ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 10
ПЛЫТЬ ПО
ТЕЧЕНИЮ
Чтобы изобразить порывы ветра, иве не нужны бумага, чернила и кисть.
Сарью
Думать, что все постоянно и неизменно — это иллюзия, люди и мир все время меняются. Для некоторых изменений требуется больше времени, для других — меньше. Цветы уми-. рают за сезон, люди — за столетие, даже глыбы гранита, кото- рые кажутся столь незыблемыми, выветриваются, развалива- ясь на куски и становясь, в конце концов, галькой.
Наши чувства и ощущения меняются каждое мгновение, вместе с ними изменяются и наши отклики миру. В этом смыс- ле мы все время изменяемся. Подлинное, аутентичное обще- ние с другими людьми подразумевает осознание собственных чувств, а поскольку это бесконечный поток, мы все время дол- жны заново определять, что мы чувствуем в данный момент.
Нам следует осознавать и то, что происходит с другими — ведь и они меняются столь же быстро, как и мы. Поэтому дове- рие и близость возможны только в том случае, если мы следу- ем за изменениями в себе и в других людях, с которыми мы рядом. Если мы не уделяем должного внимания текущему мо- менту, мы можем завязнуть, описывая чувства, которые дав- но миновали. Это может вести к поведению, которое соответ-
115
УПРАЖНЕНИЕ!.
РАЗВИТИЕ ВНУТРИ МИРА
Представьте, что вы стоите возле мелкого ручья и броси- ли в него какую-то черную краску. Представьте, что вся вода окрасилась в черный цвет; потом набегает новая вода, и окраска постепенно пропадает и наконец исчезает со- всем. Поразмышляйте, как изменилась река по сравне- нию с предыдущим моментом. В чем различие между рекой сейчас, опять ставшей чистой, и рекой до того, как вы изменили ее цвет?
Изменения происходят постоянно, и если мы не осознаем этого, мы можем упустить настоящий момент и остаться в уже прошедшем. Это не говорит о том, что нам следует находиться на вершине всех изменений, которые происходят как в нас, так и в других, иначе это может привести к новому хаосу. Нам нуж- но ограничивать свое сознание таким количеством значимых наблюдений, с которым мы можем справиться. Выбор их обыч- но делается автоматически при условии, что мы открыты появ- лению новых фигур на фоне нашего общего опыта.
Обычно нам хватает умственных способностей, чтобы от- дохнуть от происходящих изменений, если мы знаем, как быть в курсе происходящего. Степень нашего контакта с окружени- ем и степень погружения в себя тоже меняются со временем.
Мы делаем наблюдения и храним их в своей памяти. Позже, оказавшись в ситуации, так или иначе связанной с этим воспо- минанием, мы скорее используем память в качестве источника информации, чем осознаем то, что на самом деле происходит в данный момент. Переориентируя себя на настоящее, мы полу- чим более точную информацию и окажемся гораздо больше включенными в происходящее. Более того, наш ответ будет боль- ше соответствовать тому, кто мы есть и что мы хотим.
Используя процесс таким образом, мы можем жить в дан-
ный момент—ведь только его мы в действительности и можем ощущать.
Понимать концепцию процесса интеллектуально и чувство- вать его для себя — это не одно и то же. Следующее упражне- ние поможет вам это различить.
117
УПРАЖНЕНИЕ 2. РАЗВИТИЕ В
ВАШЕЙ ЖИЗНИ
Найдите несколько своих фотографий в детском возрасте и фото вашей семьи. Сложите их друг за другом в альбом, чтобы вы сами смогли увидеть стадии роста. Отметьте процесс своего развития, посмотрите, насколько сильно вы изменились и насколько остались прежним.
Такой же эксперимент можно проделать и с вашими старыми письмами. Можете ли вы указать людей, у ко- торых хранятся ваши письма к ним? Если да — сделайте с писем копии, сложите их по времени написания. Видите ли вы свой процесс изменений?
УПРАЖНЕНИЕ 3. РАЗВИТИЕ
ВАШЕГО ДРУГА
Фотографируйте своего друга в течение месяца каждый день, одновременно снимайте и себя. Сравните эти се- рии фотографий между собой. Отметьте ежедневные изменения.
Лишь понимая саму идею процесса, мы можем заметить богатство наших каждодневных ощущений и увидеть, что же в действительности происходит в данный момент, а не вытас- кивать из памяти воспоминания о том, что происходило неко- торое время назад. Способ вернуть смысл процессу состоит в том, чтобы включить осознание «сейчас я осознаю, что ...» и позволить вниманию свободно блуждать во внешней, внутрен- ней и средней зонах.
Одним из проклятий нашей цивилизации является необ- ходимость добиваться цели; конечно, хорошо иметь цель, но концентрация на продукте своего труда, а не на самом процес- се часто приводит к обеднению процесса творчества. Увлечен- ный повар, постоянно нацеленный на конечный результат, может не получать удовольствия от приготовления блюд хотя сам этот процесс может быть источником удовольствия. Раз- мышляя о ежедневном процессе своей жизни, можно увидеть всю бессмысленность нацеленности наших усилий на конеч-
118
Весь наш мир все время течет и изменяется, и мы должны целенаправленно использовать осознание, чтобы идти в ногу с происходящими изменениями. Возбуждение от ощущения новизны мира в каждый момент времени может дать нам на- стоящую радость, но для этого мы должны быть способны про- делать работу по изменению самих себя, а не сопротивляться этому постоянно. Мир будет меняться вне зависимости от того, нравится нам это или нет.
Чтобы сделать изменения для нас полезными, мы должны обладать способностью жить в сегодняшнем дне — «прямо сей- час». Этот момент отличается от всякого другого, и человек, с которым мы разговариваем «сейчас», отличается от человека, с которым мы говорили минуту назад. Чтобы жить сейчас, в этот момент, мы должны быть способны определить, что про- исходит в этот момент. Чтобы суметь это определить, мы дол- жны уметь моментально включить видение, чувствование или осознание, а не быть скованными воспоминаниями того, что мы видели некоторое время назад, в прошлом. Упражнения на
Осознание — это самый короткий путь к развитию такой спо- собности. Выясняя, что происходит, с помощью глаз и ушей, и чувствуя, что происходит в груди или животе, мы помогаем себе жить в данный момент и принимать ответственные реше- ния о том, чего мы хотим, как мы хотим себя вести и что мы хотим дать окружающим нас людям.
Жизнь в настоящий момент дает нам шанс управлять сво- ей судьбой, которая является чередой таких настоящих мо-
ментов. Планирование будущего или память об уроках прош- лого тоже важны, но когда они противоречат значимой для нас ситуации, переход в настоящий момент позволит нам ис- пользовать все наши силы, все наше видение, всю нашу мощь.
Нелегко, умерев, быть рожденным заново.
Фриц Перлз
ГЛАВА 11
ГЕШТАЛЬТ-ОБЩЕНИЕ
Упавший в воду каштан и рыбка, всплывшая за кормом, — их расходящиеся круги соединяются на воде.
Киджиро
Лозе необходима почва, чтобы родить виноград. Вкус ви- нограда меняется в зависимости от сорта лозы и от почвы, на которой она растет. Важно взаимодействие лозы и почвы, вкус ягод определяется тем, как их качества объединяются.
Взаимоотношения людей зависят от сущности их индиви- дуальностей; никогда нельзя предсказать, каков будет резуль- тат их комбинации. Наша сущность меняется также в зависи- мости от того, с кем мы находимся. Разные люди способству- ют проявлению в нас различных качеств. Химия этого процес- са не ясна, но знать, что она существует, полезно. Я нравлюсь себе при взаимодействии с одними людьми и недоволен собой в общении с другими. Я благотворен для одних знакомых, а для других — ядовит и вреден.
Некоторые причины, которые предопределяют аромат ви- нограда, известны: например, кислотность почвы и сорт ви- ноградной лозы, с которой собраны ягоды. Но известны дале- ко не все составляющие. Единственный способ узнать, как
125
ПЛЫТЬ ПО
ТЕЧЕНИЮ
Чтобы изобразить порывы ветра, иве не нужны бумага, чернила и кисть.
Сарью
Думать, что все постоянно и неизменно — это иллюзия, люди и мир все время меняются. Для некоторых изменений требуется больше времени, для других — меньше. Цветы уми-. рают за сезон, люди — за столетие, даже глыбы гранита, кото- рые кажутся столь незыблемыми, выветриваются, развалива- ясь на куски и становясь, в конце концов, галькой.
Наши чувства и ощущения меняются каждое мгновение, вместе с ними изменяются и наши отклики миру. В этом смыс- ле мы все время изменяемся. Подлинное, аутентичное обще- ние с другими людьми подразумевает осознание собственных чувств, а поскольку это бесконечный поток, мы все время дол- жны заново определять, что мы чувствуем в данный момент.
Нам следует осознавать и то, что происходит с другими — ведь и они меняются столь же быстро, как и мы. Поэтому дове- рие и близость возможны только в том случае, если мы следу- ем за изменениями в себе и в других людях, с которыми мы рядом. Если мы не уделяем должного внимания текущему мо- менту, мы можем завязнуть, описывая чувства, которые дав- но миновали. Это может вести к поведению, которое соответ-
115
ствует нашему прошлому, но никак не настоящему. Напри- мер, в ходе рабочих контактов со своим руководителем и в за- висимости от его требований, одобрения или критики, пона- чалу я могу чувствовать страх, затем облегчение, потом благо- дарность и, наконец, обиду и негодование. Каждое из этих чувств законно в контексте нашего общения. Но если я зацик- лен на страхе, а руководитель в это время говорит о том, что он одобряет мою работу, то наше общение, конечно же, вряд ли будет успешным.
Лучшей моделью, передающей непрерывную череду из- менений наших собственных чувств и чувств окружающих, является калейдоскоп. Картинка все время меняется и похо- жа на бесконечность. Изменения в наших чувствах или в чув- ствах окружающих нас людей приводят к изменению харак- тера всех наших взаимодействий. Мы полагаем, что вещи ос- таются такими же только потому, что так удобно и кажется безопасным.
Все живые существа меняются циклично. Утомленный жизнью и миром может сказать: «Я уже видел все это раньше, все меняется, но все остается прежним». Но в действительнос- ти он не видел всего, потому что почувствовать можно только то,, что происходит сейчас. Конечно, можно заметить некие сходства между разными моментами, но полностью осозна- вая текущий момент, вы можете обнаружить, что ситуация всегда уникальна.
Дерево никогда не будет тем же, что прошлым летом и даже что минуту назад. Поскольку мы существуем и меняемся день ото дня, описание или восприятие себя самого верно лишь на тот момент, когда оно сделано. Но описывая словами происхо- дящее, мы склонны надолго его фиксировать,- так фотограф фиксирует сцену или человека навсегда.: Язык — это основа нашего мышления, поэтому мы полагаем, что абстракция — это то же самое, что и объект, который она представляет. Но как только момент формирования образа проходит, субъект меняется. Река, на которую мы смотрим, никогда не вернется, новая река постоянно течет от истока к океану. Абстракции
(например, «река») полезны, поскольку мы не могли бы без них описать мир; но мы должны осознавать их пределы.
116
Лучшей моделью, передающей непрерывную череду из- менений наших собственных чувств и чувств окружающих, является калейдоскоп. Картинка все время меняется и похо- жа на бесконечность. Изменения в наших чувствах или в чув- ствах окружающих нас людей приводят к изменению харак- тера всех наших взаимодействий. Мы полагаем, что вещи ос- таются такими же только потому, что так удобно и кажется безопасным.
Все живые существа меняются циклично. Утомленный жизнью и миром может сказать: «Я уже видел все это раньше, все меняется, но все остается прежним». Но в действительнос- ти он не видел всего, потому что почувствовать можно только то,, что происходит сейчас. Конечно, можно заметить некие сходства между разными моментами, но полностью осозна- вая текущий момент, вы можете обнаружить, что ситуация всегда уникальна.
Дерево никогда не будет тем же, что прошлым летом и даже что минуту назад. Поскольку мы существуем и меняемся день ото дня, описание или восприятие себя самого верно лишь на тот момент, когда оно сделано. Но описывая словами происхо- дящее, мы склонны надолго его фиксировать,- так фотограф фиксирует сцену или человека навсегда.: Язык — это основа нашего мышления, поэтому мы полагаем, что абстракция — это то же самое, что и объект, который она представляет. Но как только момент формирования образа проходит, субъект меняется. Река, на которую мы смотрим, никогда не вернется, новая река постоянно течет от истока к океану. Абстракции
(например, «река») полезны, поскольку мы не могли бы без них описать мир; но мы должны осознавать их пределы.
116
УПРАЖНЕНИЕ!.
РАЗВИТИЕ ВНУТРИ МИРА
Представьте, что вы стоите возле мелкого ручья и броси- ли в него какую-то черную краску. Представьте, что вся вода окрасилась в черный цвет; потом набегает новая вода, и окраска постепенно пропадает и наконец исчезает со- всем. Поразмышляйте, как изменилась река по сравне- нию с предыдущим моментом. В чем различие между рекой сейчас, опять ставшей чистой, и рекой до того, как вы изменили ее цвет?
Изменения происходят постоянно, и если мы не осознаем этого, мы можем упустить настоящий момент и остаться в уже прошедшем. Это не говорит о том, что нам следует находиться на вершине всех изменений, которые происходят как в нас, так и в других, иначе это может привести к новому хаосу. Нам нуж- но ограничивать свое сознание таким количеством значимых наблюдений, с которым мы можем справиться. Выбор их обыч- но делается автоматически при условии, что мы открыты появ- лению новых фигур на фоне нашего общего опыта.
Обычно нам хватает умственных способностей, чтобы от- дохнуть от происходящих изменений, если мы знаем, как быть в курсе происходящего. Степень нашего контакта с окружени- ем и степень погружения в себя тоже меняются со временем.
Мы делаем наблюдения и храним их в своей памяти. Позже, оказавшись в ситуации, так или иначе связанной с этим воспо- минанием, мы скорее используем память в качестве источника информации, чем осознаем то, что на самом деле происходит в данный момент. Переориентируя себя на настоящее, мы полу- чим более точную информацию и окажемся гораздо больше включенными в происходящее. Более того, наш ответ будет боль- ше соответствовать тому, кто мы есть и что мы хотим.
Используя процесс таким образом, мы можем жить в дан-
ный момент—ведь только его мы в действительности и можем ощущать.
Понимать концепцию процесса интеллектуально и чувство- вать его для себя — это не одно и то же. Следующее упражне- ние поможет вам это различить.
117
УПРАЖНЕНИЕ 2. РАЗВИТИЕ В
ВАШЕЙ ЖИЗНИ
Найдите несколько своих фотографий в детском возрасте и фото вашей семьи. Сложите их друг за другом в альбом, чтобы вы сами смогли увидеть стадии роста. Отметьте процесс своего развития, посмотрите, насколько сильно вы изменились и насколько остались прежним.
Такой же эксперимент можно проделать и с вашими старыми письмами. Можете ли вы указать людей, у ко- торых хранятся ваши письма к ним? Если да — сделайте с писем копии, сложите их по времени написания. Видите ли вы свой процесс изменений?
УПРАЖНЕНИЕ 3. РАЗВИТИЕ
ВАШЕГО ДРУГА
Фотографируйте своего друга в течение месяца каждый день, одновременно снимайте и себя. Сравните эти се- рии фотографий между собой. Отметьте ежедневные изменения.
Лишь понимая саму идею процесса, мы можем заметить богатство наших каждодневных ощущений и увидеть, что же в действительности происходит в данный момент, а не вытас- кивать из памяти воспоминания о том, что происходило неко- торое время назад. Способ вернуть смысл процессу состоит в том, чтобы включить осознание «сейчас я осознаю, что ...» и позволить вниманию свободно блуждать во внешней, внутрен- ней и средней зонах.
Одним из проклятий нашей цивилизации является необ- ходимость добиваться цели; конечно, хорошо иметь цель, но концентрация на продукте своего труда, а не на самом процес- се часто приводит к обеднению процесса творчества. Увлечен- ный повар, постоянно нацеленный на конечный результат, может не получать удовольствия от приготовления блюд хотя сам этот процесс может быть источником удовольствия. Раз- мышляя о ежедневном процессе своей жизни, можно увидеть всю бессмысленность нацеленности наших усилий на конеч-
118
ный результат. Концом жизни, насколько всем известно, яв- ляется смерть. Так ли уж надо спешить к достижению этой цели? Любовники занимаются любовью не для достижения оргазма, хотя он и является радостным завершением их лю- бовных занятий: они сосредоточены на всей полноте обще- ния и наслаждения, что и приводит к оргазму.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ И ПУТЬ РАЗВИТИЯ
В следующий раз, когда вам предоставится возможность вымыть посуду после еды, постарайтесь нацелиться на сам процесс мытья. Почувствуйте теплоту воды — не слиш- ком ли она горяча для вас? Что вы ощущаете от скольз- кой мыльной воды на посуде? Дайте своему вниманию сфокусироваться на ощущениях рук. Какой вы ощущае- те чистоту свежевымытой посуды?
После того как вы сумеете сконцентрироваться на са- мом процессе мытья посуды (а этого занятия обычно пред- почитают избегать), проведите некоторое время, думая о том, чтобы «сделать это быстро». Попытайтесь стать не- терпеливым при выполнении задания и стремитесь к его окончанию. Заметили ли вы, насколько эта нацеленность на конечный результат, а не на сам процесс мешает полу- чению удовольствия от процесса?
Люди с трудом воспринимают изменения; то, что непосто- янно, понять трудно. Способность гибко реагировать на изме- нения зависит от осознания изменений, а для последнего нуж- на гибкость восприятия. Если я обременен проекциями, кото- рые постоянно навязываю другим, я не в состоянии видеть ясно и, следовательно, не могу видеть изменений. Все, что я вижу в других, снова и снова, — это лишь я сам, зацикленный и не способный к изменениям.
Если мои границы с другими людьми размыты, я не смогу понять, кто из нас меняется — я или другие. Поэтому, чтобы быть способным ощущать изменения, мне нужно все время быть в контакте с окружением. Уходя от окружения и погру- жаясь в себя, я становлюсь неспособным ощутить его изме-
119
УПРАЖНЕНИЕ 4.
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ И ПУТЬ РАЗВИТИЯ
В следующий раз, когда вам предоставится возможность вымыть посуду после еды, постарайтесь нацелиться на сам процесс мытья. Почувствуйте теплоту воды — не слиш- ком ли она горяча для вас? Что вы ощущаете от скольз- кой мыльной воды на посуде? Дайте своему вниманию сфокусироваться на ощущениях рук. Какой вы ощущае- те чистоту свежевымытой посуды?
После того как вы сумеете сконцентрироваться на са- мом процессе мытья посуды (а этого занятия обычно пред- почитают избегать), проведите некоторое время, думая о том, чтобы «сделать это быстро». Попытайтесь стать не- терпеливым при выполнении задания и стремитесь к его окончанию. Заметили ли вы, насколько эта нацеленность на конечный результат, а не на сам процесс мешает полу- чению удовольствия от процесса?
Люди с трудом воспринимают изменения; то, что непосто- янно, понять трудно. Способность гибко реагировать на изме- нения зависит от осознания изменений, а для последнего нуж- на гибкость восприятия. Если я обременен проекциями, кото- рые постоянно навязываю другим, я не в состоянии видеть ясно и, следовательно, не могу видеть изменений. Все, что я вижу в других, снова и снова, — это лишь я сам, зацикленный и не способный к изменениям.
Если мои границы с другими людьми размыты, я не смогу понять, кто из нас меняется — я или другие. Поэтому, чтобы быть способным ощущать изменения, мне нужно все время быть в контакте с окружением. Уходя от окружения и погру- жаясь в себя, я становлюсь неспособным ощутить его изме-
119
нения. И потому, чтобы ощущать происходящие в мире из- менения, я должен быть способен проходить через все ста- дии слияния, контакта и погружения в себя, не застревая ни на одной из них. Зафиксироваться в контакте столь же бес- полезно для восприятия изменений, как и застрять в слия- нии или погружении в себя. Если нет времени, чтобы погру- зиться в себя и проверить, есть ли изменения, произошед- шие во мне самом с тех пор, как начался контакт, я теряю ощущение себя и скорее исполняю роль, чем веду себя аутен- тично. Изменения означают жизнь, фиксация — это смерть.
Рискните жить!
Завершение любого процесса, то есть достижение цели, есть в своем роде смерть, точно так же как и абсолютное со- вершенство. Хотя мысль о том, что нечто может быть совер- шенным, является частью сути человеческого существова- ния, это лишь направление, сигнальный знак, а не цель жиз- ни. Важно ясно представлять себе цели и иметь их в перспек- тиве; но если процесс достижения цели того не стоил, может ли быть стоящей сама цель?
Все же знание О нашей смертности может приводить к при- чудливым образам жизни, так как мы пытаемся ужиться с этой неизбежностью. Одна из таких попыток состоит в том, чтобы максимально возможным образом переполнить свою жизнь.
Беспокойство при выполнении слишком большого количества дел вызывается тем, что у нас может не хватить времени для усвоения всего полученного опыта. Вся наша жизнь может быть заполнена целями, а не самим процессом жизни — по- скольку цели имеют собственный импульс, под его влиянием целенаправленный человек может забыть спросить себя: «Чем я сейчас занимаюсь?» и «Стоит ли это того?» Если в результате неимоверных усилий удается достичь поставленной цели, часто тот, кто ее достиг, ощущает во рту только пепел: «И это то, за что я боролся?»
Другой выбор связан с идеей процесса. Если время нашего пребывания на земле ограничено, то мы ответственно должны сделать выбор, как его потратить: Фауст Гете попытался обой- ти эту проблему, заключив договор с Мефистофелем, но боль- шинство из нас этого выбора не имеет. Каждое решение пойти
120
Рискните жить!
Завершение любого процесса, то есть достижение цели, есть в своем роде смерть, точно так же как и абсолютное со- вершенство. Хотя мысль о том, что нечто может быть совер- шенным, является частью сути человеческого существова- ния, это лишь направление, сигнальный знак, а не цель жиз- ни. Важно ясно представлять себе цели и иметь их в перспек- тиве; но если процесс достижения цели того не стоил, может ли быть стоящей сама цель?
Все же знание О нашей смертности может приводить к при- чудливым образам жизни, так как мы пытаемся ужиться с этой неизбежностью. Одна из таких попыток состоит в том, чтобы максимально возможным образом переполнить свою жизнь.
Беспокойство при выполнении слишком большого количества дел вызывается тем, что у нас может не хватить времени для усвоения всего полученного опыта. Вся наша жизнь может быть заполнена целями, а не самим процессом жизни — по- скольку цели имеют собственный импульс, под его влиянием целенаправленный человек может забыть спросить себя: «Чем я сейчас занимаюсь?» и «Стоит ли это того?» Если в результате неимоверных усилий удается достичь поставленной цели, часто тот, кто ее достиг, ощущает во рту только пепел: «И это то, за что я боролся?»
Другой выбор связан с идеей процесса. Если время нашего пребывания на земле ограничено, то мы ответственно должны сделать выбор, как его потратить: Фауст Гете попытался обой- ти эту проблему, заключив договор с Мефистофелем, но боль- шинство из нас этого выбора не имеет. Каждое решение пойти
120
по одной дорожке означает, что мы не сможем пойти по дру- гой. Если мы не принимаем этих решений со всей ответствен- ностью, нам придется винить только себя.
Хотя существуют циклы развития и со временем мы ме- няемся, можно застопорить этот процесс, развивая свои не- изменные «черты характера». Это такие способы поведения, на которых основаны наши роли, а роли, как мы уже говори- ли, это способы избежать подлинного общения. Я могу встре- тить нового человека и почувствовать к нему расположение.
По мере того, как я буду все лучше его узнавать, я могу оби- жаться на его некоторое поведение по отношению ко мне; и все же, я могу скрыть свои чувства и не показывать их, ведя себя с этим человеком так, будто я все еще к нему располо- жен. Тем самым временами я исполняю роль, часть меня зас- тывает и препятствует моей гибкости. Замороженный на вре- мя и предсказуемый, я, в некотором смысле, мертв. Красота цветов — в еѐ быстротечности; пластмассовые цветы оскорб- ляют своим постоянством.
Так как природа общества меняется, духовные и философ- ские ценности тоже меняются — то, чему учили в прошлом, должно измениться в соответствии с настоящим.
На среднем востоке одно из главных благословений, которое является также проклятием... это обучение духовных масте- ров. Оно — благословение для тех, кто получил его в нужное время, и проклятие для тех, кто борется с ним с тех пор после того, как оно стало анахронизмом. Немногие съели бы мясо после того, как оно сгнило, или овощ, когда он уже сморщил- ся. Но почти никто не подозревает об эквивалентной пробле- ме в литературе и традиционализме. Дайте чему-нибудь про- слыть ценным или возвышенным, и человеческая жадность доделает все остальное. Даже если доисторическое ломает нам зубы и гнилое мясо нас отравляет, мы все равно будем придерживаться устаревших толкований.
Идрис Шах
Не только каждое общество и время вырабатывают свою собственную философию, но и законы тоже отражают вре- мя. Многое из легального, разрешенного сейчас было строго
121
Хотя существуют циклы развития и со временем мы ме- няемся, можно застопорить этот процесс, развивая свои не- изменные «черты характера». Это такие способы поведения, на которых основаны наши роли, а роли, как мы уже говори- ли, это способы избежать подлинного общения. Я могу встре- тить нового человека и почувствовать к нему расположение.
По мере того, как я буду все лучше его узнавать, я могу оби- жаться на его некоторое поведение по отношению ко мне; и все же, я могу скрыть свои чувства и не показывать их, ведя себя с этим человеком так, будто я все еще к нему располо- жен. Тем самым временами я исполняю роль, часть меня зас- тывает и препятствует моей гибкости. Замороженный на вре- мя и предсказуемый, я, в некотором смысле, мертв. Красота цветов — в еѐ быстротечности; пластмассовые цветы оскорб- ляют своим постоянством.
Так как природа общества меняется, духовные и философ- ские ценности тоже меняются — то, чему учили в прошлом, должно измениться в соответствии с настоящим.
На среднем востоке одно из главных благословений, которое является также проклятием... это обучение духовных масте- ров. Оно — благословение для тех, кто получил его в нужное время, и проклятие для тех, кто борется с ним с тех пор после того, как оно стало анахронизмом. Немногие съели бы мясо после того, как оно сгнило, или овощ, когда он уже сморщил- ся. Но почти никто не подозревает об эквивалентной пробле- ме в литературе и традиционализме. Дайте чему-нибудь про- слыть ценным или возвышенным, и человеческая жадность доделает все остальное. Даже если доисторическое ломает нам зубы и гнилое мясо нас отравляет, мы все равно будем придерживаться устаревших толкований.
Идрис Шах
Не только каждое общество и время вырабатывают свою собственную философию, но и законы тоже отражают вре- мя. Многое из легального, разрешенного сейчас было строго
121
запрещено в прошлом, например, гомосексуализм. Модель — это тоже объект изменений вкусов, обычаев. Викторианское пуританство отчасти расчистило дорогу распущенности вре- мен Эдварда, последняя дала дорогу свободной и легкой мо- рали двадцатых годов прошлого столетия. Во многом это по- хоже на то, как что-то становится для нашего сознания фигу- рой на фоне нашего мира, — некоторые идеи становятся фигурами и фоном времени. Иногда законы устаревают, от- ставая от времени, в этом случае они существуют в качестве законов, но на это редко жалуются. Однако если они исполь- зуется рьяными общественными деятелями, то в конце кон- цов протесты народа против этих законов могут привести к их отмене.
Люди меняются, и иногда их интроецированная мораль устаревает по сравнению с их теперешними взглядами и отно- шениями. Например, мы можем протестовать и говорить, что верим в моногамию, но в действительности придерживаться систематической полигамии.
Такое запаздывание случается и при выполнении обыч- ных дел. Хирурги часто не могут объяснить, как они ставят диагноз: если они и начинают объяснять, их объяснения час- то неопределенны и неумышленно запутаны. Разница между тем, что они думают о своих действиях, и самими действия- ми может быть велика. Причина заключается в том, что хи- рурги уже ушли вперед в своих техниках с тех пор, как они пытались объяснить другим, что они реально делают. Осозна- ние того, что они делают, как бы отстало от исполнения, от самого действия. Единственно достоверным способом узнать, что делает человек, является наблюдение за его действиями.
Понять это противоречие можно лишь в терминах про- цесса. Мы способны ко многим действиям даже в отсутствие способности описать их. Гарольд Росс из «Нью-йоркера» обычно говорил, что все невозможно описать; тем не менее, у людей есть привычка все свои действия переводить в слова.
Наша способность развивать навыки, не прибегая к словам, приводит к путанице, когда мы вынуждены словами описы- вать цель (например диагноз или — как в нашем случае — цель психотерапии).
122
Люди меняются, и иногда их интроецированная мораль устаревает по сравнению с их теперешними взглядами и отно- шениями. Например, мы можем протестовать и говорить, что верим в моногамию, но в действительности придерживаться систематической полигамии.
Такое запаздывание случается и при выполнении обыч- ных дел. Хирурги часто не могут объяснить, как они ставят диагноз: если они и начинают объяснять, их объяснения час- то неопределенны и неумышленно запутаны. Разница между тем, что они думают о своих действиях, и самими действия- ми может быть велика. Причина заключается в том, что хи- рурги уже ушли вперед в своих техниках с тех пор, как они пытались объяснить другим, что они реально делают. Осозна- ние того, что они делают, как бы отстало от исполнения, от самого действия. Единственно достоверным способом узнать, что делает человек, является наблюдение за его действиями.
Понять это противоречие можно лишь в терминах про- цесса. Мы способны ко многим действиям даже в отсутствие способности описать их. Гарольд Росс из «Нью-йоркера» обычно говорил, что все невозможно описать; тем не менее, у людей есть привычка все свои действия переводить в слова.
Наша способность развивать навыки, не прибегая к словам, приводит к путанице, когда мы вынуждены словами описы- вать цель (например диагноз или — как в нашем случае — цель психотерапии).
122
Весь наш мир все время течет и изменяется, и мы должны целенаправленно использовать осознание, чтобы идти в ногу с происходящими изменениями. Возбуждение от ощущения новизны мира в каждый момент времени может дать нам на- стоящую радость, но для этого мы должны быть способны про- делать работу по изменению самих себя, а не сопротивляться этому постоянно. Мир будет меняться вне зависимости от того, нравится нам это или нет.
Чтобы сделать изменения для нас полезными, мы должны обладать способностью жить в сегодняшнем дне — «прямо сей- час». Этот момент отличается от всякого другого, и человек, с которым мы разговариваем «сейчас», отличается от человека, с которым мы говорили минуту назад. Чтобы жить сейчас, в этот момент, мы должны быть способны определить, что про- исходит в этот момент. Чтобы суметь это определить, мы дол- жны уметь моментально включить видение, чувствование или осознание, а не быть скованными воспоминаниями того, что мы видели некоторое время назад, в прошлом. Упражнения на
Осознание — это самый короткий путь к развитию такой спо- собности. Выясняя, что происходит, с помощью глаз и ушей, и чувствуя, что происходит в груди или животе, мы помогаем себе жить в данный момент и принимать ответственные реше- ния о том, чего мы хотим, как мы хотим себя вести и что мы хотим дать окружающим нас людям.
Жизнь в настоящий момент дает нам шанс управлять сво- ей судьбой, которая является чередой таких настоящих мо-
ментов. Планирование будущего или память об уроках прош- лого тоже важны, но когда они противоречат значимой для нас ситуации, переход в настоящий момент позволит нам ис- пользовать все наши силы, все наше видение, всю нашу мощь.
Нелегко, умерев, быть рожденным заново.
Фриц Перлз
ГЛАВА 11
ГЕШТАЛЬТ-ОБЩЕНИЕ
Упавший в воду каштан и рыбка, всплывшая за кормом, — их расходящиеся круги соединяются на воде.
Киджиро
Лозе необходима почва, чтобы родить виноград. Вкус ви- нограда меняется в зависимости от сорта лозы и от почвы, на которой она растет. Важно взаимодействие лозы и почвы, вкус ягод определяется тем, как их качества объединяются.
Взаимоотношения людей зависят от сущности их индиви- дуальностей; никогда нельзя предсказать, каков будет резуль- тат их комбинации. Наша сущность меняется также в зависи- мости от того, с кем мы находимся. Разные люди способству- ют проявлению в нас различных качеств. Химия этого процес- са не ясна, но знать, что она существует, полезно. Я нравлюсь себе при взаимодействии с одними людьми и недоволен собой в общении с другими. Я благотворен для одних знакомых, а для других — ядовит и вреден.
Некоторые причины, которые предопределяют аромат ви- нограда, известны: например, кислотность почвы и сорт ви- ноградной лозы, с которой собраны ягоды. Но известны дале- ко не все составляющие. Единственный способ узнать, как
125