ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
анализ противоречий, социального неравенства, власти, содержащийся в трудах Зиммеля и Маркса.
Теория конфликта строится Козером на критике концепции структурно-функционального анализа Парсонса. Но Козер выступает не против стабильности и социального порядка, а против методологического подхода к обществу, игнорирующего противоречия, столкновения интересов, конфликтный характер властных отношений. Л. Козер отмечает: «Обществу присуще
фатально неизбежное социальное неравенство, вечная
психологическая неудовлетворенность членов общества и
проистекающая отсюда напряженность между индивидами и
группами, обусловленная их чувственно-эмоциональной, психической
расстроенностью, от случая к случаю разряжающаяся в их
взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт сводится к
напряженности между тем, чт.е., и тем, что должно быть в
соответствии с чувствами известных групп и индивидов.
Постоянным источником и причиной современных социальных
конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных,
но и политических, ресурсов власти, престижа, которые
существуют в любом обществе, поэтому пока существует
общество, будет напряженность, будут конфликты, особую роль
будет играть борьба людей за власть, престиж, уважение».
Появление работ Зиммеля, Парсонса, Козера окончательно доказали, что социальные конфликты в обществе могут выполнять двоякого рода функции: и негативные (деструктивные), и позитивные
(конструктивные). Согласно М. Дойчу — автору одного из самых авторитетных на Западе пособий по разрешению конфликтов, деструктивным конфликт является в том случае, «если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли».
Если же все участники удовлетворены — конфликт конструктивен.
К важнейшим негативнымфункциям конфликта относятся:
ухудшение социального климата, снижение производительности
труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими
сторонами друг друга; снижение процесса сотрудничества между
конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него; дух
конфронтации, затягивающий людей в борьбу, и заставляющий их
стремиться к победе во что бы то ни стало, чем к решению
20

реальных проблем и преодолению разногласий; материальные и
эмоциональные затраты на разрешение конфликта и др.
Главными позитивными функциями социального конфликта являются: конфликт не дает сложившейся системе отношений
застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию,
открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;
он играет коммуникативно-информационную и связующую роль,
поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга
(в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются
незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются
условия для оценки людей по их моральным качествам – стойкости,
мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров);
конфликт способствует структурированию социальных групп,
созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;
он снимает синдром покорности, стимулирует активность людей,
развитие личности, рост у индивидов чувства ответственности,
осознание ими своей значимости; развязывание конфликта снимает
подспудную напряженность и дает ей выход (как выхлопной клапан);
конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно
даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять
состояние дел), а также способствует созданию новых форм и
социальных институтов (т.е. функция нормотворчества).
В начале 60-х гг. XX в. американский социолог К. Боулдинг
предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте —
«общую теорию конфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта — статическую и динамическую. Статическая модель
подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними.
Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. Можно сказать, что эта теория находится на стыке социологии и психологии.
В конце 60-х гг. XX в. немецкий социолог и философ Р.
Дарендорф обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием
«Конфликтная модель
общества». Она зафиксирована в основном труде ученого — «Класс
и классовый конфликт в индустриальном обществе». «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования,
21

писал Р. Дарендорф, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники».
Если Л. Козер рассматривал разрешение конфликтов как фактор интеграции и стабильности социальных систем, то Дарендорф предложил
окончательно отказаться от позитивистской
методологии в форме структурно-функционального анализа. Он писал: «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческом обществе не существует постоянства, поскольку нет в нем ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами». Конфликт, считает Р.
Дарендорф, рождается вследствие сопротивления давлению и господству одной силы над другой. Таким образом, основная причина конфликта отношения господства и подчинения, отношения власти, неравенство разных социальных групп в социальной структуре общества. Поскольку социальное неравенство существует в любом обществе, то и конфликты – неизбежный спутник взаимодействия социальных групп.
Помимо приведенных нами теорий и концепций, существуют и другие. Если все имеющиеся в различных науках концепции социального конфликта обобщить и сгруппировать, то сегодня можно говорить о следующих концепциях: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт присущ человеку, как и всем животным
(Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У. Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт посредством теории напряженности (З.
Фрейд, К. Лоренц, К. Левин); теория насилия, утверждающая, что социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Мао
Цзедун); структурного функционализма, рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной действительности (Т. Парсонс,
Э. Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем, созидателен (Л. Козер, Р.
Дарендорф, К. Боулдинг).
Характеристика науки предусматривает также выделение ее
закономерностей и категорий. Категорииэто основные наиболее
общие, фундаментальные понятия науки, отражающие
22

существенные стороны ее предмета. Конфликтология оперирует теми категориями, которые объективно отражают реальные конфликты и все, что происходит в процессе их развертывания. В качестве таких базовых категорий принимаются: конфликт;
социальное противоречие; социальная напряженность;
противоположные общественные интересы, цели, ценности;
субъекты конфликта; объект (предмет) конфликта; структура и
динамика конфликта, последняя, в свою очередь, включает:
возникновение, развитие, регулирование, управление конфликтом и др. Теория и практика показывают, что поскольку эта наука занимается исследованием конфликтов, причин их возникновения, динамики протекания и путей урегулирования, то именно эти проблемы должны отражаться и в ее закономерностях.
Следовательно, можно с большой степенью уверенности утверждать, что систему законов (закономерностей) конфликтологии составляют закономерности возникновения, динамики и урегулирования конфликтов в различных сферах общества.
В заключение остановимся на функциях конфликтологии, которые вытекают из ее теоретико-прикладного характера. Следует отметить следующие функции конфликтологии:
теоретико-познавательная — разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии, вклад в развитие социальных наук;
аналитическая — исследование в рамках теории среднего уровня обогащает социальные исследования и политологические знания о механизмах общественных процессов;
конструктивная — поиск наиболее приемлемых приемов урегулирования и разрешения конфликтов;
прогностическо-управленческая — изучение конфликтов на эмпирическом уровне в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и методы управления ими.
Таким образом, существенной особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин.
23


24


Глава 2. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ КОНФЛИКТА
Никто не побежден до тех пор,
пока не признает себя побежденным.
(Элен Келлер)
Учебные вопросы:
1. Структура и функции конфликта.
2. Причины возникновения конфликтов.
3. Динамические показатели конфликта.
4. Фазы динамики конфликта.
1. Структура и функции конфликта
Сравнительное исследование различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учеными, позволяет сделать вывод, что к основным структурным элементам социального конфликта, как правило, относят: субъектов конфликта, взаимоотношения между ними
(или социальное поле конфликта), предмет(или спорный вопрос, проблему), по поводу которого он складывается, состояние
окружающей среды, в которой конфликт возникает и развивается.
Рассмотрим характеристики каждого из этих элементов.
В любом конфликте есть как минимум две конфликтующие стороны, к которым относятся как отдельные индивиды, так и группы. Стороны конфликта, как правило, различают по следующим
объективным характеристикам.
Во-первых, по ролям, которые они играют в конфликте. Роль
— некая идеальная модель совокупности прав и обязанностей. По включенности в конфликт роль может быть прямой и активной
(субъект конфликта) или косвенной и вспомогательной (косвенный – второстепенный участник конфликта).
Субъект конфликтаэто активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на динамику развития конфликта в зависимости от своих интересов. Субъекты составляют основные структурные элементы любого конфликта, поскольку выступая его противоборствующими сторонами, они своими действиями порождают сам конфликт, придают ему те или иные
25
содержание и остроту, определяют его течение и изменение.
Качественная идентификация субъектов конфликта помогает определить его предмет, спрогнозировать динамику и возможные варианты разрешения. Согласно
К.Боулдингу,
субъектами
конфликта могут выступать либо отдельные индивиды, либо
состоящие из них общности, группы. Исходя из этого, по
участвующим в конфликте субъектам можно выделить: конфликты между отдельными личностями – межличностные; конфликты между отдельной личностью и группой — личностно-групповые;
конфликты между группами – межгрупповые.
Особым видом конфликта считают внутриличностный
конфликт, в котором индивид как бы «раздваивается» на противостоящих в нем двух субъектов, испытывая внутреннюю борьбу с самим собой за то, какое принять решение.
Косвенный (второстепенный) участник конфликта– это пассивная сторона, оказывающая субъекту конфликта определенную помощь. Косвенные участники конфликта также характеризуются ролевым поведением, т.е. они могут (по А. Дмитриеву): провоцировать конфликт для достижения собственных интересов (это подстрекатель, провокатор); содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судья); поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки); планировать конфликт и руководить его протеканием
(организатор конфликта); стать жертвой конфликта.
Во-вторых, по рангу — позиции, занимаемой одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне. Ф. Бородкин и Н.
Коряк выделяют четыре ранга оппонентов – субъектов конфликта:
оппонент 1 ранга – человек, выступающий от своего
собственного имени и преследующий собственные интересы;
оппонент 2 ранга – отдельные индивиды, преследующие
групповые интересы;
оппонент 3 ранга – структура, состоящая из
непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;
оппонент 4 ранга – государственные структуры,
выступающие от имени закона.
26


В-третьих, по социальному статусу — общим положением личности или группы в обществе, связанным с определенной совокупностью прав или обязанностей.
Чтобы раскрыть сущность субъектов конфликта, необходимо проанализировать их количественный и качественный состав,
уровень организации, объем ресурсов и другие переменные, имеющие к ним отношение.
Выяснение количественного состава в индивидуальном аспекте состоит в определении того, сколько личностей участвует в конфликте в качестве его самостоятельных субъектов. В групповом отношении — определение как наличного состава участников вовлеченной в конфликт группы, так и возможного
мобилизационного потенциала, т.е. в определении тех, кто реально может пополнить их число.
Характеристики качественного состава конфликтующих индивидуальных субъектов можно определить с помощью выяснения типичных форм их поведения, особенностей их психологии, нравственных и социальных норм, которых они придерживаются. В случае групповых субъектов сюда добавляется сопоставление распространенности всего этого как среди рядовых членов конфликтующей группы, так и среди ее лидеров. К. Боулдинг
выделяет по этому признаку два типа групп: гомогенные
(однородные) и гетерогенные (разнородные). Важность учета
гомогенности участвующих в конфликте определенных социальных общностей состоит в том, что она обычно благоприятствует коммуникации и росту внутригрупповой сплоченности.
Гетерогенность внутреннего состава и свойств группового субъекта конфликта, как правило, способствует деэскалации, ослаблению остроты конфликта, в котором он принимает участие, или же содержит возможность такого ослабления.
Уровень организации субъектов конфликта — показатель систематичности и последовательности их действий в процессе развертывания конфликтного противоборства. Что касается
организованности групповых субъектов конфликта, то помимо систематичности и последовательности их действий, она включает также степень сплоченности их членов.
Конфликтологи выделяют два типа групп по уровню организации: группы с более высоким и более низким уровнями
27
организации. Для более организованных групп характерны следующие признаки: выраженная идентичность, приверженность
общим интересам, наличие определенной групповой структуры,
члены которой играют различные роли в процессе функционирования
организации. Важная роль в таких группах принадлежит ее лидерам, которые уполномочены определять стратегию и тактику защиты групповых интересов в конфликтных ситуациях.
Менее
организованные группы характеризуются частичным и зачастую лишь временным включением членов в свою структуру, а также
различным уровнем приверженности этих членов групповым
интересам.
Ресурсный потенциал, находящийся в распоряжении субъектов конфликта, важный показатель его перспективности и результативности. Он во многом определяет решимость субъектов участвовать в конфликтном противоборстве и характер их требований по изменению сложившейся ситуации в нужном для себя направлении, а также их готовность нести издержки ради достижения поставленных целей. Различают внешний и внутренний ресурсный
потенциал. К внешнему ресурсному потенциалу относятся право, средства массовой информации, возможные союзники и т.д. К
внутреннему ресурсному потенциалу субъектов конфликта можно отнести их социальные, материальные, физические, интеллектуальные возможности и навыки, а также находящиеся в их распоряжении ресурсы времени.
С показателем ресурсного потенциала тесно связан такой важный показатель, как сила конфликтующих сторон. Ибо одно дело иметь ресурсы (т.е. располагать определенным ресурсным потенциалом), а другое — уметь использовать их для воздействия на сложившуюся конфликтную ситуацию в соответствии с намеченными целями. Э. Тоффлер выделяет три наиболее важных источника силы:
насилие, богатство и знание. Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно, так и негативно.
Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества. Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научными законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником
28