Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 565

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практические советы.
1. Сделайте знак приветствия, который будет символом того, что вы готовы принять другого человека как друга. Посмотреть ему в лицо, укажите рукой и на словах, куда присесть. Если вы начнете встречу с рукопожатия, то кроме жеста вежливости это может дать вам важную информацию. Во – первых, то, как человек пожимает руку, может многое рассказать о характере, физическом психологическом состоянии. Во – вторых, сама форма его поведения может прояснить его настрой на встречу с вами
(нерешительность, смущение или, наоборот, агрессивность).
2 Выберите удобное место для общения, которое подчеркнет равноправность ваших позиций в диалоге. Если есть возможность сесть, то лучше поставить стул напротив, а не рядом или повернуться к пациенту (его родственнику) лицом. Если такой возможности нет, то при разговоре вам самому надо встать.
3 После вашего приветствия или первого сообщения сделайте паузу, позволив вступить в диалог вашему партнеру.
4 Сразу же объясните, каким вы видите ход данной встречи, и когда он сможет задать вам вопросы.
5 Обязательно время от времени уточняйте, все ли ему понятно и не испытывает ли он каких либо затруднений.
6 При разговоре старайтесь смотреть в лицо собеседника. Если вам требуется визуальное подкрепление в виде, какого либо источника информации, то во время чтения протяните свободную руку в сторону пациента, подчеркивая его сопричастность.
В большинстве случаев врач должен испытывать профессиональную необходимость поддержания деловой связи с пациентом, т.к. результаты его работы напрямую зависят от их совместных действий. В общении врача с пациентом большую роль играет личное доверие, которое может установиться (в благоприятных случаях) между партнерами взаимодействия.
Существует определенный минимум информации, который становится основой для планирования и осуществления лечения. По мнению Б. Лоуна, в той или иной форме врач должен донести до пациента ответы на следующие вопросы.
«1. Ясно ли он понимает природу проявляющихся симптомов и существует ли способ их лечения.
2. Если болезнь, не излечима можно ли, тем не менее, облегчить ее проявление?
3. Если болезнь опасна для жизни, сколько приблизительно лет человек может прожить.
4. Если она не опасна для жизни, то может ли состояние стабилизироваться или будет прогрессировать? Если да, то с какой скоростью?
5. Какие осложнения возможны при данном заболевании и как их избежать? Как это отразится на образе жизни?
6. Может ли изменение образа жизни существенно повлиять на развитие болезни».
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Передача знаний пациенту невозможна без доверительного полноценного общения, партнерской позиции, без уважения к его личности.
Барьером для установления доверительных отношений и полноценного общения между врачом, пациентом и другими могут послужить:
1.
Личностные черты, особенности характеров партнеров, затрудняющие общение. К ним относят следующие качества: эгоцентризм (неспособность стать на позицию другого человека), властность, стремление к доминированию, категоричность
(«по любому вопросы существуют два мнения – одно мое, а другое – неправильное!»), нетерпимость к недостаткам других, агрессивность.


2.
Барьер отрицательных эмоций. Человек, охваченный гневом или полный обиды, не способен к нормальному взаимодействию, он не в состоянии адекватно воспринимать собеседника. Испытывая по отношению к пациенту чувства брезгливости, раздражения, страха, невозможно рассчитывать, что его удастся понимать правильно.
Возникающие негативные чувства не всегда осознаются.
3.
Барьеры восприятия. Первый момент восприятие человека человеком во многом предопределяет последующее взаимодействие, создает соответствующую установку, которая может быть либо положительной, либо отрицательной (в последнем случае в дальнейшем приходиться тратить много усилии, чтобы ее изменить). Значимую информацию о другом человеке несут такие элементы, как его внешний вид (общий облик, одежда, прическа, аксессуары), голос, манера поведения.
Практический совет.
Попробуйте выяснить ожидания ваших пациентов по поводу внешнего вида врача
(его кабинета) и постарайтесь не шокировать их яркой татуировкой или экстравагантной прической и т.п. Если же вы отличаетесь очень высоким ростом, или вы стоматолог левша, или у вас аллергия на парфюмерные запахи, постарайтесь, чтобы пациентов, обратившихся к вам впервые, к этому подготовили.
Невербальные компоненты общения.
В формировании впечатления о человеке большую роль играют невербальные (т.е. неречевые, несловесные)способы общения, которые не всегда осознаются партнерами ,но почти всегда оказывают влияние. Установлено, что передача информации за счет слов достигается только на 7%, за счет звуковых средств на38%, а за счет невербальных средств на 55%.
К невербальным (неречевым) средствам общения относятся: интонация, тембр голоса, паузы, скорость речи т п.; мимика и пантомимика; дистанция в общении
(расстояние между говорящими); контакт глаз. Повышенная громкость в целом свойственна возбужденному, напряженному общению. Носители громкой речи воспринимаются окружающими, как доминирующие, желающие привлечь к себе внимание (однако не следует, и забывать о возможности нарушения слуха, при котором у человека искажается восприятие собственной речи).
В создании доверительной спокойной атмосферы в общении большую роль играет пантомимика – позы и жесты собеседника. Они могут быть напряженными, закрытыми.
Для создания атмосферы сотрудничества, внимательного слушания, при котором пациента обычно не торопят, врачу обязательно нужно сидеть в удобной, спокойной, стабильной позе.
Важный фактор общения – дистанция, при которой комфортно беседовать с человеком. Расстояние, которое мы стараемся сохранять при общении с разными людьми, больше всего зависит от характера общения (интимное, личное, деловое, или публичное общение), а также от индивидуальных особенностей собеседника, их социального статуса, национальной культуры.
Практический совет.
При сборе анамнеза дайте пациенту обратную связь. Кратко резюмируйте его жалобы и спросите, правильно ли вы его поняли. Тогда у него будет уверенность в том, что вы услышали все, что он хотел сказать, а также появиться возможность исправить или дополнить свои жалобы.
Не забывайте воспользоваться и обратной связью от пациента – попросите его рассказать, как и какие ваши рекомендации, он выполнял и какие получились результаты.
В этом случае вы сможете не только более эффективно помочь этому пациенту, но и обучаться на его примере, получая подтверждение или опровержение своих прогнозов.
Каналы восприятия.
Человек воспринимает окружающий мир при помощи всех своих органов чувств, но при этом одним из них он бессознательно отдает предпочтение. Выделяют три типа

людей по ведущему каналу восприятия: визуалы - зрительный канал, кинестетики -
чувственный канал, аудиалы – слуховой канал - и четвертый тип людей у которых нет четкого предпочтения- дигиталы(логики, как правило это взрослые). Характерные особенности каждого из названных типов представлены в таблице
Классификация типов людей по ведущему каналу восприятия
Рассматриваемы е признаки
Визуалы
Кинестетики
Аудиалы
Дигиталы
Преобладающая память
Зрительная
На действия
Слуховая
Логическая
Контакт глаз
Взгляд в глаза собеседнику: смотрят, чтобы услышать
Взгляд вниз: касаться важнее, чем смотреть
Глаза опушены: не смотрят, чтобы лучше слышать
Взгляд поверх головы или в лоб: уклоняются от зрительного контакта
Голос
Высоки, звонкий
Низкий, густой Мелодичный, выразительный
, быстро меняющийся
Монотонный, прерывистый, зажатый
Речь и движение Быстрые, но немного скованные
Медленные, свободные, плавные
Склонность к многословию
Отдаленная
Дистанция
Располагаются так, чтобы увеличить обзор
Стараются быть ближе , прикоснуться
Не имеет значения
Характерные
(часто употребляемые) слова
Красиво,
наглядно,
кажется,
взгляд,
смотрится,
перспектива и
т.д.
Удобно,
чувствую,
схватывать,
действовать,
напряжение,
такое
ощущение
и
т.д.
Гармонично,
звучит
как,
отзвук,
послышалось,
кричаще, тон и
т.д.
Разумно,
функционально,
знаю,
понять,
вероятно,
логично и т.д.
Такое деление по типам весьма условно, ибо люди, пользующиеся преимущественно ведущим каналом существуют, но их не очень много. Чаще встречаются сочетания каналов восприятия.
Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения.
Избежать конфликтов невозможно, но есть способ устранить их разрушительное влияние на взаимодействие людей, научиться выбирать эффективные стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
Причинами конфликтных ситуаций могут быть несовпадение профессиональных или личностных ценностей, религиозных и идеологических взглядов, а так же несогласованность взаимодействия.
Практические советы.
Чаще всего мы вступаем в конфликт с окружающими из-за пренебрежения к правилам хорошего тона. Не хотите споров и разногласий – не делайте очень простых вещей.


1.Взгляд свысока еще некого не украшал. Даже если у вас есть все основания гордится собой, и ваш послужной список способен украсить любое резюме, все равно не стоит во всеуслышание хвалить себя - пусть лучше за тебя это делают другие. Не надо также распространятся об огромных связях, доставивших вам это место, ровно, как и об авторитетных знакомых и покровителях. Таким образом, вы не только не приобретаете друзей, а скорее, окажетесь в изоляции.
Нельзя также недоброжелательно или иронически обсуждать за глаза своих коллег и преподавателей - не исключено, что до них эти слова дойдут, и неизвестно, в каком варианте. А вот если отзываться о других хорошо, подчеркивая имеющиеся у них достоинства, как правило, обстановка в коллективе улучшается.
Не стоит навязывать другим свои требования и распорядок работы, даже если они кажутся вам более эффективными.
Не следует бросаться на помощь, если за нею к вам не обращаются, и особенно если просят не вмешиваться.
Не делайте другим замечания, а говорите о своих чувствах по этому поводу, используя «Я - высказывания», например: замените «Вы поставили меня в неудобное положение при пациентах» скажите «Я оказался в неудобной ситуации, когда пациент получил от вас другую информацию »
Виды конфликтов.
Практический совет.
Если вы стали участником межгруппового конфликта, постарайтесь поточнее понять свою позицию: отстаиваете ли вы собственное мнение или просто поддерживаете группу «за компанию», а может быть оказались втянуты в него случайно - по принадлежности к данному коллективу.
Динамика конфликта.
По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты делятся:
1. Недовольство – ощущение неудовлетворенности чем – то, либо кем то.
2. Разногласие – несходство во мнениях и взглядах имеющий для субъектов личностный смысл. Если стороны не могут найти способа преодоления разногласия, через некоторое время наступает следующий этап:
3. Противостояние – субъекты уже осмыслили противоречие, каждый знает, чего хочет и желание достичь желаемого результата, стремительно возрастает. Если конструктивное решение проблемы не найдено, возникает:
4. Противоборство– постоянные споры, размолвки взаимные оправданные или неоправданные обиды, разрыв отношений, скандалы вплоть до физических столкновений.
Если подобное положение затягивается и неприятие нарастает, ситуация приобретает крайне острый характер взаимной вражды, которую в определенном смысле можно назвать войной и человек занимающий противоположную позицию воспринимается как враг. Это деструктивный путь, т. к. каждая сторона, отстаивая свои интересы, не желает замечать и учитывать интересы других. Ситуация, вызвавшая конфликт, может не
Конфликты
Внутренний
Межличностный
Между личностью и группой
Групповой
Вертикальные
Горизонтальные
Межгрупповые
Внутригрупповые

разрешиться никогда, т. к. взаимоотношения заходят в тупик. Здесь может помочь либо время, либо грамотное посредничество.
Положительный эффект конструктивного решения конфликта состоит в том, что все субъекты выходят на новый более высокий уровень отношений, предполагающий уважение других интересов.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Оказавшись в конфликтной ситуации человек, выбирает часто неосознанно, одну из возможных стратегий поведения: избегание проблемы или уход от нее, приспособление, соперничество или конкуренция, компромисс, сотрудничество.
Предоставляемая ниже методика определит, какой способ реагирования в конфликтной ситуации вами предпочитаем.
Практический совет
Если вы попали в конфликт, можно поступить следующим образом:
-посмотреть на конфликт со стороны, мысленно предоставить всю картину сложившейся ситуации, рассмотреть разные способы ее разрешения-техника визуализации (особенно подходит для визуалов);
-провести эмоциональную разгрузку: применить аутотренинг, заняться спортом, поиграть в теннис, футбол или любую игру, позволяющую выплеснуть агрессию, выдержать паузу (посчитать до 10 и обратно или выпить чашечку кофе) и т.д. (больше помогает кинестетикам);
-попробовать каждую позицию конфликтной ситуации пересказать от первого лица-техника «Я - переименования» (лучше получается у аудиалов)
-проанализировать ситуацию и выбрать оптимальную стратегию поведения
(эффективно для дигиталов)
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   28