Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 574
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Какие явления изучает психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Что представляет собой позитивное определение здоровья, данное ВОЗ? Из каких компонентов оно складывается?
4. Что собой представляет понятие «психическое здоровье»? Как соотносятся между собой понятия «психическое здоровье» и «духовное здоровье»?
5. Назовите основные качества зрелой личности?
6. Что представляет собой холистический подход психологии здоровья?
7. Какие основные компоненты входят в программу «Потенциал человека»?
8. Каковы основные методы развития личности?
9. Перечислите уровни «психологического здоровья» детей?
10. Назовите критерии психического здоровья?
Содержательная часть
Проблемы периодизации развития и характеристика возраста.
Возраст оказывает на личность человека огромное влияние. Нельзя сравнивать 30- и
50-летнего пациентов ни по физическим, ни по психологическим, ни по социальным параметрам. Невозможно одинаково лечить и учить 15-летних подростков и 25-летних взрослых людей, хотя при небольшом возрастном различии возможно несовпадение физиологического и психологического возраста. Мальчик, который с 12 лет подрабатывает не «на пиво», а для того, чтобы кормить семью с мамой-инвалидом и младшими сестрами, психологически взрослее 25-летнего студента дневного отделения вуза, обеспечением которого занимаются родители. Строя свои взаимоотношения с пациентами, врач должен опираться на знание возрастных особенностей развития личности и учитывать их при установлении контакта, построении беседы, при обучении тому, как проводить лечебные и профилактические процедуры.
Возрастные особенности — это комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста
Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастных периодов развития человека (см. табл. 5). Известно, что подобного рода периодизации основываются на обобщениях, пределы которых могут быть весьма широки. В каждом конкретном случае колебания в уровне реального развития человека обладают довольно большой амплитудой.
Представленные в таблицах варианты периодизации возрастного развития несколько различаются, так как основываются на специфических для каждого подхода критериях.
Л. С. Выготский различал три типа периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития. К п е р в о м у типу, основанному на внешнем, но связанным с процессом развития, критерии могут быть отнесены периодизация В.
Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества), и
Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).
Во в т о р о м т и п е использован не внешний, а внутренний критерий — какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей, как у П. П. Блонского, и развитие детской сексуальности — у 3. Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны, ибо их авторы произвольно выбирают одну из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, в то время как значение любого признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.
В периодизации т р е т ь е г о т и п а предпринята попытка выделить периоды развития на основе его существенных особенностей. К ним относятся периодизации
Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. В них использованы три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Этот выбор определяется признанием существования стабильных и кризисных стадий развития
Возрастная периодизация
Т а б л и ц а 5
Возрастая физиология
Медицина
Возрастная психология и педагогика
Новорожденность.
Первые 10 дней жизни
Новорожденность.
Первые 3 — 4 недели
Младенчество — от рождения до 1 года
Грудной возраст
10 дней — 1 год
Грудной возраст
(младший ясельный)
4 недели — 1 год
Раннее детство
1 — 3 года
Преддошкольный возраст
(старший ясельный) 1 —
3 года
Преддошкольное детство
1 — 3 года
Первое детство
4 — 7 лет
Дошкольный возраст
3 — 7 лет
Дошкольное детство
3 — 6 лет
Второе детство
8 - 1 2 лет
Младший школьный возраст 7 — 1 2 лет
Младший школьный возраст
6 — 10 лет
Подростковый возраст: мальчики — 13 — 16 лет; девочки — 1 2 —15 лет
Подростковый возраст
Подростковый возраст
(среднешкольный) 10-15 лет
Юношеский возраст: юноши — 1 7 — 2 1 год; девушки — 16 — 20 лет
Старший школьный
1 2 - 18 лет
Юность: первый период — 15 — 17 лет; второй период — 17 — 21 год
Стабильный период характеризуется постепенным формированием личности путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные проявляются в виде новообразований в орга- низме и психике человека. Критические периоды в жизни человека (относительно короткие во временном отношении) отличаются значительными изменениями в его физическом и психическом развитии. Возрастные кризисы могут возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сферах деятельности, сознания и в социальных отношениях.
Д. Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений "человек—человек", и тем, что он усвоил из системы отношений "че- ловек—предмет". Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой» Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности, возрастными новообразованиями, фор- мирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д. Б. Эльконина — наиболее распростра- ненная в отечественной детской психологии.
Существует ряд иных версий периодизации развития, и число их продолжает увеличиваться, поскольку единые и бесспорные критерии пока не найдены. Наиболее
полной на сегодняшний момент является периодизация Э. Ф. Зеера, которая отражает различные психологические аспекты развития человека (см. табл. 6)
Возрастная периодизация становления личности
Т а б л и ц а 6
Психологические характеристики
Дошкольное детство
Младенчество
(0-1 год)
Раннее детство
(1 — З года)
Дошкольный возраст
(3 — 7 лет)
Основные потребности
Физиологические потребности.
Потребность в эмоционально- телесном контакте с матерью — первая социальная потребность
Психофизиологические потребности.
Потребность в овладении предметным миром и ориентировке в нем
Потребность в психическом развитии, ролевом общении, любви и одобрении
Ведущая деятельность
Общение со взрослым и манипулирование предметами
Предметно- манипулятивная и изобразительная деятельность
Игра
Кризисы становления
Кризис новорожденности
Кризис
1
-го года жизни
Кризис 3-х лет
Основные психические новообразования
Комплекс оживления.
Начальная форма понимания речи.
Ориентировка в окружающем пространстве.
Эмоциональность
Подражательность.
Речь.
Способность пользоваться предметным миром.
Открытие своего «Я»
— появление чувства личности
Способность к идентификации с другими людьми, персонажами сказок.
Половая идентификация.
Страхи.
Способность к символическому замещению предметов.
Психологическая готовность к школе
Психологические характеристики
Школьный возраст
Младший школьный возраст
(7-10 лет)
Подростничество
(11-14 лет)
Ранняя юность
(15-18 лет)
Основные потребности
Познавательная потребность.
Потребность в одобрении
Потребность в общении со сверстниками и нравственном самоопределении.
Потребность стать взрослым
Потребность в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола
Ведущая деятельность
Учение
Вариативные организационные формы и типы образо- вания
Учебно- профессиональная деятельность
Кризисы становления
Кризис
7 лет
Кризис подросткового
Кризис идентичности
Возрастная периодизация становления личности
Т а б л и ц а 6
Психологические характеристики
Дошкольное детство
Младенчество
(0-1 год)
Раннее детство
(1 — З года)
Дошкольный возраст
(3 — 7 лет)
Основные потребности
Физиологические потребности.
Потребность в эмоционально- телесном контакте с матерью — первая социальная потребность
Психофизиологические потребности.
Потребность в овладении предметным миром и ориентировке в нем
Потребность в психическом развитии, ролевом общении, любви и одобрении
Ведущая деятельность
Общение со взрослым и манипулирование предметами
Предметно- манипулятивная и изобразительная деятельность
Игра
Кризисы становления
Кризис новорожденности
Кризис
1
-го года жизни
Кризис 3-х лет
Основные психические новообразования
Комплекс оживления.
Начальная форма понимания речи.
Ориентировка в окружающем пространстве.
Эмоциональность
Подражательность.
Речь.
Способность пользоваться предметным миром.
Открытие своего «Я»
— появление чувства личности
Способность к идентификации с другими людьми, персонажами сказок.
Половая идентификация.
Страхи.
Способность к символическому замещению предметов.
Психологическая готовность к школе
Психологические характеристики
Школьный возраст
Младший школьный возраст
(7-10 лет)
Подростничество
(11-14 лет)
Ранняя юность
(15-18 лет)
Основные потребности
Познавательная потребность.
Потребность в одобрении
Потребность в общении со сверстниками и нравственном самоопределении.
Потребность стать взрослым
Потребность в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола
Ведущая деятельность
Учение
Вариативные организационные формы и типы образо- вания
Учебно- профессиональная деятельность
Кризисы становления
Кризис
7 лет
Кризис подросткового
Кризис идентичности
возраста
Основные психические новообразования
Произвольность психических процессов.
Внутренний план действий. Рефлексия.
Способность идентификации с другими.
Развитие системы скоорди- нированных движений
Чувство взрослости.
Нравственная регуляция своего поведения.
Сравнительная самооценка.
Рефлексивное мышление. Дружба
Обобщенная самооценка.
Самоуважение.
Личностное и профессиональное самоопределение.
Социально- профессиональная рефлексия.
Чувство одиночества,
«Я»-концепция
Психологические характеристики
Взрослость
Юность (18-23 года)
Молодость
(24-27 лет)
Зрелость (28-60 лет)
Основные потребности
Потребность в социальном и профессиональном самоопределении
Потребность в социальном профессиональном росте и развитии карьеры
Потребность в самореализации и самоосуществлении в профессии
Ведущая деятельность
Учебно-профессио- нальная деятельность, профессиональная подготовка и нор- мативно одобряемая профессиональная деятельность
Нормативно одобряемая профессиональная деятельность
Нормативно одобряемая индиви- дуальная и творческая профессиональная деятельность
Кризисы становления
Кризис профессиональных экспектаций
Кризис профессионального роста
Кризис нереализованных профессиональных возможностей
Основные психические новообразования
Социально-профессио- нальная активность.
Обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений, навыков
Социально-профессио- нальная самостоятельность.
Профессиональный опыт.
Профессионально важные качества.
Профессиональная квалификация.
Профессиональная идентификация.
Социально- профессиональная рефлексия
Профессиональная позиция.
Сверхнормативная профессиональная активность. Ключевые квалификации и ком- петенции.
Профессионально обу- словленные черты характера. Социально- профессиональная самоактуализация.
Профессиональные деформации личности
Психологические характеристики
Старость
Пожилой возраст
(60-75 лет)
Старчество
(75 — 90 лет)
Долгожительство
(более 90 лет)
Основные
Потребность в Потребность в Психофизиологические
Основные психические новообразования
Произвольность психических процессов.
Внутренний план действий. Рефлексия.
Способность идентификации с другими.
Развитие системы скоорди- нированных движений
Чувство взрослости.
Нравственная регуляция своего поведения.
Сравнительная самооценка.
Рефлексивное мышление. Дружба
Обобщенная самооценка.
Самоуважение.
Личностное и профессиональное самоопределение.
Социально- профессиональная рефлексия.
Чувство одиночества,
«Я»-концепция
Психологические характеристики
Взрослость
Юность (18-23 года)
Молодость
(24-27 лет)
Зрелость (28-60 лет)
Основные потребности
Потребность в социальном и профессиональном самоопределении
Потребность в социальном профессиональном росте и развитии карьеры
Потребность в самореализации и самоосуществлении в профессии
Ведущая деятельность
Учебно-профессио- нальная деятельность, профессиональная подготовка и нор- мативно одобряемая профессиональная деятельность
Нормативно одобряемая профессиональная деятельность
Нормативно одобряемая индиви- дуальная и творческая профессиональная деятельность
Кризисы становления
Кризис профессиональных экспектаций
Кризис профессионального роста
Кризис нереализованных профессиональных возможностей
Основные психические новообразования
Социально-профессио- нальная активность.
Обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений, навыков
Социально-профессио- нальная самостоятельность.
Профессиональный опыт.
Профессионально важные качества.
Профессиональная квалификация.
Профессиональная идентификация.
Социально- профессиональная рефлексия
Профессиональная позиция.
Сверхнормативная профессиональная активность. Ключевые квалификации и ком- петенции.
Профессионально обу- словленные черты характера. Социально- профессиональная самоактуализация.
Профессиональные деформации личности
Психологические характеристики
Старость
Пожилой возраст
(60-75 лет)
Старчество
(75 — 90 лет)
Долгожительство
(более 90 лет)
Основные
Потребность в Потребность в Психофизиологические
потребности признании и трансляции своего опыта. Потребность в бессмертии.
Психофизиологически е потребности общении, внимании и заботе.
Психофизиологические потребности потребности
Ведущая деятельность
Социально одобряемая общественно полезная деятельность
Домоводство. Личная гигиена
Домоводство. Личная гигиена
Кризисы становления
Кризис осознания смысла жизни
Кризис ухода из жизни
Кризис ухода из жизни
Основные психические новообразования
Социальная, религиозная, бытовая активность. Мудрость.
Рефлексия прошлого.
Тревожность
Умиротворенность.
Желание смерти.
Социальная индифферентность
Умиротворенность.
Желание смерти.
Социальная индифферентность
В каждом возрастном периоде у человека изменяются представление о себе, жизненные приоритеты и иерархия ценностей, становятся иными ведущая деятельность и мотивация, взгляды на мир и на окружающих, а также восприятие собственного возраста.
Посмотрите на детей грудничкового возраста: если разница в один месяц, а тем более в полгода — это уже совсем разные дети, к ним трудно применить слово «ровесники». В дошкольном периоде становится значимой разница на полгода или год. Для младшего школьного возраста важнее, чем физический возраст, сказывается срок обучения (класс), для старшего — класс и пол (девочки-старшеклассницы встречаются с более взрослыми мальчиками и считают их равными себе). Ученики X класса относят одноклассников к ровесникам, а девятиклассников — к младшим, не обращая внимания на календарный возраст. А возраст в 30—40 лет представляется им невероятно далеким — это та самая мифическая зрелость, для них равная старости и отсутствию желаний и планов. То же восприятие характерно и для обратного направления: для 50 —60-летнего педагога все школьники — «деточки», да и студенты тоже, вне зависимости от возраста. Трудно посмотреть сквозь призму поколений (и это в любую сторону) и разглядеть в них коллег.
В 40 лет ровесниками считают все свое поколение, а это не менее 10 лет. Выпускники 60-х гг. отличаются от выпускников 80-х, как и их песни. Но дальше, с увеличением календарного возраста, происходит сужение понятия «ровесник».
При общении с пожилыми пациентами важно не путать возраст и не обобщать их в большие возрастные категории (пенсионеры) при подборе групп для занятий лечебной физкультурой или обучения специальным лечебным навыкам. В этом случае следует учитывать индивидуальные особенности, физическое состояние, стадию и тяжесть заболевания.
Рассмотрим кратко особенности каждого возрастного периода, а более подробную характеристику попробуйте изучить самостоятельно, используя дополнительную литературу и собственный жизненный опыт (наблюдение и самонаблюдение).
Младенчество и раннее детство. Ребенок до трех лет оказывается наедине с врачом лишь в критических случаях, чаще перед врачом предстает диада — маленький пациент и сопровождающее его лицо. Проблема болезни ребенка — это общая проблема для родителей, для врача и для ребенка. Наиболее эффективно она может быть решена при объединении усилий. Взаимодействие (сбор анамнеза, рекомендации по лечению и уходу) строится с взрослым, учитывая его возраст, образование, эмоциональное состояние и то время, которое он готов уделять ребенку. Если на прием пришла мама, а ухаживать за малышом будет няня или бабушка, некоторые рекомендации правильнее разъяснять
Психофизиологически е потребности общении, внимании и заботе.
Психофизиологические потребности потребности
Ведущая деятельность
Социально одобряемая общественно полезная деятельность
Домоводство. Личная гигиена
Домоводство. Личная гигиена
Кризисы становления
Кризис осознания смысла жизни
Кризис ухода из жизни
Кризис ухода из жизни
Основные психические новообразования
Социальная, религиозная, бытовая активность. Мудрость.
Рефлексия прошлого.
Тревожность
Умиротворенность.
Желание смерти.
Социальная индифферентность
Умиротворенность.
Желание смерти.
Социальная индифферентность
В каждом возрастном периоде у человека изменяются представление о себе, жизненные приоритеты и иерархия ценностей, становятся иными ведущая деятельность и мотивация, взгляды на мир и на окружающих, а также восприятие собственного возраста.
Посмотрите на детей грудничкового возраста: если разница в один месяц, а тем более в полгода — это уже совсем разные дети, к ним трудно применить слово «ровесники». В дошкольном периоде становится значимой разница на полгода или год. Для младшего школьного возраста важнее, чем физический возраст, сказывается срок обучения (класс), для старшего — класс и пол (девочки-старшеклассницы встречаются с более взрослыми мальчиками и считают их равными себе). Ученики X класса относят одноклассников к ровесникам, а девятиклассников — к младшим, не обращая внимания на календарный возраст. А возраст в 30—40 лет представляется им невероятно далеким — это та самая мифическая зрелость, для них равная старости и отсутствию желаний и планов. То же восприятие характерно и для обратного направления: для 50 —60-летнего педагога все школьники — «деточки», да и студенты тоже, вне зависимости от возраста. Трудно посмотреть сквозь призму поколений (и это в любую сторону) и разглядеть в них коллег.
В 40 лет ровесниками считают все свое поколение, а это не менее 10 лет. Выпускники 60-х гг. отличаются от выпускников 80-х, как и их песни. Но дальше, с увеличением календарного возраста, происходит сужение понятия «ровесник».
При общении с пожилыми пациентами важно не путать возраст и не обобщать их в большие возрастные категории (пенсионеры) при подборе групп для занятий лечебной физкультурой или обучения специальным лечебным навыкам. В этом случае следует учитывать индивидуальные особенности, физическое состояние, стадию и тяжесть заболевания.
Рассмотрим кратко особенности каждого возрастного периода, а более подробную характеристику попробуйте изучить самостоятельно, используя дополнительную литературу и собственный жизненный опыт (наблюдение и самонаблюдение).
Младенчество и раннее детство. Ребенок до трех лет оказывается наедине с врачом лишь в критических случаях, чаще перед врачом предстает диада — маленький пациент и сопровождающее его лицо. Проблема болезни ребенка — это общая проблема для родителей, для врача и для ребенка. Наиболее эффективно она может быть решена при объединении усилий. Взаимодействие (сбор анамнеза, рекомендации по лечению и уходу) строится с взрослым, учитывая его возраст, образование, эмоциональное состояние и то время, которое он готов уделять ребенку. Если на прием пришла мама, а ухаживать за малышом будет няня или бабушка, некоторые рекомендации правильнее разъяснять
непосредственно человеку, который будет их выполнять, либо дать их подробную запись или пригласить его на специальную обучающую программу (обучение массажу, пользованию ингалятором и т.п.).
Самые большие сложности с маленькими пациентами — субъективное искажение жалоб, так как ни мама, ни врач не знают точно, где именно болит и насколько больно ребенку. В их арсенале только наблюдательность и объективные методы исследования.
Дети, как правило, боятся неожиданных движений, резких звуков и незнакомых людей.
Лечение, связанное с необычными звуками и запахами, ярким светом и инструментами, может усилить чувство страха. Так как словарный запас ребенка ограничен, страх выражается громким голосом и мимикой. И сами дети больше реагируют не на слова, а на невербальные характеристики обращения: громкость и тон голоса, улыбку врача или его нахмуренное лицо и т.д.
В особенности этого возраста входят боязнь незнакомых людей и тревоги отделения.
Педиатры называют это «тревогой 7-месячных». Малыши, которые до этого улыбались, были приветливыми и открытыми, в присутствии незнакомых людей неожиданно ста- новятся робкими и настороженными. С большим недоверием смотрят они на незнакомца, изучая его. Боязнь чужих, новых людей, отличаясь разной степенью выраженности, сопровождает ребенка фактически до двух лет. Дети часто плачут и цепляются за тех, кто о них заботится. Перспектива остаться одному в незнакомом месте, пусть даже на минуту, может вызвать у ребенка сильное беспокойство.
Дошкольный возраст. Возрастной период от 3 до 7 лет — это период дошкольного детства. Ведущий тип деятельности — игра, которая позволяет маленькому человеку осваивать взаимоотношения взрослых, научиться сложным действиям, привыкнуть под- чиняться правилам. Поэтому предложите ему поиграть в пациента. (Особенно важно включать игровые моменты при длительном лечении ребенка в стационаре.)
Некоторые детские врачи успешно используют игру в сотрудничество: «Подержи ватку, инструмент», «Постучи (нажми, дотронься) здесь», «Давай вместе посмотрим в зеркало» и т.д.
Например, у вас на приеме ребенок 5 лет. Как лучше построить с ним взаимоотношения, чтобы не напугать его, установить контакт, вызвать доверие? Ведь именно он является вашим пациентом, только он точно знает, что и где его беспокоит.
Или вы изначально построите взаимоотношения так, что мама, папа или бабушка будут посредниками, переводчиками и исполнителями, а сам ребенок окажется лишь носителем определенного симптома? Или же, впадая в другую крайность, постараетесь не обращать на родителей внимания.
До недавнего времени, кстати, считалось, что присутствие родителей во время стоматологического лечения ребенка нежелательно. Действительно, существуют родители, которые боятся стоматолога больше, чем их дети, и заражают их своей тревожностью. Но один 5-летний ребенок может иметь опыт общения с врачом без родителей (например, из-за регулярных осмотров в детском саду), а для другого ситуация остаться одному с чужим взрослым является новой и сама по себе вызывает стресс.
Чтобы не потерять доверия маленького пациента, не следует говорить, что больно не будет, если предстоит заведомо болезненная процедура. Правильнее предупредить его, что будет немного больно, но что он с этим справится. А чтобы ребенок мог регулировать свое терпение, договоритесь, что болезненное воздействие будет длиться, пока он считает до 5. Если предстоит длительная процедура, то для некоторых детей лучше выполнять ее поэтапно.
Практический совет
Если ребенок боится уколов, попробуйте переключить его внимание на другие телесные ощущения, например: «Пока я делаю тебе укол, постарайся сильно-сильно сжать левый кулачок, так, чтобы чувствовать, как пальчики давят друг на друга».
Самые большие сложности с маленькими пациентами — субъективное искажение жалоб, так как ни мама, ни врач не знают точно, где именно болит и насколько больно ребенку. В их арсенале только наблюдательность и объективные методы исследования.
Дети, как правило, боятся неожиданных движений, резких звуков и незнакомых людей.
Лечение, связанное с необычными звуками и запахами, ярким светом и инструментами, может усилить чувство страха. Так как словарный запас ребенка ограничен, страх выражается громким голосом и мимикой. И сами дети больше реагируют не на слова, а на невербальные характеристики обращения: громкость и тон голоса, улыбку врача или его нахмуренное лицо и т.д.
В особенности этого возраста входят боязнь незнакомых людей и тревоги отделения.
Педиатры называют это «тревогой 7-месячных». Малыши, которые до этого улыбались, были приветливыми и открытыми, в присутствии незнакомых людей неожиданно ста- новятся робкими и настороженными. С большим недоверием смотрят они на незнакомца, изучая его. Боязнь чужих, новых людей, отличаясь разной степенью выраженности, сопровождает ребенка фактически до двух лет. Дети часто плачут и цепляются за тех, кто о них заботится. Перспектива остаться одному в незнакомом месте, пусть даже на минуту, может вызвать у ребенка сильное беспокойство.
Дошкольный возраст. Возрастной период от 3 до 7 лет — это период дошкольного детства. Ведущий тип деятельности — игра, которая позволяет маленькому человеку осваивать взаимоотношения взрослых, научиться сложным действиям, привыкнуть под- чиняться правилам. Поэтому предложите ему поиграть в пациента. (Особенно важно включать игровые моменты при длительном лечении ребенка в стационаре.)
Некоторые детские врачи успешно используют игру в сотрудничество: «Подержи ватку, инструмент», «Постучи (нажми, дотронься) здесь», «Давай вместе посмотрим в зеркало» и т.д.
Например, у вас на приеме ребенок 5 лет. Как лучше построить с ним взаимоотношения, чтобы не напугать его, установить контакт, вызвать доверие? Ведь именно он является вашим пациентом, только он точно знает, что и где его беспокоит.
Или вы изначально построите взаимоотношения так, что мама, папа или бабушка будут посредниками, переводчиками и исполнителями, а сам ребенок окажется лишь носителем определенного симптома? Или же, впадая в другую крайность, постараетесь не обращать на родителей внимания.
До недавнего времени, кстати, считалось, что присутствие родителей во время стоматологического лечения ребенка нежелательно. Действительно, существуют родители, которые боятся стоматолога больше, чем их дети, и заражают их своей тревожностью. Но один 5-летний ребенок может иметь опыт общения с врачом без родителей (например, из-за регулярных осмотров в детском саду), а для другого ситуация остаться одному с чужим взрослым является новой и сама по себе вызывает стресс.
Чтобы не потерять доверия маленького пациента, не следует говорить, что больно не будет, если предстоит заведомо болезненная процедура. Правильнее предупредить его, что будет немного больно, но что он с этим справится. А чтобы ребенок мог регулировать свое терпение, договоритесь, что болезненное воздействие будет длиться, пока он считает до 5. Если предстоит длительная процедура, то для некоторых детей лучше выполнять ее поэтапно.
Практический совет
Если ребенок боится уколов, попробуйте переключить его внимание на другие телесные ощущения, например: «Пока я делаю тебе укол, постарайся сильно-сильно сжать левый кулачок, так, чтобы чувствовать, как пальчики давят друг на друга».