Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 575

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребностно-информационная теория предложена академиком П.В. Симоновым
(1987). По мнению автора и его последователей, между витальными функциями индивида и структурой его личности имеется неразрывная связь. Под витальными функциями понимаются как общевитальные (индивидуально-органические, видовые), так и специфически человеческие (социальные, когнитивные).
Витальные функции, получая свое отражение в сознании, осознаются как определенные потребности. Осознание витальных функций как потребностей на языке физиологии есть их кортикальное представительство, высшая интеграция. Переживание витальных функций означает актуализацию потребности жить, и притом жить в каждый момент времени определенным образом. Здесь имеется в виду осознание нужды в чем-то, находящемся вне организма, — в вещах объективного мира и в манипуляциях с ними, а также в других людях и определенных взаимоотношениях между ними.
В данной концепции существенны указания на связь потребностей с эмоциями.
Эмоция является отражением мозгом не только какой-либо актуальной потребности, но и вероятности (информация, знания, навыки, энергетические ресурсы и пр.) ее удовлетворения. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции. Сама по себе эмоция не несет информации об окружающем мире, но выступает важным регулятором усиления или ослабления потребности, их динамики.
Когнитивные теории мотивации. Побуждение к действию может возникать у человека не только под влиянием эмоций, но также, под воздействием знаний (когниций),
— их согласованности или противоречивости.
Одним из первых обратил на это внимание Л. Фестингер (1957). Главным положением его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. Существование диссонанса, т.е. отношений рассогласованности, несоответствия между когнициями
(знания, мнения, убеждения) является само по себе мотивирующим фактором и психологически дискомфортно. Человек пытается уменьшить диссонанс и добиться консонанса ("соответствия").
Когнитивный диссонанс может рассматриваться как исходное условие, которое вызывает активность, направленную на уменьшение диссонанса, подобно тому как голод ведет к активности, направленной на его утоление.
Наиболее выраженное мотивационное влияние когнитивный диссонанс оказывает при принятии жизненно важных решений, вынужденном совершении нравственно неприемлемых поступков, преодолении межличностных конфликтов. Человек стремится к избеганию диссонанса. Даже после совершения действия, повлекшего за собой нежелательный результат, он стремится задним числом повысить ценность этого результата и невольно ищет дополнительные, оправдывающие аргументы. Однако иногда после принятия решения повышается ценность не того варианта, который был избран, а того, который оказался отвергнутым. В результате диссонанс не уменьшается, а еще больше увеличивается.
Иерархия потребностей. Многие психологи усматривают в мотивации ядро личности, а в его познании — ключ к исследуемому человеку.
В каждой теории личности предлагаются в качестве ведущих различные мотивы.
Например, в группе теорий личности психоаналитической ориентации, как правило, предлагается ведущим один мотив: либидо (3. Фрейд), превосходства (А. Адлер), избегания тревоги (Г. Салливан), аффилиации (Э. Фромм) и др.
По мнению отечественного психолога А.Н. Леонтьева (1903-1979), количество мотивов может быть бесконечным, т.к. их источники находятся в практической деятельности человека, которая весьма разнообразна.


Существует и промежуточная точка зрения, когда в качестве ведущих выдвигается несколько мотивов. Например, американский исследователь мотивации Г.А. Мюррей
(Murrey H., 1953) предлагает список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих у человека на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения: в достижении успеха, аффилиации, агрессии, независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредностей, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, поиска помощи и зависимости, понимания.
По иному к классификации потребностей подходит один из создателей гуманистической психологии, американский психолог А. Маслоу (Maslow A., 1962). Он классифицирует потребности по иерархически построенным группам. Выбор когнитивной деятельности может быть адекватно осуществлен только тогда, когда организм в оптимальной степени активирован, и его элементарные потребности удовлетворены. По мнению Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются следующие семь классов потребностей.
1. Физиологические потребности, обеспечивающие выживание человека. К ним относятся потребности в еде, питье, жилище, отдыхе и сексе.
2. Потребности в безопасности (и уверенности в будущем) — это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от неудач и страхов (безопасность физическая и психологическая).
3. Социальные потребности включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, причастности к группе.
4. Потребности в уважении — это потребности в самоуважении, признании личных достижений и компетентности, уважении и одобрении окружающих.
5. Когнитивные (познавательные) потребности.
6. Эстетические потребности (в красоте, гармонии, симметрии и порядке).
7. Самоактуализация — это потребность самовыражения и реализации своих способностей, талантов, самосовершенствование.
Согласно гуманистическому подходу, любое существо стремится к своему расцвету, действуя в наибольшем соответствии со своими возможностями и притязаниями. Теория
А. Маслоу обращает особое внимание на то, что высшие потребности не могут проявиться, если более примитивные не были удовлетворены. Следующая ступень мотивационнои структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы ("пирамида потребностей").
Методы удовлетворения потребностей высших уровней
(Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1992)
Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться.
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
Потребности в уважении
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.


7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
Потребности в самовыражении
1. Обеспечивайте подчиненным возможность для обучения и развития, которая позволила бы полностью использовать их потенциал.
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Принципы личности медицинского работника

Охрана здоровья граждан является одним из основных принципов деятельности медицинского работника. Соблюдай моральные и этические нормы, юридические законы, регламентирующие деятельность медицинского работника. Сохраняй и укрепляй физическое и психическое здоровье каждого человека.

Исполняй профессиональный долг по совести и с достоинством, не используй медицинские знания в ущерб нормам гуманности. Гарантия профессионального успеха — не деньги и прибыль, а качество работы. Никакое дело не будет успешным, если оно не стоит на крепкой нравственной основе.

Благороден не тот, кто богат или занимает высокий пост, а тот, кто без позы, скромно изо дня в день выполняет свой долг. Все, что ты делаешь, делай хорошо. Имей чистые руки, горячее сердце и холодный ум.

Проявляй высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.
Уважение других людей — основа отношений с ними и самоуважения. Уважай пациента живого и умершего. Относись с уважением к праву умирающего на гуманное с ним обращение и достойную смерть; облегчай страдания пациента и ока- зывай психологическую поддержку его родственникам; никогда не прибегай к осуществлению эвтаназии, учитывай религиозные и культурные традиции граждан.

В медицинской профессии сострадание и помощь страждущим являются главными компонентами. Будь готов в любой момент с одинаковым старанием и терпением оказать медицинскую помощь пациентам независимо от их расы, национальности, ве- роисповедания, возраста и пола, сексуальной ориентации, характера заболевания, социального или материального положения. Не нарушай при этом этическую заповедь «Не навреди!» и помни: равнодушие к людям и их страданиям — качество, несовместимое с профессией медицинского работника.

За все хорошее и плохое воздастся. Посвяти свою жизнь добру, любви и помощи нуждающимся. Помогай пациентам осознавать свою социальную значимость. Не плоди зла, множь добро. Улыбка выздоравливающего пациента или облегчение страданий для умирающего больного будут первейшим вознаграждением.

Будь честным к себе, пациентам и коллегам. Помни: что ты скажешь или не скажешь, может быть неверно понято. Думай, что и как говоришь. Словом лечат, но словом и калечат. Будь верен своему слову. Умей контролировать свои эмоции, мимику, взгляд, интонацию. Борись с вредными привычками. Поддерживай свой авторитет и репутацию.

Уход за больным играет важную роль в его лечении и выздоровлении. При необходимости будь строг и в меру назидателен по отношению к больным и их родственникам, чтобы твои указания исполнялись в точности и без промедления.

Невозможно пройти по жизни в одиночку. Откликайся на эмоции и духовные запросы пациента. Эффективно используй весь медицинский персонал, находящийся в подчинении. По-настоящему счастлив тот, кто искал способа служить людям и, как мог, служил им.



Уважай право пациента на получение информации о состоянии его здоровья и принимаемые им решения, его право на осознанный выбор и активное участие в лечении и уходе за ним, право соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.

Взаимное доверие — лучшая основа делового сотрудничества. Твоя моральная, этическая и юридическая обязанность — хранить медицинскую тайну о состоянии здоровья пациента, диагнозе и прогнозе заболевания, а также о личной жизни пациента даже после того, как он умрет.

Участвуй в исследовательской работе, приумножай знания и умения в течение всей профессиональной деятельности. Продолжай работу по созданию и поддержанию высоких стандартов по качеству диагностики, лечения и сестринского ухода. Помни: за свою деятельность ты несешь ответственность перед пациентом, коллегами, обществом.

Никогда не унывай, а думай и действуй.
Переноси смиренно то, что нельзя изменить. Не останавливайся на достигнутом. Твой
• профессиональный долг — повышать уровень своей культуры, непрерывно совершенствовать специальные знания и умения в течение всей профессиональной карьеры. Высокий профессионализм медицинского работника — важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений. Почитай учителей своих.

Не урони достоинства своего и не унижай профессию свою. Всеми силами поддерживай честь и благородные традиции медицинского сообщества.

Профессиональные способности — это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания индивидуально-психологических качеств личности человека, которая определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней.

Учащиеся неодинаково хорошо и быстро усваивают учебный материал и осваивают те или иные операции, так как имеют разные способности. Они могут иметь хорошие способности к одним предметам и плохие — к другим. Трудолюбие и настойчивость в учении иногда компенсируют недостаточно развитые способности. Поэтому хорошая успеваемость не всегда говорит о хороших способностях учеников. Способности характеризуются соотношением успеваемости и усилий учащегося для ее достижения.

Профессиональные способности развиваются только в профессиональной деятельности и в специальных упражнениях, рассчитанных на формирование необходимых для профессии личных качеств. Профессиональные способности представляют собой не какие-то новые особые качества, а определенные сочетания психических свойств и процессов, благоприятных для осваиваемой профессии.

Такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, трудолюбие, любовь и интерес к своему делу, нужны для любой профессии. Но шоферу нужно отличать красный цвет от зеленого, кулинарам необходимы тонкий вкус, обоняние, музыкантам — хороший слух и т.д.

На формирование профессиональных способностей благотворное влияние оказывают:
• интерес учащихся к избранной профессии и учебным предметам;
• организованность учебного процесса и обеспеченность необходимыми учебными пособиями;
• успешность теоретических и практических занятий;
• стимулирование активности и самостоятельности учащихся в выполнении заданий;
• воспитание уверенности в успешности овладения профессией и стремления к преодолению трудностей;
• встречи с интересными людьми данной профессии.

Чем сильнее педагог сумеет заинтересовать учащихся выбранной ими профессией, тем легче ему будет формировать их профессиональные способности. От того, какое

впечатление у них останется от первых занятий, будет зависеть их отношение к про- фессии, к училищу, к учебным предметам, к преподавателям. Вот почему первые занятия с учащимися нового набора требуют особо тщательной подготовки.
Личность врача
Врачебная деятельность относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя медицине, несомненно, должен иметь к ней призвание. Стремление оказать помощь другому человеку всегда считалось полезным качеством личности и должно было быть воспитано с детства. Только тогда, когда эти свойства личности становятся потребностью, можно считать, что у человека есть главные предпосылки успешного овладения медицинской профессией. Не случайно известный писатель и врач В.В. Вересаев писал, что научиться врачебному искусству невозможно, точно так же, как и искусству сценическому или поэзии. Можно быть хорошим медиком-теоретиком, но в практическом отношении с больными быть несостоятельным.
Гуманизм врача. Больной прежде всего вправе ожидать от врача искреннего желания помочь ему и убежден, что иным врач и быть не может. Он наделяет врача наилучшими качествами, присущими людям вообще. Можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача— ее главного представителя.
Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание в отношениях с больными, совестливость всегда считались главными характеристиками врача. Впервые эти морально- этические и нравственные нормы врачебной профессии были сформулированы врачом и мыс- лителем древности Гиппократом в его знаменитой "Клятве". Конечно, исторические и социальные условия, классовые и государственные интересы сменявшихся эпох многократно трансформировали "Клятву Гиппократа". Однако и сегодня она читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы и гуманизма документ. Ее основные положения следующие:
уважение к жизни ("Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария");
запрет на причинение вреда больному ("Я направлю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и моим разумениям, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости");
уважение к личности больного ("В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами");
врачебная тайна ("Что бы при лечении—а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной");
уважение к профессии ("Клянусь... считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями... Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство").
Врачебная тайна (конфиденциальность). Во взаимоотношениях врача и больного не последняя роль принадлежит умению врача хранить врачебную тайну. Обычно она включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и семейной жизни больного.
Врач — не случайный обладатель этих сведений, сокровенных переживаний и мыслей больных. Они доверяются ему как человеку, от которого рассчитывают получить помощь.
Поэтому распоряжаться имеющимися у врача сведениями о больном по собственному усмотрению можно лишь в редких случаях. Требование о неразглашении врачебной тайны