ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Склизнева О. В., Бельченко А. Г.,
Гриднева А. В.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление безопасностью
жизнедеятельности в производственных условиях.
Курс лекций
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна
Кафедра инженерной химии и промышленной экологии
О. В. Склизнева, А. Г. Бельченко, А. В. Гриднева
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Управление безопасностью жизнедеятельности
в производственных условиях.
Курс лекций
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
Санкт-Петербург
2022
УДК 504.064:331.45(076.5)
ББК 30н6:20.1я73
Г84
Рецензенты:
заместитель директора ООО «МегаМед» Н. С. Фростова;
профессор ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный
университет промышленных технологий и дизайна» В. А. Жуковский
Г84 | Склизнева, О. В. Безопасность жизнедеятельности. Управление безопасностью жизнедеятельности в производственных условиях. Курс лекций: учеб. пособие/ О. В. Склизнева, А. Г. Бельченко, А. В. Гриднева. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. – с. ISBN 978-5-7937-1414-3 |
Рассмотрены организационно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности в производственных условиях. Приведены основные положения законодательства об охране труда со ссылками на нормативные документы, устанавливающие соответствующие требования по охране труда и правила их применения.
Предназначено для студентов всех направлений и специальностей всех форм обучения.
УДК 504.064:331.45(076.5)
ББК 30н6:20.1я73
ISBN 978-5-7937-1414-3 | ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022 Склизнева О. В., 2022 Бельченко А. Г., 2022 Гриднева А. В., 2022 |
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях трактуется нормативно-правовыми документами как охрана труда. Создание здоровых и безопасных условий труда на предприятиях, организациях, учреждениях обусловливает необходимость формирования компетенций в этой области у студентов. Выпускник вуза должен быть хорошо подготовлен к решению разнообразных задач охраны труда на производстве, владеть методами организации безопасных условий труда, знать законодательные и нормативные основы охраны труда в Российской Федерации. Такую подготовку должен обеспечить курс "Безопасность жизнедеятельности" при изучении тематических разделов по обеспечению безопасности производственной деятельности.
Приобретение выпускниками высших профессиональных учебных заведений компетенций в области безопасности профессиональной деятельности особенно актуальны в последнее время. Преобразование экономики страны, реорганизация структур управления различного уровня (в частности в области охраны труда), возникшие экономические проблемы обострили многие вопросы безопасности. Сокращение производственного травматизма, уровня профессиональных заболеваний, улучшение условий труда – важнейшие направления деятельности государства и участников экономической деятельности. В связи с этим компетенции в области безопасности работодателей, должностных лиц и работников приобретают еще большую значимость.
Настоящее учебное пособие содержит теоретические аспекты управления безопасностью жизнедеятельности в производственных условиях и направлено на формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих в будущей профессиональной деятельности проводить целенаправленную политику в области повышения безопасности и улучшения условий труда.
-
УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-эконо-мические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Все работники при выполнении своих трудовых функций, приходя на рабочее место, попадают под воздействие условий труда.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Факторы производственной (трудовой) среды условно делятся на две группы:
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
К наиболее распространенным вредным факторам относятся: микроклимат производственных помещений; вредные выделения в воздух рабочей зоны (пыль, вредные газы и пары жидкостей, которые выделяются в воздух рабочей зоны); производственное освещение; производственная вибрация; производственный шум; различного рода излучения (тепловые, электромагнитные, ионизационные, радиоактивные и т.п.); психофизиологические факторы (тяжесть труда, напряженность труда, эмоциональные нагрузки).
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
К опасным производственным факторам относятся электрический ток и все опасные части оборудования (движущиеся, режущие, колющие, давящие, горячее и холодные поверхности и т.п.).
Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и особых температурных условий.
Средства коллективной защиты - технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕНННЫХ УСЛОВИЯХ (ОХРАНЫ ТРУДА)
Основные направления государственной политики в области охраны труда изложены в ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ, вступившей в силу с 1 марта 2022 года.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
-
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; -
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда; -
государственное управление охраной труда; -
государственная экспертиза условий труда; -
предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; -
формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками; -
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; -
разработка мероприятий по улучшению условий труда; -
координация деятельности в области охраны труда, окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; -
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; -
создание условий для формирования здорового образа жизни работников; -
установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда; -
установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; -
международное сотрудничество в области охраны труда; -
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; -
организация мониторинга состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; -
обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков; -
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; -
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; -
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА
Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно статьи 213 ТК РФ Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.