ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Класс: 5а
Предмет: математика
Общая тема: Десятичные дроби.
Автор учебника и УМК:
-
Виленкин Н. Я. Математика, 5 класс. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. – М.: Мнемозина, 2003. - 304 с.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока. Нетрадиционный урок – математическое путешествие.
Основные приемы и методы: использование проблемно-поискового метода, наглядного метода, межпредметной связи.
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
Цель данного типа урока: обобщение и систематизация знаний - организация работы по усвоению учащимися понятий, правил, решение практических заданий по теме, предусмотренных учебной программой.
Задачи урока:
Образовательные:
-
- обобщение знаний учеников о десятичных дробях; повторение правил умножения десятичных дробей на натуральное число.
Развивающие:
-
- развитие речи, мышления; -
- совершенствование умственной деятельности: анализ, способность наблюдать, делать выводы, составлять алгоритм решения, проверять результаты.
Воспитательные:
-
- воспитание информационной культуры, поддержание интереса к математике, через расширение знаний учащихся об истории математики.
Оборудование к уроку: учебник «Математика 5 кл» , разноуровневые дидактические задания по теме, карта достижений, доска, мел, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft PowerPoint), раздаточный материал (по количеству обучающихся)
План урока.
№ этапа | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент и целеполагание | 2 мин. | Знакомит с целью урока и темой. Сообщает тему урока Изложение темы, целей урока | Запись темы урока в тетради. Ставят себе целью выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок |
2. | Актуализация опорных знаний. Работа у доски, с экраном. | 3 мин. | Задает проблемный вопрос, по необходимости оказывает помощь Проверяет работы учащихся, даёт консультации в случае затруднения | Отвечают на вопросы, работают с экраном и в тетрадях |
3. | Работа с текстом, экраном и разно уровневыми карточками | 18 минут | Раздает задания, оказывает индивидуальную помощь | Знакомятся с вопросами, работают индивидуально, в парах, в группе, тетрадях |
4. | Подведение итогов работы. | 3 мин. | Организует беседу, подводит итог, анализирует задания | Активно участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения |
5. | Рефлексия. Выставление оценок | 3 минуты | Поощрение оценками | Сравнивают результаты заданий с предлагаемым результатом Выставляют оценки |
6 | Домашнее задание | 1 минута | Предлагает составить математическую аппликацию. | Знакомятся с домашним заданием |
Ход урока.
1.Организационный момент.
Слайд 1
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, -
Все для вас
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час!
Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. Дорогие ребята, мы с Вами пятый год плаваем по бескрайнему морю МАТЕМАТИКИ в поисках истины и знаний. И вот сегодня мы отправимся в далекое путешествие за знаниями и сокровищами.
Слайд 2
Целью нашего урока являются повторение, обобщение и закрепление изученного материала по теме «Десятичные дроби» и конечно же поиск сокровищ.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока "Десятичные дроби". Все решения вы будете записывать в тетрадь.
А совершим мы свое путешествие на кораблях.
У вас у каждого есть маршрутная карта урока. Подпишите их, пожалуйста. В ней находится таблица, в которой указаны маршрутные остановки Слайд 3
-
Математическая -
Историческая -
Географическая -
Биологическая
по прохождению каждой остановки вы будете записывать Ваши результаты в маршрутный лист.
Слайд 4
Возьмите с собой в путь знания, находчивость и смекалку, сегодня они вам пригодятся. Желаю Вам счастливого пути.
Слайд 5
Ребята, возникла проблема, прежде, чем отправиться в путь нужно починить корабли, в чем помогут нам наши плотники Федор, Яков и Лука
2. Актуализация знаний. (читает ученик)
Три соседа мужика
(Федор, Яков и Лука),
Чтоб по миру покружить
Надо судно починить
Но Лука вдруг говорит:
Надо доску поделить!
Вот доска у нас такая
И длина ведь небольшая!
Полочки всего четыре,
Сделать равными друзья!
Допускать обид нельзя.
Можно ль это сделать им?
И смекни путем каким?
(на доске – рисунок доски)
Учитель. Ребята. Давайте поможем Федору, Якову и Луке починить корабли.
Но проблема, им нужно разделить две доски на четыре части, как нужно это сделать? Чтобы справиться с этим заданием, Вам нужно ответить на некоторые вопросы:
- А в виде чего записано это число (длина доски)?
- Из чего состоит это число?
А мы умеем делить десятичную дробь на число, каким правилом нам нужно воспользоваться? (Правильно, молодцы, ребята!) Выполните деление в тетради.
А теперь опишем это математическим действием. Кто самый смелый выполнит деление?
(1,36 : 4 = 0,34) (2,64:4—0,66)
Проверим! Слайд 6
Какие действия мы еще умеем совершать с десятичными дробями?
-
А складывать и вычитать десятичные дроби мы умеем?. -
А умножать десятичные дроби?
Кто быстрее?
Учитель.
Молодцы ребята, мы вместе починили наши корабли! А самых активных ребят я назначаю капитанами и вручаю им эмблемы, Ваша задача, капитаны, следить за порядком на своем корабле. Желаю успехов в пути!
-
Я поняла, что вы очень хорошо знаете про десятичные дроби. Мы продолжаем «путешествовать» . А готовы ли мы к этому, выясним.
Слайд 7
Сейчас мы совершаем остановку «Математическая», где нас ждут интересные и познавательные задания (ДЛЯ ВСЕГО КЛАССА): (Приложение 2)
Выполни устный счет и открой картинку:
6,21*100 = … 621:100 = … 60+2,1= … 0,6210*10000 =
3,7*1000= … 3,7:10 = … 0,37:10 = … 62,1:1000= …
Замечательно! ОЦЕНКИ занесите в маршрутный лист.
Мы продолжаем интересное путешествие по миру десятичных дробей и встречает нас остров? «Исторический» (задание выполняем в парах, решение записываем в тетрадь):
Слайд 16
До ХVl века европейцы не знали десятичных дробей. Правда, еще до н. э. в Китае пользовались десятичными дробями.
Найдите закономерность и вставьте вместо знака вопроса недостающее число. Вы узнаете, в каком веке до нашей эры появились десятичные дроби. На выполнение задания у вас две минуты.
3,7 5,1 6,5
13,8 15,2 16,6
2,1 ? 3,9
Итак, ВАНЯ –САША что нового вы узнали, проверим????
(3,7 + 6,5) : 2 = 5,1
(13,8 + 16,6) : 2 =15,2
(2,1 + 3,9) : 2 = 3
Верно уже в 3м веке до н.э. появились дроби, мы познакомились с Вами немного с историей возникновения дробей. ОЦЕНКИ: Те у кого все получилось в маршрутный лист ставим 5, у кого есть ошибки 4, и кто не смог справиться с заданием – 3.
И вот мы приближаемся к заливу?????? «Биологическая» очень интересному, в котором обитают огромное количество редких птиц и животных.
Слайд 17
Чтобы познакомиться с ними, нам нужно выполнить следующие задания в конвертах:
Для первого и второго корабля задание:
Слайд 18
На земном шаре обитают птицы - безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами. Решите эти примеры в тетради. Заменив числа буквами , вы прочтёте название птиц-метеорологов.
1. 8+1,6; 2. 11,7-4,4; 3. 1-0,99; 4. 0,15*10; 5. 10,92:3; 6. 0,024*4;
7. 4,2+6,4; 8. 1560:100
Для третьего и четвертого корабля:
Слайд 19
На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься сидя у них на панцире. Название этих черепах зашифровано в примерах «Дополни дробь до 1»:
Ребята, выполнив задание, напишите слово на карточке и поднимите ее вверх, на выполнение задания у вас 3 минуты. ТЕТРАДИ
Та группа, которая первая выполнит задание, расшифровав слово, выступает с сообщением о данном животном или птице.
Сообщение 1(Слайд 20), Сообщение 2(Слайд 21)
Мы познакомились с очень интересными обитателями острова, путем решения примеров.
4) После такого путешествия необходимо отдохнуть и нас встречает бухта Отдыха Олимпийская деревня. Встаньте, дети, пожалуйста.
Слайд 22
А разминка у нас не простая, все наверно знают, какое событие недавно проходило в нашей стране, связанное со спортом. Какое событие? Олимпиада! Сколько всего медалей у сборной России в общем медальном зачете (33). Я буду задавать вам вопросы, а вы в уме ответив на поставленный вопрос собираетесь в группы по столько человек, какой получился у вас результат.
Под музыку ребята выполняют задания, поставленные учителем. (музыка)
Вспомните, пожалуйста, сколько всего бронзовых медалей в общем командном зачете, разделите его на 3 (9:3 равно 3). Правильно, так сколько бр. Медалей?
Какое место заняла Россия в общем медальном зачете (1).
Какого числа начались 22е Зимние Олимпийские игры? (7).
Хорошо Вы знаете наши результаты, молодцы. Спасибо, а сейчас займите свои места.
5) Молодцы! Набравшись сил, мы продолжаем путь. Ребята, но случилась беда, пираты стерли с карты границы материков и океанов, нам нужно восстановить карту, сделаем остановку на острове Географическая. Слайд 23.
Вспомним, ребята, какие вы знаете материки и океаны:
(задание индивидуально, 2 минуты)
Слайд 24
Сравните площади материков и укажите площадь самого большого и маленького материка:
-
Америка – 42,1 млн. км -
Африка – 29,9 -
Антарктида – 13,9 -
Австралия – 8,9 -
Азия – 44,4
Европа – 10,2
Океаны:
-
Тихий- 169,2 -
СеверноЛедовитый-14,75 -
Атлантический-91,6 -
Индийский- 73,556
Каждый передайте свою тетрадь соседу, сидящему слева. Что вы узнали из этого задания, что ВАМ дало это путешествие. Проверим верно ли вы справились с заданием.
Слайд 25
Заключительный этап:
Слайд 26
Наш урок скоро завершается. Подведем предварительные итоги. С чем Вы столкнулись в этом Путешестви?. Какие действия повторили?
А достигли ли мы цель урока? Это мы сейчас проверим. В начале урока мы помогали нашим плотникам Якову, Федору и Луке чинить корабли, а теперь попробуем сами изобрести наши корабли. Объявляется конкурс «Мечта» Слайд 27 (построить корабли из предложенных материалов, необходимо разрезать каждый лист на 10 треугольников и из них сооружить корабль).
Затем посчитайте какое количество вы использовали треугольников на строительство корабля и запишите в виде дроби. На творческое задание вам отводится 3 минуты.