Файл: Программа по истории россии. Всеобщей истории для 7 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

для 7 классов

Составитель:

Гайнетдинов Рамиль Райханович, учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Класс: 7абвг

Срок реализации программы: 2023-2024 уч.г.

Количество часов в неделю/год: 2/70 часов

Программа составлена на основе:

Программа курса Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасин - А. О. Сороко-Цюпа. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др. - М.: Просвещение;

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — Москва: Просвещение.

Учебник:

Юдовская, А. Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций/А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искандерова. – 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2021.

История России. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1/Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин (и др.); под ред. А. В. Торкунова. - Москва: Просвещение, 2021

История России. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2/Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин (и др.); под ред. А. В. Торкунова. - Москва: Просвещение, 2021
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


  1. Личностными результатами освоения обучающимися программы «История России. Всеобщая история» являются:

  2. - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  3. - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  4. - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, многообразие современного мира;

  5. - формирование осознанного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  6. - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. - формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;

  9. - формирование основ экологической соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  10. - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. - развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой эстетического характера.

  12. Метапредметными результатами освоения программы по Истории России. Всеобщей истории являются:

  13. - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  14. - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  15. - умение соотносить свои действия результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  16. - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  17. - владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  18. - умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  19. - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  20. - умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  21. - умение осознанно использовать соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие использования информационно-коммуникационных (далее — ИКТ-компетенции).

  22. Предметные результаты освоения программы:


  • применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть); ·

  • установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии; ·

  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; ·

  • определение и использование исторических понятий и терминов; ·

  • использование сведений из исторической карты как источника информации;

  • формирование представлений об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах народов, населяющих её территорию; ·

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, памятников культуры, исторических событий и процессов; ·

  • использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе изучаемого периода; ·

  • сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.);

  • понимание взаимосвязи социальных явлений и процессов, их влияния на жизнь народов России; · высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков; ·

  • поиск в различных источниках (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.) и анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук; ·

  • сравнение с помощью учителя свидетельств различных исторических источников, выявление в них сходства и различий; ·

  • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

  • раскрытие характерных, существенных черт:

а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах;

б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; ·

  • понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства; ·

  • сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры; определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; ·

  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; ·

  • поиск и оформление материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной РФ; ·

  • расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; ·

  • составление на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснение, в чём заключаются их художественные достоинства и значение; ·

  • понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Содержание

Основные виды деятельности

РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Московское государство в XVI

Экономическое и политическое разви­тие Московской Руси в начале XVI в. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Начало Земс­ких соборов. Приказная система управ­ления. Стоглавый собор.

Опричнина: причины, сущность и по­следствия. Иван IV Грозный в представ­лениях современников и потомков.

Внешняя политика Московской Руси в XVI в. Задачи и основные направления внешней политики. Присоединение Казан­ского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Многонациональный характер государства.

Ливонская война, ее итоги и послед­ствия.

Россия в конце XVI в. Положение в стра­не после смерти Ивана IV Грозного. Царствование Федора Иоанновича. Учреж­дение патриаршества. Дальнейшее закре­пощение крестьян.

Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Лето­писные своды. Просвещение. Начало книгопечатания. Литература (религиозная и светская). Общественно-политическая мысль. Русское зодчество (шатровые хра­мы). Живопись; Дионисий. Музыка. Быт, нравы, обычаи. «Домострой»

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, орга­низуя походы и военные действия на южных, западных и вос­точных рубежах Московской Руси.

Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства.

Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного.

Объяснять значение учреждения патриаршества.

Систематизировать материал об основных процессах соци­ально-экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.).

Составлять описание памятников материальной и художест­венной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства.

Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в.

Осуществлять поиск информации для сообщений о памят­никах культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона).

Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., ис­пользуя информацию из источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.).

Россия на рубеже XVI—XVII вв.

Страна на переломе веков. Династи­ческий кризис. Царствование Бориса Го­дунова.

Смута: причины, участники, послед­ствия. Самозванцы. Восстание И. Болот­никова.

Освободительная борьба против ин­тервентов. Патриотический подъем наро­да. Ополчение К. Минина и Д. Пожар­ского. Освобождение Москвы. Окончание Смуты и возрождение российской госу­дарственности. Начало царствования ди­настии Романовых

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова.

Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чем заключались причины Смуты начала XVI в. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством И. Болотникова и др. Систематизировать исторический материал в хронологичес­кой таблице «Смутное время в России». Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников (возможны ролевые высказывания). Характеризовать последствия Смуты для Российского госу­дарства. Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения. Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений

На пороге Нового времени. Россия в XVII в.

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Политическое устройство России в XVII в. Правление первых Романовых. На­чало становления абсолютизма. Измене­ние роли Земских соборов, Боярской думы. Приказная система. Соборное уло­жение 1649 г.

Социально-экономическое развитие России в XVII в. Новые явления в эконо­мике: рост товарно-денежных отноше­ний, развитие мелкотоварного производ­ства, возникновение мануфактур, начало формирования всероссийского рынка.

Население страны: основные социаль­ные группы, их положение. Окончатель­ное закрепощение крестьян.

Народы России в XVII в. Освоение Си­бири и Дальнего Востока. Русские пер­вопроходцы.

Власть и церковь. Реформы патриарха Никона, их содержание и последствия. Церковный раскол.

Причины, участники и формы народ­ных движений в XVII в. Городские восста­ния. Восстание под предводительством С. Разина (ход, итоги, значение).

Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. При­соединение Левобережной Украины и Кие­ва к России. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей. Культура и быт России в XVII в. Тради­ции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Лите­ратура: новые жанры, новые герои. Цер­ковное и гражданское зодчество. «Мос­ковское барокко». Живопись; С. Ушаков. Быт и обычаи различных сословий

Объяснять смысл понятия Новое время с привлечением зна­ний из курса всеобщей истории. Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России. Использовать историческую карту для характеристики гео­политического положения России в XVII в.

Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением зна­ний из курса всеобщей истории).

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России.

Разъяснять, в чем заключались функции отдельных предста­вительных и административных Органов в системе управления государством.

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Ми­хайловича.

Использовать информацию исторических карт при рассмот­рении экономического развития России в XVII в.

Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право.

Обсуждать причины и последствия новых явлений в эконо­мике России.

Составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в со­циальной структуре общества.

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.

Показывать на карте территории расселения народов в Рос­сийском государстве XVII в., маршруты отрядов первопроход­цев в Сибири и на Дальнем Востоке.

Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в Рос­сии в XVII в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории края).

Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы.

Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола.

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума (в том числе в форме высказывания в ролевой ситу­ации). Показывать территории и характеризовать масштабы на­родных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины народных движений в России XVII в. Систематизировать исторический материал в форме табли­цы «Народные движения в России XVII в.». Показывать на карте территорию России и области, присоеди­ненные к ней в XVII в.; ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.

Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризо­вать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечествен­ной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижени­ях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для учас­тия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому го­роду XVII в.»)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВОЕ ВРЕМЯ

Введение

Понятие, хронологические рамки и пе­риодизация Нового времени. Источники по истории Нового времени

Объяснять значение понятия Новое время.

Характеризовать источники, рассказывающие о Новом вре­мени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в со­временном мире

Европа в конце XV — начале XVII в.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. По­литические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие то­варного производства. Расширение внут­реннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Фран­ция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование централизованных национальных государств в Европе.

Реформация и контрреформация. На­чало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и крестьянская война в Гер­мании. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Ре­лигиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и зна­чение революции. Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вест­фальский мир



Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке.

Раскрывать экономические и социальные последствия Вели­ких географических открытий для Европы и стран Нового Света.

Раскрывать значение понятий мануфактура, «новое дворян­ство», расслоение крестьянства, капитализм.

Объяснять предпосылки формирования и сущность капита­листического производства.

Характеризовать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время.

Рассказывать, используя карту, о процессах формирования централизованных государств в Европе.

Объяснять, что способствовало образованию централизован­ных государств в Европе в раннее Новое время.

Раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация.

Рассказывать о крупнейших деятелях европейской Рефор­мации.

Характеризовать основные положения протестантских уче­ний, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей.

Излагать основные события и итоги религиозных войн XVI-XVII вв.

Давать оценку сущности и последствиям религиозных конф­ликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним.

Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории.

Объяснять причины военных конфликтов между европейс­кими державами в раннее Новое время. Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальско­го мира

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—XVIII в.

Английская революция XVII в.: причи­ны, участники, этапы. Провозглашение республики. О. Кромвель. Итоги и значе­ние революции.

Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII —XVIII вв. Нача­ло промышленного переворота, развитие мануфактурного производства. Измене­ния в социальной структуре общества, положение сословий. Абсолютизм: «ста­рый порядок» и новые веяния. Просвещение. Развитие естественных наук. Французские просветители XVIII в. Отражение идеалов Просвещения в худо­жественной культуре XVIII в.

Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны. Образование Соединенных Штатов Америки. «Отцы-основатели».

Французская революция XVIII в.: при­чины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революци­онные войны. Итоги и значение рево­люции.

Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки (переворот в естествозна­нии, возникновение новой картины ми­ра); выдающиеся ученые и изобретатели.

Высокое Возрождение: художники и их произведения.

Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, класси­цизм). Становление театра

Систематизировать материал по истории Английской рево­люции XVII в. (в форме периодизации, таблиц и др.). Характеризовать позиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы. Составлять характеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки. Высказывать суждение о значении Английской революции XVII в. для британской и европейской истории. Раскрывать значение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, рабочие, абсолютизм, меркантилизм, про­текционизм. Характеризовать положение различных социальных групп в европейском обществе XVII—XVIII вв., прослеживать, как оно изменялось на протяжении данного периода. Объяснять, как строились отношения монархов, имевших абсолютную власть, и их подданных. Характеризовать предпосылки Просвещения в европейских странах. Раскрывать значение понятий Просвещение, энциклопедис­ты, права человека, просвещенный абсолютизм.

Объяснять, в чем заключались основные идеи просветите­лей и их общественное значение (используя тексты историчес­ких источников).

Составлять характеристики деятелей Просвещения.

Рассказывать о ключевых событиях войны североамерикан­ских колоний за независимость (используя историческую карту).

Раскрывать значение понятий и терминов «бостонское чае­питие», «Декларация независимости», конституция.

Составлять характеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США.

Объяснять, в чем заключалось историческое значение обра­зования Соединенных Штатов Америки.

Характеризовать причины и предпосылки Французской ре­волюции.

Систематизировать материал о событиях и участниках Французской революции (в форме периодизации, таблиц т. д.).

Раскрывать значение понятий и терминов Учредительное собрание, Конвент, жирондисты, якобинцы, санкюлот, «Мар­сельеза», террор, гильотина.

Характеризовать основные течения в лагере революции, политические позиции их участников.

Излагать главные идеи «Декларации прав человека и граж­данина» и объяснять, в чем заключалось их значение для то­го времени и для последующей истории.

Составлять характеристики деятелей революции, высказы­вать и аргументировать суждения об их роли в революции.

Называть важнейшие научные открытия и технические изоб­ретения XVI-XVIII вв., объяснять, в чем заключалось их зна­чение для того времени и для последующего развития.

Давать характеристики личности и творчества представите­лей Высокого Возрождения.

Характеризовать художественные стили европейского искус­ства XVI—XVI11 вв., приводить примеры относящихся к ним ар­хитектурных сооружений, произведений изобразительного ис­кусства, музыки и литературы.

Представлять описание памятников культуры рассматривае­мого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

Османская империя: от могущества к упадку.

Индия: держава Великих Моголов, на­чало проникновения англичан, британ­ские завоевания.

Империя Цин в Китае.

Образование централизованного госу­дарства и установление сегуната Токугава в Японии

Показывать на

Азии XVI—XVIII вв.

Раскрывать основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период.

Объяснять, как складывались отношения европейских госу­дарств и стран Востока в XVI—XVIII вв.

Международные отношения середины XVII—XVIII в.

Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европей­ских держав

Систематизировать факты, относящиеся к международным

отношениям XVII—XVIII вв. (в форме таблиц, тезисов).

Объяснять, какие интересы лежали в основе конфликтов и войн XVI—XVIII вв.

Высказывать оценочные суждения о характере и послед­ствиях войн (с использованием свидетельств исторических ис­точников)



 


Тематическое планирование

7 класс

Тематическое планирование по истории для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

  1. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  2. Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.

  3. Изучение обучающимися природы и истории родного региона, содействие в проведении исследовательской работы учащихся.

  4. Повышение интереса к учебе.

  5. Развивать стремления формировать свою среду по эстетическим, культурным, общепринятым критериям.

  6. Развитие познавательной сферы обучающихся, стремления воспринимать окружающий мир во времени и пространстве.

  7. Развитие у обучающихся качества: активности, ответственности, самостоятельности, инициативности.

  8. Развитие учебной мотивации и учебных навыков, обучающихся.

  9. Содействовать процессам самопознания и самосовершенствования личности учащихся.

  10. Создавать атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества.

  11. Создание условий для развития чувств гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры.

  12. Стимулирование интереса у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе.

  13. Формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

  14. Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.

  15. Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.

  16. Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

  17. Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.)

  18. Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.

  19. Формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, людям умственного труда.

  20. Формировать у обучающихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

  21. Формировать убеждения, мировоззрения, систему социальных установок.

  22. Формировать условия для принятия общечеловеческих норм и образцов как ценностей.

  23. Формировать художественно-эстетические взгляды и убеждения, интерес к различным видам искусства.