Файл: Программа факультативного курса по истории Урала. 7 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.7. Мастеровые и работные люди заводов. Появление мастеровых на уральских землях. Покупка и приписка людей к заводам. Условия работы, быт населения. Особенности уральских поселений.

4.8. Строительство Екатеринбурга-как центра горнозаводского края. Пуск завода и завершение строительства города-крепости (Екатеринбург). Выбор имени города. Создание главного ведомства горнозаводской промышленности Урала и Сибири ( Сибирский обергамт). Первые улицы. Жители и их быт.

4.9.-4.10. «Путешествие по старому Екатеринбургу». Воспоминания и записки путешественников. Улицы, наименования улиц, расположение. Архитектура Екатеринбурга. Культурные традиции города.

4.11.. Экономика Урала в 18 веке. Общая характеристика экономики страны в 18 веке. Роль и значение Урала и уральских заводов в экономическом развитии страны.

4.12-13. Строительство демидовских заводов в нашем крае. Причины строительства заводов на территории нашего края. Природные богатства нашего края. Заводчики Демидовы и освоение территории района. Планы и результаты.

4.14-4.16.История Верхнесергинского завода. Первые поселения на территории. Природные условия развития края. Демидовы и их роль в освоении и строительстве завода. Первые мастеровые. Продукция завода. Поселенцы и приписные люди к заводу. Родословные предков. Мастеровые и работные люди. Хозяйство, быт, культура предков.

5.. Итоговое занятие.

5.1.-5.2. Уральская история. Занимательные вопросы и ответы. Наш край в истории страны и Урала.

Учебно-тематический план




Cодержание

Кол-во теоретических

часов

Количество практических часов

1

Введение. Цели и задачи курса. Географическая и социальная обусловленность границ Урала.

2




2

Происхождение народов Урала

5

4

3

Вхождение Урала в состав России. Освоение края


6




4

Создание горнозаводской промышленности

7

8

5

Итоговое занятие.

2






Тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Основные понятия

Практическое задание

1-2

Введение. Цели и задачи курса. Понятие «Урал», краеведение.

История, исследование, краеведение, происхождение понятия «Урал», исторические науки, археологические культуры Урала, каменный век, палеолит, мезолит, неолит.

Нахождение на карте Урала, объяснение создания заводов, поселков

3-4

Древнейшие жители нашего края. Заселение Урала.

5-6

Охотники и рыболовы эпохи камня.

Археологичекая культура тотемизм, шаманизм, производство металлургов

нахождение на карте стоянок, работа с источниками

7-8

Первые уральские металлурги

9-10

Кочевники и лесные народы.

Скотоводство, охота, подсечное земледелие, Великое переселение народов, язычество, житие, городок

Работа с документами и атласами, ориентирование на местности

11

От великого переселения народов до монгольского нашествия.

12

Урал и Русь в 11-15 вв.

13

Пермь Великая в составе Русского государства.

Колонизация, «собирание Руси», острог, острожек, слобода, ямщики, станции-ямы, Бабиновская дорога, солеварни, казенные заводы

Работа с историческими документами, «путешествие по карте», подготовка выступления

14

Освоение Урала и завоевание Сибири.

15

Бабиновская дорога.

16

Урал в 17 столетии

17

Культура Урала в 17 столетии.

Строгановская школа иконописи, клеть, клетский храм, горнозаводская промышленность, поселки, Горное начальство, казенные и частные заводы, мастеровые и работные люди, Берг-коллегия

Выполнение творческого задания, нахождение на карте демидовских заводов, объяснение выбора мест для заводов,

18-19

Создание крупной горнозаводской промышленности

Династия

заводчиков Демидовых.

частные заводы, мастеровые и работные люди, Берг-коллегия




20

Династия заводчиков Демидовых.

Горная власть, заводчики, Берг-коллегия, мастеровые, работные, приписные люди

Работа с историческими материалами, атласами

21-22

В.Н. Татищев и В.И. де Геннин

23

Мастеровые и работные люди заводов

24-25

Строительство Екатеринбурга -как центра горнозаводского края.

Горнозаводской край, владельческие, посессионные заводы, приписные крестьяне

Работа с историческими документами, составление наказов


26-27

« Путешествие по старому Екатеринбургу».

28

Экономика Урала 18 в.

Приписные крестьяне, плотинный мастер, мастеровые, родословная




29-30

Строительство демидовских заводов в нашем крае.

31

История Верхнесергинского завода

32-33

История Верхнесергинского завода




Презентация материалов по теме

34-35

Подведение итогов









Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, Уральского региона, семьи;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод личности;

  • понимания культурного многообразия своей страны, региона, поселения, уважение к культуре своего и других народов;

  • основы хронологии, периодизации, соотносить характерные события, даты, процессы,

  • основные зоны горнозаводского производства, памятники горнозаводского дела, центры социальной, активности, памятники архитектуры, административные и культурные центры,

  • историко-краеведческую терминологию,

  • Наиболее значительных исторических деятелей.

  • Выражать свое отношение, давать оценку поступкам людей

  • соотносить даты, единичные явления, события, имена с процессами развития конкретной территории,

  • пользоваться картами, схемами, таблицами,

  • дать описание экскурсии, историко-краеведческой композиции,

  • выделять тему и проблему, работать с источниками информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Методические рекомендации по реализации курса истории Урала.- Екатеринбург: ИРРО,2000-2005.

  2. Обухов Л.А., Шкерин В.А., Шкребень Г.С. История Урала 19-20 вв.: Учебник для учащихся 8-9 классов.- Екатеринбург: Сократ,2005.

  3. Серия книг «Урал: история в ликах городов».

  4. История Нижнесергинского района.- Екатеринбург: Квадрат,2007.

  5. Исторические карты Урала.

  6. Набор видеоматериалов по истории Урала.

  7. Технические средства.

Литература.

История Урала с древнейших времен до наших дней: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Кол. Авторов. Под общ. Ред. И.С. Огановской, Н.Н. Попова.- Екатеринбург,2003.

Кулагина Г.А. История родного края. Книга по истории Среднего Урала для 7-8 классов средней школы. Свердловск, 1983.

Серия книг «Урал: история в ликах городов».

Электронное пособие «Культура народов Урала»