ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 525
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
противящимися ее напору. Но так как ее внешнее бытие может осуществиться лишь в определенных формах, то весь этот процесс представляется нашему сознанию как процесс зримого вытеснения старых форм новыми. Непрерывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть осязаемый результат бесконечной плодовитости жизни, но одновременно и манифестация того противоречия, в каком неизменно находится вечное становление с объективной значимостью и самоутверждением форм. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти». Другая группа ученых за точку отсчета берет работы Р. Дарендорфа и Л. Козера (50–60-е гг. ХХ в.), в которых конфликт приобрел более определенное описание, а его существование в социальном пространстве встраивалось в более строгие рамки.
В 70–90-е гг. ХХ в. в западных исследованиях конфликта определились два основных направления: первое – распространено в
Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов; второе – распространено в США и связано с изучением мира и согласия.
1986 г. был объявлен ООН годом мира. В связи с этим в
Австралии был создан первый Международный центр разрешения конфликтов, ведущий практическую работу по улаживанию конфликтов и обучению этому искусству. Сегодня конфликтологические центры с аналогичными задачами работают во многих странах мира.
В 1990-х гг. в нашу страну также вошла практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-
Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993 г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов.
В то же время стоит отметить, что, по мнению А. Анцупова, научное изучение конфликтов в России началось только в 20-е гг. XX в. При этом, несмотря на то, что отечественные мыслители испытывали существенное влияние зарубежных течений, они смогли в своих трудах отразить своеобразие российского общества начала
XX в. П. Лавров и Н. Михайловский, представители так называемого
11
В 70–90-е гг. ХХ в. в западных исследованиях конфликта определились два основных направления: первое – распространено в
Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов; второе – распространено в США и связано с изучением мира и согласия.
1986 г. был объявлен ООН годом мира. В связи с этим в
Австралии был создан первый Международный центр разрешения конфликтов, ведущий практическую работу по улаживанию конфликтов и обучению этому искусству. Сегодня конфликтологические центры с аналогичными задачами работают во многих странах мира.
В 1990-х гг. в нашу страну также вошла практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-
Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993 г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов.
В то же время стоит отметить, что, по мнению А. Анцупова, научное изучение конфликтов в России началось только в 20-е гг. XX в. При этом, несмотря на то, что отечественные мыслители испытывали существенное влияние зарубежных течений, они смогли в своих трудах отразить своеобразие российского общества начала
XX в. П. Лавров и Н. Михайловский, представители так называемого
11
субъективного идеализма, главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавали личность, ее всестороннее развитие в кооперации с другими людьми. Отсюда ими выводилась необходимость предотвращать конфликты между личностью и обществом. Авторами утверждалось, что прогрессу способствует не борьба за существование, а взаимопомощь и солидарность людей.
Схожие теоретические положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – М.Бакунина, П.Кропоткина
П.Ткачева. Заметный вклад в область конфликтологического знания внес Питирим Сорокин, ставший выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. По его словам, «конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека».
В 20-е гг. ХХ в. отмечается появление первых отечественных работ, в которых проблема конфликта впервые выделялась как самостоятельная (К. Тахтарев, В. Бехтерев, А. Звоницкая, Л.
Карсавин). В 1924 г. была опубликована работа П. Гриффина и М.
Могилевского, посвященная трудовым конфликтам в организациях, носившая в большей степени психологический характер. Однако по политическим причинам в последующие гг. произошло реальное уничтожение отечественной конфликтологии и установление господства идеологии «бесконфликтности» социалистического общества. Как результат в период с 1924 по 1989 гг. конфликтологические исследования в СССР были серьезно зависимы от господствующей идеологии.
В
современной
России самостоятельные конфликтологические исследования стали проводиться только с конца 1990-х гг. Однако, несмотря на это, у нас в стране уже сегодня существуют десятки кафедр конфликтологии, ассоциации конфликтологов – общественные организации, издаются журналы –
«Социальный конфликт», «Конфликт и консенсус», «Российская конфликтология». Среди наших российских ученых-теоретиков и практиков конфликтологии можно отметить Ф. Бородкина, Н. Коряк,
Н. Гришину, А. Здравомыслова, В. Кудрявцева, А. Кармина, А.
Дмитриева, А. Зайцева, Э. Уткина, А. Анцупова, А. Шипилова, Е.
Степанова, А. Стребкова и др.
12
Схожие теоретические положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – М.Бакунина, П.Кропоткина
П.Ткачева. Заметный вклад в область конфликтологического знания внес Питирим Сорокин, ставший выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. По его словам, «конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека».
В 20-е гг. ХХ в. отмечается появление первых отечественных работ, в которых проблема конфликта впервые выделялась как самостоятельная (К. Тахтарев, В. Бехтерев, А. Звоницкая, Л.
Карсавин). В 1924 г. была опубликована работа П. Гриффина и М.
Могилевского, посвященная трудовым конфликтам в организациях, носившая в большей степени психологический характер. Однако по политическим причинам в последующие гг. произошло реальное уничтожение отечественной конфликтологии и установление господства идеологии «бесконфликтности» социалистического общества. Как результат в период с 1924 по 1989 гг. конфликтологические исследования в СССР были серьезно зависимы от господствующей идеологии.
В
современной
России самостоятельные конфликтологические исследования стали проводиться только с конца 1990-х гг. Однако, несмотря на это, у нас в стране уже сегодня существуют десятки кафедр конфликтологии, ассоциации конфликтологов – общественные организации, издаются журналы –
«Социальный конфликт», «Конфликт и консенсус», «Российская конфликтология». Среди наших российских ученых-теоретиков и практиков конфликтологии можно отметить Ф. Бородкина, Н. Коряк,
Н. Гришину, А. Здравомыслова, В. Кудрявцева, А. Кармина, А.
Дмитриева, А. Зайцева, Э. Уткина, А. Анцупова, А. Шипилова, Е.
Степанова, А. Стребкова и др.
12
Таким образом, подводя итог рассмотрению эволюции зарубежных и отечественных научных воззрений на конфликт, мы можем сказать, что отношение к миру и войне, согласию и насилию в истории человечества всегда было неоднозначным.
Противоречивость оценок насилия, считает А. Анцупов,
свойственна и для религиозных учений. Например, в христианстве
отношение к конфликтам противоречиво, а в некоторых аспектах вовсе неразрешимо. В частности, противоречивое отношение к насилию содержат книги Ветхого и Нового Заветов. С одной стороны, проповедуется ненасилие (подставь вторую щеку), с другой в книге «Исход» мы встречаем определение Бога как «мужа брани».
Воззвание же к богу приносит победу в сражениях. Согласно
результатам контент-анализа текста Библии, проведенного
Анцуповым, Калаевым и Шипиловым, из 12407 понятий и категорий
1909 отражают проблему насилия (15.39%). Наиболее часто
употребляемая в группе «насилие» категория — это категория
«наказание» и производные от нее (25.9%). Призывы убить, убивать
составляют 20.8% группы «насилие», ненависть и злоба — 13.3%.
Среди категорий группы «мир и согласие» наиболее часто
употребляется группа слов со значением «помощь, поддержка» —
26%.
По поводу конфликтов в христианской церкви католический теолог Фома Аквинский писал: «Что касается церкви, она
исполнена милосердия и стремится обратить заблуждающихся;
оттого она не тотчас осуждает, но после первого и второго
увещевания, как учит апостол. Если же еретик и после этого
продолжает упорствовать, церковь, не надеясь на его обращение,
заботится о спасении других, устраняет его из церкви посредством
отлучения, а затем, предает его светскому судье, чтобы он
устранил его из мира посредством смерти.... Если бы и все грешники
были истреблены подобным образом, это не было бы противно
ведениям Божьим...».
Анализ священных книг другой мировой религии — ислам
показывает, что в вопросе о сущности конфликтов она также противоречива. Суть исламской концепции мирового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха и изложена в Коране:«А если пожелал твой Господь,
то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают
13
разноголосить». В Священной Книге мусульман предписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан, стараться быть первым в добрых делах. Правоверным необходимо всегда помнить об учении Аллаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения к религии и вести борьбу за расширение геостратегического пространства ислама. Это связано с тем, что для мусульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар аль-ислам» — обитель ислама и «дар аль-харб» — обитель войны, мир неверных.
Буддизм и индуизм в этом смысле более последовательны и не приемлют насилие. В классическом буддизме нет даже такого понятия – «зло» (Сатана). Только в последнее время многочисленные межрелигиозные конфликты побудили приверженцев буддизма заговорить о насилии.
Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни
человека и общества, во все времена находил свое место и в
искусстве. Искусство — это «зеркало человеческой души» и, пусть не всегда прямое, но зеркало человеческой истории, также запечатлело в своем содержании конфликты и отношение к ним.
Курьезен, но показателен такой факт: в 1948–1952 гг. в советском
журнале «Театр» шла масштабная дискуссия о целесообразности
рассмотрения конфликта в художественном произведении.
Результат дискуссии — своеобразный лозунг — «Конфликту быть!»
Отразилась проблема конфликта и в народном творчестве
в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов. В словаре В.
Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок. При подсчете количества пословиц,
идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные
конфликтные ситуации и противоречия, А. Анцуповым и А.
Шипиловым в качестве ключевых слов были взяты следующие — мир,
согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше
700 соответствующих фразеологизмов. Среди них 21,2% имели
ключевое слово «согласие»; 5,2% — «мир»; 14,3% — «ссора»; 52,7%
— «драка»; 6,6% — «брань». Частое использование ключевого слова
«драка», считают ученые, свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия, которые считались наиболее эффективными: «Чем ругаться, лучше собраться и подраться»;
14
«Разорви тому живот, кто неправдою живет»; «Не все горлом, но и
руками» (т. е. дракой); «Не говоря худого слова, да в рожу»;
«Больше дерутся, так смирнее живут» и т.д. Общий анализ русских пословиц и поговорок позволил конфликтологам установить, что в целом в 40.5% пословиц и поговорок насилие одобряется, а в
43.2% одобряется согласие. Исходя из этого, можно сказать, что опыт народа приблизительно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в решении конфликта.
Таким образом, можно с полной уверенностью сделать вывод, что и наука, и религия и, искусство, и народный фольклор придавали проблеме конфликта очень важное значение. Однако, только начиная со второй половины ХХ в., когда на Западе появился целый ряд работ, посвященных анализу конфликтов, можно говорить о конфликтологии как о самостоятельной области знания.
2. Характеристика конфликтологии
как научной дисциплины
В трудах А. Кармина отмечено, что слово «конфликтология» пришло в русский язык из латыни. Это одно из международных слов, которые радуют переводчиков, — они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке, считает А. Вишневская, слово
конфликт стало употребляться с XIX в.. В классическом Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля его еще нет. А современный Толковый словарь русского языка С. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в ХХ в. оно имело очень широкую область применения: семейный конфликт, вооруженный конфликт на границе, конфликт с сослуживцами, конфликтная комиссия. В латинском языке (conflictus) означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово конфликт толкуется как столкновение, серьезное разногласие, спор.
Этимология слова «конфликтология» состоит из двух составляющих:
конфликт — «столкновение» и логос – «слово, знание, учение» и в комплексном переводе может означать — знание о конфликтах,
конфликтных ситуациях.
Конфликтология — комплексная научная дисциплина, изучающая природу, сущность, причины возникновения конфликтов,
15
закономерности их функционирования и развития, пути преодоления конфликтов.
Социальная конфликтология — изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система образования, государство, церковь, политические партии и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций.
Объектом конфликтологии являются социальные противоречия и социальные конфликты в самых разнообразных своих проявлениях во всех сферах жизнедеятельности общества.
Предметом конфликтологии является изучение природы, причин, механизмов действия конфликтов в обществе, а также разработка технологий их выявления, отслеживания и урегулирования или разрешения. Это могут быть: конфликты как стороны общественных противоречий; конфликтные ситуации, социальные напряженности,
социальные депривации; прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.; причины, условия, поводы конфликтов; стороны конфликтов
(чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты и т.п.); основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные и т.п.); основные типы предметных конфликтов в обществе (экономические, политические и т.п.); конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развитие…) и т.д.
Итак, мы подошли к определению самого основного понятия в данной науке: определению категорий «конфликт» и «социальный конфликт». Однако вначале отметим, что у современных конфликтологов нет единства в определении понятия «конфликт» и
«социальный конфликт». Кроме того, очень часто в литературе понятие «конфликт» и «социальный конфликт» употребляются как синонимы.
Один из родоначальников социальной конфликтологии Л.
Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.
16
Социальная конфликтология — изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система образования, государство, церковь, политические партии и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций.
Объектом конфликтологии являются социальные противоречия и социальные конфликты в самых разнообразных своих проявлениях во всех сферах жизнедеятельности общества.
Предметом конфликтологии является изучение природы, причин, механизмов действия конфликтов в обществе, а также разработка технологий их выявления, отслеживания и урегулирования или разрешения. Это могут быть: конфликты как стороны общественных противоречий; конфликтные ситуации, социальные напряженности,
социальные депривации; прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.; причины, условия, поводы конфликтов; стороны конфликтов
(чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты и т.п.); основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные и т.п.); основные типы предметных конфликтов в обществе (экономические, политические и т.п.); конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развитие…) и т.д.
Итак, мы подошли к определению самого основного понятия в данной науке: определению категорий «конфликт» и «социальный конфликт». Однако вначале отметим, что у современных конфликтологов нет единства в определении понятия «конфликт» и
«социальный конфликт». Кроме того, очень часто в литературе понятие «конфликт» и «социальный конфликт» употребляются как синонимы.
Один из родоначальников социальной конфликтологии Л.
Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.
16
А. Дмитриев под социальным конфликтомпонимает тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Ю. Запрудский считает, что социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.
Согласно А. Здравомыслову, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Вместе с тем все эти подходы, по мнению Б. Хасан, несмотря на их разнопредметные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте: во-первых, как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма; во-
вторых, как о явлении, имеющем однозначно линейный характер
(предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш).
Исходя из этого, в дальнейшем будем придерживаться следующих толкований категорий «конфликт» и «социальный конфликт».
Конфликт – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.
Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются осознанные несовместимые потребности, интересы и ценности.
Конфликтология как междисциплинарная наука самым тесным образом связана с другими науками, причем эта связь двусторонняя: с одной стороны, конфликтология черпает из этих
17
наук методологические и теоретические основы, с другой, конфликтология способствует выработке технологий разрешения конфликтов в системе этих наук. В их числе: философия — выступает как методология конфликтологии, в первую очередь, философские исследования противоречий и конфликта, законы и категории философии; политология — проблема власти, овладение которой — всегда, как правило, конфликт между партиями, движениями или личностями; право — основная проблема, возникающая на стыке этих дисциплин — противоречия, возникающие между законом и личностью вследствие неисполнения закона либо государством, либо личностью; социология — изучая проблемы социума и общества в целом, она самым тесным образом сталкивается с конфликтами, а ее методологическая база служит
фундаментом конфликтологических исследований. Всего конфликтология взаимодействует с 11-ю науками. При этом 70% этого взаимодействия приходится на политологию и социологию.
Первые попытки создать
социологическую теорию
совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ в.. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера
«Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления. Приблизительно в это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем:
глубина конфликта между господствующим и подчиненным
классом прямо пропорциональна неравномерности распределения в
системе дефицитных ресурсов;
вероятность сомнений подчиненных классов в
справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем
выше порог осознания ими собственных интересов;
открытый конфликт между господствующим и
подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание
последним незаконности распределения ресурсов;
поляризация противостоящих классов будет тем сильнее,
чем более развита структура политического руководства, которая,
в свою очередь, зависит от идеологической унификации членов
коллектива;
18
фундаментом конфликтологических исследований. Всего конфликтология взаимодействует с 11-ю науками. При этом 70% этого взаимодействия приходится на политологию и социологию.
Первые попытки создать
социологическую теорию
совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ в.. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера
«Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления. Приблизительно в это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем:
глубина конфликта между господствующим и подчиненным
классом прямо пропорциональна неравномерности распределения в
системе дефицитных ресурсов;
вероятность сомнений подчиненных классов в
справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем
выше порог осознания ими собственных интересов;
открытый конфликт между господствующим и
подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание
последним незаконности распределения ресурсов;
поляризация противостоящих классов будет тем сильнее,
чем более развита структура политического руководства, которая,
в свою очередь, зависит от идеологической унификации членов
коллектива;
18
степень
насильственности
конфликта
прямо
пропорциональна степени поляризации господствующих классов;
уровень насильственности конфликта определяет уровень
структурных изменений системы и степень перераспределения
недостающих ресурсов.
В первой половине ХХ в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. В 1908 г. работа немецкого социолога Г. Зиммеля «Социология» ознаменовала собой появление нового направления изучения конфликта —
функциональной теории конфликта. Исследуя функции конфликта,
Г. Зиммель предложил широко распространенную в настоящее время идею о его позитивном значении при наличии соответствующих условий. В конфликте, по мнению Г. Зиммеля, отражаются два важнейших типа социальных связей:
противостояние
и
объединение. Согласно теории Зиммеля, конфликты неизбежны. Их неизбежность заложена в самой природе человека. Один из основных источников возникновения и развития конфликтов изначально присущая людям агрессивность, априорный инстинкт борьбы, первичная потребность во враждебности. Формы проявления агрессивности ограничены общественными нормами.
В середине ХХ в. появились новые теории конфликта. Теория
структурного функционализма была сформулирована и обоснована Т
Парсонсом в работе «О структуре социального действия» (1937 г.).
Он рассматривал конфликт не как следствие, а как причину дестабилизации общества, как социальную аномалию. По Т.
Парсонсу конфликт дисфункционален, деструктивен и разрушителен.
Поэтому Парсонс даже не использует термин «конфликт», вместо него в его теории работает категория «напряженность». Теория
позитивно-функционального конфликта стала основой книги Л.
Козера «Функции социального конфликта» (1956 г.), в которой автор обосновал положительную роль конфликта. По мнению Л. Козера,
борьба между группами способствует разряжению напряжения,
выходу негативных эмоций, люди больше узнают друг друга,
конфликт выполняет тестирующую функцию. Однако для этого
конфликт должен быть управляем. В разработке своей теории Козер исходил, прежде всего, из идей Зиммеля и Маркса. Себя он считал социалистом и радикалом, а Маркса назвал классическим теоретиком конфликта. Исходным материалом для Козера послужил критический
19