Файл: Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сосновоозерская сош 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32
Вечер в кругу семьи: любимые занятия членов моей семьи, что они любят читать. Помощь по дому.
Вежливый телефонный разговор.
Поведение в семье и гостях. Г. Бадмаева «Бэлэг». Г. Бадмаева «Сагаалганай бэлэг».
Мой день, досуг.
Любимые игрушки: их цвет, размер, что они умеют «делать». Г. Дашабылов «Бүмбэгэ».
Шатар.
Бурятская народная сказка «Шатар». Шагай. Л. Линховоин «Шагай наадан».
Любимые занятия: что я умею/не умею, что хочу научиться делать (учебные действия, спортивные занятия и игры, игра на музыкальных инструментах).
Три игры мужей. Ц. Номтоев «Бүхэ барилдаан».
Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, в цирке).
Каникулы.
Мой день (распорядок дня, домашние обязанности).
Мои любимые персонажи детских произведений. Инсценирование сказок.
Моя школа. Классная комната. Учебные предметы. Школьные принадлежности. Занятия в школе. Д. Мижидон «Пайрхуу залхуу хоёр», «Доржо Баяр хоёр», «Урок», «Бэрхэтэй бодолго». Б.
Абидуев «Муура багша».
Пять драгоценностей бурят. Г. Чимитов «Табан нүхэд», Ж. Лодой «Тугал», Д. Гомбоев
«Үхэр», Б. Цыренов «Тэмээн», Л. Тапхаев «Ямаан», Г. Дашабылов «Унаган», Д. Гомбоев
«Хонин». Сказка «Амитадай арсалдаан».
Одежда. Цвет, размер, чья одежда. Национальный костюм.
Еда. Молочная пища. Молоко – ритуальный напиток – символ плодородия, небесного благоволения, пожелания светлого. Национальная кухня. Прием и угощение гостей. Еда в разное время суток. Ц-Б. Бадмаев «Хонин мөөрэдэг гү, али маарадаг гү».
Работа, профессия. Профессия моих родителей.
Письмо другу: обращение, прощание, оформление конверта. Профессия почтальона. Сказка о волшебном почтовом ящике.
В магазине: как пройти и сделать покупку. Профессия продавца.
Покупка одежды. Покупка продуктов в разных упаковках и в разном количестве: литр, килограмм и др.
Д. Жалсараев «Хоёр нүхэдэй хүсэл».
Г. Чимитов «Би космонавт болохоб».
Мое село, мой город. Жизнь в городе и селе.
Дикие и домашние животные. Сказка «Тахяа нохой хоёр». Бурятская народная сказка
«Знаток языка животных». Сказка «Шандаган заряа хоёр».
Улан-Удэ.
Моя деревня.
Моя Бурятия. География. Климат и погода.
Времена года. Ц-Б. Бадмаев «Үбэл», Б. Абидуев «Хабарай эхин».
Озеро Байкал. «Как Байкал появился». Легенда об Ангаре. Реки Бурятии.
Продуктивные речевые умения
Умения диалогической речи. При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным младшие школьники учатся:
– вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться; прощаться; поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности; извиняться; предлагать угощение, благодарить за угощение / вежливо отказываться от угощения;
– вести диалог-расспрос, задавая вопросы: Хэн? (Кто?) Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?) Хаана
(Где?) Хайшаа? (Куда?) Хаанаhаа (Откуда?) Юундэ? (Почему?)
– вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, соглашаться/отказываться выполнять просьбу; предлагать сделать что-либо вместе, соглашаться/не соглашаться на предложение партнера; просить о помощи и предлагать свою помощь.
Умения монологической речи. При овладении монологической речью младшие школьники учатся:


33
– описывать картинку, фотографию, рисунок на заданную тему;
– описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность, место расположения;
– кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, своем домашнем животном, герое любимой сказки/мультфильма: называть имя, возраст, место проживания, описывать внешность, характер, что умеет делать, любимое занятие и выражать при этом свое отношение к предмету высказывания (нравится/не нравится);
– передавать содержание прочитанного/услышанного текста с опорой на иллюстрацию, ключевые слова, план;
– воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.
Умения письменной речи. При овладении письменной речью младшие школьники учатся:
– писать буквы бурятского алфавита;
– делать выписки из текста;
– восстанавливать слово, предложение, текст;
– записывать слова, словосочетания, простые предложения под диктовку;
– писать поздравление с Новым годом, с праздником белого месяца, Рождеством, днем рождения с опорой на образец;
– писать краткие сообщения на тему с использованием известных ключевых слов и выражений;
– делать письменный перевод с бурятского языка на русский и с русского языка на бурятский язык несложные тексты.
Рецептивные речевые умения
Умения аудирования.
В процессе овладения аудированием младшие школьники учатся:
– различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения бурятского языка;
– различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
– воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке;
– воспринимать на слух несложные тексты (сказки, детские рассказы, соответствующих возрасту и интересам младших школьников);
– передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
– делать сообщение по прочитанному или услышанному тексту
Умения чтения.
При овладении чтением младшие школьники учатся:
– технике чтения вслух: соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное акцентное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
– читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный языковой материал;
– читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал, а также тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения;
– читать про себя и понимать несложные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
– читать и выборочно понимать нужную или интересующую информацию
(просмотровое/поисковое чтение).
– определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Социокультурная компетенция
В процессе обучения бурятскому языку в начальной школе учащиеся приобретают следующие социокультурные знания и умения:

экстралингвистические знания:


34
– знание традиционной культуры бурят: семья и семейные отношения у бурят, родословная бурят, пять видов скота, бурятский национальный костюм, бурятская национальная кухня, бурятские праздники и игры;
– знания из области географии Бурятии: реки, горы Бурятии, растительный и животный мир, озеро Байкал, столица Бурятии.
– знание государственной символики Республики Бурятия и общих сведений о республике: герб, флаг, территория, население, климат.

лингворегионоведческие знания:
– реалии (безэквивалентная лексика): географические реалии, этнографические реалии, реалии современной культуры и искусства.
– коннотативная лексика: лексическая группы «флора», «фауна», «ландшафт», «элементы культуры».
– фоновая лексика: слова, словосочетания, фразеологизмы.

умения использовать этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности, знакомства, формы обращения, исполнять народные песни, ёохор, благопожелания, отвечать на благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни празднования Белого месяца
(Сагаалган).

умения вести себя в гостях и принимать гостей, умения угощать гостей, умение вести себя за столом;

умение воспроизводить наизусть небольшие простые изученные произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке;
Учебно-познавательная компетенция
Младшие школьники овладевают следующими умениями и навыками:
– сравнивать языковые явления русского и бурятского языков: звуки, буквы, слова, словосочетания, предложения. Производить элементарный анализ перечисленных явлений языка под руководством учителя;
– соотносить графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
– опираться на языковую догадку в процессе чтения/восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
– списывать слова/предложения/небольшие тексты на бурятском языке; выписывать, вставлять слова и буквы, изменять форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических упражнений;
– действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений и при составлении собственных устных и письменных высказываний;
– пользоваться планом (в виде грамматических символов, ключевых слов и словосочетаний, вопросов) при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной этапа;
– группировать лексические единицы бурятского языка по тематическому признаку и по частям речи;
– применять изученные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах;
– пользоваться бурятско-русским, русско-бурятским словарями.
Языковая компетенция
Произносительная сторона речи. Графика и орфография
Младшие школьники должны:
– знать все буквы бурятского алфавита;
– знать общие правила орфографии и чтения.
Младшие школьники учатся:
– адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка;
– соблюдать долготу и краткость гласных;
– не оглушать полностью звонкие согласные (‘д’ (арад, хахад), ‘б’ абааб, ерээб) в конце слов;
– не смягчать согласные перед гласными ‘с’; ‘з’, ‘ж’, ‘ш’, ‘h’.
– соблюдать акцентное и фразовое ударение, членение предложения на смысловые группы;
– соблюдать интонацию утвердительного, вопросительного и побудительного предложений, а также предложений с однородными членами.
Лексическая сторона речи


35
К концу обучения в начальной школе учащиеся:
– овладевают лексическими единицами, обслуживающими ситуации общения в пределах те- матики начального этапа:
▪ отдельными словами;
▪ простейшими устойчивыми словосочетаниями типа,
▪ оценочной лексикой и репликами-клише, соответствующими речевому этикету бурят.
▪ Продуктивный лексический минимум составляет около 500 лексических единиц (ЛЕ), рецеп- тивный лексический запас - около 600 ЛЕ, включая продуктивную лексику;
– знакомятся с некоторыми способами словообразования:
▪ лексико-синтаксическим (эхэ эсэгэ, гутал хубсаhан, Эхэ орон);
▪ аффиксальным (суффиксы существительных –шан, -шон, -шэн; числительных –дахи, дохи, - дэхи);
▪ знакомятся с интернациональными словами, например, футбол, волейбол и т.д.
Грамматическая сторона речи
Младшие школьники учатся распознавать и употреблять в речи:
– существительные в единственном и множественном числе,
– глаголы изъявительного наклонения с лично-предикативными частицами и без них;
– глаголы многократного причастия с отрицательной частицей и без неё;
– местоимения (личные, притяжательные, вопросительные, указательные);
– качественные прилагательные в нейтральной степени;
– количественные и порядковые числительные до 100;
– послелоги: соо, дээрэ, доро, саана, хажууда, өөдэ, уруу;
– частицы: лично-предикативные (-б, -би, -ш, -ши, -бди, -та), вопросительные (-б, бэ, гү, бэзэ,
үгы), утвердительные (юм, тиимэ, hэн);
– основные коммуникативные типы простого предложения: утвердительное, вопросительное, побудительное;
– употребление предложений с простым глагольным сказуемым (хүбүүн hурана), составным именным сказуемым (багша болохо) и составным глагольным (уншажа байна);
– употребление некоторых форм безличных предложений (hалхилна, тархимни үбдэнэ);
– употребление простых распространенных предложений, предложений с однородными членами;
– употребление сложносочиненных предложений с сочинительными союзами (харин, ба, болон).
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Предметное содержание речи
Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения,
Новый год/Рождество. Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои
любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия.
Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица.
Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке
(рифмовки, стихи, песни, сказки).
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

36
В русле говорения
1. Диалогическая форма
Уметь вести:
• этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе при помощи средств телекоммуникации;
• диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
• диалог — побуждение к действию.
2. Монологическая форма
Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ,
характеристика (персонажей).
В русле аудирования
Воспринимать на слух и понимать:
• речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;
• небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.
В русле чтения
Читать:
• вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
• про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.).
В русле письма
Владеть:
• умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
• основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Английский язык
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее «г» (there Is/there are). Ударение в слове, фразе.
Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация
перечисления. Чтение по транскрипции изученных слов.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения, в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего
(рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, doctor, film). Начальное представление о способах
словообразования: суффиксация (суффиксы -er, -or, -tion, -1st, -Jul, -ly, -teen, -ty, -th),
словосложение (postcard), конверсия (play — to play).
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы.
Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении.
Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (He speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to dance. She can skate well.) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don't be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени