Файл: Курсовая работа по теме 70 Выполнил(а) Студент(ка) группы 1112 Мокшанова Е. М. Зачетная книжка 0010720 Проверил(а).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • прямое, или административное, управление;

  • косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;

  • регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;

  • лицензирование профессиональной деятельности;

  • обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;

  • поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

  • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);

  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

  • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Существуют две концепции регулирования государством фондового рынка (4, с.197) :

Первая концепция - регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример - Франция.

Вторая концепция - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс , а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.

В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Таким образом, можно заключить что, структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством часть полномочий государства на фондовом рынке передана территориям, например в США - штатам, в Германии- землям и т.д.).Общей тенденцией с 30-х годов является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих рынки ценных бумаг, которые привлекают во всех странах все большую долю финансовых активов.


Структура органов государственного регулирования российского фондового рынка в настоящее время еще не сложилась. Высшими органами государственной власти являются: Государственная дума, президент, Правительство. Государственными органами регулирования фондового рынка являются: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, Госстрахнадзор.

Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации (2, с.266).

По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму: ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

Надзор за деятельностью саморегулирующихся организаций, контроль за их созданием осуществляется в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Ярким примером подобных организаций в нашей стране является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).


Глава 2. Ценные бумаги.


2.1.Экономическая сущность ценных бумаг.
Вопрос об экономической сущности ценных бумаг дискутируется до сих пор, хотя ценные бумаги в никем не оспариваемых формах существуют уже сотни лет.

Анализ этого вопроса сводится к анализу переуступаемого долгового обязательства и документарного оформления имущественных прав на отдельные виды ресурсов (недвижимость, землю, товары, деньги и др.), в силу чего эти документы могут отделятся от реальных объектов собственности и существовать самостоятельно в виде ценных бумаг.

В Гражданском кодексе РФ дается следующее определение ценных бумаг: ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142. п.1. ГК РФ).

Для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги (1, с.6) :

Во-первых, ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности (акции корпораций, векселя, чеки, коносаменты и т.д.) или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему (облигации корпораций и государства, сертификаты и др.).

Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств. Это особенно важно для понимания экономической сущности и роли ценных бумаг. Здесь они играют главную роль как высшая форма инвестиций.

В-третьих, ценные бумаги - это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам, приватизационным документа, жилищным сертификатам и др.).

В-четвертых, они приносят доход. Это делает их капиталом для владельца. Однако такой капитал существенно отличается от действительного капитала: он не функционирует в процессе производства.

Нельзя не отметить и такие качества ценных бумаг, как ликвидность, обращаемость, стандартность, серийность, участие в гражданском обороте, регулируемость, признание государством, рискованность, документарность.

Таким образом, экономическое определение ценной бумаги можно сформулировать как форму существования капитала, отличную от его товарной, производственной денежных форм, которая
может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход.

2.2. Классификация ценных бумаг.
Многообразие видов ценных бумаг предполагает множественность критериев классификации.

Традиционным является деление ценных бумаг по признаку принадлежности прав, удостоверяемых ими. Права могут принадлежать (1, с.9) :

  1. предъявителю ценной бумаги;

2)названному в ценной бумаге лицу;

3)названному в ценной бумаге лицу, которое само может осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо.

В соответствии с этим различают: ценную бумагу на предъявителя; именную бумагу и ордерную ценную бумагу.

Ценная бумага на предъявителя не требует для выполнения прав идентификации владельца, не регистрируется на имя держателя. Права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя, передаются другому лицу путем простого вручения.

Именная ценная бумага выписывается на имя определенного лица. Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение.

Ордерная ценная бумага выписывается на имя первого приобретателя или "его приказу". Это означает, что указанные в них права могут передаваться в зависимости от произведенной на бумаге передаточной надписи - индоссамента. Индоссамент ответствен не только за существование права, но и за его осуществление.

В зависимости от сделок, для которых выпускаются ценные бумаги, последние подразделяются на фондовые (акции, облигации) и торговые(коммерческие векселя, чеки, коносаменты, залоговые свидетельства и д.р.).

Фондовые ценные бумаги отличаются массовостью эмиссии и обращаются на фондовых биржах.

Торговые ценные бумаги имеют торговую направленность. Они предназначены главным образом для расчетов по торговым операциям и обслуживания процесса перемещения товаров.

С учетом правового статуса эмитента, степени инвестиционных и кредитных рисков, гарантий охраны интересов инвесторов и других факторов фондовые ценные бумаги подразделяют на три группы: государственные, муниципальные и негосударственные. Среди государственных наиболее распространены казначейские векселя
, казначейские обязательства, облигации государственных и сберегательных займов. К муниципальным относятся долговые обязательства местных органов власти. Негосударственные ценные бумаги представлены корпоративными и частными финансовыми инструментами. Корпоративными ценными бумагами служат долговые обязательства предприятий, организаций и банков, акции. Частными ценными бумагами могут быть векселя, чеки, выпускаемые физическими лицами. В соответствии с предыдущей классификацией по уровню риска виды ценных бумаг располагаются следующим образом: чем выше доходность, тем выше риск, и чем выше гарантированность ценной бумаги, тем ниже риск. Зависимость дохода и риска основных видов ценных бумаг показана на рис. 2.2 (2, с.47) :


риск

Производственные

ценные бумаги
Акции
Облигации

Государственные

ценные бумаг


доход


Рис. 2.2 Зависимость дохода и риска ценных бумаг.
Особенности обращаемости на рынке предполагают деление ценных бумаг на рыночные (обращаемые) и нерыночные (необращаемые).

Рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на вторичном рынке в рамках биржевого и внебиржевого оборота. После выпуска они не могут быть предъявлены эмитенту досрочно.

Нерыночные ценные бумаги не переходят свободно из рук в руки, т. е .не имеют вторичного обращения. Это относится, например, к ценным бумагам, эмитент которых поставил перед выпуском условие, заключающегося в том, что они не могут быть проданы и должны выкупаться только самим эмитентом. Можно выделить также ценные бумаги с ограниченным обращением. Так, ограничения по сделкам купли-продажи имеют акции закрытых акционерных обществ.

По своей роли ценные бумаги делятся на основные (акции и облигации), вспомогательные (чеки, векселя, сертификаты и др.) и производственные, удостоверяющие право на покупку и продажу основных ценных бумаг (варранты, опционы, финансовые фьючерсы, преимущественные права приобретения).

Таким образом, основными видами ценных бумаг с точки зрения их экономической сущности являются:

Акция – единичный вклад в уставной капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами.

Акции принято делить на обыкновенные и привилегированные.

Обыкновенная акция представляет собой ценную бумагу, предоставляющую ее владельцу право на участие в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, на получение дивидендов, а также части имущества акционерного общества в случае его ликвидации. А также акционерное общество имеет право выпускать привилегированные акции, причем их доля не должна превышать 25% общего объема капитала общества. Владельцы подобных акций имеют привилегии по сравнению с держателями обыкновенных акций, что можно рассматривать как своеобразную компенсацию по этим акциям за то, что их владельцы не имеют, как правило, права голоса. По ним должны быть определены размер дивиденда и ликвидационная стоимость, которые указываются в денежной сумме или в процентах от номинальной стоимости акций (1, с.37).