ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 4
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ты волен делать что угодно.
Только перенеси последствия.
Шелдон Копп
Акт осознания — это не пассивное действие, скорее это аг- рессивное проникновение. Оно включает в себя выбор того, на чем нам следует сфокусироваться. Из мириад событий, проис- ходящих в нашем сознании, мы все время выбираем одно или два, чтобы обратить на них внимание. Это еще и способ неиз- менного фокусирования на осознании телесных ощущений.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ОСОЗНАНИЕ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Позволив вниманию свободно блуждать во всех зонах осознания, начните ряд предложений словами «сейчас я осознаю...» и закончите их словами «.. .и беру ответствен- ность за это на себя». Как обычно, старайтесь не оцени- вать сказанное и не пытайтесь угадать, что является це- лью этого упражнения. Просто следуйте нашему поже- ланию и осознавайте происходящее.
45
«То, на чем я фокусируюсь, — это мой собственный вы- бор, в котором я выбираю — почувствовать или избежать.
Вот сейчас я не чувствую (а на самом деле игнорирую) дрожь в ногах. Но я чувствую пустоту в животе».
Некоторые люди считают, что мы не отвечаем за то, кто мы есть, или за свой выбор, на чем остановить фокус своего со- знания. Это философская точка зрения, порождающая беспо- мощность и отчаяние. Как только мы признаем, что независи- мо от заложенного в нас родителями и независимо от влияния общества мы сами несем за себя ответственность, в тот же мо- мент у нас появится возможность для самоизменения и для собственного роста.
Рост подразумевает развитие самоосознания. Чтобы это стало возможным, мы должны сфокусировать свое сознание.
Нам нужно не просто осознавать, но осознавать и качество своего осознания. То есть мы должны стараться осознать сущ- ность процесса фокусировки сознания и своего над ним конт- роля. Мы должны также сделать выбор и действовать в соот- ветствии с ним.
К несчастью, иногда случается так, что мы открываем в себе нечто такое, что предпочли бы не осознавать. «Например, у меня могут быть качества, которые мне не нравятся. Если я исключу их из процесса осознания, то я ограничу целую об- ласть, которую мог бы осознать. Часто последствия этого про- стираются далеко за пределы границ осознания. Например от- казываясь понимать, что злость — это тоже часть меня само- го, я, возможно, в такой степени буду останавливать себя в проявлениях злости, что окончательно потеряю способность выражать себя. Подобным образом те части меня, что я счи- таю запретными, могут сначала игнорироваться и со време- нем исчезнуть». Дети, наученные бояться собственной сексу- альности, или взрослые, испытывающие отвращение к сексу- альным переживаниям и ощущениям, учатся подавлять эти чувства, что может навсегда нарушить гармонию их сексуаль- ной жизни. В обоих этих примерах потеря одной из граней личности приводит к снижению способности отвечать миру.
И наоборот, взятие на себя ответственность за то, кто мы есть, ведет к великой способности дать миру ответ.
46
Не все пути развития ведут к пониманию того, кто мы есть,
\в частности это касается тех путей, которые отрицают взаи- мосвязанность «всего со всем в этом мире».
Есть люди, уверенные в том, что человеческая сущность сама по себе плоха и что единственный путь просвещения — в подчинении, подавлении животного начала в себе. Несмот- ря на то, что определенные стороны бытия затрудняют дос- тижение гармонии в жизни человека, гораздо больше слож- ностей создается игнорированием собственной природы и избеганием тех особенностей поведения, которых мы боим- ся. Как Данте, мы должны спуститься до дна ада, прежде чем уйти, и возможно — после мы узнаем, что не так уж мы и ужасны.
Мы очень многообразны, больше чем можем себе предста- вить, а поведение, позволяющее нам «изжить животное нача- ло в себе», может слишком дорого нам стоить — мы потеряем больше, чем способны вообразить.
Есть слабое утешение в знании, что я никогда не буду прежним.
Джордж Роснер
УПРАЖНЕНИЕ 2. ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Представьте себя беседующим с кем-то, кто очень вам не нравится.
Постарайтесь точно определить, что в нем и в его по- ведении вас отталкивает.
Теперь как бы примерьте такое поведение на себя. По- пробуйте проиграть эту роль в воображении или с парт- нером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение? Возможно, вы поймете, как вы используете этого человека в качестве зеркала для ва- ших собственных, не признанных вами качеств.
«У меня был один коллега, которого я считал самодо- вольным, напыщенным и холодным человеком. Мы с ним постоянно пререкались, казалось, он никогда не слушает моих аргументов. Я считал его невыносимым.
47
После очередного разговора на повышенных тонах я проделал это упражнение. К своему удивлению, я обна- ружил, что мне очень легко удается играть его роль. На- конец я пришел к мысли, что во мне самом много само- довольства и высокомерия, — понятно, что признаться себе в этом было Нелегко. Зная, что я чувствую, будучи таким, я начал понимать, какова жизнь моего сотруд- ника. Впоследствии без каких бы то ни было усилий с моей стороны наши отношения изменились и стали для меня если не удовольствием, то по крайней мере вполне терпимыми».
Очень легко обнаружить отрицательное в других, значи- тельно труднее найти эти качества в себе. Раскрыть в себе «по- терянные собственные составляющие» или «скрытые фраг- менты личности» помогает осознание того, что именно мы не любим в других, и последующая проверка, не игнорируем ли мы похожие черты в себе.
Возможно также, хотя и менее вероятно, что мы похожим образом скрываем качества, которые на самом деле нравятся нам, но о которых мы как бы не научены думать. Исследуйте и эту возможность, делая следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ЕЩЕ ОДНО ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Представьте, что беседуете с восхитительным человеком.
Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведе- нии так нравится вам. А теперь поменяйтесь с ним мес- тами, сыграйте его роль в воображении или с партнером.
Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) пере- нять такое поведение; так вы, возможно, поймете, в ка- кой мере используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.
Избегание ответственности за то, кто вы есть, называется проекцией. Мы подробно обсудим это в главе об избегании.
У вас есть выбор — перейти к седьмой главе сразу или следо- вать предлагаемой нами логике изложения.
48
Многие из способов, которые мы используем для избега- ния ответственности, отражены в нашем языке.
Веря определенным словам, вы верите в скрытый в них смысл.
Если вы считаете что-то верным или неверным, истиной или ложью, вы верите в допущения, которые заключены в этих словах. Такие допущения, условности полны ловушек, но чаще всего они остаются незамеченными.
Фрэнк
Герберт
Осознание того, как мы пользуемся определенными словами и как меняются эти слова, придает нам силу и помогает управлять собой. В частности, это можно наблюдать на при- мере использования слов, связанных с проявлением беспо- мощности.
УПРАЖНЕНИЕ 4. БЕСПОМОЩНОСТЬ
Начните несколько предложений словами «Я не могу...»
Подумайте о том, что вы не способны сделать в данный момент своей жизни, включая действия физические
(игра в хоккей или на скрипке) и умственные (решение сложного уравнения, приведение в порядок финансовых дел). Если это дается вам с трудом, скажите: «Я делаю это тупое упражнение». Как обычно, мы советуем прямо про- говорить эти утверждения — наедине или с партнером.
Быстро определите, что вы чувствуете при произнесении этих фраз. Постарайтесь запомнить громкость вашего голоса, свою позу, телодвижения или их отсутствие.
А теперь повторите те же утверждения, заменив слова
«я не могу» словами «я не буду». Проделывая это, старай- тесь не оценивать содержание и смысл произносимого.
Просто говорите — осознавайте при этом, что вы чув- ствуете, в каком положении находится ваше тело, как зву- чит ваш голос. Почувствовав, что забыли какое-то пред- ложение, скажите «Я не буду помнить, что...» и прочув- ствуйте, что при этом происходит.
«В первый же раз, когда я сделал это упражнение, я начал понимать, что гораздо меньше ограничен в действиях,
4-2356
49
Человек, постоянно задающий вопросы, часто как бы на- ходится в состоянии фрустрации. Вопрошающий все время требует ответов, а потому внимания к себе — как ребенок.
Если внимательно слушать задающего вопрос, может выясниться, что ему на самом деле не нужна информация или сам вопрос не нужен, или что пациент в некой части себя ленив... Подлинные вопросы легко отличить от надуманных — последние рассчитаны на то, чтобы заставить или упросить другого так или иначе нечто сделать определенным образом. С другой стороны, вопросы типа: «Как дела?» и «Осознаешь ли ты, что...» выражают истинную поддержку.
Левицки и Перлз
УПРАЖНЕНИЕ 6.
ВОПРОСЫ
В своей повседневной жизни попробуйте превратить не- которые из вопросов в утверждения или просьбы.
Например:
Вопрос «Почему ты хочешь выпить еще стаканчик, до-
рогой?» станет утверждением-просьбой — «Дорогой, ос-
тановись, я думаю, тебе уже хватит».
Когда прямое высказывание утверждений и просьб войдет в привычку — уменьшится и наша терпимость к бесконечным вопросам со стороны других людей. Одним из последствий могут стать перемены в некоторых взаимоотношениях. Из-за того, что привычка замены прямых утверждений вопросами столь характерна для нашей речи, глупо ожидать, что с изме- нением вашего языка изменится и язык окружающих. Отка- заться от привычки задавать вопросы почти столь же трудно, как для курильщика отказаться от сигарет, сопутствующие огорчения тоже сравнимы.
Другим механизмом ухода от ответственности являются чрезмерные объяснения и самооправдания. Некоторые люди тратят всю жизнь на то, чтобы оправдываться, защищаться и объясняться. Поступки стоят больше слов, и пока мы не ста-
52
УПРАЖНЕНИЕ 8. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ
Заведите разговор с партнером или представьте себе бе- седу с кем-нибудь. Притворитесь, что вы разозлились. .
Затем, говоря вслух, выразите себя так, чтобы нейтра- лизовать превалирующую эмоцию. Некоторое время по- экспериментируйте с этим. Затем проведите экспери- мент с разными чувствами — со злостью, грустью, сек- суальным влечением и пр. таким же образом.
«В течение года я гасила свое негодование и чувство бе- шенства, которое вызывал мой муж тем, что внушал, как мне следует относиться к 10-летнему распущенному маль- чишке, усыновления которого он добивался, потому что
«мать бросила его». Пока Рой работал, я должна была си- деть дома, нам следовало играть роль добрых родителей этого монстра, который избивал наших детей и воровал их игрушки. Мне следовало безропотно проглатывать все это с улыбкой сквозь слезы. Я ненавижу этого ребенка и ненавижу своего бывшего мужа. Возможно, мы до сих пор жили бы вместе, если бы я не считала себя обязан- ной проглатывать то, что чувствовала тогда»'.
Еще один способ использования языка для ухода от ответ- ственности за сказанное — это использование слова «но». В содержащих это слово предложениях первая часть является часто попыткой уйти от ответственности за то, о чем гово- рится во второй.
УПРАЖНЕНИЕ 9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «НО»
Обращайте внимание на то, в каких случаях вы исполь- зуете «но» в разговоре. Попробуйте заменить его на сло- во «и».
Например, скажите после слов «Я люблю тебя, но я
ненавижу, что ты меня не замечаешь» фразу:
«Я люблю тебя и ненавижу, что ты меня не замеча-
ешь».
Эти чувства (любовь и ненависть) вполне совмести- мы, они совсем не обязательно исключают друг друга, и
54
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ты волен делать что угодно.
Только перенеси последствия.
Шелдон Копп
Акт осознания — это не пассивное действие, скорее это аг- рессивное проникновение. Оно включает в себя выбор того, на чем нам следует сфокусироваться. Из мириад событий, проис- ходящих в нашем сознании, мы все время выбираем одно или два, чтобы обратить на них внимание. Это еще и способ неиз- менного фокусирования на осознании телесных ощущений.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ОСОЗНАНИЕ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Позволив вниманию свободно блуждать во всех зонах осознания, начните ряд предложений словами «сейчас я осознаю...» и закончите их словами «.. .и беру ответствен- ность за это на себя». Как обычно, старайтесь не оцени- вать сказанное и не пытайтесь угадать, что является це- лью этого упражнения. Просто следуйте нашему поже- ланию и осознавайте происходящее.
45
«То, на чем я фокусируюсь, — это мой собственный вы- бор, в котором я выбираю — почувствовать или избежать.
Вот сейчас я не чувствую (а на самом деле игнорирую) дрожь в ногах. Но я чувствую пустоту в животе».
Некоторые люди считают, что мы не отвечаем за то, кто мы есть, или за свой выбор, на чем остановить фокус своего со- знания. Это философская точка зрения, порождающая беспо- мощность и отчаяние. Как только мы признаем, что независи- мо от заложенного в нас родителями и независимо от влияния общества мы сами несем за себя ответственность, в тот же мо- мент у нас появится возможность для самоизменения и для собственного роста.
Рост подразумевает развитие самоосознания. Чтобы это стало возможным, мы должны сфокусировать свое сознание.
Нам нужно не просто осознавать, но осознавать и качество своего осознания. То есть мы должны стараться осознать сущ- ность процесса фокусировки сознания и своего над ним конт- роля. Мы должны также сделать выбор и действовать в соот- ветствии с ним.
К несчастью, иногда случается так, что мы открываем в себе нечто такое, что предпочли бы не осознавать. «Например, у меня могут быть качества, которые мне не нравятся. Если я исключу их из процесса осознания, то я ограничу целую об- ласть, которую мог бы осознать. Часто последствия этого про- стираются далеко за пределы границ осознания. Например от- казываясь понимать, что злость — это тоже часть меня само- го, я, возможно, в такой степени буду останавливать себя в проявлениях злости, что окончательно потеряю способность выражать себя. Подобным образом те части меня, что я счи- таю запретными, могут сначала игнорироваться и со време- нем исчезнуть». Дети, наученные бояться собственной сексу- альности, или взрослые, испытывающие отвращение к сексу- альным переживаниям и ощущениям, учатся подавлять эти чувства, что может навсегда нарушить гармонию их сексуаль- ной жизни. В обоих этих примерах потеря одной из граней личности приводит к снижению способности отвечать миру.
И наоборот, взятие на себя ответственность за то, кто мы есть, ведет к великой способности дать миру ответ.
46
Не все пути развития ведут к пониманию того, кто мы есть,
\в частности это касается тех путей, которые отрицают взаи- мосвязанность «всего со всем в этом мире».
Есть люди, уверенные в том, что человеческая сущность сама по себе плоха и что единственный путь просвещения — в подчинении, подавлении животного начала в себе. Несмот- ря на то, что определенные стороны бытия затрудняют дос- тижение гармонии в жизни человека, гораздо больше слож- ностей создается игнорированием собственной природы и избеганием тех особенностей поведения, которых мы боим- ся. Как Данте, мы должны спуститься до дна ада, прежде чем уйти, и возможно — после мы узнаем, что не так уж мы и ужасны.
Мы очень многообразны, больше чем можем себе предста- вить, а поведение, позволяющее нам «изжить животное нача- ло в себе», может слишком дорого нам стоить — мы потеряем больше, чем способны вообразить.
Есть слабое утешение в знании, что я никогда не буду прежним.
Джордж Роснер
УПРАЖНЕНИЕ 2. ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Представьте себя беседующим с кем-то, кто очень вам не нравится.
Постарайтесь точно определить, что в нем и в его по- ведении вас отталкивает.
Теперь как бы примерьте такое поведение на себя. По- пробуйте проиграть эту роль в воображении или с парт- нером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение? Возможно, вы поймете, как вы используете этого человека в качестве зеркала для ва- ших собственных, не признанных вами качеств.
«У меня был один коллега, которого я считал самодо- вольным, напыщенным и холодным человеком. Мы с ним постоянно пререкались, казалось, он никогда не слушает моих аргументов. Я считал его невыносимым.
47
После очередного разговора на повышенных тонах я проделал это упражнение. К своему удивлению, я обна- ружил, что мне очень легко удается играть его роль. На- конец я пришел к мысли, что во мне самом много само- довольства и высокомерия, — понятно, что признаться себе в этом было Нелегко. Зная, что я чувствую, будучи таким, я начал понимать, какова жизнь моего сотруд- ника. Впоследствии без каких бы то ни было усилий с моей стороны наши отношения изменились и стали для меня если не удовольствием, то по крайней мере вполне терпимыми».
Очень легко обнаружить отрицательное в других, значи- тельно труднее найти эти качества в себе. Раскрыть в себе «по- терянные собственные составляющие» или «скрытые фраг- менты личности» помогает осознание того, что именно мы не любим в других, и последующая проверка, не игнорируем ли мы похожие черты в себе.
Возможно также, хотя и менее вероятно, что мы похожим образом скрываем качества, которые на самом деле нравятся нам, но о которых мы как бы не научены думать. Исследуйте и эту возможность, делая следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ЕЩЕ ОДНО ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Представьте, что беседуете с восхитительным человеком.
Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведе- нии так нравится вам. А теперь поменяйтесь с ним мес- тами, сыграйте его роль в воображении или с партнером.
Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) пере- нять такое поведение; так вы, возможно, поймете, в ка- кой мере используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.
Избегание ответственности за то, кто вы есть, называется проекцией. Мы подробно обсудим это в главе об избегании.
У вас есть выбор — перейти к седьмой главе сразу или следо- вать предлагаемой нами логике изложения.
48
Многие из способов, которые мы используем для избега- ния ответственности, отражены в нашем языке.
Веря определенным словам, вы верите в скрытый в них смысл.
Если вы считаете что-то верным или неверным, истиной или ложью, вы верите в допущения, которые заключены в этих словах. Такие допущения, условности полны ловушек, но чаще всего они остаются незамеченными.
Фрэнк
Герберт
Осознание того, как мы пользуемся определенными словами и как меняются эти слова, придает нам силу и помогает управлять собой. В частности, это можно наблюдать на при- мере использования слов, связанных с проявлением беспо- мощности.
УПРАЖНЕНИЕ 4. БЕСПОМОЩНОСТЬ
Начните несколько предложений словами «Я не могу...»
Подумайте о том, что вы не способны сделать в данный момент своей жизни, включая действия физические
(игра в хоккей или на скрипке) и умственные (решение сложного уравнения, приведение в порядок финансовых дел). Если это дается вам с трудом, скажите: «Я делаю это тупое упражнение». Как обычно, мы советуем прямо про- говорить эти утверждения — наедине или с партнером.
Быстро определите, что вы чувствуете при произнесении этих фраз. Постарайтесь запомнить громкость вашего голоса, свою позу, телодвижения или их отсутствие.
А теперь повторите те же утверждения, заменив слова
«я не могу» словами «я не буду». Проделывая это, старай- тесь не оценивать содержание и смысл произносимого.
Просто говорите — осознавайте при этом, что вы чув- ствуете, в каком положении находится ваше тело, как зву- чит ваш голос. Почувствовав, что забыли какое-то пред- ложение, скажите «Я не буду помнить, что...» и прочув- ствуйте, что при этом происходит.
«В первый же раз, когда я сделал это упражнение, я начал понимать, что гораздо меньше ограничен в действиях,
4-2356
49
чем я мог себе представить. Например, я сказал: «Я не могу играть на пианино», а когда заменил «не могу» на «я не буду», выяснил, что определенно могу играть, но все- гда предпочитал направлять усилия в другую сторону. По- лезно вспоминать этот урок в тех случаях, когда сравни- ваешь себя с кем-то более опытным и умелым».
Уходя от ответственности, мы чаще всего ведем себя так, будто не можем отвечать за себя. Алкоголик скорее скажет:
«Я не могу перестать пить», чем «Я не перестану пить». В смыс- ле поведения это скорее всего означает, что он мог бы бро- сить пить, остановив поднесение стакана ко рту. Но на ка- ком-то уровне, сознает он или нет, весь его организм делает выбор в пользу пьянства.
Вместо того, чтобы воспринимать человека в качестве на- бора условных рефлексов и объекта для прихотей судьбы, гештальт-философия видит его как существо, всегда имею- щее выбор. Удивительно, насколько легко такая перемена в восприятии и осознании себя приводит к заметным измене- ниям в поведении. Даже когда мы страдаем от боли, вызван- ной внешним источником, мы можем реагировать разными способами — принять эту боль, бороться с ней, жаловаться на нее или заниматься поисками избавления.
Конечно, поиск избавления от боли не есть единственный вариант, но если мы ищем — это наш собственный выбор, выражаемый действиями, сколько бы мы ни говорили о сво- ей беспомощности. В некотором смысле невозможно избе- жать принятия решения и ответственность все равно лежит на нас.
Излишние обобщения с использованием неопределенных местоимений (например, «это» или «что-то») вместо личных
«я» или «ты» — вот в чем чаще всего выражается использова- ние языка для того, чтобы отказаться от собственной ответ- ственности за сказанное и за то, к кому мы обращаемся.
УПРАЖНЕНИЕ 5. ОБОБЩЕНИЯ
Работая с партнером, опишите нечто ранее происходив- шее с вами с помощью слов «это», «кто-то», заменив ими
50
Уходя от ответственности, мы чаще всего ведем себя так, будто не можем отвечать за себя. Алкоголик скорее скажет:
«Я не могу перестать пить», чем «Я не перестану пить». В смыс- ле поведения это скорее всего означает, что он мог бы бро- сить пить, остановив поднесение стакана ко рту. Но на ка- ком-то уровне, сознает он или нет, весь его организм делает выбор в пользу пьянства.
Вместо того, чтобы воспринимать человека в качестве на- бора условных рефлексов и объекта для прихотей судьбы, гештальт-философия видит его как существо, всегда имею- щее выбор. Удивительно, насколько легко такая перемена в восприятии и осознании себя приводит к заметным измене- ниям в поведении. Даже когда мы страдаем от боли, вызван- ной внешним источником, мы можем реагировать разными способами — принять эту боль, бороться с ней, жаловаться на нее или заниматься поисками избавления.
Конечно, поиск избавления от боли не есть единственный вариант, но если мы ищем — это наш собственный выбор, выражаемый действиями, сколько бы мы ни говорили о сво- ей беспомощности. В некотором смысле невозможно избе- жать принятия решения и ответственность все равно лежит на нас.
Излишние обобщения с использованием неопределенных местоимений (например, «это» или «что-то») вместо личных
«я» или «ты» — вот в чем чаще всего выражается использова- ние языка для того, чтобы отказаться от собственной ответ- ственности за сказанное и за то, к кому мы обращаемся.
УПРАЖНЕНИЕ 5. ОБОБЩЕНИЯ
Работая с партнером, опишите нечто ранее происходив- шее с вами с помощью слов «это», «кто-то», заменив ими
50
слова «я» и «ты». А теперь расскажите историю заново,. вернувшись к личным местоимениям «я» и «ты».
Например:
«Бывает довольно неприятно, когда кто-то обнаружи-
вает, что документы не готовы к сроку» замените на
«Мне было довольно неприятно, когда ты обнаружил, что
я не подготовил документы к сроку!»
Вы заметили разницу в качестве своего общения с партне- ром, когда использовали «я» и «ты» вместо «это» и «кто-то»?
Когда мы решаемся принять ответственность за собственные чувства, мы заявляем о своей человечности и побуждаем дру- гих людей к ответу. Они могут не узнать нас или даже, вос- пользовавшись нашей человечностью, напасть на нас, претен- дуя на то, что сами безгрешны. Несомненно, бывают случаи, когда вы, говоря о ком-то другом, на самом деле описываете самого себя. Так или иначе, необходимо понимать, что у нас действительно есть выбор, как пользоваться словами.
Многие вопросы, особенно начинающиеся со слов «поче- му», маскируют утверждения или скрытые требования. Это удобная форма принятого в обществе сокрытия определен- ных чувств, которые легко было бы распознать, если выска- зать прямое утверждение. Например за вопросом: «Почему бы тебе не заняться сегодня обедом пораньше, дорогая?» мо- жет скрываться следующее: «Я очень голоден и хотел бы, что- бы ты подала обед». Но выбирая вопросительную форму, я пытаюсь избежать открытого конфликта, который, возмож- но, последует за прямым требованием.
Мы часто грешим, используя вопросы как способ посто- янно просить помощи. «Как мне открыть эту банку?» или
«Как ты сажаешь эту рассаду? » Более прямо то же самое мож- но выразить иначе: «Не откроешь ли ты эту банку? » или «Я хочу, чтобы ты посадила эту рассаду». Несомненно, некото- рые вопросы могут быть вызваны просто потребностью в ин- формации, но за бесконечными просьбами о том, чтобы нам рассказали, как сделать то или иное дело, прячется чувство беспомощности.
51
Например:
«Бывает довольно неприятно, когда кто-то обнаружи-
вает, что документы не готовы к сроку» замените на
«Мне было довольно неприятно, когда ты обнаружил, что
я не подготовил документы к сроку!»
Вы заметили разницу в качестве своего общения с партне- ром, когда использовали «я» и «ты» вместо «это» и «кто-то»?
Когда мы решаемся принять ответственность за собственные чувства, мы заявляем о своей человечности и побуждаем дру- гих людей к ответу. Они могут не узнать нас или даже, вос- пользовавшись нашей человечностью, напасть на нас, претен- дуя на то, что сами безгрешны. Несомненно, бывают случаи, когда вы, говоря о ком-то другом, на самом деле описываете самого себя. Так или иначе, необходимо понимать, что у нас действительно есть выбор, как пользоваться словами.
Многие вопросы, особенно начинающиеся со слов «поче- му», маскируют утверждения или скрытые требования. Это удобная форма принятого в обществе сокрытия определен- ных чувств, которые легко было бы распознать, если выска- зать прямое утверждение. Например за вопросом: «Почему бы тебе не заняться сегодня обедом пораньше, дорогая?» мо- жет скрываться следующее: «Я очень голоден и хотел бы, что- бы ты подала обед». Но выбирая вопросительную форму, я пытаюсь избежать открытого конфликта, который, возмож- но, последует за прямым требованием.
Мы часто грешим, используя вопросы как способ посто- янно просить помощи. «Как мне открыть эту банку?» или
«Как ты сажаешь эту рассаду? » Более прямо то же самое мож- но выразить иначе: «Не откроешь ли ты эту банку? » или «Я хочу, чтобы ты посадила эту рассаду». Несомненно, некото- рые вопросы могут быть вызваны просто потребностью в ин- формации, но за бесконечными просьбами о том, чтобы нам рассказали, как сделать то или иное дело, прячется чувство беспомощности.
51
Человек, постоянно задающий вопросы, часто как бы на- ходится в состоянии фрустрации. Вопрошающий все время требует ответов, а потому внимания к себе — как ребенок.
Если внимательно слушать задающего вопрос, может выясниться, что ему на самом деле не нужна информация или сам вопрос не нужен, или что пациент в некой части себя ленив... Подлинные вопросы легко отличить от надуманных — последние рассчитаны на то, чтобы заставить или упросить другого так или иначе нечто сделать определенным образом. С другой стороны, вопросы типа: «Как дела?» и «Осознаешь ли ты, что...» выражают истинную поддержку.
Левицки и Перлз
УПРАЖНЕНИЕ 6.
ВОПРОСЫ
В своей повседневной жизни попробуйте превратить не- которые из вопросов в утверждения или просьбы.
Например:
Вопрос «Почему ты хочешь выпить еще стаканчик, до-
рогой?» станет утверждением-просьбой — «Дорогой, ос-
тановись, я думаю, тебе уже хватит».
Когда прямое высказывание утверждений и просьб войдет в привычку — уменьшится и наша терпимость к бесконечным вопросам со стороны других людей. Одним из последствий могут стать перемены в некоторых взаимоотношениях. Из-за того, что привычка замены прямых утверждений вопросами столь характерна для нашей речи, глупо ожидать, что с изме- нением вашего языка изменится и язык окружающих. Отка- заться от привычки задавать вопросы почти столь же трудно, как для курильщика отказаться от сигарет, сопутствующие огорчения тоже сравнимы.
Другим механизмом ухода от ответственности являются чрезмерные объяснения и самооправдания. Некоторые люди тратят всю жизнь на то, чтобы оправдываться, защищаться и объясняться. Поступки стоят больше слов, и пока мы не ста-
52
нем ответственными за то, что делаем на самом деле, а не за то, что нам кажется, будто мы делаем, мы будем жить в вообража- емом мире, а не в том, что существует в действительности.
УПРАЖНЕНИЕ 7.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и БЕЗЗАЩИТНОСТЬ
Закройте глаза и представьте, что беседуете с кем-то из близких вам людей. Вообразите, что чем-то его обидели.
А теперь вслух очень подробно расскажите, почему вы сделали то, что сделали, и как вы не собирались его оби- жать.
Как вам все это, когда вы это слышите?
Знакомы вам такие оправдания?
Часто ли вы оправдываетесь или может вы живете ря- дом с тем, кто много оправдывается?
А теперь просто сознайтесь, что обидели своего парт- нера (или человека, которого представляли себе). Возьми- те на себя ответственность за то, что бываете таким вот резким и непредусмотрительным. Определите, что вы чувствуете по поводу того, что произошло: гордость, стыд и т.д. — что вы теперь чувствуете?
«С тех пор как занялся гештальтом, я все чаще замечаю, что реже стал оправдываться за свое поведение. Подозре- ваю, что моей семье не кажется, что я стал приятнее и , лучше (скорее, наоборот), но я ощущаю, что я стал более искренним сам с собой. Я веду себя Определенным обра- зом, мои действия говорят сами за себя: частые извине- ния раньше служили прикрытием моей претензии на то, что я не столь уж противен, как иногда бывает».
Еще один способ уйти от ответственности — это старатель- ная уравновешенность. Бывает, что люди чуть не лопаются от гнева, но говорят мягко, с улыбкой; чувствуя натиск своей сек- суальности, они ведут себя подчеркнуто по-отечески или по- матерински.
53
УПРАЖНЕНИЕ 7.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и БЕЗЗАЩИТНОСТЬ
Закройте глаза и представьте, что беседуете с кем-то из близких вам людей. Вообразите, что чем-то его обидели.
А теперь вслух очень подробно расскажите, почему вы сделали то, что сделали, и как вы не собирались его оби- жать.
Как вам все это, когда вы это слышите?
Знакомы вам такие оправдания?
Часто ли вы оправдываетесь или может вы живете ря- дом с тем, кто много оправдывается?
А теперь просто сознайтесь, что обидели своего парт- нера (или человека, которого представляли себе). Возьми- те на себя ответственность за то, что бываете таким вот резким и непредусмотрительным. Определите, что вы чувствуете по поводу того, что произошло: гордость, стыд и т.д. — что вы теперь чувствуете?
«С тех пор как занялся гештальтом, я все чаще замечаю, что реже стал оправдываться за свое поведение. Подозре- ваю, что моей семье не кажется, что я стал приятнее и , лучше (скорее, наоборот), но я ощущаю, что я стал более искренним сам с собой. Я веду себя Определенным обра- зом, мои действия говорят сами за себя: частые извине- ния раньше служили прикрытием моей претензии на то, что я не столь уж противен, как иногда бывает».
Еще один способ уйти от ответственности — это старатель- ная уравновешенность. Бывает, что люди чуть не лопаются от гнева, но говорят мягко, с улыбкой; чувствуя натиск своей сек- суальности, они ведут себя подчеркнуто по-отечески или по- матерински.
53
УПРАЖНЕНИЕ 8. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ
Заведите разговор с партнером или представьте себе бе- седу с кем-нибудь. Притворитесь, что вы разозлились. .
Затем, говоря вслух, выразите себя так, чтобы нейтра- лизовать превалирующую эмоцию. Некоторое время по- экспериментируйте с этим. Затем проведите экспери- мент с разными чувствами — со злостью, грустью, сек- суальным влечением и пр. таким же образом.
«В течение года я гасила свое негодование и чувство бе- шенства, которое вызывал мой муж тем, что внушал, как мне следует относиться к 10-летнему распущенному маль- чишке, усыновления которого он добивался, потому что
«мать бросила его». Пока Рой работал, я должна была си- деть дома, нам следовало играть роль добрых родителей этого монстра, который избивал наших детей и воровал их игрушки. Мне следовало безропотно проглатывать все это с улыбкой сквозь слезы. Я ненавижу этого ребенка и ненавижу своего бывшего мужа. Возможно, мы до сих пор жили бы вместе, если бы я не считала себя обязан- ной проглатывать то, что чувствовала тогда»'.
Еще один способ использования языка для ухода от ответ- ственности за сказанное — это использование слова «но». В содержащих это слово предложениях первая часть является часто попыткой уйти от ответственности за то, о чем гово- рится во второй.
УПРАЖНЕНИЕ 9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «НО»
Обращайте внимание на то, в каких случаях вы исполь- зуете «но» в разговоре. Попробуйте заменить его на сло- во «и».
Например, скажите после слов «Я люблю тебя, но я
ненавижу, что ты меня не замечаешь» фразу:
«Я люблю тебя и ненавижу, что ты меня не замеча-
ешь».
Эти чувства (любовь и ненависть) вполне совмести- мы, они совсем не обязательно исключают друг друга, и
54