Файл: Сет бог пустынь, бог грозы, выступавший первоначально в облике стилизованного животного.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сет — бог пустынь, бог грозы, выступавший первоначально в облике стилизованного животного. В более поздние периоды Сета изображали в виде человека с головой животного. Греки отождествляли его с богом Тифоном. В мифе об Осирисе Сет осуждался как убийца и узурпатор. По другим представлениям, восходящим к глубокой древности, он играл роль могучего богавоителя, который помогал Ра и боролся с его врагом Апопом. В эпоху II, а затем XIX и XX династий Сета считали покровителем фараонов. Эти две взаимоисключающие традиции просуществовали до поздних периодов египетской истории, хотя в связи с распространением культа Осириса все более получали перевес представления о Сете как о боге, воплощающем в себе злое начало. Главным местом культа Сета был город Омбос, близ нынешнего местечка Баллас, где он почитался еще в додинастическую эпоху. Другими очагами культа Сета были город Гипсель (в XI верхнеегипетском номе) и город Су, расположенный в Фаюмской низменности (предполагаемое место рождения Сета). В Танисе, в восточной Дельте, Сета отождествили с богом гиксосов, завоевавших Египет во Второй переходный период, и это отождествление содействовало его дурной славе. Как бог-покровитель западной Ливийской пустыни, Сет имел святилища в оазисах Дахла и Харга. Оракул Сета в Дахла существовал еще в эпоху XXII династии. Согласно легенде, в землю Харга и Дахла впиталась кровь Сета, сражавшегося с Хором, хотя, по другой версии, самый ожесточенный бой между богами произошел у Оксиринха.

Хор — бог, изображаемый в виде сокола, солнечного диска с соколиными крыльями или человека с головой сокола. Один из самых сложных образов среди египетских богов. Согласно одной из древнейших концепций, Хор был богом неба, а солнце и луна — его глазами. Как локальный бог Бехдета в Дельте, он еще в додинастическую эпоху приобрел значение покровителя царской власти. Вероятно, какое-то время Хор был главным богом Нижнего Египта, а Сет — Верхнего. Мифологически это обосновывала легенда о земном царствовании Хора — после Атума, Шу, Геба и Осириса — как последнего представителя династии богов. Сет тогда еще не был отстранен от участия в правлении и был в известном смысле соправителем Хора. Антагонизм между этими богами многозначен. С одной стороны, он отражал противоречия, заложенные в природе: Хор представлял небо и свет, Сет — землю, бурю, мрак. С другой стороны, здесь нашли отражение политические столкновения между воюющими египетскими областями. В гелиопольской космогонии Хор был племянником Сета и сыном Исиды. По мере роста своей значимости Хор отождествлялся с самыми разными локальными богами. Несмотря на попытки дифференцировать ипостаси Хора введением культа Хароериса (Хора Старшего, или Великого Хора), упорядочить противоречивые толкования многочисленных образов этого бога так и не удалось; Хор продолжал почитаться не только под разными именами, но и в разных обличьях. Хароерис представлялся как бог, от которого произошли затем другие ипостаси Хора. Упоминание о нем встречается в текстах начиная с Первого переходного периода. Наиболее известны следующие воплощения Хора: Хор — сын Исиды (Харсиес), Хор — дитя (Харпократ), Хор — обитатель горизонта (Хорахте), Хор — объединитель Обеих Земель (Харсомт), Хор Бехдетский (Хор из города Бехдета, особенно почитавшийся в Эдфу), а также Хор из Хекена, считавшийся сыном Нефертума и богини Бастет, олицетворявшей одну из фаз суточного пути солнца. Можно было бы назвать еще более десятка ипостасей Хора, каждая из которых имела свои функции. К самым известным и хорошо сохранившимся святилищам Хора принадлежит построенный Птолемеями храм в Эдфу, где он почитался как Хор Бехдетский, изображавшийся в виде крылатого солнечного диска. Греки отождествляли Хора с Аполлоном, душой его считался Орион.


Вот, например, обращение из «Текстов пирамид»:

«О Великая Девятка богов, что обитают в Иуну: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида, которых породил Атум. Сердце его радуется [вам], кого он породил

в вашем имени «Девять богов»*. Так был сотворен мир и правящие им боги. «Папирус БремнерРинд» описывает дальше, как была заселена уже существовавшая земля, как возникли растения и родились животные. Но предоставим слово текстам: «После того, как я возник как бог единственный, [говори Ра], вот со мною три божества — Нут, Шу и Тефнут. Я воссуществовал на этой земле, и Шу и Тефнут возрадовались в Нуне (Небытии), в котором они пребывали. Привели они мне вместе с собой мое Око6

после того, как я собрал воедино свои члены. Я пролил на них свои слезы — и возникли люди, вышедшие из Ока моего. Разгневалось оно на меня, когда

вернулось и обнаружило, что я создал другое на его месте, заменив его [Оком] Великолепным7. Но я поместил его впереди [как хранителя моего, определив] место его над всей землей... Я возник из корней, я создал всех змей и все, что

воссуществовало вместе с ними...»**. Эта версия сотворения мира и людей не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар — бог Хнум, представлявшийся в облике барана, — который вылепил их из глины.


Описание одного из таких мятежей сохранилось в «Мифе о крылатом солнечном диске», высеченном на стене птолемеевского храма Хора в городе Эдфу.(https://religion.wikireading.ru/72001) В такой форме он был создан при Птолемее-Цезарионе, сыне знаменитой Клеопатры и Юлия Цезаря. Но, несомненно, существовали более ранние тексты, послужившие его основой. Во время похода Хор сообщает своему отцу Ра-Хорахте, что в его отсутствие в Египте возник заговор против него. Кто были заговорщики — поначалу неясно. Из дальнейшего же повествования можно заключить, что это были второстепенные боги и демоны, недовольные правлением Ра-Хорахте. Бог солнца приказывает своему сыну Хору тотчас начать борьбу

с мятежниками. Хор принимает облик крылатого солнечного диска и взмывает в небо, чтобы сверху увидеть врагов и напасть на них. Он обрушивается на них так стремительно, что многие гибнут, а остальные бегут в смертельном испуге. После победы Хор возвращается в ладью к отцу, где его нарекают именем Хор Бехдетский, по названию места сражения — Бехдета.



Приглашенный Хором Ра-Хорахте в сопровождении богини Астарты отправляется на поле боя посмотреть на убитых врагов. Удовлетворенный этим зрелищем, он повелевает Тоту и другим богам дать этой местности название Эджбо [Эдфу], от слова «наказывать».

Однако этой победой борьба не кончается. Оставшиеся в живых враги Ра-Хорахте спрятались в воде, превратились там в крокодилов и гиппопотамов и напали на его ладью. Но и в этом сражении их разбили Хор и его спутники, вооруженные острым гарпунами. После победы Хор снова принимает облик крылатого солнечного диска и располагается на носу ладьи Ра, взяв с собой двух богинь в виде змей: Нехбет и Уаджет. В этом облике он

преследует врагов и одерживает победу над ними в ряде сражений: в Фивах, Дендера, Хебену и Мерет В этот момент на арене событий рядом с Хором Бехдетским появляется Сет как предводитель врагов Ра-Хорахте в области Мерет. Хор Бехдетский вновь разбивает мятежников и дальнейшую участь их предоставляет решить Хору — сыну Осириса и Исиды,

который обезглавливает врагов, в том числе и Сета. Однако Сету удается превратиться в змея и исчезнуть под землей. Затем борьба переносится в Нижний Египет и на морское побережье. После окончательной победы в Нижнем Египте Хор вместе с Ра-Хорахте и его свитой отправляются в Нубию, чтобы подавить вспыхнувший там мятеж. Возможно, и в первый раз Ра-Хорахте прибыл в эту страну в связи с мятежом. После восстановления

порядка в Египте и Нубии Ра-Хорахте приказывает Тоту в награду Хору и в память о его заслугах в борьбе с врагами поместить крылатый солнечный диск во всех храмах Верхнего и Нижнего Египта как эмблему защиты от неприятелей. Здесь уместно вспомнить, что символ Хора в виде крылатого диска с двумя змеями-уреями принадлежит к постоянным декоративным символическим мотивам египетских храмов. Его помещали главным образом на притолоках порталов и на перекрытиях нефов колонных залов. Образный рассказ в мифе о происхождении этого символа принадлежит, без сомнения, к разряду производных легенд, имеющих целью наглядно истолковать сложные мотивы и символы.

Упоминавшийся уже мемфисский текст на «Стеле Шабаки» своеобразно толкует результат борьбы Хора и Сета за наследие Осириса. Их мирит друг с другом Геб:

«[Он приказал], дабы прибыла к нему Девятка богов. Он судил Хора и Сета. Он положил конец их спору. Сделал он Сета царем Верхнего Египта, на земле Юга вплоть до того


места, где он родился, то есть [до] Су35. Сделал Геб также Хора царем Нижнего Египта, в стране Севера вплоть до того места, где был утоплен его отец [Осирис], то есть [до] Рубежа Двух Земель. И стал Хор владеть одной областью, а Сет править другой. Они заключили мир для Обеих Земель в Аяне. Это был раздел Обеих Земель.

И сказал Геб Сету:

— Иди к месту, где ты родился, Сет, — в Верхний Египет.

И сказал Геб Хору:

— Отправься в то место, где утопили твоего отца, Хор, —

в. Нижний Египет.

И сказал Геб Хору и Сету:

— Я разделил вас — Верхний и Нижний Египет».

И тогда Гебу показалось несправедливым, что доля Хора равна доле Сета. Геб отдал Хору свое наследие, ибо он [Хор] был сыном его первородного сына, Осириса.

«И сказал Геб Девятке богов:

— Я назначил Хора первородным.

<...>Хор стал владыкой мира. Он тот, кто объединил эту страну, названный своим великим именем: Татенен, Тот, кто к Югу от своей Стены, Владыка Вечности. И возникли

на голове его Обе Короны Великие Чарами . Это Хор стал царем Верхнего и Нижнего Египта, объединил Обе Земли в Области Стены [то есть области Мемфиса] <...> И стало так, что тростник и папирус были водружены на двойных вратах Дома Пта. Это Хор и Сет — умиротворенные и объединенные. Они сплотились, дабы положить конец их борьбе в любом месте, где бы они ни находились, ибо едины они в Доме Пта — Весах Обеих Земель, на которых взвешены Верхний и Нижний Египет».

Этот мирный исход — исключение в египетской мифологии.
Легенда о борьбе Хора и Сета была не менее популярна, чем миф о смерти Осириса и его посмертном царствовании.

Самая полная версия событий записана в «Папирусе Честер-Битти» № 1, хранящемся в Британском музее. (Итак, перед нами другая, отличная от мемфисской версия передачи Хору Верхнего Египта, столицей которого в додинастическую эпоху был Иераконполь. )

Рассказ начинается с эпизода, когда борющиеся стороны вынесли свой спор на суд богов и боги рассматривают дело и обсуждают его. Прежде чем обратиться к содержанию мифа, необходимо объяснить, что значит многократно упоминаемое в тексте Око Хора. Речь здесь идет о глазе, который Сет вырвал у Хора в начале поединка между ними. Затем Хору удалось вернуть его назад. Хор принес его своему отцу Осирису и с помощью этого глаза возвратил Осириса к жизни.


Однако роль божественного Ока в древнеегипетской мифологии гораздо более сложна и многогранна и не всегда поддается дифференциации. Вероятно, его символика берет свое начало в древнейших верованиях, согласно которым Хор царствовал на небе, а солнце и луна были его глазами. Несмотря на то что эта концепция, казалось бы, противоречит гелиопольским представлениям, намеки на нее содержатся еще в «Текстах пирамид», где безраздельно господствует доктрина Гелиополя. Поскольку же эта доктрина не допускала, чтобы солнце было второстепенным божеством, всего лишь глазом более могущественного существа, Хора слили с Ра, и так возникло синкретическое божество — РаХорахте, то есть Ра-Хор, «[обитатель] горизонта» или «[пребывающий на] горизонте». Луну также нередко связывали с Хором, хотя важную роль в связи с ней играл и бог Тот. По одной легенде, Тот, воплощенный в образе луны, был назначен солнцебогом Ра пребывать на небе ночью в качестве его заместителя. Другая легенда толковала фазы луны как постоянно повторяющуюся борьбу Хора с Сетом. Такого рода разночтения типичны для египетской мифологии. Столь же противоречивы и версии мифа о вырванном Сетом глазе Хора, который называли Оком Уджат, то есть излеченным впоследствии здоровым глазом. В одних мифах глаз отнимает у Сета обратно сам Хор, в других — Сет возвращает его по своей воле, в третьих — его приносит Тот. Глаз этот играл очень важную роль в египетских религиозно-мифологических представлениях и ритуалах. Его изображение стало могущественным амулетом, защищавшим от всемозможных бед. Вырванный глаз Хора имел еще одну функцию: в математике им обозначали дроби. По одной из версий мифа, Сет разрезал глаз Хора на 64 части, Тот срастил их, но 1/64 часть не удалось найти. Изображение части разрезанного глаза служило в египетской математике обозначением дробей. Так, рисунок зрачка означал дробь 1/4 , брови — 1/8 и т.д.

Под влиянием солярной доктрины в эпоху Нового цар.ства возникла еще одна концепция, вобравшая в себя элементы более древних мифов. И по этой версии Хор борется с Сетом, но предметом борьбы является глаз бога Ра. И, что любопытно, в этом мифе употребляется традиционное название — Око Хора.

В «Папирусе Жюмильяк» записан ряд других эпизодов борьбы Хора с Сетом. Попутно с типичной для поздних мифов скрупулезностью дается генезис различных имен и названий и объясняется происхождение минералов и растений. Другой отрывок из этого же папируса рассказывает об участии Анубиса в борьбе Хора с Сетом. Анупу, или Анубис, играет в этой сказке незначительную роль, в то время как Бата, менее известный бог, является главным героем. Бата, как некоторые полагают, был первоначально богом пастухов, и в эпоху Древнего царства его почитали в облике мумии барана. Более же поздние источники изображают его быком. В «Папирусе Жюмильяк» он отождествлен с Сетом, что представляет собой позднюю трансформацию мифа. Со времени Нового царства культ Анубиса не только упрочился в XVII номе, где он потеснил соперничавший с ним культ Баты, но к тому же распространился и на соседний, XVIII верхнеегипетский ном, где до тех пор поклонялись Осирису и Хору. В этом округе находилась неоднократно упоминавшаяся в «Папирусе Жюмильяк» местность Дунауи. Анубиса включили в круг богов, связанных с Осирисом, в качестве его сподвижника. В борьбе с Сетом Анубису помогают его верные друзья — демоны Джесертеп и Имахуэманх