Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 564
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема занятия №3. Психология познавательных процессов.
Цель занятия: Ознакомить с определениями и основные свойствами познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь и эмоции. Способы совершенствования познавательных процессов. Их место в обучении и профессиональной деятельности врача.
Место проведения: аудитория
Глава I. Ощущения и восприятие.
Цель занятия: Ознакомить с определениями и основные свойствами ощущения и восприятие.
Студент должен знать:
1.
Определения ощущения и восприятия.
2.
Виды ощущений и классификацию ощущений. Свойства ощущений.
3.
Измерение и изменение ощущений.
4.
Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.
5.
Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.
Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.
Студент должен уметь:
1. Определять ведущую сенсорную систему человека с помощью специальных методик.
Темы проектов, рефератов:
1. Происхождение ощущений.
2. Подходы к изучению ощущений и восприятия.
3. Физиологические основы формирования ощущений и восприятия.
4. Отличие восприятие от ощущений.
5. Формирование и развитие ощущений и восприятия у детей.
6. Роль ощущений в жизни человека.
7. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.
8. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Педагогика в медицине : учеб. пособие под.ред. Н.В.Кудрявая М.: Академия,2006 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970425022.html
2. Клиническая психология: учебник Сидоров П.И. Парняков А.В. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html
3. Педагогическая наука. История и современность: учебное пособие Лукацкий М.А.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2012 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970420874.html
Дополнительная литература:
1. Психология взаимоотношений врача и пациента: учеб. Пособие Ларенцова Л.И.,
Смирнова
Н.Б.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2014 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Медицинская психология: учеб пособие Тюльпин Ю.Г. СМ.: Медицина, 2004 3. Общая психология. Маклаков А.Г. СПб:, Питер, 2007 4. Психология развития. Словарь 6 т. Под.ред. А.Л. Венгера М.: ПЕРСЭ,2006 5. Психология управления. Лекции: учеб. Пособие Творогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -Медиа,
2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
6. Психология управления. Практикум: учеб. пособиеТворогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
7. Психология : учеб.-метод. пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. А. С.
Татров. М.: Академия естествознания, 2010 8. Педагогические технологии в медицине: учеб. пособие Романов М.Г., Сологуб Т.В.
М.: ГЭОТАР -Медиа,2007 2010. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970404997.html
Основные вопросы темы:
1. Определение ощущения и восприятия.
2. Происхождение ощущений.
3. Виды ощущений и классификацию ощущений.
4. Свойства ощущений
5. Измерение и изменение ощущений.
6. Отличие восприятие от ощущений.
7. Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.
8. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.
9. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Дайте определение ощущений и укажите, какие компоненты нервной системы принимают участие в сенсорном информационном пространстве?
2. Перечислите основные характеристики ощущений?
3. Какие главные характеристики отличают восприятие от ощущений?
4. Каким образом изучение различных иллюзий определяет понимание механизмов восприятие?
5. Каким образом производится человеком обработка зрительной информации и каковы механизмы возникновений зрительных агнозий?
6. Каким образом звуковые стимулы переводятся в сенсорные сигналы и каковы механизмы возникновения слуховых агнозий?
7. Что такое кожно-кинестетическая чувствительность и каковы механизмы тактильных агнозий?
8. Каким образом исследуется обаятельная, вкусовая и статическая чувствительность у человека?
Ощущения.
Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.
Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во- первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде.
Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию.
Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь.
Ощущение — это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде. Это осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для всех них свойствами. К таким свойствам относятся качество,
интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество — это главная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений (одной модальности). Слуховые ощущения, например, отличаются по высоте, тембру, громкости, а зрительные — по насыщенности, цветовому тону.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора.
Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что проявляется в возникновении последовательного образа. Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.
Пространственная локализация ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах
(зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).
Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизменными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.
Основные свойства:
1 Модальность — основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию
— это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой — высота, тембр, громкость звука. Соотношение модальности и качества основных видов ощущений представлено в табл. 1.
Таблица 1. Соотношение модальности и качества ощущений (Блум, Лейзерсон,
Хофстедтер)
Модальность Чувствительный
орган
Качество
Рецепторы
Зрение
Сетчатка
Яркость, контрастность, движение, размеры, цвет
Палочки и колбочки
Слух
Улитка
Высота, тембр, громкость Волосковые клетки
Равновесие
Вестибулярный орган Сила тяжести
Вращение
Макулярные клетки
Вестибулярные клетки
Осязание
Кожа
Давление
Вибрация
Окончания Руффини
Диски Меркеля
Тельца Пачини
Вкус
Язык
Сладкий и кислый вкус
Горький и соленый вкус
Вкусовые сосочки на кончике языка
Вкусовые сосочки у основания языка
Обоняние
Обонятельные нервы Цветочный запах
Фруктовый запах
Мускусный запах
Пикантный запах
Обонятельные рецепторы
2 Интенсивность ощущений зависит от силы действующего раздражителя, от функционального состояния анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека. Основной характеристикой анализатора является его чувствительность. Она определяется двумя величинами. Первая из них — это тот отрезок континуума стимулов, воздействие которых вызывает ощущение данной модальности. Для того, чтобы возникло ощущение, интенсивность раздражителя должна достигнуть определенной величины. В дальнейшем, с увеличением интенсивности раздражителя, наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее определенный предел, вызывает болевое ощущение и нарушает деятельность анализатора.
Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора.
Основные характеристики ощущений
Диапазон чувствительности. Раздражитель способен вызвать ощущение только при достижении определенной величины или силы.
Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,
называется нижним абсолютным порогом чувствительности (i0). По нижнему порогу судят об абсолютной чувствительности анализатора. Чем ниже (i0), тем выше чувствительность анализатора к раздражителю.
Нижний абсолютный порог определяет разрешающую способность органов чувств, у человека она относительно велика. Для глаза достаточно 2-8 квантов лучистой энергии, чтобы вызвать зрительное ощущение, а если чуть-чуть снизить слуховой порог, то человек смог бы услышать шорох, совершаемый молекулами при Броуновском движении.
Раздражители меньшей силы называются подпороговыми, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга.
Переход от подпорогового ощущения осуществляется скачкообразно: если воздействие почти достигло пороговой величины, то достаточно бывает едва заметного увеличения его силы для того, чтобы стимул сразу полностью превратился в ощущаемый.
Подпороговые ощущения не безразличны для организма. Подтверждением тому служат многочисленные факты ,когда именно слабые подпороговые раздражители. идущие от внешней или внутренней среды, создают в коре больших полушариев доминантный очаг и способствуют возникновению « обманов чувств» галлюцинаций.
Верхний абсолютный порог ощущения (i max)—максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Воздействия, превышающие (i max), перестают ощущаться или вызывают боль (i max)- значительно более изменчив у разных людей и в разных возрастах. Интервал между (i0) и (i max) – носит название – диапазон чувствительности.
Временной порог измеряется длительностью воздействия, необходимой для того, чтобы возникло ощущение. Пространственный порог определяется по минимальным размерам положению в сенсорном поле и той площадью, на которую воздействует раздражитель едва ощущаемого раздражителя, его расстоянию от рецептора, Наиболее элементарным примером пространственного порога является острота зрения. Она определяется тем минимальным расстоянием между двумя точками, при котором возможно минимальное ощущение их раздельности. Обычно за нормальную остроту зрения принимается такая, порог которой равен 1 угл. мин.
Длительность ощущения определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, после начала действия раздражителя. Период от начала действия раздражителя до появления ощущения называется латентным периодом. Латентные периоды простой сенсомоторной реакции при предъявлении раздражителей разной модальности различны и представлены в табл. 2.
Таблица 2. Латентный период простой сенсомоторной реакции (по Ломову)
Анализатор и качество сигнала Латентный период
(в миллисекундах)*
Тактильный (прикосновение)
90-220
Слуховой (звук)
120-180
Зрительный (свет)
150-220
Обонятельный (запах)
310-390
Температурный (тепло и холод)
280-1600
Вкусовой:
— соленое
— кислое
— сладкое
— горькое
310 450 540 1080
Вестибулярный аппарат (вращение испытуемого)
400
Болевой
130-890
* Примечание: указаны наименьшие и наибольшие значения средних величин, полученных разными авторами.
Одним из феноменов изменения чувствительности является адаптация.
Адаптацией органов чувств называется изменение чувствительности анализатора под влиянием действующего раздражителя. Адаптация может сопровождаться повышением чувствительности или ее понижением вплоть до полного исчезновения.
Наиболее значительна величина адаптации в зрительном анализаторе. Чувствительность глаза может измениться примерно в 2 10
раз. Время адаптации составляет примерно 30-40 мин, время адаптации к свету около 10 мин. Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно — в зрительном. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме.
Классификация ощущений.
На протяжении последнего столетия неоднократно предпринимались попытки классификации, упорядочения всего многообразия ощущений. Наиболее общепринятой является в настоящее время классификация Шеррингтона, в основу которой положен
«принцип отнесенности рецепторного органа к рецепторному полю», то есть учитывается место расположения рецептора и местонахождение источника раздражения. В соответствии с этим все ощущения делятся на 3 группы.
Экстерорецепторы — рецепторы внешней среды. Деятельность этих рецепторов направлена на распознавание воздействий внешнего мира, что имеет первостепенное значение для отражения в сознании человека объективной действительности. К этой группе относятся зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные, температурные, болевые ощущения.
Проприорецепторы, включают в себя органы чувств, отражающие движение и положение тела в пространстве, мышечно-суставные, или кинестетические, вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения).
Интерорецепторы – расположены во внутренних органах. По характеру стимуляции все рецепторы внутренних органов независимо от их локализации делятся на несколько видов: хеморецепторы, терморецепторы, болевые рецепторы и механорецепторы, отражающие изменение давления во внутренних органах и кровяном русле.
Таким образом, три основные вида ощущений объединяются в зависимости от того, что они отражают: внешний мир, положение и движение тела в этом внешнем мире или деятельность внутренних органов. Конечно, такая классификация относительна, поскольку многие из видов ощущений представлены рецепторами, имеющимися и на поверхности тела, и во внутренней среде организма, как, например, температурный, тактильный. Кроме того, на характер чувствительности практически всех органов чувств существенное влияние оказывает внутреннее состояние организма.
Примером взаимодействия анализаторов является соместезия, синестезия.
Соместезия — комплексное образование, объединяющее все виды кожной рецепции, кинестезию, интерорецепцию и зрительные ощущения и формирующее схему
тела.Механизмы формирования схемы тела изучены пока недостаточно, но именно схема тела является «сенсорным источником личности» по выражению Сеченова. При изучении такого психологического феномена, как Я-человека и при определении его структуры к первичному уровню — ядру «Я» — относят чувство существования тела, включающее комплекс ощущений и эмоций. Таким образом, очевидной является связь сенсорной сферы с субъективной стороной жизни человека, со становлением и развитием его самосознания.
Цель занятия: Ознакомить с определениями и основные свойствами познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь и эмоции. Способы совершенствования познавательных процессов. Их место в обучении и профессиональной деятельности врача.
Место проведения: аудитория
Глава I. Ощущения и восприятие.
Цель занятия: Ознакомить с определениями и основные свойствами ощущения и восприятие.
Студент должен знать:
1.
Определения ощущения и восприятия.
2.
Виды ощущений и классификацию ощущений. Свойства ощущений.
3.
Измерение и изменение ощущений.
4.
Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.
5.
Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.
Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.
Студент должен уметь:
1. Определять ведущую сенсорную систему человека с помощью специальных методик.
Темы проектов, рефератов:
1. Происхождение ощущений.
2. Подходы к изучению ощущений и восприятия.
3. Физиологические основы формирования ощущений и восприятия.
4. Отличие восприятие от ощущений.
5. Формирование и развитие ощущений и восприятия у детей.
6. Роль ощущений в жизни человека.
7. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.
8. Классификация расстройств восприятий (агнозии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства).
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Педагогика в медицине : учеб. пособие под.ред. Н.В.Кудрявая М.: Академия,2006 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970425022.html
2. Клиническая психология: учебник Сидоров П.И. Парняков А.В. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html
3. Педагогическая наука. История и современность: учебное пособие Лукацкий М.А.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2012 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970420874.html
Дополнительная литература:
1. Психология взаимоотношений врача и пациента: учеб. Пособие Ларенцова Л.И.,
Смирнова
Н.Б.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2014 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Медицинская психология: учеб пособие Тюльпин Ю.Г. СМ.: Медицина, 2004 3. Общая психология. Маклаков А.Г. СПб:, Питер, 2007 4. Психология развития. Словарь 6 т. Под.ред. А.Л. Венгера М.: ПЕРСЭ,2006 5. Психология управления. Лекции: учеб. Пособие Творогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -Медиа,
2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
6. Психология управления. Практикум: учеб. пособиеТворогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
7. Психология : учеб.-метод. пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. А. С.
Татров. М.: Академия естествознания, 2010 8. Педагогические технологии в медицине: учеб. пособие Романов М.Г., Сологуб Т.В.
М.: ГЭОТАР -Медиа,2007 2010. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970404997.html
Основные вопросы темы:
1. Определение ощущения и восприятия.
2. Происхождение ощущений.
3. Виды ощущений и классификацию ощущений.
4. Свойства ощущений
5. Измерение и изменение ощущений.
6. Отличие восприятие от ощущений.
7. Основные свойства образы восприятия: предметность, константность, целостность, категоричность.
8. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения.
9. Механизмы восприятия формы предметов и их величины, восприятие времени.
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Дайте определение ощущений и укажите, какие компоненты нервной системы принимают участие в сенсорном информационном пространстве?
2. Перечислите основные характеристики ощущений?
3. Какие главные характеристики отличают восприятие от ощущений?
4. Каким образом изучение различных иллюзий определяет понимание механизмов восприятие?
5. Каким образом производится человеком обработка зрительной информации и каковы механизмы возникновений зрительных агнозий?
6. Каким образом звуковые стимулы переводятся в сенсорные сигналы и каковы механизмы возникновения слуховых агнозий?
7. Что такое кожно-кинестетическая чувствительность и каковы механизмы тактильных агнозий?
8. Каким образом исследуется обаятельная, вкусовая и статическая чувствительность у человека?
Ощущения.
Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Первичным звеном познания являются именно ощущения.
Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во- первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде.
Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию.
Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь.
Ощущение — это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде. Это осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для всех них свойствами. К таким свойствам относятся качество,
интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество — это главная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений (одной модальности). Слуховые ощущения, например, отличаются по высоте, тембру, громкости, а зрительные — по насыщенности, цветовому тону.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора.
Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что проявляется в возникновении последовательного образа. Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.
Пространственная локализация ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах
(зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).
Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизменными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.
Основные свойства:
1 Модальность — основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию
— это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой — высота, тембр, громкость звука. Соотношение модальности и качества основных видов ощущений представлено в табл. 1.
Таблица 1. Соотношение модальности и качества ощущений (Блум, Лейзерсон,
Хофстедтер)
Модальность Чувствительный
орган
Качество
Рецепторы
Зрение
Сетчатка
Яркость, контрастность, движение, размеры, цвет
Палочки и колбочки
Слух
Улитка
Высота, тембр, громкость Волосковые клетки
Равновесие
Вестибулярный орган Сила тяжести
Вращение
Макулярные клетки
Вестибулярные клетки
Осязание
Кожа
Давление
Вибрация
Окончания Руффини
Диски Меркеля
Тельца Пачини
Вкус
Язык
Сладкий и кислый вкус
Горький и соленый вкус
Вкусовые сосочки на кончике языка
Вкусовые сосочки у основания языка
Обоняние
Обонятельные нервы Цветочный запах
Фруктовый запах
Мускусный запах
Пикантный запах
Обонятельные рецепторы
2 Интенсивность ощущений зависит от силы действующего раздражителя, от функционального состояния анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека. Основной характеристикой анализатора является его чувствительность. Она определяется двумя величинами. Первая из них — это тот отрезок континуума стимулов, воздействие которых вызывает ощущение данной модальности. Для того, чтобы возникло ощущение, интенсивность раздражителя должна достигнуть определенной величины. В дальнейшем, с увеличением интенсивности раздражителя, наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее определенный предел, вызывает болевое ощущение и нарушает деятельность анализатора.
Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора.
Основные характеристики ощущений
Диапазон чувствительности. Раздражитель способен вызвать ощущение только при достижении определенной величины или силы.
Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,
называется нижним абсолютным порогом чувствительности (i0). По нижнему порогу судят об абсолютной чувствительности анализатора. Чем ниже (i0), тем выше чувствительность анализатора к раздражителю.
Нижний абсолютный порог определяет разрешающую способность органов чувств, у человека она относительно велика. Для глаза достаточно 2-8 квантов лучистой энергии, чтобы вызвать зрительное ощущение, а если чуть-чуть снизить слуховой порог, то человек смог бы услышать шорох, совершаемый молекулами при Броуновском движении.
Раздражители меньшей силы называются подпороговыми, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга.
Переход от подпорогового ощущения осуществляется скачкообразно: если воздействие почти достигло пороговой величины, то достаточно бывает едва заметного увеличения его силы для того, чтобы стимул сразу полностью превратился в ощущаемый.
Подпороговые ощущения не безразличны для организма. Подтверждением тому служат многочисленные факты ,когда именно слабые подпороговые раздражители. идущие от внешней или внутренней среды, создают в коре больших полушариев доминантный очаг и способствуют возникновению « обманов чувств» галлюцинаций.
Верхний абсолютный порог ощущения (i max)—максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Воздействия, превышающие (i max), перестают ощущаться или вызывают боль (i max)- значительно более изменчив у разных людей и в разных возрастах. Интервал между (i0) и (i max) – носит название – диапазон чувствительности.
Временной порог измеряется длительностью воздействия, необходимой для того, чтобы возникло ощущение. Пространственный порог определяется по минимальным размерам положению в сенсорном поле и той площадью, на которую воздействует раздражитель едва ощущаемого раздражителя, его расстоянию от рецептора, Наиболее элементарным примером пространственного порога является острота зрения. Она определяется тем минимальным расстоянием между двумя точками, при котором возможно минимальное ощущение их раздельности. Обычно за нормальную остроту зрения принимается такая, порог которой равен 1 угл. мин.
Длительность ощущения определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, после начала действия раздражителя. Период от начала действия раздражителя до появления ощущения называется латентным периодом. Латентные периоды простой сенсомоторной реакции при предъявлении раздражителей разной модальности различны и представлены в табл. 2.
Таблица 2. Латентный период простой сенсомоторной реакции (по Ломову)
Анализатор и качество сигнала Латентный период
(в миллисекундах)*
Тактильный (прикосновение)
90-220
Слуховой (звук)
120-180
Зрительный (свет)
150-220
Обонятельный (запах)
310-390
Температурный (тепло и холод)
280-1600
Вкусовой:
— соленое
— кислое
— сладкое
— горькое
310 450 540 1080
Вестибулярный аппарат (вращение испытуемого)
400
Болевой
130-890
* Примечание: указаны наименьшие и наибольшие значения средних величин, полученных разными авторами.
Одним из феноменов изменения чувствительности является адаптация.
Адаптацией органов чувств называется изменение чувствительности анализатора под влиянием действующего раздражителя. Адаптация может сопровождаться повышением чувствительности или ее понижением вплоть до полного исчезновения.
Наиболее значительна величина адаптации в зрительном анализаторе. Чувствительность глаза может измениться примерно в 2 10
раз. Время адаптации составляет примерно 30-40 мин, время адаптации к свету около 10 мин. Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно — в зрительном. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме.
Классификация ощущений.
На протяжении последнего столетия неоднократно предпринимались попытки классификации, упорядочения всего многообразия ощущений. Наиболее общепринятой является в настоящее время классификация Шеррингтона, в основу которой положен
«принцип отнесенности рецепторного органа к рецепторному полю», то есть учитывается место расположения рецептора и местонахождение источника раздражения. В соответствии с этим все ощущения делятся на 3 группы.
Экстерорецепторы — рецепторы внешней среды. Деятельность этих рецепторов направлена на распознавание воздействий внешнего мира, что имеет первостепенное значение для отражения в сознании человека объективной действительности. К этой группе относятся зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные, температурные, болевые ощущения.
Проприорецепторы, включают в себя органы чувств, отражающие движение и положение тела в пространстве, мышечно-суставные, или кинестетические, вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения).
Интерорецепторы – расположены во внутренних органах. По характеру стимуляции все рецепторы внутренних органов независимо от их локализации делятся на несколько видов: хеморецепторы, терморецепторы, болевые рецепторы и механорецепторы, отражающие изменение давления во внутренних органах и кровяном русле.
Таким образом, три основные вида ощущений объединяются в зависимости от того, что они отражают: внешний мир, положение и движение тела в этом внешнем мире или деятельность внутренних органов. Конечно, такая классификация относительна, поскольку многие из видов ощущений представлены рецепторами, имеющимися и на поверхности тела, и во внутренней среде организма, как, например, температурный, тактильный. Кроме того, на характер чувствительности практически всех органов чувств существенное влияние оказывает внутреннее состояние организма.
Примером взаимодействия анализаторов является соместезия, синестезия.
Соместезия — комплексное образование, объединяющее все виды кожной рецепции, кинестезию, интерорецепцию и зрительные ощущения и формирующее схему
тела.Механизмы формирования схемы тела изучены пока недостаточно, но именно схема тела является «сенсорным источником личности» по выражению Сеченова. При изучении такого психологического феномена, как Я-человека и при определении его структуры к первичному уровню — ядру «Я» — относят чувство существования тела, включающее комплекс ощущений и эмоций. Таким образом, очевидной является связь сенсорной сферы с субъективной стороной жизни человека, со становлением и развитием его самосознания.