Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 559
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29. Определение понятий «стресс», «эустресс», «дистресс», «стрессоустойчивость».
30. Кто является основателем концепции стресса?
31. Что такое «стрессор»? Какие бывают стрессоры?
32. Триада реакции на тревогу? Физиологический компонент стресса.
33. Трехфазная природа стресса (концепция Г. Селье):
34. На какой стадии происходит приспособление и адаптация?
35. Обратима ли стадия истощения?
36. Адаптационные резервы нашего организма имеют предел?
37. Виды стресса.
38. Влияние стресса на развитие психосоматических заболеваний.
39. Характеристика понятия «стрессоустойчивость».
40. Основные факторы стрессоустойчивости.
41. Физиологические предпосылки стрессоустойчивости.
42. Индивидуально-личностные особенности и устойчивость к стрессу.
43. Как и в чем проявляется стресс? Органы «мишени» стресса.
44. Методы борьбы со стрессом.
Содержательная часть
Психология здоровья представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к развитию и обогащению личности. Во многих отраслях науки на современном этапе происходит поиск новых путей развития.
Психология здоровья также пытается уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными проявлениями психической жизни реальность сущность как таковую в ее целостности.
Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию человека как многообразно активного динамического целого, однако, принимая все существующие теории личности, выходит за границы любой из них в поисках универсальности.
Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подход в науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополучия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями К. Роджерса, идти через раскрытие «Потенциала Человека».
Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие «холистического здоровья».
Программа символически представлена в виде цветка, семь лепестков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практической работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности).
1.
Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) — способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.
2.
Потенциал воли (личностный аспект здоровья) — способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.
3.
Потенциал
чувств
(эмоциональный аспект здоровья).
Эмоциональная компетентность — это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства,
понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организации личности.
4.
Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Сюда же относятся алиментарная и сексуальная компетентность.
5.
Общественный
потенциал
(социальный аспект здоровья).
Социальная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечеству. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.
6.
Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) — способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний.
7.
Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная компетентность— это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь.
Духовный потенциал — это стержень, это ткань, это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок Потенциалов— Гармония Личности.
Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни, погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и национальных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.
Задачи психологии здоровья
К задачам психологии здоровья следует отнести:
1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью.
2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.
3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обогащения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:
1) самопознание;
2) самовоспитание или самосотворение;
3) самоосуществление.
Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех областях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья.
Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Представим наиболее важные из них:
1) психическое здоровье;
2) физическое здоровье;
3) экологическое здоровье;
4) профилактическая наркология;
5) психосоматическая медицина;
6) психология питания;
7) семейное здоровье;
8) сексуальное здоровье;
4.
Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Сюда же относятся алиментарная и сексуальная компетентность.
5.
Общественный
потенциал
(социальный аспект здоровья).
Социальная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечеству. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.
6.
Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) — способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний.
7.
Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная компетентность— это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь.
Духовный потенциал — это стержень, это ткань, это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок Потенциалов— Гармония Личности.
Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни, погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и национальных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.
Задачи психологии здоровья
К задачам психологии здоровья следует отнести:
1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью.
2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.
3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обогащения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:
1) самопознание;
2) самовоспитание или самосотворение;
3) самоосуществление.
Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех областях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья.
Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Представим наиболее важные из них:
1) психическое здоровье;
2) физическое здоровье;
3) экологическое здоровье;
4) профилактическая наркология;
5) психосоматическая медицина;
6) психология питания;
7) семейное здоровье;
8) сексуальное здоровье;
9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;
10)образование и просвещение;
11)труд и отдых;
12)национальное здоровье.
Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:
1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.
2. Внутренняя картина здоровья.
3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.
4. Обучение здоровью.
Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.
Классификация методов развития личности.
Перечень организационных форм психологии здоровья находит свое развитие в зависимости от конкретных условий (армия, моряки, бизнесмены и др.). К сожалению, привязанность их к медицинским учреждениям часто «нозологизирует» контингент обращающихся за помощью. Важно, чтобы круг форм, имеющих строгую ориентацию на профилактику, расширялся, что способствовало бы охвату большего числа именно здоровых и лиц с состояниями, относящимися к дозонологическому уровню.
Основным мотивом, привлекающим внимание к программам психологии здоровья, выступает личность психолога и методы, которыми он осуществляет поставленные задачи.
С помощью этих методов можно решать такие тактические задачи первичной профилактики, как коррекция негативных личностных особенностей; модификация стереотипов поведения, способствующих развитию психической, соматической и наркологической патологий; снижение последствий эмоциональной стрессированности; борьба с артериальной гипертензией; выработка установки на здоровье и привлечение широкого участия в массовых профилактических мероприятиях; мотивирование населения к преодолению вредных привычек и др.
Во многих работах указывается, что применение психокоррекционных методов
(аутогенная тренировка, биообратная связь и др.) способствует снижению вероятности смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%. Все эти задачи могут быть осуществлены при правильном использовании методов когнитивно-социального научения, методов релаксации и урегулирования обстановки в семье и на работе.
К эффективным методам освоения навыков самопрофилактики относится консультирование 2—3 раза в год (по мере необходимости — и чаще) по вопросам питания, борьбы со стрессами, курением и другими вредными привычками, по решению семейных, сексуальных проблем.
Стратегии оказания психологической помощи проблемным клиентам в психологии здоровья определены гармоничным сочетанием работы с негативными и позитивными сторонами личности. Стремление к совершенству предполагает работу как с тем, что мешает этому, так и с тем, что обогащает потенциал личности.
Методы психологического воздействия в области развития, совершенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости от уровня сознания, на котором проводятся позитивные изменения. Наиболее приемлемой для психологии здоровья, на наш взгляд, является классификация, основанная на модели «Спектра
Сознания» Кена Уилбера. «Спектр Сознания» — это многомерный подход к человеческой личности. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженой идентификации, ассоциируемой с Эго- уровнем.
Совершенствование на уровне Эго. Дезадаптации на данном уровне возникают тогда, когда образ самого себя подвергается искажению и изображается (истолковывается) неточно. Это может быть результатом разрушения связей между сознанием и бессознательным, и тогда совершенствование будет заключаться в восстановлении точного и, следовательно, реального, приемлемого образа себя. Если человек отчуждает какие-то грани своей личности, он обманывает себя, искажает свой образ. Отвергнутые, вытесненные аспекты (то есть пока «неосознаваемая тень персоны») тем не менее принадлежат ему и — например, с помощью механизмов психологической защиты — выходят наружу в виде проекции этих теневых сторон на других людей. Резерв роста личности включает контактирование с «тенью», осознание этих аспектов и принятие их, что расширяет чувство идентификации. Таким образом человек обретает уточненный и приемлемый образ себя, устраняется разрыв между «персоной» и «тенью». Личность выходит на уровень
«Понимаю и принимаю себя со всеми своими достоинствами и недостатками».
Совершенствование на экзистенциальном уровне. Цель этих методов состоит не в том, чтобы воссоздать уточненный образ целостного организма, а в том, чтобы быть целостным организмом. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. На данном уровне основная забота совер- шенствования состоит в преодолении глубинной двойственности, как-то: субъект—объект, жизнь—смерть. Большинство методов экзистенциональ-ного уровня обращено к целостному психосоматическому организму и тем кризисам, которые могут здесь иметь место. В эту группу методов входят преимущественно те. в основе которых лежит ноэтический подход
— такие как экзистенциальная психология, гештальт-терапия логотерапия. гуманистическая психология и др.
Совершенствование биосоциального слоя. Этот слой относится к верхним пределам экзистенциального уровня. Он хранит в себе объемный массив информации, отобранной из культурного наследия человека. Сформированные поведенческие паттерны этого слоя оказывают всепроникающее влияние как на характер мыслительного процесса, структуру
Эго, так и на общее поведение человека.
При восприятии и описании мира человек использует фильтры, с помощью которых сортирует информацию о реальности. Фильтры могут быть обусловлены физиологическими, социальными и индивидуальными особенностями конкретного человека. Тот опыт, который не пропущен самонаблюдения, потрясающая психотерапия, арт-терапия и другие. Именно благодаря таким переживаниям человек может коснуться мира метамотиваций, трансцендентных ценностей— другими словами, вступить в духовные области трансперсонального слоя.
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 28
Совершенствование уровня MIND (существования). Если на уровне трансперсонального слоя еще есть тонкая грань различия свидетеля и свидетельствуемого, то на уровне MIND эта тонкая грань уходит, то есть остаточные следы двойственности полностью стираются. На этом уровне Свидетель и свидетельствуемое становятся одним и тем же. «...Добиться, чтобы созерцающее, как и требует изначальная его природа, стало подобно созерцаемому, и стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как цель на эти и будущие времена». Итак, в первом случае (трансперсональный слой) человек свидетельствует реальность (сушее). во втором (уровень MIND)— он есть реальность
(сушее). Методы этого уровня пытаются избавить человека от дуализма субъекта-объекта, после чего он становится способным к взаимодействию с внепространственным миром космического
Сознания. Выход на уровень MIND достигается с помощью специфических техник, включенных в некоторые формы религиозного мистицизма — таких, как буддизм махаяны, даосизм, ведантизм, индуизм, суфизм, православный исихазм и другие.
Критерии психического здоровья.
ВОЗ: Критерии психического здоровья (Г.К.Ушаков,1976):
• причинная обусловленность психических явлений, их необходимость,
упорядоченность;
• соответственная возрасту человека зрелость чувств;
• максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
• соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;
• критический подход к обстоятельствам жизни;
• способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
• адекватность реакций общественным обстоятельствам
(социальной среде);
• чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
• самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
• способность планировать и осуществлять свой жизненный путь
Качества зрелой личности.
Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, составленный на основе характеристик самоактуализированной личности, предложенной А. Маслоу, программ
«Моральных и духовных ценностей», разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе отдельных представлений автора.
Зрелая личность:
• делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;
• автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что в ней могут содержаться предложения для самосовершенствования;
• не перекладывает вину на других и не критикует, пока не разберется в сути дела;
• несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;
• проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;
• адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;
• способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);
• не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;
• обладает более автономной системой ориентации, имеет собственное мнение;
• независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» любую частную культуру;
• не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комплименты, принимает их красиво и без ложной скромности; не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;
• постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;
• способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, например, с друзьями или близкими людьми;
• обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;
• живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;
• имеет опыт переживания высших состояний;
• сфокусирована на проблемах вне себя;
• терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;
• обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей
• соответственная возрасту человека зрелость чувств;
• максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
• соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;
• критический подход к обстоятельствам жизни;
• способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
• адекватность реакций общественным обстоятельствам
(социальной среде);
• чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
• самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
• способность планировать и осуществлять свой жизненный путь
Качества зрелой личности.
Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, составленный на основе характеристик самоактуализированной личности, предложенной А. Маслоу, программ
«Моральных и духовных ценностей», разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе отдельных представлений автора.
Зрелая личность:
• делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;
• автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что в ней могут содержаться предложения для самосовершенствования;
• не перекладывает вину на других и не критикует, пока не разберется в сути дела;
• несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;
• проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;
• адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;
• способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);
• не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;
• обладает более автономной системой ориентации, имеет собственное мнение;
• независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» любую частную культуру;
• не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комплименты, принимает их красиво и без ложной скромности; не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;
• постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;
• способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, например, с друзьями или близкими людьми;
• обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;
• живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;
• имеет опыт переживания высших состояний;
• сфокусирована на проблемах вне себя;
• терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;
• обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей