Файл: Склизнева О. В., Бельченко А. Г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, в частности на объектах повышенной опасности, наряду с федеральной инспекцией труда осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
15. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТ-

ВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
На основании ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в области охраны труда, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленной федеральными законами.

Дисциплинарная ответственность за нарушение норм трудового права в соответствии сост.192 Трудового кодекса РФ может применяться к работникам со стороны работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение возложенных на них обязанностей и выражается в следующих видах взыскания:

  • замечание;

  • выговор;

  • увольнение по соответствующим основаниям.

Соответствующими основаниями, в частности, являются неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, а также нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Административная ответственность за нарушения требований охраны труда применяется к работодателям и должностным лицам на основании Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Применяют административную ответственность лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность выражается в следующих видах наказания:

  • административный штраф;

  • дисквалификация;

  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


В соответствии со ст. 5.27.1 КоАП, вступающей в силу с 01.01.2015 года, нарушение государственных нормативных требований охраны труда влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте или ее не проведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Совершение административных правонарушений, перечисленных выше, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичные административные правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или

административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за действия, которые грубо нарушают законодательство о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например, причинение вреда здоровью либо гибель людей.

В соответствии со ст. 143 УК РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека – наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на срок до трех лет или без такового.

Кроме того, Уголовным кодексом РФ могут применяться наказания за нарушения требований безопасности труда при выполнении определенных видов работ:

  • ст. 215 УК РФ «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»;

  • ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»;

  • ст. 217 УК РФ «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах»;

  • ст. 218 УК РФ «Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий»;

  • ст. 219 УК РФ «Нарушение правил пожарной безопасности»




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам их трудовой деятельности.

Интеграция России в мировое сообщество ставит перед страной задачи повышения безопасности и улучшения условий труда, приведение национального законодательства по охране труда и нормативно-правовой базы в соответствие с международными стандартами, соглашениями, обязательствами, в частности, в рамках Европейского союза и Международной организации труда. В рамках этого процесса все большая доля ответственности за безопасность труда и условия труда будет переходить от органов государственного управления на субъекты экономики. Подтверждением ориентации Российской Федерации на международную практику является принятие Федерального закона от 27.12.02 г. № 164-ФЗ «О техническом регулировании». Разрабатываемые в соответствии с этим законом технические регламенты, в том числе и по безопасности труда, будут устанавливать лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. То есть государство определяет лишь общие правила обеспечения безопасности, а конкретные вопросы безопасности и условий труда определяются работодателем и коллективными соглашениями (коллективными договорами) между работодателем и работниками.

В этой связи компетенции в области безопасности, формируемые в процессе обучения будущих работодателей и работников, имеют первостепенное значение.

Компетенции приобретаются в процессе образования. Поэтому дисциплины, направленные на изучение различных аспектов безопасности, должны быть важнейшими в образовательном процессе любого уровня.

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной проблемы обеспечения безопасности труда.

Для формирования у студентов компетенций в области обеспечения безопасности профессиональной деятельности в настоящем учебном пособии изложены основы законодательства Российской Федерации в области управления безопасностью труда и нормативно-правовые акты, в результате применения которых обеспечивается соблюдение государственных требований в области обеспечения безопасных условий труда.

Подробно рассмотрены обязанности работодателей по обеспечению безопасности труда; права и гарантии прав работников на охрану труда; мероприятия,
направленные на защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; основы профилактической работы по снижению производственного травматизма.

В связи с тем, что безопасность труда в большой степени зависит от обучения работников безопасным приемам и методам выполнения работы, большой раздел посвящен порядку обучения и инструктирования работников по охране труда.

На решение задач повышения безопасности и улучшения условий направлена специальная оценка условий труда, которая обязательна для всех субъектов экономики, начиная с 1 января 2014 года. Поэтому в учебном пособие серьезное внимание уделено рассмотрению методики проведения специальной оценки условий труда и декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Рассмотрен порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства по охране труда. Приведены виды ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.

Изложенный в учебном пособие теоретический материал должен способствовать повышению культуры безопасности, определяемой способностью личности адекватно оценивать опасности, принимать правильные решения по минимизации риска, самостоятельно повышать свою компетентность по безопасности жизнедеятельности.

Библиографический список


  1. Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. «Трудовой кодек Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 01.01.14 г.).

  2. Федеральный закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 «О специальной оценке условий труда».

  3. Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями на 01.01.2014 г.).

  4. Приказ Минтруда России № 96 от 12 февраля 2014 года «Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

  5. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ N 1/29 от 13.01.2003 г. «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

  6. ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

  7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н «Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

  8. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Э.А. Арустамов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35268.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  9. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Хван Т.А., Хван П.А.— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.— 445 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59339.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  10. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная безопасность) / С.В. Белов. – М.: Юрайт, 2012.

  11. Охрана труда [Электронный ресурс]: тесты и нормативно-правовая база/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Корпорация «Диполь», 2012.— 148 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4984.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  12. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда.