Файл: Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сосновоозерская сош 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18 школьников, изучение временной перспективы будущего
(автор-Лусканова Н.
Г.
Ценностно смысловые установки обучающихся нравственные представления учеников
Адаптированный вариант теста
«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (адаптирован В. М.
Ивановой,
Т.
В.
Павловой,
Е.
Н.
Степановым); Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (авторы - В.С. Ивашкин,
В.В. Онуфриева)
Уровень развития моральных суждений; адекватность диагностирования действий субъекта с точки зрения нарушения/ соблюдения моральной нормы
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», (адаптированная Н.В. Кулешовой)
Диагностика
«Уровень воспитанности»
(автор М.И. Шиловой)
Результаты достижений во внеурочной деятельности оцениваются по участию в выставках, конкурсах, соревнованиях; по активности участия в проектах и программах внеурочной деятельности. Эти результаты фиксируются в «портфолио. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в раз- делах
«Регулятивные учебные действия»,
«Коммуникативные учебные действия»,
«Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Методы контроля: диагностическое тестирование
Формы контроля:
Письменная, устная.
Фронтальная.
Мониторинг
МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Метапредметные
результаты
Характеристика УУД
Мониторинг
Регулятивные
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Диагностические
задачи по проверке
отдельных
видов
универсальных
учебных
действий,
которые
нельзя
оценить
в
ходе
стандартизированной
контрольной
работы
(по А.Г Асмолову)
Итоговые
проверочные
работы
по предметам УУД как
инструментальная
основа, (по методике
Г.С.Ковалевой,
О.Б.
Логиновой)
Комплексные
работы
на
межпредметной основе
и
работе
с
информацией (по Г.С.
Ковалевой,
О.Б.
Логиновой).
Олимпиадные
и
творческие
задания,
проекты (внеурочная
Познавательные
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина -
19 следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
деятельность).
Методы
оценки:
фронтальный
письменный,
индивидуальная беседа,
анкетирование,
наблюдение.
Результаты
продвижения
в
формировании
таких
действий
как
коммуникативные
и
регулятивные
действия,
которые
нельзя оценить в ходе
стандартизированной
итоговой проверочной
работы фиксируются в
виде оценочных листов
прямой
или
опосредованной
оценкой
учителя,
психолога в портфолио
ученика,
листах
самооценки
Коммуникативные
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (система предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий
(система предметных действий), которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
На уровне начального обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Действия с предметным содержанием (или предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково- символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-
20 следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Вид КОД
Время
проведения
Содержание
Формы и виды оценки
Стартовая
работа
Начало сентября
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний
Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в многобалльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.
Диагности
ческая
работа
Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете.
Количество работ зависит от количества учебных задач
Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи
Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.
Самостоят
ельная
работа
Не более одного месяца (5-6 работ в год)
Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.
Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно в 100-балльной шкале оценивает уровень выполненной работы.
Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.
Проверочн
ая работа
по итогам
выполнен
ия
самостояте
льной
работы
Проводится после выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)
Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный).
Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Оценивание происходит по многобалльной шкале отдельно по каждому уровню.
Проверочн
ая работа
Проводится после решения учебной задачи
Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни:
1 формальный;
2
–рефлексивный
(предметный)№ 3
– ресурсный
(функциональный).
Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням
Все задания обязательны для выполнения.
Учитель оценивает все задания по уровням
(0-1 балл) и строит персональный
«профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия
Решение
проектной
задачи
Проводится 2-3 раза в год
Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей
Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл
Итоговая
проверочн
ая работа
Конец апреля-май
Включает основные темы учебного года.
Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего
Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.
21 эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования
(формальный, рефлексивный, ресурсный)
Предъявле
ние
(демонстра
ция)
достижени
й ученика
за год.
Май
Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен.
Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Текущая аттестация
Промежуточная и итоговая
(четверть, год) аттестация
Урочная
деятельность
Внеурочная
деятельность
- устный опрос
- письменная работа
- самостоятельная работа
- диктанты
- контрольное списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- изложение
- доклад
- творческая работа
диагностическая контрольная работа
диктант
изложение
контроль техники чтения анализ динамики текущей успеваемости
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
ведомость успеваемости по предметам;
тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
портфолио;
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов, обучающихся требованиям ФГОС к результатам освоения ООП НОО;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Оценка предметных результатов проводится как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной дея- тельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Оценка результатов деятельности ОУ при обучении школьников на уровне НОО осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов ООП НОО с учётом:
результатов мониторинговых исследований разного уровня (школьного, муниципального, регионального);
условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность в ОУ и педагогов, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы.
В случае, если для проведения итоговых работ используется единый, централизованно разработанный инструментарий, наиболее целесообразной формой оценки деятельности