Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Обеспечение на законодательном уровне защиты прав потребителей платежных услуг в том числе предусматривает механизмы возмещения понесенных убытков. Так, в законода- тельстве о НПС предусмотрена обязанность банка возмещать денежные средства, списанные без согласия клиента при своевременном уведомлении банка и отсутствии нарушений кли- ентом правил использования банковских карт и иных электронных платежных инструментов.
Количество случаев или попыток несанкционированного списания денежных средств со счетов юридических лиц в результате мошеннических действий и кибератак остается до- статочно высоким. Так, в 2019 году юридические лица сообщили в банки о 4609 операциях без согласия клиента на общую сумму 701 млн руб лей.
С целью сокращения потерь бизнеса от мошенничества в 2019 году законодательством о НПС расширены возможности юридических лиц и обслуживающих их банков по противо- действию несанкционированным переводам. Вместе с тем вопросы повышения безопасности средств клиентов остаются в фокусе внимания банков и регулятора.
Создание безопасной доверенной среды, применение современных технологий для своев- ременного выявления и устранения возможных уязвимостей являются важными элементами при управлении рисками информационной безопасности.
Заключение по разделу 1:
•
Успешно реализованы основные направления
Стратегии развития НПС 2013 года.
•
Сформирована
национальная платежная инфраструктура, обеспечивающая суверенитет российского платежного пространства и содействующая надежности и развитию финансово- го сектора.
•
Достигнут высокий уровень
доверия потребителей к безналичным расчетам и новым платежным инструментам на основе инновационных технологий.
14
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
В минувшее десятилетие большинство инноваций в платежной сфере были сосредоточены на совершенствовании клиентских интерфейсов без фундаментальных изменений самих пла- тежных инструментов. Но в последнее время наметился ряд важнейших тенденций:
•
во всем мире, включая Россию, платежная индустрия, государство и общество в целом проходят
цифровую трансформацию;
•
процесс платежа в целом стал более незаметным, встраиваясь в другие услуги и сервисы с использованием
новых технологий;
•
новые игроки, крупнейшие финтех- и ИТ-компании, начали играть все более активную роль в платежной отрасли, бросая вызов традиционным платежным институтам;
•
потребность в бесшовном взаимодействии и операционной совместимости (интеропе-
рабельности) всех участников платежного рынка усиливается;
•
риски
доминирования крупнейших игроков возрастают, требуя создания условий для поддержания конкуренции в платежной сфере;
•
усиливается
роль регуляторов в сохранении бесперебойности оказания платежных ус- луг, создании условий, стимулирующих переход на цифровые платежи с высокими стан- дартами безопасности, поддержании доверия потребителей к безналичным платежам.
2.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛИЕНТСКОГО ОПЫТА И МОДЕЛЕЙ
ПОТРЕБЛЕНИЯ
Уровень проникновения новых технологий в финансовый сектор в период 2015 – 2019 годов вырос в 4 раза и достиг 64% на глобальном уровне и более 80% для России. При этом пла- тежи являются самой популярной сферой применения финтех-инструментов – 96% клиентов в мире знают о финтех-решениях в области платежей и переводов. Россия по этому показате- лю занимает первое место в мире (99,5%)
1
Это приводит к трансформации клиентского опыта:
•
возможность получения информации в онлайн-режиме формирует потребность совер- шать все больший набор операций также моментально;
•
время, затрачиваемое клиентом на совершение операций, становится сегодня основной ценностью.
Поэтому спрос на быстрые, безопасные, доступные и удобные платежи с использованием упрощенных идентификаторов (мобильный телефон, адрес электронной почты, социальный ID и т.п.) увеличивается. При этом потребители становятся более требовательны к прозрачности и простоте условий оказания платежных услуг. Потребителю сегодня крайне важно иметь воз- можность сравнить предложения разных поставщиков «здесь и сейчас» и мгновенно выбрать лучшее для себя предложение.
2.2. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЛАТЕЖАХ
Инновации и цифровизация все активнее меняют традиционные принципы совершения пла- тежей. Поставщики платежных услуг для повышения лояльности клиентской базы начали от- казываться от традиционных каналов и платежных инструментов, внедряя как новые продук- ты и услуги, так и способы инициирования платежей с использованием цифровых технологий.
1
По оценке Ernst & Young, 2019.
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ТРЕНДЫ
И ВЫЗОВЫ ПЛАТЕЖНОГО РЫНКА
15
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Активно развивается применение цифровых способов инициирования и осуществления пла- тежа, в том числе с использованием биометрии и голосовых помощников, платежных брасле- тов и иных носимых устройств, мессенджеров и чат-ботов.
1 2 3 4 5 6
2.2.1. Биометрия в платежной сфере
Все более широко применяется технология использования биометрии для идентификации и аутентификации пользователей, инициирования и приема платежей. Сегодня технологию биоэквайринга пилотируют многие торговые точки, включая крупные российские розничные сети и рестораны быстрого обслуживания. По оценкам экспертов
2
, к 2024 году объем мирово- го рынка биометрических платежей достигнет 2,5 трлн долларов США, при этом прогнозиру- емые ежегодные темпы роста использования биометрических технологий в России превысят среднемировой показатель более чем в 1,5 раза
3
2.2.2. Платежи с использованием носимых устройств
Активно внедряются платежи через смарт-устройства: платежные браслеты, кольца, иные гаджеты. По экспертным оценкам
4
, с их использованием уже совершается более 1,2% всех бес- контактных платежей в мире. Этот сегмент будет расти опережающими темпами, поскольку со- четает в себе удобство и безопасность, а ущерб при утрате или хищении платежного браслета оценивается существенно ниже, чем при утрате или хищении смартфона.
2.2.3. Платежи через мессенджеры и чат-боты
Прогнозируется значительный рост объема платежей через мессенджеры и чат-боты, ко- торые к 2025 году, по некоторым оценкам, превысят 8 трлн долларов США. В значительной степени это связано с огромной клиентской базой мессенджеров. Так, на октябрь 2020 года
WhatsApp используют около 2 млрд клиентов, Facebook Messenger – почти 1,3 млрд пользо- вателей, WeChat (Weixin) – более 1,2 млрд. В КНР, где платежный функционал мессендже- ров широко доступен уже 4 – 5 лет, его используют более 30% населения. Платежные серви- сы WhatsApp и Facebook Messenger сегодня доступны в ряде стран, включая Индию (второй по количеству потенциальных пользователей рынок после КНР). Уже в 2021 году ожидается выход платежного функционала этих систем на новые рынки.
2.3. НОВЫЕ УЧАСТНИКИ ПЛАТЕЖНОГО РЫНКА
Динамичное внедрение возможностей новых технологий в платежной сфере усиливает роль технологических компаний и иных небанковских организаций, способных быстро за- пустить инновационные решения и реализовать новые эффективные бизнес-модели. В то же время такие компании зачастую не являются субъектами законодательства о ПОД / ФТ, их де- ятельность не всегда является регулируемой и поднадзорной центральным банкам или иным финансовым регуляторам.
2.3.1. Глобальные IT-компании (бигтехи)
С новыми высокотехнологичными продуктами и сервисами выходят на платежный рынок глобальные IT-компании (бигтехи).
7
из 10 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации составляют бигтехи:
Microsoft, Apple, Amazon, Alphabet (Google), Facebook, Alibaba, Tencent. Обладая существенными
2
Juniper Research, 2019 – 2020.
3
J’son & Partners Consulting, 2018.
4
Reports And Data: Wearable Payments Devices Market Report, 2019.
16
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы финансовыми ресурсами, высокими компетенциями, инфраструктурой для использования но- вых технологий, а также большой и лояльной клиентской базой, они претендуют на ведущие роли в цифровизации розничных платежных услуг. В зарубежной практике бигтехи реализо- вывали проекты, связанные с электронными деньгами, денежными переводами, интернет-эк- вайрингом, стейблкоинами
5
. В Российской Федерации более 20% всех бесконтактных плате- жей совершается с использованием платежных приложений бигтехов, причем эта доля растет.
Предлагая потребителям платежные сервисы, бигтехи накапливают финансовые (тран- закционные) и социальные (маркетинговые и поведенческие) данные клиентов, которые за- тем успешно применяют при продвижении собственных продуктов. Тем самым роль крупней- ших игроков только усиливается, стимулируя олигополию или монополизацию на платежном рынке.
2.3.2. Платформы и экосистемы
Крупнейшие компании, обладая большим объемом информации о своих клиентах, способ- ны предложить им единую среду для получения самого широкого спектра услуг в ответ на ос- новные повседневные потребности на
единой технологической платформе.
Кроме того, ведущие игроки формируют целые
экосистемы, расширяя не только собствен- ную продуктовую линейку, но и взаимодействуя с поставщиками сервисов из других сфер эко- номики. При этом возникает синергетический эффект за счет более эффективной обработки клиентской информации и предложения общих сервисов, доступных участникам такой экоси- стемы.
В рамках экосистемы ее участники также накапливают клиентские данные, что позволяет приобретать им неконкурентные преимущества по сравнению с другими игроками на финан- совом рынке.
5
В данном документе под стейблкоинами понимается разновидность криптовалют с встроенными механизмами
стабилизации их курсов по отношению к другим активам или криптовалюты, обеспеченные другими активами.
2498
2500
Apple
1000
Я
ндекс
80
Alibaba
798
Tencent
1151
Amazon
300
Mail.ru
97
Сбер
95
МТС
106
ВТБ 14
Тинькофф 6
* По данным Reuters на февраль 2020 года.
Источники: сайты компаний.
КЛИЕНТСКАЯ БАЗА КОМПАНИЙ
(МЛН ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ*)
Рис. 6
17
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
В международной практике экосистемы, как правило, образуются на базе бигтехов в силу размера их клиентской базы и наличия достаточных финансовых ресурсов. В России постро- ение экосистем часто осуществляется на основе крупных финансовых организаций, обладаю- щих ресурсами и технологической базой.
Платформы и экосистемы способны улучшать клиентский опыт, предоставлять больший вы- бор продуктов и сервисов на более выгодных условиях. В то же время участие в экосисте- мах приводит к трансформации рисков финансовых организаций, которые зачастую являют- ся основой экосистем. Формирование экосистем потенциально способно усилить позиции крупнейших компаний, что приведет к росту концентрации на платежном рынке. Кроме того, развитие экосистем влечет за собой ограничение доступа независимых поставщиков услуг к клиентской базе и информации, что негативно влияет на конкуренцию.
2.3.3. Небанковские поставщики платежных услуг
Усиление роли небанковских поставщиков платежных услуг характерно для многих стран.
По итогам 2019 года небанковские компании FIS и First Data стали крупнейшими поставщика- ми платежных услуг в мире. Эти компании оказывают широкий спектр услуг: эквайринг ТСП и обслуживание POS-терминалов, процессинг электронных платежей, передача финансовых сообщений, поддержка банкоматных сетей и т.п.
В США небанковские организации обеспечивают подключение 80% всех торговых то- чек к эквайрингу, в Евросоюзе более половины всех эмитентов электронных денег являют- ся небанковскими организациями. В Китае небанковские поставщики платежных услуг AliPay и WeChat (Weixin) контролируют более 70% рынка розничных платежей. При этом платежный бизнес выделяется в отдельное направление деятельности небанковских организаций, в свя- зи с чем регуляторы многих стран активно формируют подходы к регулированию этой дея- тельности.
В России, по экспертным оценкам, более трети интернет-сайтов, принимающих оплату бан- ковскими картами, взаимодействуют с платежными агрегаторами. Почти 20% всех бесконтакт- ных платежей совершаются с использованием платежных приложений, разработанных небан- ковскими вендорами.
2.4. БЕСШОВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТЬ
Рост ожиданий клиентов по скорости и удобству обслуживания, внедрение на рынке инно- вационных платежных решений, расширение состава участников платежного рынка требуют обеспечить технологичный бесшовный обмен и обработку платежной информации в онлайн- режиме.
Для обеспечения операционной совместимости, структуризации и расширения состава передаваемой платежной информации в зарубежной практике применяются единые схемы и форматы электронных финансовых сообщений на основе международного стандарта ISO
20022. Так, более 60 стран уже внедрили или внедряют ISO 20022 в финансовой сфере.
Кроме того, для технологичного бесшовного взаимодействия информационных систем рас- ширяется применение технологии прикладных программных интерфейсов (API), которую уже внедрили или планируют внедрить в течение года более 75% глобальных банков.
2.5. КОНКУРЕНЦИЯ В ПЛАТЕЖНОЙ СФЕРЕ
Создание условий для поддержания конкуренции в платежной сфере является важнейшим фактором для появления новых продуктов и услуг, снижения издержек потребителей и обще-