Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 916
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(нужное подчеркнуть)
Профессиональный модуль
ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
(указать название ПМ)
Специальность
44.02.01 Дошкольное образование
(указать код, наименование специальности)
Студент __________ Шевелева Екатерина Михайловна
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
Группы 440119/30
Период прохождения практики: с ______________ по ______________
_____________________________________________________________________________
(наименование организации – базы практики)
Руководитель практики от организации
Воспитатель-Гайнуллина Ирина Александровна
_____________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
________________________ _________________________ _____________________
(оценка) (дата) (подпись)
М.П.
Руководитель практики от колледжа
Альвухина Татьяна Викторовна
(фамилия, имя, отчество)
2023 год
Индивидуальное задание
-
Познакомьтесь с руководителем практики от ДОО, обсудите план прохождения производственной практики ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей». Согласуйте и утвердите у руководителя практики Ваш индивидуальный план ее прохождения. -
Изучите программные требования образовательной программы ДОО к организации и руководству игровой деятельностью детей раннего возраста в режиме дня. -
Проанализируйте развивающую предметно-пространственную среду игровой деятельности, способствующую психофизической комфортности малышей в условиях групповой комнаты и соответствующую образовательным возможностям использования игр и игрушек в различных формах работы воспитателя с детьми раннего возраста. -
Разработайте игровое пособие для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста. Организуйте и проведите детскую игру с данным пособием. Подготовьте презентацию его использования в режиме дня и на играх-занятиях. -
Подготовьте и проведите игры с детьми младшего дошкольного возраста (возрастная группа по выбору) по календарному плану работы (в группе и на прогулке) конкретной группы в соответствии с рабочей программой воспитателей и образовательной программой ДОО. Проанализируйте особенности создания условий и руководства детскими играми в помещении и на свежем воздухе. -
Подготовьте для детей созданную игровую ситуацию в соответствии с календарным планом и событийным календарем. Проанализируйте педагогические возможности конкретной игровой ситуации для комплексного руководства игровой деятельностью и развитием игровых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста: Основания проектирования игровой ситуации. Подготовка воспитателя. Приемы развития игры и игровых умений детей. Моделирование цели и задач образовательной деятельности, событийного поля, эмоционально насыщенного игрового пространства.
-
Разработайте памятку воспитателям «Использование тематических игровых ситуаций для развития игровой деятельности детей 3-5 лет». -
Подготовьте и проведите с детьми старшего дошкольного возраста (по выбору возрастной группы) различные виды игр с одной темой по календарному плану работы конкретной группы в соответствии с рабочей программой воспитателей и образовательной программой ДОО. Проанализируйте особенности организации и руководства тематическими детскими играми - творческих и игр с заданными правилами, в специально организованных воспитателем игровых условиях и самостоятельной игровой детской деятельности. -
В соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности с детьми конкретной возрастной группы и событийным календарем учебного года разработайте тематическую карту детских игр на календарный день практики. Укажите тему, виды игр, пособия и атрибуты, игровые умения и действия детей; приемы руководства развитием детской игровой деятельности конкретной группы (тематика игр, возрастная группа детей 5-7 лет по выбору). -
Изучите проведение игр музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре и воспитателем с детьми одной возрастной группы (цель и задачи, место в режиме дня, особенности организации и руководства, интеграция образовательных областей, виды игр, игровая тематика) с целью анализа умений педагогов руководить и конструктивно участвовать в детских играх. Используйте таблицу «В чем проявляются неумения играть у ребенка и взрослого». -
Разработайте и согласуйте с воспитателями и специалистами, сопровождающими развитие детей в ДОО, тематическую подборку игротеки для организации досугов и развлечений дошкольников в помещении и на улице (название тематической подборки, цель и задачи игрового развития в соответствии с возрастом детей, различные игры с кратким описанием). -
Изучите раздел образовательной программы ДОО образовательной области социально-коммуникативного развития с анализом усложнения задач содержания формирования навыков самообслуживания и приобщения к труду детей возрастных групп конкретной дошкольной организации по критериям: культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, трудовые поручения, дежурства, виды детского труда. -
Проанализируйте условия для развития основных видов детского труда на основе описания фотозарисовок развивающей среды в помещениях и на участках конкретной ДОО. -
Разработайте совместный с родителями воспитанников возрастной группы (возрастная группа по выбору) образовательный проект по ознакомлению детей с трудом и профессиями близких взрослых, результатом которого будет презентация материалов дидактического пособия для воспитателя. -
Проведите анкетирование родителей малышей с целью изучения мнений о необходимости воспитания культурно-гигиенических навыков в семье. Подготовьте памятку или буклет для родителей о формировании элементарных навыков самостоятельности при подготовке ребенка к условиям посещения детского сада. -
Разработайте презентацию консультации для родителей с иллюстрациями примеров из жизни малышей в группе «Я сам!» о значении воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3-5 лет. -
Разработайте технологическую карту дежурств по столовой детей средней группы. -
Изучите и дайте характеристику организации и руководства повседневной практической самостоятельной трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста в соответствии с задачами образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы: самообслуживание, дежурства, трудовые поручения в природе, хозяйственно-бытовой и ручной труд. -
Разработайте сценарий интерактивной семейной гостиной на тему «Особенности организации трудовой деятельности ребенка 5-7 лет для формирования нравственно-волевых качеств личности будущего школьника»: тезисный план, подготовка воспитателя, раздаточный и демонстрационный материал, мультимедийное и музыкальное сопровождение, тематическая выставка. -
Разработайте картотеку игр и игровых упражнений, способствующей развитию у ребенка раннего возраста познавательного интереса и активности в продуктивной деятельности по рисованию, лепке, консруктивно-модельной деятельности. -
Проведите для родителей мастер-класс по использованию индивидуальных игр и игровых упражнений по развитию у ребенка раннего возраста познавательного интереса и активности в одном из видов продуктивной деятельности (по выбору). -
Изучите календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми младшей или средней группы по организации продуктивной деятельности в непосредственно организованной деятельности на специальных занятиях в соответствии с образовательной программой ДОО. Подготовьте и проведите занятие продуктивной деятельности по плану работы возрастной группы (возрастная группа и вид продуктивной деятельности по выбору). -
Составьте рекомендации родителям детей 3-5 лет по созданию и наполнению уголка творческой активности и продуктивной деятельности в семье. -
Изучение создания условий организации и проведения продуктивной деятельности детей старшей или подготовительной к школе групп в соответствии с рабочей программой возрастной группы: использование авторских программ, методик и технологий в реализации задач развития продуктивной детской деятельности, зонирование группового помещения для проведения непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной детской деятельности, организация выставок детских работ, хранение детских работ. -
Разработайте и проведите дидактическую игру «Фантазеры» с целью самостоятельного выбора ребенком способа выполнения и вида продуктивной деятельности. Подготовьте карточки для выполнения индивидуальных заданий коллажа способом сотворчества. -
Проанализируйте содержание музыкального воспитания в конкретном ДОО как средства гармоничного развития личности ребенка-дошкольника в условиях дошкольной организации. Приведите примеры интеграции задач музыкального воспитания в организованной образовательной деятельности с детьми возрастной группы (по выбору). -
Побеседуйте со специалистом методической службы и музыкальным руководителем об эффективном взаимодействии специалиста с воспитателями возрастных групп. Разработайте на этой основе памятку для воспитателя об эффективном взаимодействии педагогов по реализации содержания музыкального развития детей возрастной группы. -
Разработайте для родителей (их законных представителей) опросник, цель которого сориентировать окружающих ребенка близких людей на создание эмоционального благополучия и физического здоровья при использовании музыкальных средств. -
Разработайте стендовую консультацию для родителей (их законным представителям) «Роль музыки в семье для развития ребенка-дошкольника» или «Музыкальные игрушки в развитии ребенка» (возраст ребенка по выбору). -
Проведите сравнительный анализ использования воспитателем средств музыкальной выразительности в образовательной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста для эмоционального и личностного развития в ДОО. Используйте таблицу «Слушательские реакции детского эмоционального восприятия музыки». -
Подготовьте и проведите для детей возрастной группы (по выбору) музыкально-дидактическую игру одного из направлений: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. -
Разработайте рекомендации родителям (лицам, их заменяющим) по организации совместного с ребенком просмотра музыкальной сказки. -
Заполните Отчет и разработайте по итогам собственной педагогической деятельности во время прохождения практики ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» (*по выбору): *мультимедийную презентацию
Задание №1. Организация и руководство игровой деятельности детей раннего возраста в режиме дня ДОО
Требования рабочей программы к организации и руководству игровой деятельности детей раннего возраста
Игре отводится особое место, так как является интересным времяпрепровождением для детей и способом моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание всех образовательных областей.
Игра – основной вид деятельности детей, а так же форма организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
В рабочей программе ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка раннего возраста: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Требования программы к организации игровой деятельности детей раннего возраста заключается в создании необходимых условий гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, максимальное использование игры, ее интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
Кроме того, психолого-педагогический замысел игры должен быть согласован с возрастными и индивидуально-типическими особенностями и возможностями развития ребенка. Следует оценивать соответствие замысла игры ее содержанию. С позиций безопасности и целесообразности должны быть проанализированы обстановка и оборудование, необходимые для проведения игры, ее длительность, степень участия и активности в ней взрослого. Требуется продуманность способов введения детей в ситуацию игры и выхода из нее.
Перед руководством игрой стоит более широкая задача — обеспечить педагогическую направленность, соответствие результатов игры педагогическому замыслу, но для этого игра должна быть хорошо организована.
Традиционное руководство игрой фокусируется педагогами на дидактическом содержании детской игры, основная из которых – развитие творчества и воображения детей. Влияние взрослого на игру заключается в том ,чтобы дать детям максимальное содержание, использовать различные методики передачи способов игровой деятельности, делающих для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний.
Анализ предметно-пространственной среды игровой деятельности детей раннего возраста
Развивающая предметно-игровая среда предполагает предоставление детям динамических игрушек, игрушек – орудий (каталки, сачки, палки ),разнообразных дидактических игрушек, направленных на формирование сенсорных эталонов, а также в обязательном порядке обобщенных по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этим игрушкам, для отображения наблюдаемых бытовых сценок (фигурки людей и животных и соответствующие мебель, посуда, предметы быта).
Особое значение для развития игры детей этого возраста имеет введение в игру предметов-заместителей. Поэтому наличие в группах достаточного количества бросового, а впоследствии (к среднему дошкольному возрасту) и поделочного материала является обязательным условием организации предметно-игровой среды.
Развивающая предметно-игровая среда раннего возраста предполагает разнообразные по тематике образные игрушки, обязательно в арсенале ребенка остаются самые разные предметы – заместители, а также в обязательном порядке должны быть «атрибуты» для перевоплощения в разные роли (всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты, платки).
Таким образом, организация предметно-игровой среды группы предполагает не только учет возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. В младших группах какие-то игрушки можно временно убрать, какие-то вовремя предложить.
Разработка игрового пособия для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.
Для развития восприятия детей раннего возраста эффективными будут следующие игры:
-
«Собираем капельки». Цель: развитие умения объединять предметы по наличию у них одного общего признака (цвета), а также развитие восприятия цвета и мелкой моторики рук. Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета. Содержание игры: просим детей собрать кружочки-капельки в стакан аналогичного цвета. -
«Спрятались под зонтики». Цель: умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма), развитие восприятия формы и цвета. Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре. Содержание игры: создаем игровую ситуацию:
-
«В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?» -
Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики». -
«Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольники — под синий» [4].
Игровое упражнение «Что ты слышишь?». Цель: развитие слухового восприятия, формирование навыков различать неречевые бытовые звуки. Оборудование: любые предметы группы. Содержание упражнения: детям предлагается тихо посидеть на стульчиках и притвориться спящими, чтобы «не вспугнуть звук». Затем, положить голову на руки, закрыть глаза и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
Игра «Тихо – громко!». Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Содержание игры: педагог играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, приседают, «прячутся».
«Мешочек с секретами». Цель: развитие умения находить предметы по их основным признакам, а также словесно описывать их свойства. Содержание: колобок предлагает поиграть с ребятами в прятки. Он спрятал в чудесный мешочек много разных маленьких мешочков. Задача детей - найти мешочек с фасолью, камешками и т.д.
«Чей это звук?». Цель: развитие слухового восприятия, способности узнавать предметы по звукам. Оборудование: деревянная ложка, тарелка, чашка, стакан с водой, лист бумаги, пакет, молоточек (предметы можно заменять). Содержание игры: взрослый прячется от ребенка и с помощью предметов создает звуки: рвет лист бумаги, мешает ложкой жидкость, хрустит пакетом, стучит в дверь, переливает воду и т.д. Задача детей - догадаться, какому предмету принадлежит изданный звук.
Игра «Угадай по запаху». Цель: развитие обонятельного восприятия, а также закрепление навыков распознавания предметов по запаху. Оборудование: банан, пакетик земляничного чая, лук, соленый огурец, помидор и т.д. Содержание: среди детей выбирается водящий. Ему завязывают глаза и просят узнать и, соответственно, назвать предмет по запаху.
Игра «Определи на вкус». Цель: развитие вкусового восприятия, закрепление навыков определения предметов по вкусу. Материал: блюдечки с фруктами, ягодами или овощами. Можно приготовить: банан, лимон, капуста, огурец, малина, виноград. А также необходимы карточки с их изображением. Содержание игры: ребенку предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус один из предложенных съедобных предметов, затем открыть глаза и выбрать именно тот, который попробовал [10].