Файл: Склизнева О. В., Бельченко А. Г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Склизнева О. В., Бельченко А. Г.,

Гриднева А. В.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Управление безопасностью

жизнедеятельности в производственных условиях.
Курс лекций

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна


Кафедра инженерной химии и промышленной экологии
О. В. Склизнева, А. Г. Бельченко, А. В. Гриднева

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Управление безопасностью жизнедеятельности

в производственных условиях.
Курс лекций
Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

Санкт-Петербург

2022

УДК 504.064:331.45(076.5)

ББК 30н6:20.1я73

Г84

Рецензенты:

заместитель директора ООО «МегаМед» Н. С. Фростова;
профессор ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный
университет промышленных технологий и дизайна» В. А. Жуковский




Г84

Склизнева, О. В.

Безопасность жизнедеятельности. Управление безопасностью жизнедеятельности в производственных условиях. Курс лекций: учеб. пособие/ О. В. Склизнева, А. Г. Бельченко, А. В. Гриднева. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. – с.

ISBN 978-5-7937-1414-3



Рассмотрены организационно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности в производственных условиях. Приведены основные положения законодательства об охране труда со ссылками на нормативные документы, устанавливающие соответствующие требования по охране труда и правила их применения.

Предназначено для студентов всех направлений и специальностей всех форм обучения.

УДК 504.064:331.45(076.5)

ББК 30н6:20.1я73




ISBN 978-5-7937-1414-3

 ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022

 Склизнева О. В., 2022

 Бельченко А. Г., 2022

 Гриднева А. В., 2022


ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях трактуется нормативно-правовыми документами как охрана труда. Создание здоровых и безопасных условий труда на предприятиях, организациях, учреждениях обусловливает необходимость формирования компетенций в этой области у студентов. Выпускник вуза должен быть хорошо подготовлен к решению разнообразных задач охраны труда на производстве, владеть методами организации безопасных условий труда, знать законодательные и нормативные основы охраны труда в Российской Федерации. Такую подготовку должен обеспечить курс "Безопасность жизнедеятельности" при изучении тематических разделов по обеспечению безопасности производственной деятельности.


Приобретение выпускниками высших профессиональных учебных заведений компетенций в области безопасности профессиональной деятельности особенно актуальны в последнее время. Преобразование экономики страны, реорганизация структур управления различного уровня (в частности в области охраны труда), возникшие экономические проблемы обострили многие вопросы безопасности. Сокращение производственного травматизма, уровня профессиональных заболеваний, улучшение условий труда – важнейшие направления деятельности государства и участников экономической деятельности. В связи с этим компетенции в области безопасности работодателей, должностных лиц и работников приобретают еще большую значимость.

Настоящее учебное пособие содержит теоретические аспекты управления безопасностью жизнедеятельности в производственных условиях и направлено на формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих в будущей профессиональной деятельности проводить целенаправленную политику в области повышения безопасности и улучшения условий труда.


  1. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-эконо-мические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Все работники при выполнении своих трудовых функций, приходя на рабочее место, попадают под воздействие условий труда.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Факторы производственной (трудовой) среды условно делятся на две группы:

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

К наиболее распространенным вредным факторам относятся: микроклимат производственных помещений; вредные выделения в воздух рабочей зоны (пыль, вредные газы и пары жидкостей, которые выделяются в воздух рабочей зоны); производственное освещение; производственная вибрация; производственный шум; различного рода излучения (тепловые, электромагнитные, ионизационные, радиоактивные и т.п.); психофизиологические факторы (тяжесть труда, напряженность труда, эмоциональные нагрузки).



Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

К опасным производственным факторам относятся электрический ток и все опасные части оборудования (движущиеся, режущие, колющие, давящие, горячее и холодные поверхности и т.п.).

Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и особых температурных условий.

Средства коллективной защиты - технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.


Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.


  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕНННЫХ УСЛОВИЯХ (ОХРАНЫ ТРУДА)

Основные направления государственной политики в области охраны труда изложены в ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ, вступившей в силу с 1 марта 2022 года.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

  • государственное управление охраной труда;

  • государственная экспертиза условий труда;

  • предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;

  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

  • разработка мероприятий по улучшению условий труда;

  • координация деятельности в области охраны труда, окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

  • создание условий для формирования здорового образа жизни работников;

  • установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

  • установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

  • международное сотрудничество в области охраны труда;

  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

  • организация мониторинга состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

  • обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков;

  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.


Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.


  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА


В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.


  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА


Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статьи 213 ТК РФ Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.