КПРИ в платежной сфере.
Банк России будет активно участвовать в реализации дорожной карты по повышению эф- фективности трансграничных переводов денежных средств, разработанной и утвержденной
«Группой 20» и реализуемой под эгидой КПРИ и Совета по финансовой стабильности.
Также планируется обеспечить проведение КПРИ совместно с МОКЦБ второго этапа оцен- ки имплементации «Принципов для инфраструктур финансового рынка»
4
в Российской Феде- рации.
Сотрудничество с Альянсом за финансовую доступность
В рамках деятельности Альянса за финансовую доступность (АФИ), в том числе по ини- циативе ECAPI
5
, в платежной сфере Банк России планирует активное участие в мероприя- тиях по расширению доступности и обеспечению защиты прав потребителей платежных ус- луг, а также по повышению интероперабельности платежных систем стран Восточной Европы и Центральной Азии.
3.4.4. Взаимодействие с отдельными странами в платежной сфере
Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества является взаимо- действие в сфере надзора и наблюдения за участниками платежного рынка со странами, с ко- торыми совершается значительный объем трансграничных переводов.
Банк России продолжит взаимодействие и обмен информацией в рамках ранее заклю- ченных соглашений по надзору и наблюдению с национальными (центральными) банками республик Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, а также стран СНГ.
4
Принципы для инфраструктур финансового рынка – международный стандарт для финансовых инфраструктур,
разработанный КПРИ и МОКЦБ.
5
ECAPI – инициатива по развитию финансовой грамотности, доступности и защите прав потребителей в стра-
нах Восточной Европы и Центральной Азии, принятая на Глобальном форуме АФИ в Сочи в 2018 году.
32
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Взаимодействие в платежной сфере будет развиваться с регуляторами и других стран, в ко- торых осуществляют или планируют осуществлять свою деятельность российские субъекты
НПС (например, с Вьетнамом).
Другим важнейшим направлением двустороннего взаимодействия станет сотрудничество с регуляторами финансового рынка стран – основных торговых партнеров России.
Под эгидой межправительственных комиссий Банк России будет принимать активное уча- стие в работе по сближению подходов для обеспечения бесперебойности, безопасности, повышения скорости и надежности трансграничных переводов.
33
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Банк России способствует созданию условий, которые направлены на развитие устойчи- вого, конкурентного и инновационного российского платежного рынка и обеспечение потре- бителей удобными, безопасными и доступными платежными сервисами. При этом важной со- ставляющей при реализации стратегии является обеспечение баланса интересов граждан, бизнеса и государства.
В результате реализации стратегии
гражданам будут предоставлены быстрые, удобные, безопасные и доступные платежные инструменты на прозрачных сопоставимых условиях.
У
бизнеса появится возможность для запуска новых бизнес-моделей, внедрения бесшов- ных и инновационных платежных инструментов, которые будут способствовать повышению качественных и количественных показателей компаний. Кроме того, планируется развивать платежные решения, позволяющие снизить транзакционные издержки, в том числе в сегменте малого и среднего предпринимательства.
Повышение прозрачности экономики за счет увеличения доли безналичных платежей и цифровизация платежного рынка будут играть важную роль
для государства и общества в целом.
Сейчас
Будет
Граждане
y
Платежные услуги доступны 24 / 7 / 365 только клиентам
некоторых банков
y
Условия и тарифы на платежные услуги разных постав- щиков непрозрачны, их сложно сравнить
y
Безналичные платежи осуществляются пре- имущественно с использованием банковской карты y
Платежные услуги доступны 24 / 7 / 365 клиентам всех
банков
y
Условия и тарифы на платежные услуги разных постав- щиков доступны, их легко сравнить
y
Увеличение доли безналичных платежей, осуществляе- мых с использованием иных платежных инструментов
Сейчас
Будет
Бизнес
y
ТСП несут издержки при приеме оплаты банковскими
картами за товары, работы, услуги (средняя эквайрин- говая комиссия – 2,2 – 2,5%)
y
Юридические лицаиспользуют множество форм и ка- налов выставления счетов контр агентам, оплата счета требует отдельных действий y
ТСП имеют возможность получать оплату за товары, ра- боты, услуги с использованием СБП (комиссия не пре-
вышает 0,7%)
y
Юридические лицаимеют возможность выставления
и оплаты счетов контр агентам по единым стандартам
и в единой среде
Сейчас
Будет
Государство
y
На базе ключевых элементов национальной инфраструк- туры (ПС БР, СБП, СПФС, НСПК) участникам платеж- ного рынка предоставляются современные продукты и сервисы y
Банк России обслуживает примерно 46 тыс. счетов
Федерального казначейства и его территориальных органов в ПС БР
y
Сроки перечисления обязательных платежей в бюджет составляют от 1 рабочего дня и более y
На базе ключевых элементов национальной инфраструк- туры (ПС БР, СБП, СПФС, НСПК) участникам платежно- го рынка предоставляется дополнительно не менее
10 новых продуктов и сервисов y
Банк России обслуживает единый казначейский счет
Федерального казначейства и его территориальных органов в ПС БР
y
Обеспечена возможность осуществления обязательных
платежей с использованием СБП с перечислением средств в бюджет в режиме реального времени
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
НПС НА 2021 – 2023 ГОДЫ