ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 524

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
М.Ю. ЗЕЛЕНКОВ
СОЦИАЛЬНАЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
(базовый курс)

МОСКВА–2011
ББК 88.53
УДК 316
З–48
Зеленков, М. Ю. Социальная конфликтология (базовый курс) /
М. Ю. Зеленков. – М. : Юридический институт МИИТа, 2011 – 272 с.
В учебном пособии автор стремился учесть те новые требования, которые предъявляются к изучению социальной конфликтологии в высших учебных заведениях Российской Федерации.
В пособии отражен опыт изучения теории и практики конфликта, накопленный как в зарубежной, так и отечественной школе, а также ранее подготовленных учебных пособий по данной проблематике.
При написании работы использован широкий круг оригинальной мировой литературы, а также практика многих государств и международных организаций по предупреждению и урегулированию социальных конфликтов.
Поскольку данная работа является учебным пособием, подготовленным в соответствии с авторской программой курса «Социальная конфликтология», читаемого в Юридическом институте, то в ней сохранены особенности подхода автора к разработке тем и вопросов. В то же время автор не ставил перед собой задачу систематизации и достаточного освещения всех вопросов, содержащихся в программе курса «Социальная конфликтология» и учитывал многообразие вышедших в свет в последнее время в России учебных пособий и учебников по данной проблеме.
Книга рассчитана на студентов высших учебных заведений, а также на всех интересующихся и изучающих проблему теории и практики конфликта в обществе.
Автор: Зеленков Михаил Юрьевич, доктор политических наук,
действительный член (академик) Академии военных наук, член-корреспондент
Академии педагогических и социальных наук, заведующий кафедрой «Общественные
науки Юридического института МИИТа.
Рецензент: В. Н. Ремарчук, доктор философских наук, профессор,
декан факультета гуманитарных наук МГТУ имени Н. В. Баумана.
Учебное пособие рекомендовано к изданию кафедрой
«Общественные науки» Юридического института (МИИТа).
Протокол № 9 от 1 сентября 2011 г.
2


Юридический институт МИИТа, 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Жизнь, которая не испытывает челов.,
не достойна называться жизнью»
(Сократ)
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие – будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли правильно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и как итог — конфликта. Это, так сказать, алгоритм развертывания конфликта на межличностном уровне, в малых социальных группах.
Источником же обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, назрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.
3


Чтобы найти правильное решение этих дилемм, весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
Задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого процесса пользу для себя. Бизнесмен получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, работник узнает о методах защиты как своих интересов, так и своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами. А «простому» человеку изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей
«простоты» и получить те сведения, без которых невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-полити-ческих ситуациях.
4

Глава 1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА
Дорога, на которой люди соперничают
друг с другом, узка. Отступить на
ней один шаг значит на шаг дать
себе больше простора.
(Вкус Корней Хун Цзычен)
Учебные вопросы:
1. История конфликтологии и эволюция отражения
конфликта в науке, религии и искусстве.
2. Характеристика конфликтологии как научной дисциплины.
1. История конфликтологии и эволюция отражения
конфликта в науке, религии и искусстве
В конфликтологическом сообществе считается, что в научно завершенном виде конфликтология оформилась лишь к середине XX в.. Но, как показывает многовековая история человечества, конфликты на многострадальной планете Земля существовали всегда, и общество постоянно пыталось найти ответ на проблему их предупреждения и урегулирования. В истории конфликтологии, как правило, выделяют пять периодов развития.
Первый период – появление первых научных источников о конфликтах (VI–VII в. до н.э. и примерно до середины XIX в.). В течение этого периода конфликтологические знания формировались и развивались как практические знания людей о видах конфликтов, принципах и правилах поведения в реальных конфликтных взаимодействиях. В этот же период начали накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт стал изучаться в рамках философии, права, психологии, однако не выделялся как самостоятельный предмет изучения.
Второй период — (середина XIX в. – начало 20-х гг. ХХ в.) – период зарождения, становления и развития конфликтологических теорий и частных отраслей конфликтологии. Это первая «волна» открытых научных публикаций по проблеме конфликта.
Третий период – (середина 20-х – начало 50-х гг. ХХ в.) изучение конфликта как самостоятельного явления в рамках других
5

наук (социальная философия, психология, педагогика, политология и социология). Интенсивность исследования конфликта начала постоянно увеличиваться, однако, к концу периода ситуация резко изменилась и характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с периодом Второй мировой войны и обстановкой в гуманитарной науке в это время в целом.
Четвёртый период – (середина 50-х – середина 80-х гг. ХХ в.)
– период расцвета конфликтологической науки, когда ежегодно публикуются научные работы по проблеме конфликта, защищаются первые диссертации, появляются первые междисциплинарные исследования и конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку.
Ее предметом становится объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории «конфликт».
Пятый период – (конец 80-х гг. – настоящее время). В этот период происходит постоянное увеличение ежегодного количества научных публикаций по проблемам конфликтологии, создаются конфликтологические центры, региональные и международные группы по исследованию и урегулированию конфликтов в социуме.
Первые попытки научного осмысления конфликтного проявления homo sapiens – человеком разумным можно найти в философских трудах, появившихся на свет еще в глубокой древности.
Древневосточные и Античные философы рассматривали конфликты как важнейший и необходимый атрибут общественной жизни.
Например, Конфуций еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и непохожесть людей.
Аристотель полагал, что человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
6

Однако уже в древности толкование конфликта в научной среде было неоднозначным. Анализ трактатов того времени, проведенный А. Анцуповым и А. Шипиловым, показывает, что среди философов, например, не было единства относительно функций конфликта в обществе. Так, древнегреческий философ Гераклит
(конец VI — начало V вв. до н.э.) считал, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен, и в силу этого — не может получить отрицательной или положительной оценки. В то же время только отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные) такие философы, как Платон (428 — 348 гг. до н.э.) и Геродот (490 — 425 гг. до н.э.). Правда, сам термин
«конфликт» при этом в ученой среде еще не употреблялся. Чаще философы употребляли термин «насилие», но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет лишь ее часть. Дальнейшее развитие теория насилия получила в трудах
Цицерона (106 — 43 гг. до н.э.), который в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».
С наступлением новой эры развития человеческой цивилизации конфликтологическая мысль была направлена на обоснование необходимости бесконфликтного взаимодействия религии и общества. Особенно это стало заметно в Средние в.. Так, в частности Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345 — 430 гг.) обосновал единство человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположной и неразделимой сферах. В работе «О граде божьем» он определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. Т.е. гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать. При этом стоит отметить, что сегодня многие конфликтологи считают, что его рассуждения о войне и мире звучат вполне современно: «... Тe, которые нарушают мир, не ненавидят
его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их
желаниям».
Когда в мире утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. По этому поводу
7


Эразм Роттердамский (1469–1536) замечал: «Наибольшим абсурдом
является то, что Христос присутствует в обоих лагерях, как будто
сам с собой ведет борьбу».
В эпоху Возрождения и Реформации очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Николло Макиавелли (1469–1527 гг.) в трактате
«Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека. А
Фрэнсис Бэкон (1561–1626) впервые представил анализ причин социальных конфликтов.
С наступлением эпохи Просвещения и Нового времени интерес к теории конфликта среди ученых возрос. Уже ни у кого не возникало сомнений в том, что это явление присуще всему обществу и носит социальный характер. Это доказала и работа Адама Смита
«Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г), в которой впервые конфликт был рассмотрен как социальное явление.
В ней была также высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции. В дальнейшем о противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые стали размышлять все больше и больше (Ж.-
Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, В. Соловьев, И. Бердяев и др.). В ходе научного обсуждения выявилось два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые ученые определили как пессимистический и оптимистический.
Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс (1588–1679) в своей книге
«Левиафан» (1651). «Человек, – полагал он, – по своей естественной
природе является существом эгоистическим, завистливым и
ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого
общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это
состояние стало для людей непереносимым, они заключили между
собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою
огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища
Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды».
Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т. Гоббс
8

не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.
Оптимистический подход представил обществу французский философ Жан-Жак Руссо (1712–1778), который в отличие отГоббса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья. «Источником конфликтов в современном обществе, по его
мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и пред-
рассудки людей и прежде всего их приверженность частной соб-
ственности. Важнейшим инструментом восстановления
естественных для людей отношений мира и согласия должно стать
создаваемое ими по взаимному договору демократическое
государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные,
воспитательные средства, которые в наибольшей степени
соответствуют сущности челов.».
В XIX – XX вв. дальнейшее развитие теории конфликта было направлено на обоснование его психологических и социологических основ, а также осуществлялся переход от теоретического описания конфликта к практической работе с ними. С точки зрения психологии большой вклад в исследование конфликтных ситуаций внес Зигмунд
Фрейд (1856–1939 гг.). Он пришел к выводу, что главным
источником психических расстройств и стрессов является
изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт
между сознательным и бессознательным, между смутными
влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и
правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.
В то же время Альфред Адлер в противовес З. Фрейду утверждал, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек – прежде всего социальное существо.
Карл Юнг, также отказавшись от фрейдистской теории сексуальности, придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида как на «поверхности» сознания, так и на подсознательном уровне, полагая, что поведение и поступки личности определяют психическая энергия человека, ее обращенность на внешнюю среду или внутрь самой личности.
Социологи, в лице Георга Зиммеля, разрабатывали теорию конфликта, исходя из его социальной значимости и позитивной ценности как стимулирующего средства и фактора. Г. Зиммель даже ввел в научный оборот термин «социология конфликта». В итоге в начале XX в. конфликт окончательно был признан нормальным
9
социальным явлением. При этом указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые порождают конфликты.
В середине ХХ в. результаты исследований психологического поведения людей в конфликтах и социологии конфликта постепенно все больше стали применяться в практике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству управления конфликтами. Были разработаны специальные программы и методики: психологического
тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации (Горовиц и Бордман), методика
постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности
(ПОИР), предназначенная для снижения конфликтности в международных отношениях (Ч. Освуд), переговорные методики
разрешения конфликта (Дж. Скотт, Д. Дэна, Г. Келман, Т. Крум и др.), Гарвардский метод принципиальных переговоров (Р. Фишер и У.
Юри), методика переговоров с участием посредников медиаторов
(В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин, Ф. Форсайт и др.) и др. Создание эффективных методов медиации проведения переговоров с помощью медиаторов привело в 1970–1980-х гг. к тому, что появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного процесса.
Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то необходимо отметить, что в конфликтологической литературе есть два мнения на этот счет. Так, по мнению Б. Хасан и П. Сергоманова, следует начинать период самостоятельности конфликтологии с работы Г.
Зиммеля «Конфликт современной культуры» (1918). В этой книге Г.
Зиммелем впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдельного научного знания. Г. Зимель писал: «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры. Скрытый смысл упомянутой эволюции заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу с продуктами собственной деятельности, отверделыми ее остатками,
10