ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 528
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
юридический конфликт проходит несколько стадий. Первую стадию составляет появление у сторон мотивов юридического характера.
Далее следует возникновение правовых отношений между сторонами.
Эти правовые отношения обретают развитие по ходу рассмотрения дела юридической инстанцией. Наконец, издание заключительного правового акта является завершающей стадией конфликта.
2. Урегулирование юридических конфликтов
Разрешение юридических конфликтов происходит в разных
формах: с помощью парламентских и иных конституционных
процедур; посредством рассмотрения уголовных, гражданских и
других дел в суде и арбитраже; путем принятия решений в
организациях, которые применяют право.
При всех различиях между этими организациями и осуществляемыми ими процедурами, разрешение юридических конфликтов, по мнению В. Халипова, имеет, по крайней мере, четыре
общих признака:
во-первых, конфликт рассматривается и разрешается
органом, уполномоченным на это государством;
во-вторых, орган, разрешающий конфликт, действует на
основе и во исполнение норм права;
в-третьих, конфликтующие стороны наделяются в период
рассмотрения спора определенными, предусмотренными
законодательством правами и обязанностями;
в-четвертых, решение, принятое по конфликту, обязательно
для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.
Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он
«формализуется», как формализована и сама процедура его рассмотрения и разрешения. Это, с точки зрения принятия эффективного решения, имеет важное значение (по А. Дмитриеву):
так как решение принимается на основе и во исполнение
права, оно не может быть субъективным, произвольным (во всяком случае, субъективизм сведен к минимуму);
возможные ошибки при принятии решения могут быть в
большинстве случаев исправлены последующей юридической
процедурой
(утверждение решения вышестоящим органом; обжалование решения; пересмотр его и т.д.);
266
Далее следует возникновение правовых отношений между сторонами.
Эти правовые отношения обретают развитие по ходу рассмотрения дела юридической инстанцией. Наконец, издание заключительного правового акта является завершающей стадией конфликта.
2. Урегулирование юридических конфликтов
Разрешение юридических конфликтов происходит в разных
формах: с помощью парламентских и иных конституционных
процедур; посредством рассмотрения уголовных, гражданских и
других дел в суде и арбитраже; путем принятия решений в
организациях, которые применяют право.
При всех различиях между этими организациями и осуществляемыми ими процедурами, разрешение юридических конфликтов, по мнению В. Халипова, имеет, по крайней мере, четыре
общих признака:
во-первых, конфликт рассматривается и разрешается
органом, уполномоченным на это государством;
во-вторых, орган, разрешающий конфликт, действует на
основе и во исполнение норм права;
в-третьих, конфликтующие стороны наделяются в период
рассмотрения спора определенными, предусмотренными
законодательством правами и обязанностями;
в-четвертых, решение, принятое по конфликту, обязательно
для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.
Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он
«формализуется», как формализована и сама процедура его рассмотрения и разрешения. Это, с точки зрения принятия эффективного решения, имеет важное значение (по А. Дмитриеву):
так как решение принимается на основе и во исполнение
права, оно не может быть субъективным, произвольным (во всяком случае, субъективизм сведен к минимуму);
возможные ошибки при принятии решения могут быть в
большинстве случаев исправлены последующей юридической
процедурой
(утверждение решения вышестоящим органом; обжалование решения; пересмотр его и т.д.);
266
юридические процедуры рассмотрения конфликтов
обеспечивают необходимую гласность и тем самым –
общественный контроль за рассмотрением дела, а, следовательно,
повышают авторитет принятых мер.
В конфликтологии средства разрешения юридического
конфликта делят на три основные группы:
конституционные процедуры
(применяются главным образом при возникновении юридических конфликтов в политической сфере);
судебное и арбитражное рассмотрение дел;
административные процедуры (практикуются в различных правоприменительных органах).
Рассмотрим их более подробно при разрешении различных типов конфликтов.
Конституционное правосудие. Юридический конфликт,
разрешаемый Конституционным Судом, весьма специфичен и
отличается от тех конфликтов, которые рассматривают обычные
и арбитражные суды: речь здесь идет, как правило, о конфликте
политических институтов, связанном с нарушением Конституции.
Порядок деятельности Конституционного Суда определен
Конституцией Российской Федерации.
Конституционное судопроизводство,
наряду с парламентскими процедурами, – одна из форм разрешения юридических разногласий между ветвями власти и устранения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной деятельности. Следовательно, Конституционный Суд в специфической форме контролирует соблюдение Конституции другими государственными органами. Согласно своему статусу
Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие: между
законодательными и исполнительными органами; между
государственными органами Федерации и ее субъектами; между
государственными органами и гражданами.
Общее основание для рассмотрения этих конфликтов заключается в том, что во всех случаях они связаны с действительным или предполагаемым нарушением норм и принципов
Конституции РФ. Существование Конституционного Суда играет важную предупредительную, сдерживающую роль уже при зарождении юридических конфликтов. Если же конфликт все же
267
произошел, Конституционный Суд разрешает его, опираясь на достаточно четкие юридические нормы, регламентирующие его статус.
Перечислим основные процедуры, применяемые
Конституционным Судом РФ при разрешении конфликтов, входящих в его компетенцию.
Во-первых, рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительства РФ положениям Конституции РФ.
Во-вторых, рассмотрение дел о соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов
РФ, а также договоров, заключенных ими между собой и с
Российской Федерацией, положениям Конституции РФ.
В-третьих, рассмотрение споров между органами государственной власти.
В-четвертых, рассмотрение международных договоров
Российской Федерации и нарушений конституционных прав и свобод граждан.
Процедура работы Конституционного Суда четко закреплена в юридических нормах, что обеспечивает упорядоченное рассмотрение конфликта и вынесение законного и обоснованного решения.
Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным
Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным.
Стало быть, юридический конфликт завершается (хотя, разумеется, его причины, мотивы и действующие силы могут вновь проявиться в новом конфликте).
Судебное рассмотрение дел. Эта форма имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотренными выше конституционными процедурами. К ним относятся:
рассмотрение конфликта независимым от других властей
органом, который по своему предназначению и положению должен
быть заинтересован в правомерном и справедливом исходе дела;
четко разработанная процедура установления и проверки
фактических обстоятельств и принятия решения;
нормативная основа всей деятельности суда, который
руководствуется законом и своим внутренним убеждением;
268
Перечислим основные процедуры, применяемые
Конституционным Судом РФ при разрешении конфликтов, входящих в его компетенцию.
Во-первых, рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительства РФ положениям Конституции РФ.
Во-вторых, рассмотрение дел о соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов
РФ, а также договоров, заключенных ими между собой и с
Российской Федерацией, положениям Конституции РФ.
В-третьих, рассмотрение споров между органами государственной власти.
В-четвертых, рассмотрение международных договоров
Российской Федерации и нарушений конституционных прав и свобод граждан.
Процедура работы Конституционного Суда четко закреплена в юридических нормах, что обеспечивает упорядоченное рассмотрение конфликта и вынесение законного и обоснованного решения.
Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным
Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным.
Стало быть, юридический конфликт завершается (хотя, разумеется, его причины, мотивы и действующие силы могут вновь проявиться в новом конфликте).
Судебное рассмотрение дел. Эта форма имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотренными выше конституционными процедурами. К ним относятся:
рассмотрение конфликта независимым от других властей
органом, который по своему предназначению и положению должен
быть заинтересован в правомерном и справедливом исходе дела;
четко разработанная процедура установления и проверки
фактических обстоятельств и принятия решения;
нормативная основа всей деятельности суда, который
руководствуется законом и своим внутренним убеждением;
268
обязательность принятых решений для исполнения как
сторонами конфликта, так и другими юридическими и физическими
лицами.
В нашей стране существует четыре вида судопроизводства
(не считая рассмотренного выше Конституционного Суда):
гражданское, уголовное, административное, а также
арбитражный процесс. Они различаются предметом судебного разбирательства, и в связи с этим процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.
Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, трудовых конфликтов, земельных отношений, семейных и наследственных дел.
Гражданский процесс создает достаточно благоприятные
возможности для мирного разрешения юридических конфликтов. В этом случае стороны наделены равными процессуальными правами:
они могут собирать и представлять доказательства по делу,
заявлять ходатайства и отводы, оспаривать доводы другой
стороны, обжаловать судебное решение и др. В ходе рассмотрения дела суд призван вынести законное и обоснованное решение на основе всех представленных сторонами и рассмотренных им материалов дела, и, тем самым, разрешить юридический конфликт в соответствии с законом.
Уголовное судопроизводство проводится по так называемому криминальному юридическому конфликту, который представляет собой преступление, совершенное одним или несколькими лицами. В одних случаях это конфликт между преступником и потерпевшим гражданином (например, при краже), в других – между преступником и государством (при даче или получении взятки), но во всех случаях – это расхождение с законом. В суде этот конфликт превращается, как правило, в конфликт участников процесса: обвиняемого и его
защитника, с одной стороны, и обвинителя (прокурора) с другой.
Достаточно редкие исключения, при которых процессуальный конфликт не принимает открытой формы, – это явка с повинной и чистосердечное раскаяние. Но и при этом криминальный юридический конфликт – преступление, которое нельзя сделать несуществующим. В уголовном судопроизводстве конфликт большей
частью заканчивается «силовым» решением – применением меры
государственного принуждения. Мирный исход здесь является
269
исключением: по делам так называемого частного обвинения (побои, оскорбления и клевета) до и в ходе судебного разбирательства
допускается примирение обвиняемого с потерпевшим. В других случаях совершенное преступление не может рассматриваться как частное дело потерпевшего, и расхождение преступника с законом подлежит, если можно так сказать, принудительному завершению.
Административное судопроизводство — это не деятельность администрации, а вид судопроизводства по рассмотрению административных дел в особом порядке, регламентированном нормами административно-процессуального права. Его назначение – реализация права граждан обжаловать в суде решения и действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Конфликт гражданина с названными органами или лицами рассматривается и разрешается судебной властью, которая независима от других властей, а это гарантирует законность и обоснованность решения. Существенно и другое положение ст. 46
Конституции РФ:
каждый вправе в соответствии с
международными договорами Российской Федерации обращаться в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если
исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства
правовой защиты. Эта норма Конституции способствует включению нашей страны в международную юридическую систему, вхождению в единое правовое пространство мирового сообщества.
Арбитражный процесс — это одна из возможностей, позволяющих быстро и эффективно разрешить юридический конфликт между участниками правоотношений. Основной правовой базой суда является законодательство РФ в области коммерческого права. Ведение арбитражного процесса осуществляется исходя из принципа равного отношения к сторонам-участникам. В
арбитражном процессе участвуют в основном юридические лица.
Конфликтующие стороны обращаются в арбитражный суд,
поскольку не могут преодолеть спорную ситуацию своими силами.
Эта ситуация имеет две разновидности: экономические споры
между предпринимателями; споры между предпринимателями и
органами государственной власти и управления. Существуют отличительные особенности процедуры рассмотрения дела арбитражным судом от гражданского процесса: во-первых, в
270
допускается примирение обвиняемого с потерпевшим. В других случаях совершенное преступление не может рассматриваться как частное дело потерпевшего, и расхождение преступника с законом подлежит, если можно так сказать, принудительному завершению.
Административное судопроизводство — это не деятельность администрации, а вид судопроизводства по рассмотрению административных дел в особом порядке, регламентированном нормами административно-процессуального права. Его назначение – реализация права граждан обжаловать в суде решения и действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Конфликт гражданина с названными органами или лицами рассматривается и разрешается судебной властью, которая независима от других властей, а это гарантирует законность и обоснованность решения. Существенно и другое положение ст. 46
Конституции РФ:
каждый вправе в соответствии с
международными договорами Российской Федерации обращаться в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если
исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства
правовой защиты. Эта норма Конституции способствует включению нашей страны в международную юридическую систему, вхождению в единое правовое пространство мирового сообщества.
Арбитражный процесс — это одна из возможностей, позволяющих быстро и эффективно разрешить юридический конфликт между участниками правоотношений. Основной правовой базой суда является законодательство РФ в области коммерческого права. Ведение арбитражного процесса осуществляется исходя из принципа равного отношения к сторонам-участникам. В
арбитражном процессе участвуют в основном юридические лица.
Конфликтующие стороны обращаются в арбитражный суд,
поскольку не могут преодолеть спорную ситуацию своими силами.
Эта ситуация имеет две разновидности: экономические споры
между предпринимателями; споры между предпринимателями и
органами государственной власти и управления. Существуют отличительные особенности процедуры рассмотрения дела арбитражным судом от гражданского процесса: во-первых, в
270
арбитраже часто применяется процедура досудебного
урегулирования конфликта; во-вторых, спорящие стороны могут
передавать из арбитража любой спор (кроме спора с
государственными органами) в третейский суд по их усмотрению; в- третьих, арбитражный суд обязан при рассмотрении дела помочь
сторонам найти компромиссное решение. Однако, как показывает практика, применительно к судам общей юрисдикции, слабым местом работы арбитражных судов является своевременность исполнения решений, особенно, когда речь идет о применении мер воздействия к недобросовестным ответчикам, а также ответчикам, признанным банкротами.
Урегулирование юридических конфликтов в сфере
разделения властей. Принцип разделения властей является одной из конституционных основ нашего государства. Его смысл состоит в
том, чтобы избежать единовластия, диктатуры одного лица или
группы лиц, построить систему «сдержек и противовесов» против
возможного возвышения одной из ветвей власти над другими и тем
самым гарантировать соблюдение демократических начал в
управлении обществом.
Каждая из ветвей власти: законодательная, исполнительная и судебная имеет свою компетенцию, самостоятельную систему органов и руководствуется соответствующим законодательством.
Однако в реальной жизни функции трех ветвей власти подчас перекрещиваются или вступают во взаимные противоречия.
Вследствие этого возникают споры о компетенции и юридические конфликты. Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной власти в судебную и законодательную сферы.
История учит, что разрешение юридических конфликтов в сфере разделения властей имеет свои особенности:
конфликты между ветвями власти должны всегда
разрешаться легитимными, конституционными средствами;
даже если конфликт между ветвями власти разрешился
неконституционным путем, все же его завершение приобретает
юридическую форму;
над тремя ветвями власти нет никакого более высокого
арбитра, чем сам суверенный народ;
271
затянувшийся конфликт между властями создает
политический и социальный кризис в обществе и болезненно
сказывается на различных сторонах жизни;
конфликты между ветвями власти надо не только
своевременно разрешать, но и вовремя предупреждать.
Что касается техники разрешения конфликтов между ветвями власти, то она включает систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств
(президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.), обмен
документами, работу согласительных комиссий и т.п.
Разрешение юридических конфликтов в парламентской
деятельности. Парламент призван вырабатывать и формулировать общую волю народа на основе анализа и учета различных социальных интересов и принятия единых, обязательных для всех решений в форме законов. Естественно, что при этом достаточно часто возникают разногласия и конфликты между политическими партиями, фракциями, группами, отдельными депутатами.
Разрешение таких конфликтов в самом парламенте требует разработки и использования ряда парламентских процедур.
Конфликтологи рекомендуют осуществлять разрешение юридического конфликта в парламенте тремя основными способами:
– навязывание воли одной или нескольких групп депутатов
другим участникам. Это происходит главным образом в итоге голосования, при котором принимается решение, одобряемое большинством;
– компромисс, для достижения которого используются различные процедуры;
– консенсус, большей частью, представляющий собой разновидность компромисса.
Перечислим те основные формы работы парламента, во время которых происходят юридические конфликты, а также способы разрешения парламентских конфликтов применительно к
Федеральному Собранию РФ.
Конфликты в законотворческом процессе. В соответствии с
Конституцией РФ конфликтная ситуация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта закона, принятого
Государственной Думой, разрешается следующим образом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления
272
разногласий, и в случае ее успешной работы проект закона повторно рассматривается Государственной Думой. Эта форма весьма эффективна и применяется во многих странах. Если комиссия создана не была или не пришла к согласованному решению, то Дума может
провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, когда за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Тем самым конфликт будет преодолен
«силовым» способом.
Регламент Государственной Думы подробно очерчивает согласительную процедуру при повторном рассмотрении законов, отклоненных Советом Федерации. В нем говорится об условиях и порядке создания и работы согласительной комиссии, процессе принятия решений комиссией и процедуре повторного голосования в
Думе. После этого голосования законопроект направляется уже не в
Совет Федерации, а Президенту РФ. Тем самым в парламенте конфликт уже не будет возобновлен. Порядок преодоления разногласий с Думой описан также и в Регламенте Совета Федерации.
Парламентские дебаты. Во время парламентской дискуссии в каждой из палат также нередко возникают конфликты между депутатами, подчас принимающие бурный характер. Это касается не только пленарных сессий, палат, но и заседаний комитетов, комиссий, депутатских фракций и групп. Основой рассмотрения и разрешения конфликтов во всех таких случаях являются регламенты
и иные нормативные акты палат, которые регулируют порядок
рассмотрения различных вопросов, проведения слушаний и дискуссий.
Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, имеющие прямое отношение к поведению сторон во время конфликта
(например, запрет на оскорбительные выражения, на призывы к незаконным действиям или на использование ложной информации).
Предусмотрены и санкции к нарушителям: лишение слова, лишение
права на выступления в течение дня, предупреждение, указание, а
также удаление из зала приглашенных на заседание лиц. В регламентах устанавливаются продолжительность выступления, порядок внесения предложений, очередность их обсуждения и т.д.
Конфликты при голосовании. Они нередко возникают как в силу обострения эмоций депутатов в этот ответственный момент, так и из-за ошибок и недоразумений, допускаемых при голосовании.
Этого можно избежать лишь при тщательной регламентации
273
провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, когда за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Тем самым конфликт будет преодолен
«силовым» способом.
Регламент Государственной Думы подробно очерчивает согласительную процедуру при повторном рассмотрении законов, отклоненных Советом Федерации. В нем говорится об условиях и порядке создания и работы согласительной комиссии, процессе принятия решений комиссией и процедуре повторного голосования в
Думе. После этого голосования законопроект направляется уже не в
Совет Федерации, а Президенту РФ. Тем самым в парламенте конфликт уже не будет возобновлен. Порядок преодоления разногласий с Думой описан также и в Регламенте Совета Федерации.
Парламентские дебаты. Во время парламентской дискуссии в каждой из палат также нередко возникают конфликты между депутатами, подчас принимающие бурный характер. Это касается не только пленарных сессий, палат, но и заседаний комитетов, комиссий, депутатских фракций и групп. Основой рассмотрения и разрешения конфликтов во всех таких случаях являются регламенты
и иные нормативные акты палат, которые регулируют порядок
рассмотрения различных вопросов, проведения слушаний и дискуссий.
Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, имеющие прямое отношение к поведению сторон во время конфликта
(например, запрет на оскорбительные выражения, на призывы к незаконным действиям или на использование ложной информации).
Предусмотрены и санкции к нарушителям: лишение слова, лишение
права на выступления в течение дня, предупреждение, указание, а
также удаление из зала приглашенных на заседание лиц. В регламентах устанавливаются продолжительность выступления, порядок внесения предложений, очередность их обсуждения и т.д.
Конфликты при голосовании. Они нередко возникают как в силу обострения эмоций депутатов в этот ответственный момент, так и из-за ошибок и недоразумений, допускаемых при голосовании.
Этого можно избежать лишь при тщательной регламентации
273
процедуры голосования, которая достигается как принятием необходимых нормативных документов (правил), так и долголетней практикой. Постепенно и то, и другое внедряется в работу обеих палат Федерального Собрания, и процедуры голосования становятся более или менее отработанными. В частности, большое значение имеет принятие закона в результате проведения трех так называемых чтений законопроекта, т.е. трехкратного его обсуждения и внесения соответствующих поправок на каждом из «чтений». Этот порядок позволяет постепенно свести на нет конфликтные ситуации, связанные с обсуждаемым законопроектом, а в конечном счете и
«отсечь» их посредством голосования.
Многое в процессе разрешения парламентских конфликтов зависит и от порядка голосования, принятого депутатами применительно к конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное). Влияя на атмосферу обсуждения, тот или иной порядок может либо притушить наметившийся конфликт, либо, напротив, обострить его.
Согласование правовых актов. Нормативные правовые акты — законы, указы Президента, постановления Правительства и др. — не всегда соответствуют друг другу и решают все вопросы одинаково. Это случается по разным причинам: расхождение
взглядов авторов предлагаемых законодательных актов, ошибки при
составлении их проектов, изменение ситуации, регулируемой данной
нормой права, лоббирование и др. Несогласованность актов, в свою очередь, порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются на разные правовые акты, и притом каждая из них оказывается формально правой. Разрешение юридических конфликтов такого рода в узком смысле требует в качестве необходимого условия согласования самих актов и приведения их к единому содержанию.
Согласование правовых актов возможно в различных формах, основными из которых являются: отмена одного или обоих
конкурирующих актов, признание акта недействительным, внесение
в него поправок или дополнений, издание нового акта. Эти действия могут быть совершены лишь соответствующими законодательными, исполнительными или судебными органами, издавшими акты, либо вышестоящими для них инстанциями. Поэтому разрешению
юридического конфликта, в основе которого лежат противоречия в
274
«отсечь» их посредством голосования.
Многое в процессе разрешения парламентских конфликтов зависит и от порядка голосования, принятого депутатами применительно к конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное). Влияя на атмосферу обсуждения, тот или иной порядок может либо притушить наметившийся конфликт, либо, напротив, обострить его.
Согласование правовых актов. Нормативные правовые акты — законы, указы Президента, постановления Правительства и др. — не всегда соответствуют друг другу и решают все вопросы одинаково. Это случается по разным причинам: расхождение
взглядов авторов предлагаемых законодательных актов, ошибки при
составлении их проектов, изменение ситуации, регулируемой данной
нормой права, лоббирование и др. Несогласованность актов, в свою очередь, порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются на разные правовые акты, и притом каждая из них оказывается формально правой. Разрешение юридических конфликтов такого рода в узком смысле требует в качестве необходимого условия согласования самих актов и приведения их к единому содержанию.
Согласование правовых актов возможно в различных формах, основными из которых являются: отмена одного или обоих
конкурирующих актов, признание акта недействительным, внесение
в него поправок или дополнений, издание нового акта. Эти действия могут быть совершены лишь соответствующими законодательными, исполнительными или судебными органами, издавшими акты, либо вышестоящими для них инстанциями. Поэтому разрешению
юридического конфликта, в основе которого лежат противоречия в
274