Файл: Стратегия развития национальной платежной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

API. Банк России планирует обсудить подходы к регулированию открытых банковских интер- фейсов с участниками платежного рынка и при необходимости инициировать изменение за- конодательства о НПС.
Правовая база применения новых технологий для платежей
В целях содействия широкому применению новых способов инициирования и подтвержде- ния платежей Банк России обеспечит необходимую регуляторную базу применения цифровых технологий инициирования и приема платежей.
2
IBAN, ISO 13616 – международный стандарт представления банковского счета, включающий также идентифика-
торы страны и банка, в котором открыт счет.

23
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
При востребованности участниками платежного рынка планируется урегулировать вопро- сы формирования и передачи платежных распоряжений с использованием носимых и иных смарт-устройств (в том числе голосовых помощников, чат-ботов и иных автоматических по- средников).
Создание условий для внедрения электронных платежных счетов
Для обеспечения развития платежных сервисов в B2B-среде планируется подготовка пра- вовой основы для внедрения инструмента электронного платежного счета (e-invoice), обеспе- чивающего возможность для передачи электронных счетов и их преобразования в платежное распоряжение. Внедрение такого инструмента создаст условия для реализации участниками рынка новых решений в сфере интеграции электронного документооборота и расчетного об- служивания, обеспечивая бесшовность процессов выставления счетов, их оплаты и сверки платежей в B2B-сегменте.
Совершенствование стандартов информационной безопасности
Формирование условий для внедрения инновационных продуктов и сервисов будет осу- ществляться с учетом поддержания среды доверия между участниками платежной отрасли за счет определения стандартов информационной безопасности, обеспечивающих снижение потерь участников финансового рынка от действий мошенников, включая социальную инже- нерию.
3.1.3. Правовое обеспечение доступа новых участников к национальной
платежной инфраструктуре
Планируется сформировать правовые основы для предоставления доступа к сервисам ПС
БР и СБП не только банкам, но и небанковским поставщикам платежных услуг. Будут прора- ботаны возможности расширения форм участия в ПС БР, а также условия доступа и исполь- зования небанковскими организациями сервисов национальной платежной инфраструктуры.
3.2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Стабильно функционирующая и открытая к взаимодействию национальная платежная ин- фраструктура с широкой доступностью и востребованными инновационными сервисами явля- ется основой для обеспечения платежного суверенитета и развития российского платежного рынка. Банк России создает и развивает равноудаленную платежную инфраструктуру, обеспе- чивая подключение банков по единым правилам и стандартам, на равных тарифных условиях.
Это предоставляет банкам возможность реализации новых сервисов для своих клиентов и со- действует развитию конкуренции на финансовом рынке.
В национальной платежной инфраструктуре используется прикладное программное обе- спечение российских производителей, включая системы обеспечения информационной безо- пасности. В рамках работ по импортозамещению и снижению технологической зависимости от внешних поставщиков Банк России совместно с участниками рынка будет осуществлять ме- роприятия по реализации требований Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безо- пасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».


24
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
3.2.1. Платежная система Банка России
Организация технологического доступа небанковских организаций к ПС БР
Планируется сформировать технологические основы для предоставления доступа к серви- сам ПС БР не только банкам, но и небанковским поставщикам платежных услуг. Это позволит поддерживать конкуренцию на платежном рынке и содействовать снижению рисков, связан- ных с расширением роли таких организаций в оказании платежных услуг.
Организация технологического доступа нерезидентов к ПС БР
В целях развития трансграничных платежей в национальной валюте, повы- шения роли российского руб ля и его продвижения за рубеж, а также поддерж- ки экспорта платежных услуг в другие страны Банк России планирует обеспе- чить возможность организации доступа к сервисам ПС БР банкам стран ЕАЭС и иным организациям – нерезидентам Российской Федерации. Помимо технологической возможно- сти, крайне важно определить критерии и правовые основы предоставления нерезидентам сервисов ПС БР с учетом норм законодательства о противодействии отмыванию денежных средств, финансированию терроризма и распространению оружия массового поражения.
Также это потребует совершенствования способов обеспечения информационной безо- пасности, которые будут реализовываться в соответствии с Основными направлениями раз- вития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы.
Расширение взаимодействия ПС БР с другими инфраструктурами финансового рынка
Для обеспечения высокого уровня бесперебойности оказания платежных услуг на россий- ском платежном пространстве планируется развивать взаимодействие ПС БР с инфраструк- турными организациями финансового рынка. Также будет рассмотрена возможность реали- зации в ПС БР сервиса завершения межбанковских расчетов для иных платежных систем, в первую очередь значимых.
Показатель доступности ПС БР планируется обеспечить на уровне 99,99%.
3.2.2. Система быстрых платежей
Развитие сервисов СБП
В целях содействия конкуренции, повышения качества и доступности платежных услуг в рамках СБП отдельное внимание будет уделено активному масштабированию сервисов C2B и B2C, в том числе для сегмента малого и среднего бизнеса. Это позволит торговым предпри- ятиям значительно сократить свои транзакционные издержки.
Кроме того, для упрощения подключения к СБП компаний, особенно малого и среднего предпринимательства, предполагается разработать новые технологичные схемы взаимодей- ствия между ТСП, банками и ОПКЦ СБП.
Также в целях развития СБП и поддержания конкуренции на платежном рынке предполага- ется определить подходы к участию небанковских организаций в СБП.
Мобильное приложение СБПэй
Для упрощения интеграции с СБП планируется выпуск мобильного приложения СБПэй, в котором будут реализованы различные платежные сценарии – денежные переводы, плате- жи за товары и услуги, выставление и оплата электронных счетов и другие. Это предоставит клиентам возможность использования СБП как самостоятельного платежного инструмента, что сделает оплату более простой и удобной, а также позволит увеличить долю безналичных платежей в розничном торговом обороте.


25
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
При этом осуществление операций через СБП также будет доступно в иных приложениях – например, в мобильных приложениях банков.
Запуск сервисов C2G и G2C
В 2022 – 2023 годах планируется предоставить гражданам возможность совершения в СБП платежей в пользу государственных органов (сервис C2G), в том числе оплаты налогов, штра- фов, сборов и пошлин на основе информации ГИС ГМП, а также реализовать сервис для осу- ществления гражданам выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (сер- вис G2C), что повысит оперативность поступления средств и доступность платежных услуг, в том числе в географически удаленных районах страны.
Реализация возможности пополнения счетов наличными через СБП и иных сервисов
В целях повышения удобства и доступности платежных услуг для граждан в СБП планиру- ется обеспечить поддержку возможности пополнения наличными банковских счетов, откры- тых в любом банке – участнике СБП, используя широкую банковскую инфраструктуру по при- ему наличных денег.
Банк России готов совместно с рынком оценить целесообразность реализации в СБП иных сервисов – например, выплаты зарплат.
3.2.3. НСПК и платежная система «Мир»
Развитие платформенных платежных сервисов
В рамках НСПК и платежной системы «Мир» продолжится дальнейшее развитие финансово- технологических продуктов и сервисов с использованием инновационных цифровых решений, направленных на предоставление клиентам возможности совершать удобные и безопасные платежи, содействие адресности и прозрачности платежей для государства и эффективного решения бизнес-задач партнеров. Развитие будет осуществляться на базе системы платфор- менных сервисов НСПК, доступной всем участникам платежного рынка как в Российской Фе- дерации, так и в рамках направлений международного продвижения карт «Мир».
В целях развития программы лояльности ПС «Мир» предполагается расширить перечень акционных механик и список ТСП – участников программы, реализовать таргетированные кам- пании, направленные на активацию и удержание транзакционного поведения потребителей.
Также планируется расширить функционал личного кабинета ТСП и внедрить личный кабинет банка для улучшения клиентского опыта партнеров программы – банков и ТСП.
Оператор ПС «Мир» продолжит развитие универсальной платформы и собственного при- ложения мобильных бесконтактных платежей по картам «Мир» с использованием мобильных устройств Mir Pay.
Разработка продуктов и сервисов ПС «Мир» будет осуществляться на базе передовых средств и технологий, обеспечивающих поддержку, безопасность и защиту держателей карт и пользователей сервисов системы в режиме 24 / 7 / 365.
Цифровые платежные и нефинансовые сервисы для взаимодействия государства
и населения
Содействуя реализуемым государством процессам, обеспечивающим адресную и прозрач- ную поддержку различных слоев населения, планируется на базе технологической платформы
НСПК и карт ПС «Мир» расширить географию и список выплат через Федеральное казначей- ство Российской Федерации, а также обеспечить необходимую технологическую поддерж- ку аналогичным инициативам и решениям на уровне региональных и муниципальных органов власти.


26
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Планируется продолжить работу по развитию технологической платформы, обеспечиваю- щей нефинансовый функционал при выпуске кампусных, студенческих и прочих карт, а так- же возможность получения широкого спектра услуг на едином носителе – «Единой карте жителя».
Кроме того, предполагается активное участие НСПК в развитии механизмов предоставле- ния государственных, муниципальных, социальных и иных услуг для упрощения взаимодей- ствия населения с государством, в том числе в содействии созданию единой системы оплаты проезда на транспорте в Российской Федерации.
Международное продвижение национальных платежных инструментов
Продвижение карт «Мир» за рубежом планируется обеспечивать в первую очередь за счет расширения и развития партнерства с платежными системами, действующими в странах
ЕАЭС / СНГ. Это предоставит держателям карт «Мир» возможности не только снятия денежных средств в банкоматах и оплаты покупок и услуг в ТСП, но и совершения Р2Р-переводов род- ственникам и знакомым в странах ЕАЭС / СНГ.
Также будет продолжено развитие отношений с ведущими банками популярных у граждан
России туристических направлений, среди которых Турция, ОАЭ, Вьетнам, Болгария, Таиланд,
Корея и другие. Расширение географии и сети приема карт «Мир» позволит совершать опера- ции по картам национальной платежной системы в популярных странах дальнего зарубежья.
Кроме того, привлечение ПС «Мир» партнеров – зарубежных банков и крупных агрегаторов платежей должно обеспечить возможность оплаты картами «Мир» на популярных у россиян иностранных ресурсах в сети Интернет
3
3.2.4. Система передачи финансовых сообщений
Развитие института сервис-бюро
Для увеличения количества пользователей СПФС Банк России планирует продолжить раз- витие механизма сервис-бюро СПФС, а также обеспечить снижение издержек новых пользо- вателей на подключение к СПФС, в том числе за счет внедрения возможностей технологии прикладных программных интерфейсов (API).
Это также позволит упростить обработку пользователями передаваемой финансовой ин- формации, расширить возможности взаимодействия СПФС с другими системами обмена фи- нансовой информацией, обеспечив их интероперабельность.
Расширение участия нерезидентов
Продвижение сервисов СПФС за рубеж продолжает оставаться важнейшей задачей раз- вития системы. Для расширения иностранного участия в СПФС планируется оптимизировать процедуру подключения и использования СПФС для нерезидентов за счет внедрения «коро- бочного» решения.
Реализация интернет-доступа к СПФС
Одним из направлений оптимизации доступа к СПФС является предоставление возможно- сти подключения к системе через сеть Интернет, а также реализация новых интерфейсов для пользователей, в том числе внедрение веб-технологий и программных интерфейсов (API).
При этом потребуется дополнительная реализация протоколов информационной безопас- ности в сервисах СПФС.
3
В настоящее время обеспечен прием карт «Мир» на трех иностранных ресурсах в сети Интернет: asos.com.,
netflix.com, victoriassecret.com.


27
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
3.3. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ТЕХНОЛОГИЙ
НА ПЛАТЕЖНОМ РЫНКЕ
В целях развития конкурентного и технологичного платежного пространства Банк России будет создавать условия для обеспечения всех категорий потребителей широким спектром доступных, высококачественных и безопасных платежных услуг.
При этом будут также учитываться результаты анализа региональных различий в доступно- сти платежной инфраструктуры и сервисов. При необходимости будут определены и реализо- ваны дополнительные мероприятия по повышению финансовой доступности и доли безналич- ных расчетов на региональном уровне.
Деятельность регулятора будет нацелена на содействие развитию конкуренции и расшире- нию возможностей использования гражданами, бизнесом и государством современных тех- нологических решений для безналичных расчетов.
3.3.1. Платформа цифрового руб ля
Учитывая интерес общества к цифровым инструментам, расширение применения цифро- вых технологий бизнесом и государством, а также высокий запрос потребителей на повыше- ние доступности, скорости, удобства и безопасности расчетов при снижении издержек, рас- сматривается возможность построения новой платежной инфраструктуры и введения третьей формы денег – цифрового руб ля.
Цифровой руб ль должен совместить в себе преимущества и наличных, и безналичных де- нег. Как и при использовании безналичных платежей, цифровые руб ли не надо носить с собой, ими также просто и удобно будет платить в торговой точке, принимающей к оплате инстру- менты безналичных платежей. Так же как и при использовании наличных денег, оплата цифро- вым руб лем может осуществляться даже при отсутствии доступа к Интернету или мобильной связи. В отличие от инструментов безналичных платежей, которые предоставляются коммер- ческими организациями на устанавливаемых и измененяемых ими условиях, цифровой руб ль будет предоставляться государством (Центральным банком) на единых условиях и может быть доступен в режиме 24 / 7 на всей территории страны в приложениях любых банков, подклю- ченных к платформе цифрового руб ля.
С учетом результатов публичных обсуждений консультативного доклада «Цифровой руб ль»
Банком России опубликована Концепция цифрового руб ля, на базе которой предполагается разработать описание технологического решения. После проведения его анализа совместно с участниками финансового рынка планируется построение прототипа платформы цифрового руб ля и ее апробация на ограниченном круге участников. По результатам пилотного тестиро- вания будет принято решение о запуске цифрового руб ля и этапах масштабирования.
При этом платформа цифрового руб ля может быть интегрирована с существующей платеж- ной инфраструктурой для бесшовного и прозрачного встраивания цифрового руб ля в систе- му безналичных расчетов. Кроме того, предполагается, что платформа цифрового руб ля может быть открытой для подключения и взаимодействия с использованием современных техноло- гических решений, в том числе для межсистемного взаимодействия с инфраструктурой других стран при осуществлении трансграничных платежей в цифровых руб лях.
1   2   3   4   5   6