Файл: Стратегия развития национальной платежной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
При подготовке Стратегии развития НПС на 2021 – 2023 годы Банк России принял во вни- мание возможные риски, способные помешать ее реализации.
Реализация Стратегии осуществляется Банком России во взаимодействии с заинтересо- ванными федеральными органами исполнительной власти, участниками рынка платежных ус- луг и регуляторами финансовых рынков других стран, поэтому многие мероприятия не могут быть проведены исключительно силами Банка России.
Банк России выделяет следующие наиболее значимые факторы риска.
Межведомственное взаимодействие
Стратегия развития НПС на 2021 – 2023 годы носит комплексный характер, и максималь- ный эффект от ее выполнения может быть достигнут только при реализации мероприятий все- ми задействованными сторонами. Увеличение фактических сроков принятия законодательных изменений и иных инициатив относительно плановых, а также возможные задержки в обес- печении технической готовности на стороне иных государственных органов могут повлиять на эффективность реализации Стратегии.
В целях минимизации данного риска важно обеспечить координацию межведомственного взаимодействия, а также применять проектные подходы при реализации мероприятий Стра- тегии.
1   2   3   4   5   6

Макроэкономическая ситуация
Риски ухудшения финансового положения значительной доли субъектов НПС, приводяще- го к значимым изменениям на платежном рынке, а также риски принятия уполномоченными органами макроэкономических и стратегических решений, существенно изменяющих условия деятельности субъектов НПС и их клиентов, затрудняют или делают невозможным достиже- ние целей Стратегии.
Для минимизации данного риска Банк России совместно с Минфином России проводит взвешенную денежно-кредитную и бюджетную политику.
Геополитические факторы
На международные отношения все большее воздействие оказывают геополитические фак- торы, находящиеся вне сферы влияния Банка России. Усиливается тенденция использования экономических методов для достижения политических целей.
Указанное обстоятельство может усложнить реализацию ряда мероприятий, предполагаю- щих тесное международное сотрудничество.
5. РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НПС
НА 2021 – 2023 ГОДЫ

35
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЗНАЧЕНИЕ
Сегодня
2021
2022
2023
Общий показатель
Доля объема безналичных операций в рознич- ной торговле, %
70,3 72 73 75
ПС МИР
Доля операций с использованием карт «Мир» в общем объеме операций банковскими карта- ми в России, %
24 27 – 30
СБП
Количество С2С-операций через СБП к обще- му количеству межбанковских С2С-операций с использованием банковских карт, обрабаты- ваемых в НСПК, %
15 18 22 25
Количество ТСП сегмента МСП, подключенных для получения оплаты за товары, работы и ус- луги к СБП, в том числе использующих QR-код, тыс. шт.

40 70 100
СПФС
Доля трафика СПФС в трафике внутрироссий- ских операций в SWIFT, %
20,6 23 26 30
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЗНАЧЕНИЕ
Сегодня
2021
2022
2023
Внедрение ISO 20022 в ПС БР
Опубликован проект Альбома
ISO 20022 для
ПС БР
Приняты стан- дарты Банка
России на осно- ве ISO 20022
Опубликован
Альбом сообще- ний ISO 20022 для ПС БР
Разработана правовая база внедрения Аль- бома ISO 20022 в Банке России*
Оценка российской юрисдикции на соответ- ствие международным стандартам для ИФР**
Проведена самооценка российской юрисдикции
Оценка между- народных экспертов КПРИ не ниже уровня самооценки***
Выполнение рекомендаций по ито- гам оценки международными экспертами КПРИ****
Регулирование небанковских поставщиков платежных услуг

Разработано регулирование деятельности небанковских поставщиков платежных услуг
Регулирование платежных сервисов в экоси- стемах

Разработано регулирование платежных сер- висов в экоси- стемах
* Внедрение ISO 20022 – по отдельному плану с учетом готовности государственных органов и банков.
** Второй этап оценки в части платежных систем.
*** Сроки могут быть сдвинуты при изменении периода оценки российской юрисдикции экспертами КПРИ.
**** При наличии замечаний или рекомендаций экспертов КПРИ.
6. КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ НПС НА 2021 – 2023 ГОДЫ


36
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
ГЛОССАРИЙ
1
Банковский платежный агент – юридическое лицо, не являющееся кредитной организа- цией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций.
Биометрия – система распознавания людей по физическим или поведенческим чертам (од- ной или более)
. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 «О персональных дан- ных», к биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека и на основе которых можно уста- новить его личность.
Глобальные ИТ-компании (бигтех-компании) – технологические гиганты в сфере Big Data, которые оказывают огромное влияние на свой рынок, экономику в целом и вектор развития потребительского опыта в своих странах, а иногда и по всему миру.
Кешбэк – возврат небольшой части стоимости покупки, сделанной на определенных ус- ловиях. Средства возвращаются в денежном эквиваленте или других формах (бонусы, мили и т.д.).
Национальная платежная инфраструктура – часть инфраструктуры национальной платеж- ной системы, созданной Банком России в целях сохранения платежного суверенитета страны, обеспечения доступности ключевых платежных услуг, предоставляемых участникам финансо- вого рынка и потребителям. Включает платежную систему Банка России, в том числе Систему быстрых платежей, Систему передачи финансовых сообщений и Национальную систему пла- тежных карт.
Национальная платежная система – совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных аген- тов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказа- нии ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, опе- раторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностран- ных платежных систем, поставщиков платежных приложений (субъектов национальной пла- тежной системы).
Национальные платежные инструменты –платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК для осуществления переводов денежных средств в рамках НСПК.
Небанковский поставщик платежных услуг –организация, не являющаяся банком или иной кредитной организацией, предоставляющая торгово-сервисным предприятиям, банкам и другим участникам платежного рынка сервисы по переводам и платежам.
Оператор по приему платежей –платежный агент, осуществляющий деятельность по при- ему наличных денежных средств у физических лиц на основании договоров, заключенных с поставщиками услуг.
Открытый банкинг –концепция, которая предполагает объединение продуктов разных по- ставщиков, а также предоставление третьим сторонам доступа к данным банков без заключе- ния специальных договоров на основе общего регулирования и технологии API.
Панъевропейский сервис моментальных платежей (TIPS) – услуга рыночной инфраструк- туры, запущенная Евросистемой в ноябре 2018 года. Позволяет поставщикам платежных услуг
1
Применяемые в рамках данного документа термины используются в приведенных ниже значениях.


37
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы осуществлять денежные переводы своим клиентам в режиме реального времени, круглосуточ- но, круглогодично.
Платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ин- дивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физиче- ских лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Платежный агрегатор – юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денеж- ных средств в целях обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лица- ми, индивидуальными предпринимателями и участия в переводе денежных средств в пользу указанных лиц по операциям с использованием электронных средств платежа.
Саморегулируемые организации (СРО) – некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из един- ства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Технология программных интерфейсов (API) – технология автоматического взаимодей- ствия информационных систем.
Эквайринговая комиссия –тариф, который взимается банком-эквайрером с торгово-сер- висных предприятий по операциям оплаты товаров (работ, услуг) в рамках договора на эквай- ринговое обслуживание.
Экосистема – совокупность сервисов, в том числе платформенных, одной группы компа- ний или компании и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продук- тов и услуг, удовлетворяющих подавляющее большинство ежедневных потребностей клиента, в рамках единого бесшовного интегрированного процесса; при этом производители продук- тов и услуг получают возможность прямого или опосредованного использования имеющихся в экосистеме совокупных данных о клиентах и их потребительском поведении.
Электронные денежные средства (электронные деньги) – денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанно- му лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами.
Электронные средства платежа (ЭСП) – средство или способ, позволяющие клиенту опе- ратора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналич- ных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электрон- ных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Big Data («большие данные») – совокупность определенных способов и систем обработ- ки гигантских массивов информации. Этот анализ позволяет сделать предложение клиентам товаров или услуг максимально точным и персонифицированным. Банки также используют анализ «больших данных» для автоматического выявления мошеннических операций, оценки кредитоспособности клиентов, лучшего управления рисками.
QR-код (сокращение от Quick Response, «быстрый отклик») – графическое изображение, способное вместить большое количество данных. Сканируя QR-код, можно мгновенно полу- чить доступ к таким данным.


38
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
БМР –Банк международных расчетов
БРИКС –группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика
ВВП – внутренний валовый продукт
ГИС ГМП –Государственная информационная система государственных и муниципальных платежей
ДБО –дистанционное банковское обслуживание
ЕАЭС –Евразийский экономический союз
ИП –индивидуальный предприниматель
КПРИ –Комитет по платежам и рыночным инфраструктурам при Банке международных расчетов
МВФ –Международный валютный фонд
МОКЦБ –Международная организация комиссий по ценным бумагам
НПС –национальная платежная система
НРД – Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчет- ный депозитарий»
НСПК –Национальная система платежных карт
НЦБ –национальные (центральные) банки других стран
ОПКЦ –Операционный платежный клиринговый центр
Принципы для ИФР –международный стандарт для финансовых инфраструктур и их регуля- торов, разработанный совместно комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам
ПС –платежная система
ПС БР –платежная система Банка России
ПС «Мир» – платежная система «Мир»
РГ ЕАЭС –Рабочая группа по координации развития национальных платежных систем, сформированная центральными (национальными) банками стран ЕАЭС
СБП – Система быстрых платежей Банка России
СПФС – Система передачи финансовых сообщений Банка России
Стратегия развития НПС 2013 года – Стратегия развития НПС, одобренная Советом директо- ров Банка России 15 марта 2013 года
ТСП –торгово-сервисное предприятие
ШОС –Шанхайская организация сотрудничества
API –программный интерфейс, способ взаимодействия информационных систем
B2B –платежи и переводы между юридическими лицами
B2C –выплаты юридических лиц в пользу физических лиц
C2B –платежи физических лиц в пользу юридических лиц
C2C –переводы денежных средств между потребителями – физическими лицами
C2G – платежи в пользу государственных органов
FCA (Financial Conduct Authority) – Управление по финансовому регулированию и надзору
Великобритании
FedNow – проект сервиса быстрых платежей Федеральной резервной системы США
G2C –выплаты государственных органов в пользу потребителей
ISO 20022 – международный стандарт обмена электронными сообщениями в финансовой сфере
IT –информационные технологии
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ