Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определенных аспектах изучаемого явления. Полученные данные позволят точнее описать характеристики феномена, ставшего предметом исследования.
Например, предметом наблюдения в лабораторных условиях неоднократно становился феномен агрессии. Подобное изучение этого феномена многие исследователи считают наиболее приемлемым, так как в этом случае агрессия контролируема и поэтому, гораздо менее опасна для испытуемых, как в физическом, так и в психологическом плане. Для наблюдения агрессии в лабораторных условиях был разработан ряд способов, позволяющих получать психологические данные о сущности агрессии, ее разнообразных проявлениях. К этим способам относятся вербальное нападение на других, нападение, якобы приносящее вред, и др. К классическим примерам наблюдения за агрессией в лабораторных условиях можно отнести исследования с «куклой Бобо», осуществленное А.
Бандурой. В рамках этого исследования дети становились свидетелями того, как другие люди били куклу, стучали по ее голове игрушечным молотком, швыряли, сопровождая это вербальными угрозами по отношению к кукле. Затем детей, ставших свидетелями этой сцены, приглашали в комнату, где они находили множество различных игрушек, не- которые из которых были похожи на куклу, подвергшуюся избиению. За поведением детей устанавливалось наблюдение. Все это делалось для того, чтобы ответить на вопрос: станут ли дети дублировать увиденное поведение, т.е. усвоят ли они агрессивный способ обращения с куклой. В ходе наблюдений А. Бандура обнаружил, что большинство детей скопировали агрессивное поведение. Полученные данные позволили ученому углубить существующие представления о социальных факторах формирования агрессивности человека.
Внешнее (наблюдение со стороны) и внутреннее (самонаблюдение). В классификации, изложенной выше, наблюдение трактуется как процесс сугубо внешний, т.е. как процесс, позволяющий изучать явление со стороны, извне. Однако не все психологи согласны с тем, что наблюдение — это всегда процедура внешнего изучения предмета. Некоторые исследователи к одному из видов наблюдения относят метод самонаблюдения.
Основанием для этого служит то, что самонаблюдение позволяет исследователю непосредственно концентрировать внимание на своем поведении и своем внутреннем мире. Непосредственно оперируя субъективными данными, исследователь получает возможность описать и интерпретировать свое поведение и те или иные субъективные процессы, ставшие предметом изучения.
Непревзойденные образцы самонаблюдения содержат в себе выдающиеся литературные произведения, относящиеся к исповедальному жанру. «Исповедь» А.Аврелия, «Исповедь»
Ж.-Ж. Руссо, «Исповедь» Л.Н. Толстого дают ценнейший материал для психологии, пытающейся отметить на вопрос, насколько данные самонаблюдения помогают разгадать тайну внутреннего мира человека.
Свободное и стандартизированное наблюдение. Свободное наблюдение осуществляется без жестко составленной программы. Исследователь, столкнувшийся с заинтересовавшим его феноменом, старается зафиксировать как можно больше данных, характерных для этого феномена. Обычно метод свободного наблюдения используется психологами
В момент первичного знакомства с феноменом, который будет впоследствии подробно и систематически изучаться. Стандартизированное наблюдение выстраивается на плановой основе с использованием регламентированных процедур наблюдения. Оно имеет программу, содержащую алгоритм проведения наблюдения.
Наблюдение как метод психологического исследования имеет ряд преимуществ и недостатков по сравнению с другими видами психологического исследования
(эксперимент, квазиэксперимент). Основным недостатком метода наблюдения является то, что оно не позволяет психологу выяснить сущность и закономерности изучаемого явления, так как в контексте наблюдения невозможно выявить многие факторы, во взаимодействии с которыми формируется данное явление. Вместе с тем данные наблюдения позволяют с той или иной степенью точности и достоверности описать

исследуемый феномен. Результаты наблюдений, как показывает динамика развития психологии, обычно предшествуют дальнейшему углубленному изучению явления в рамках тщательно продуманного эксперимента.
Эксперимент. Эксперимент является наиболее эффективным научным методом исследования психической реальности. Именно эксперимент в отличие от наблюдения позволяет выявить сущностные характеристики изучаемого феномена и причинно- следственные связи между событиями, определяющими бытие этого явления. В этом и состоит кардинальное отличие экспериментального метода от метода наблюдения: эксперимент дает возможность осуществлять точный контроль за переменными величинами, ставшими предметом психологического исследования. Теория эксперимента использует два понятия: независимая переменная и зависимая переменная. В рамках этой теории «та переменная, значение которой измеряют и на которую предположительно дей- ствует независимая переменная, называется зависимой переменной», а переменная,
«значение которой изменяет экспериментатор, называется независимой переменной».
Проведение эксперимента с необходимостью предполагает также формулирование утверждения, подлежащего проверке. Такое утверждение в науке принято называть гипотезой. Описание любого выверенно поставленного эксперимента демонстрирует использование понятий «зависимая и независимая переменные», «гипотеза». В качестве одного из множества возможных примеров приведем эксперимент Хесса (Hess). Этот ученый предположил, что существует взаимосвязь между интересом, проявляемым людьми одной культуры, к некоторым изображениям и реакцией их зрачков на это изображение. Он предъявлял группе студентов и студенток серию фотографий, на которых были изображены маленькие дети, матери с младенцами, обнаженные мужчины и женщины, пейзажи. В ходе эксперимента было установлено, что вид пейзажа не вызывал дополнительного расширения зрачка у испытуемых обоего пола. У студентов- мужчин, рассматривающих фотографии, также почти не наблюдалось расширения зрачков при демонстрации изображения младенцев и матерей с детьми. Однако зрачки мужчин существенно расширялись при виде фотографий обнаженных женщин. Для студенток был характерен несколько иной тип реагирования. Их зрачки расширялись при рассматривании фотографий матерей с детьми, младенцев и обнаженных мужчин. Таким образом, в рамках эксперимента было подтверждено предположение о существовании связи между психологическим (интерес к изображениям определенного содержания) и физиологическим (реакция зрачков) фактором.
Гипотезой данного эксперимента выступало утверждение о том, что существует взаимосвязь между интересом, проявляемым людьми одной культуры, к некоторым изображениям и реакцией их зрачков на это изображение. Независимая переменная
(переменная, не зависящая от действий испытуемых) эксперимента: содержание предъявляемых фотографий. Зависимая переменная (переменная, значения которой в конечном счете зависят от значений независимой переменной): реакция зрачка на стимулы разного содержания.
Эксперимент можно проводить как в естественных условиях (естественный
эксперимент), так и в искусственных условиях (лабораторный эксперимент).
Описанный выше эксперимент относится к числу лабораторных экспериментов, так как для его проведения испытуемые помещались в условия специально оборудованной лаборатории.
Приведем в качестве примера естественного эксперимента эксперимент Р. Розенталя.
Этим ученым был обнаружен и объяснен оригинальный феномен, получивший название
«эффект ожидания экспериментатора», или «эффект Пигмалиона (Pigmalion effekt)». Суть этого эффекта сводится к тому, что ожидания экспериментатора оказывают существенное влияние на результаты исследования. Р. Розенталь после открытия этого эффекта в лаборатории решил изучить особенности его проявлении и конкретной, внелабораторной обстановке — в школьной среде. Для этой цели с разрешения администрации одной из

школ все учащиеся с первого по шестой класс в самом начале учебного года прошли тестирование на определение коэффициента интеллекта (IQ). После тестирования учителям были представлены результаты диагностики таким образом, чтобы создать у них систему определенных ожиданий результативности освоения программы рядом учеников.
Учителям был выдан список фамилий 20% учеников, которые якобы получили наибольшее число баллов по тесту интеллекта и именно поэтому имеют возможность продемонстрировать более высокую академическую успеваемость. На самом деле этот список в соответствии с замыслом экспериментаторов был составлен случайным образом без учета результатов тестирования. В конце учебного года все дети, участвовавшие в эксперименте, с помощью того же теста были подвергнуты повторному IQ-исследованию.
Выяснилось, что значительно больший рост IQ. наблюдался у тех детей, чьи фамилии вошли в предложенный учителям список. Таким образом, было продемонстрировано, что ожидания учителей по поводу интенсивности умственного развития учащихся стали
«самоисполняющимся пророчеством». Был сделан вывод о существенном влиянии учительских ожиданий на реальные достижения учеников и необходимости учитывать этот феномен в построении эффективного процесса обучения. К сказанному следует добавить, что этот эксперимент, как и положено любому экспериментальному исследованию, опирался на гипотезу, предполагал наличие зависимых и независимых переменных, проводился с контрольной и экспериментальной группами.
Необходимость создания, помимо экспериментальной, еще и контрольной группы диктуется потребностью получения в контексте экспериментальной работы данных
(контрольных данных), сравнение с которыми позволит делать более взвешенные, оправданные в научном отношении выводы.
Квазиэксперимент. Существует множество проблем, решение которых с помощью экспериментального метода затруднено из-за ряда реальных обстоятельств. Вместе с тем актуальность и значимость для науки этих проблем фокусируют на них исследовательское внимание. Перед учеными, изучающими эти проблемы, встают сложнейшие вопросы, связанные с выбором адекватного сложившимся условиям метода их исследования.
Одним из методов, позволяющих приблизиться к разгадке того или иного феномена, приковавшего к себе внимание ученого, выступает квазиэксперимент. Коренное отличие квазиэксперимента от эксперимента заключается в том, что первый позволяет выявить корреляционные отношения, существующие между переменными величинами, а второй дает возможность определить сущность зависимости между независимой и зависимой переменными. Например, в ходе изучения агрессивности у детей выяснилось, что агрессивные дети чаще других смотрят фильмы со сценами насилия и жестокости. Говоря языком статистики, существует положительная корреляционная связь между этими явлениями. Означает ли это, что жестокие фильмы обусловливают асоциальное поведение ряда детей? Ответить на этот вопрос, опираясь лишь на корреляционные данные, не представляется возможным
Однако выявленная корреляционная зависимость может стать предметом детального экспериментального исследования, в рамках которого и будет получен ответ на возникший сложный вопрос. Психологические исследования, опирающиеся на корреляционный анализ (квазиэксперимент), в последнее время чрезвычайно распространены. Преимущества квазиэкспериментов очевидны. Квазиэксперимент позволяет за короткое время получить большое количество данных, характеризующих внутреннюю жизнь и поведение значительного числа испытуемых. Помимо этого, метод можно использовать в ряде случаев, в которых осуществление экспериментальной работы невозможно или сопряжено с трудностями. Еще одной позитивной стороной квазиэксперимента является то, что он дает возможность получить информацию, основанную на самых разнообразных выборках испытуемых, в отличие от экспериментов, предполагающих наличие жестко фиксированных экспериментальной и контрольной групп.


Валидность и надежность методов
Методы научных психологических исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые-психологи проникают в мир психической реальности человека. Предмет психологии — субъективность человека — настолько сложен, ускользающ и труднодоступен, что методы, с помощью которых он зондируется, должны быть в максимальной степени выверенными. Критериями такой научной выверенности и адекватности методов служат валидность и надежность методов исследования.
Валидностью (от англ. validity — полноценность) принято называть «такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен». Так, например, валидность эксперимента означает, что с помощью этого реального эксперимента можно получить результаты, достоверность которых близка к результатам «безупречного», эталонного эксперимента. А валидность теста означает, что
«данный тест измеряет то, для чего он предназначен», т.е., например, с помощью теста интеллекта можно получить сведения именно об интеллекте испытуемого, а не о его памяти, скорости реакции и т.д.
Надежностью метода считают «качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода». Другими словами, надежность — мера согласованности и воспроизводимости количественных и качественных показателей, полученных с помощью данного метода при повторном его использовании в тех же условиях на той же или сходной выборке испытуемых.
Этика психологического исследования
Психологическая наука — это наука о закономерностях строения и функционирования внутреннего мира и поведения живых, чувствующих, переживающих существ: человека и животного. Этот факт налагает на ученых-психологов особую ответственность, касающуюся настоятельной необходимости неукоснительного соблюдения физической и психологической безопасности испытуемого. Эта ответственность во многих странах закреплена в специальных документах — этических стандартах психологов. Такие документы приняты Американской психологической ассоциацией, аналогичными организациями в Канаде, Великобритании и других странах. Придерживаются подобных документов и отечественные психологи. Основными принципами этического отношения к испытуемым являются:
принцип минимизации риска («риск при ведении исследования не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью»);
принцип информированного согласия испытуемого на проведение с ним исследовательских процедур и его права на выход из исследования на любом этапе;
принцип права испытуемого на конфиденциальность.
Расширительное толкование этих базовых принципов позволяет составить следующий перечень положений, на соблюдении которых целесообразно строить безукоризненную с этической точки зрения исследовательскую и практическую работу психолога:
• забота о физическом и психологическом благополучии испытуемого в процессе исследования;
• принятие на себя ответственности, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких профессиональных норм и своей работе;
• соблюдение моральных и правовых норм, соответствующих моральным требованиям общества;
• корректность и сдержанность в публичных заявлениях;
• гарантированное сохранение конфиденциальности, информации об индивиде;
• выстраивание отношений с испытуемым на основе доверительности, информирование его о цели обследования и последующем характере использования результатов;
• неразглашение результатов обследования;
• соблюдение ограничений в публикации результатов;


• осторожность и деликатность в их интерпретации.
Документ, носящий название «Этические стандарты психологов», принятый
Американской психологической ассоциацией в 1963 г. и действующий до сих пор, начинается со следующего, по сути, программного, заявления: «Психолог придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшить понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или животного, который может быть предметом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда и другим с целью, не совместимой с ценностью этих трудов. Испрашивая для себя свободы исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и внимания к интересам своих коллег и общества».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28