ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 475
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лачивать налог со своей земли.С момента уничтожения монархии Западного Чжоу единого государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу; в процессе которой более слабые государства поглощались более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.
Гос. Цинь. Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна — сановника Циньского государства. Смысл реформ: была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Но, остались глубокие социальные противоречия вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская.
Гос. Хань. Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан. Он осуществил реформы направленные на смягчение положения рабов и крестьян. Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения — основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.
Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии
и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.
Суть реформ: запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государства владеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.
Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они углубили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г, н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому и хозяйственному. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.
12. Социальная структура и соц. строй Д. К. Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI —V тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхе. С этого времени она развивается самостоятельно, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. Изолированность, обособленность определили особые черты исторического пути китайского общества.
Формирование китайской государственности. III —II тыс. до н.э., по среднему течению реки Хуанхе, начали формироваться в первые протогосударства. В начале II тыс. до н.э. центральное место среди этих объединений занял союз племен Инь. Несколько позднее союз слился с переселившимися на его земли племенами шанцев, в результате чего образовалось первое государственно-политическое образование Шан-Инь.
Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н.э.) «Зародыш» протогосударства: города представляли большие по размерам поселки без элементов властной деятельности. К концу своего существования Шан-Инь подразделялось на три условные зоны политической организации: первая — центральная вокруг столицы, подчинявшаяся непосредственно правителю всего образования и его администрации, вторая — промежуточная, включавшая примыкавшие к центру области, где
управляли местные титулованные правители, чаще всего родственники (даже женщины) главного; третья — периферийные племена со своими вождями. Одним из самых важных факторов, способствовавших такому объединению, была постоянная военная опасность для земледельческих племен со стороны северных кочевников. Образование Шан-Инь было по преимуществу военно-политическим союзом.
Верховный правитель — в а н — был одновременно и верховным жрецом. Должность его считалась наследственной. Ван располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, в котором выделялись высшие советники, затем исполнители поручений и, наконец, специалисты. На рубеже XII —XI вв. до н.э. на западе от образования Шан-Инь укрепился другой союз племен — Чжоу, первоначально находившийся в зависимости от Шан-Инь. Окрепнув, Чжоу подчинило себе шанцев, его правители основали новую династию ванов.
Государство Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) было уже более оформленной монархией. Права вана приобрели священное обоснование в виде якобы полученного им на власть «Мандата Неба». Более развитой была и центральная администрация. На управленческие должности назначались, как правило, выходцы из кругов старой знати. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правители которых получали от вана всю полноту власти над территорией и обязывались в верности перед центральными властями. Таких уделов было более 70.
Дробление на уделы заключало в себе неизбежность дальнейшего обособления. В IX —VIII вв. до н.э. единое государство рушится, удельные правители — их было уже до 160 — 200 — превращаются в самостоятельных, лишь номинально признавая власть вана. В период Восточного Чжоу (VIII—V вв. до н.э.) дробление продолжилось, в каждом из них закладываются основы самостоятельной государственности, основанной на многоступенчатой иерархии территорий и их правителей. Усиление централизации, на это повлияло идеология конфуцианства и связанного с ним легизма. Китайский мудрец Конфуций (VI в. до н.э.) учил, что государство — это семья, основанная на разумном управлении добродетельного правителя. В этом была главная посылка легизма (законничества). во многих царствах были проведены централизаторские реформы по укреплению власти ванов, единой администрации и по ослаблению влияния вельможной знати. В течение III в. до н.э. царство постепенно подчинило себе остальные семь царств. В итоге почти все цивилизованные области Китая объединились в единое государство —
империю Цинь (III—II вв. до н.э.), ставшую венцом древней истории Китая. Преемником ее станет империя Хань, история которой переходит в раннее Средневековье.
В империи Цинь власть вана трансформировалась в императорскую. Правитель выбрал для себя новый титул — хуанди. Власть императора стала практически неограниченной и обожествленной.
Во главе управления империей находились два министра — советники императора и одновременно управляющие центральными ведомствами. В Древнем Китае впервые на Востоке сформировалась система учреждений, которые существовали независимо от полномочий высших руководителей и представляли постоянный государственный аппарат с особым персональным составом, самостоятельными функциями, особым порядком службы в них.
Важнейшим было военное ведомство, которое руководило всеми территориальными войсками и военачальниками; ведомство подразделялось на специализированные департаменты со своими полномочиями. В числе других ведомств были финансовое, государственного хозяйства, обрядовое.
В короткий срок эта административная система настолько усилила вездесущее государственное регулирование и вмешательство во все стороны общественной жизни, что Цинская империя оказалась способной на грандиозные предприятия: для защиты от кочевых племен
Вопрос 13: Право Древнего Китая. Источники права. Легизм, конфуцианство
Основные черты права Древнего Китая Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Му-ва-ном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности. Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.
Период Чжаньго: Тут господствовали два течения: конфуцианство и легизм. Доктрина легизма: Из учениея конфуцианства выросла идеология легизма. Согласно этой доктрине, традиция древности — не безусловный идеал: «Чтобы достичь хорошего управления своего века, существует не один путь; для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». Правление должно быть требовательным к людям, должно направлять их к общей пользе и собственной выгоде, поэтому строгость наказания — один из безусловных приемов власти: «Люди по всей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок; потому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться». В управлении страной следует дорожить суждениями подданных. Самовластие правителя приводит только к быстрому ослаблению государства. Вместе с тем значение новых правителей в том, что они создали почитание должностей, которые единственно способны обеспечить управление государством и его стабильность. Строгость и неусыпный контроль — вот пути к благоденствию народа и государства, даже вопреки стремлениям самих людей: «В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград», ибо, для того чтобы сделать закон всесильным, нет насущнее задачи, чем искоренение преступлений.
Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представи
Гос. Цинь. Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна — сановника Циньского государства. Смысл реформ: была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Но, остались глубокие социальные противоречия вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская.
Гос. Хань. Основателем новой династии был сельский староста Лю Бан. Он осуществил реформы направленные на смягчение положения рабов и крестьян. Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения — основных причин, порождающих социальные противоречия. Положение народных масс спустя некоторое время вновь ухудшилось.
Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г. н. э. он провозгласил себя императором «новой» династии
и объявил о намерении проводить политику решительных реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.
Суть реформ: запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государства владеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.
Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они углубили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г, н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому и хозяйственному. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.
12. Социальная структура и соц. строй Д. К. Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI —V тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхе. С этого времени она развивается самостоятельно, почти не соприкасаясь с другими народами Среднего Востока. Изолированность, обособленность определили особые черты исторического пути китайского общества.
Формирование китайской государственности. III —II тыс. до н.э., по среднему течению реки Хуанхе, начали формироваться в первые протогосударства. В начале II тыс. до н.э. центральное место среди этих объединений занял союз племен Инь. Несколько позднее союз слился с переселившимися на его земли племенами шанцев, в результате чего образовалось первое государственно-политическое образование Шан-Инь.
Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н.э.) «Зародыш» протогосударства: города представляли большие по размерам поселки без элементов властной деятельности. К концу своего существования Шан-Инь подразделялось на три условные зоны политической организации: первая — центральная вокруг столицы, подчинявшаяся непосредственно правителю всего образования и его администрации, вторая — промежуточная, включавшая примыкавшие к центру области, где
управляли местные титулованные правители, чаще всего родственники (даже женщины) главного; третья — периферийные племена со своими вождями. Одним из самых важных факторов, способствовавших такому объединению, была постоянная военная опасность для земледельческих племен со стороны северных кочевников. Образование Шан-Инь было по преимуществу военно-политическим союзом.
Верховный правитель — в а н — был одновременно и верховным жрецом. Должность его считалась наследственной. Ван располагал разветвленным и иерархически организованным административным аппаратом, в котором выделялись высшие советники, затем исполнители поручений и, наконец, специалисты. На рубеже XII —XI вв. до н.э. на западе от образования Шан-Инь укрепился другой союз племен — Чжоу, первоначально находившийся в зависимости от Шан-Инь. Окрепнув, Чжоу подчинило себе шанцев, его правители основали новую династию ванов.
Государство Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) было уже более оформленной монархией. Права вана приобрели священное обоснование в виде якобы полученного им на власть «Мандата Неба». Более развитой была и центральная администрация. На управленческие должности назначались, как правило, выходцы из кругов старой знати. Власть на местах основывалась на системе наследственных уделов, правители которых получали от вана всю полноту власти над территорией и обязывались в верности перед центральными властями. Таких уделов было более 70.
Дробление на уделы заключало в себе неизбежность дальнейшего обособления. В IX —VIII вв. до н.э. единое государство рушится, удельные правители — их было уже до 160 — 200 — превращаются в самостоятельных, лишь номинально признавая власть вана. В период Восточного Чжоу (VIII—V вв. до н.э.) дробление продолжилось, в каждом из них закладываются основы самостоятельной государственности, основанной на многоступенчатой иерархии территорий и их правителей. Усиление централизации, на это повлияло идеология конфуцианства и связанного с ним легизма. Китайский мудрец Конфуций (VI в. до н.э.) учил, что государство — это семья, основанная на разумном управлении добродетельного правителя. В этом была главная посылка легизма (законничества). во многих царствах были проведены централизаторские реформы по укреплению власти ванов, единой администрации и по ослаблению влияния вельможной знати. В течение III в. до н.э. царство постепенно подчинило себе остальные семь царств. В итоге почти все цивилизованные области Китая объединились в единое государство —
империю Цинь (III—II вв. до н.э.), ставшую венцом древней истории Китая. Преемником ее станет империя Хань, история которой переходит в раннее Средневековье.
В империи Цинь власть вана трансформировалась в императорскую. Правитель выбрал для себя новый титул — хуанди. Власть императора стала практически неограниченной и обожествленной.
Во главе управления империей находились два министра — советники императора и одновременно управляющие центральными ведомствами. В Древнем Китае впервые на Востоке сформировалась система учреждений, которые существовали независимо от полномочий высших руководителей и представляли постоянный государственный аппарат с особым персональным составом, самостоятельными функциями, особым порядком службы в них.
Важнейшим было военное ведомство, которое руководило всеми территориальными войсками и военачальниками; ведомство подразделялось на специализированные департаменты со своими полномочиями. В числе других ведомств были финансовое, государственного хозяйства, обрядовое.
В короткий срок эта административная система настолько усилила вездесущее государственное регулирование и вмешательство во все стороны общественной жизни, что Цинская империя оказалась способной на грандиозные предприятия: для защиты от кочевых племен
Вопрос 13: Право Древнего Китая. Источники права. Легизм, конфуцианство
Основные черты права Древнего Китая Если верить преданиям, уже в X в. до н. э. чжоуским Му-ва-ном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности. Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.
Период Чжаньго: Тут господствовали два течения: конфуцианство и легизм. Доктрина легизма: Из учениея конфуцианства выросла идеология легизма. Согласно этой доктрине, традиция древности — не безусловный идеал: «Чтобы достичь хорошего управления своего века, существует не один путь; для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». Правление должно быть требовательным к людям, должно направлять их к общей пользе и собственной выгоде, поэтому строгость наказания — один из безусловных приемов власти: «Люди по всей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок; потому там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться». В управлении страной следует дорожить суждениями подданных. Самовластие правителя приводит только к быстрому ослаблению государства. Вместе с тем значение новых правителей в том, что они создали почитание должностей, которые единственно способны обеспечить управление государством и его стабильность. Строгость и неусыпный контроль — вот пути к благоденствию народа и государства, даже вопреки стремлениям самих людей: «В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград», ибо, для того чтобы сделать закон всесильным, нет насущнее задачи, чем искоренение преступлений.
Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Одним из ведущих представи