Файл: Сборник по предмету Русский язык и литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 5096

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прочитайте текст «Почему важна связь между поколениями?» и выполните задания.

Прочитайте текст статьи «Что такое глобализация?» и выполните задания.

5. В процессе четвертой промышленной революции производство развивается за счет познавательной деятельности человека.

Отличительной чертой первой промышленной революции явилось то, что …

7. Вторая промышленная революция, начавшаяся в конце ХІХ века и продлившаяся до начала ХХ века, способствовало возникновению электричества.

8. Третью промышленную революцию называют компьютерной или цифровой революцией, так как ее катализатором стало развитие полупроводников, ЭВМ, компьютеров и сети интернет.

Развитие полупроводников, ЭВМ, компьютеров и сети интернет – это ……...

Четвертая промышленная революция отличается тем, что …………….……...

10. Сегодня распознавание голоса и искусственный интеллект развиваются с такой скоростью, что беседа с компьютером вскоре станет нормой.

В будущем беседа с компьютером станет нормой, потому что ..……….……...


Введение

Данный сборник по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) предназначен для подготовки учащихся старших классов к итоговой аттестации обучающихся 9 классов в формате письменного экзамена (проверка навыка чтения).

Содержание тестовых заданий соответствует учебной программе для общеобразовательных школ, разработанной на основе ГОСО РК и тестовой спецификации. Предлагаемые тесты дают возможность проверить знания учащихся в области лексики, грамматики, орфографии и пунктуации.

Тесты состоят из трех обязательных заданий, выполняемых по одному тексту (300-350 слов), которые позволяют обучающимся демонстрировать навыки понимания прочитанного:

  • 5 заданий на лексический подбор;

  • 10 заданий на перефразирование;

  • 3 задания, требующих кратких и развернутых ответов.

Сборник состоит из 25 тестовых заданий по разделам «Культура народов мира», «Природные ресурсы планеты Земля», «История и личность», «Реальность и фантазия», «Отцы и дети: диалог поколений», «Молодежь и средства массовой информации», «Мир един: глобализация», «Знаменитые люди», «Я и закон».

Тексты составлены на материале Интернет-источников, аутентичны, адаптированы.

Цели и задачи сборника заданий повышение функциональной грамотности учащихся старших классов по русскому языку и литературе:

1) формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для успешной сдачи итоговой аттестации по русскому языку и литературе;

2) развитие умения анализировать и синтезировать содержание текста, формулируя обоснованные выводы и критическую оценку прочитанного, извлекать необходимую информацию из различных источников;

3) привитие внимательности при выполнении и оформлении тестовых работ.

Содержание занятий: основное содержание занятий составляет работа по выполнению тестовых заданий, направленных на повторение изученного материала, развитие языковой и функциональной компетентности, логического мышления учащихся.

Методические рекомендации:
данный сборник является методической помощью учителям в подготовке учащихся к итоговой аттестации. Учитель оставляет за собой право применять данный материал по своему усмотрению.

Ожидаемые результаты: хорошие показатели на выпускных экзаменах.
ТЕСТ ЗАВЕРШЕН

Вариант 2.

Прочитайте статью из интернета «Мир за нашим окном» В.Пескова и выполните задания.
Равновесие – один из важнейших механизмов природы. Нарушение равновесия не всегда возможно предвидеть. Чаще всего закон о себе заявляет, когда ошибки нами совершены. Иногда мы думаем, что рушим лишь маленький камешек кладки, но видим вдруг: вся стена начала колебаться.

Взаимосвязи природы – объект пристального внимания нынешней биологии. В обыденной жизни и в хозяйственной практике мы видим чаще всего уже результаты необдуманных нарушений. Переселение животных дает в этом смысле наиболее наглядные уроки. На вновь открытые континенты люди перевозили животных из сентиментальных чувств к прежней родине (так, в Америку завезли воробьев). В других случаях люди сознательно хотели «обогатить дикую жизнь». Результаты были всегда разочаровывающими. Для примера посмотрите: как обернулось неожиданное прибытие в Америку трех африканских улиток.

Вернувшись домой после летнего путешествия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень больших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».

Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не прошло и года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьяны, кору деревьев в садах и даже штукатурку домов (нужен был материал для строительства панциря). За год три (!) улитки дали миллиардное потомство, заставив людей ударить в набат. Улиток травят, собирают в корзины, но плодятся они проворней, чем их пытаются уничтожить.

Я видел эту улитку на ее родине в Кении. На подоконник дорожной гостиницы вползло существо размером с кулак. Я сделал снимки улитки, соломинкой тронул ее студенистые рожки, и улитка спряталась в панцирь. В Восточной Африке улитка ахатина – обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов. Они не дают улиткам бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не оказалось.



Итак, ясно: появление чужеземного организма в новой среде всегда чревато опасностью. Правда, среда может оказаться враждебной для новосела, и он погибает, но пришелец может стать и хозяином положения. Вот почему зоологи теперь с большой осторожностью берутся «обогащать фауну», а на многих границах стали действовать биологические кордоны.

Равновесие – один из важнейших законов природы.

В.Песков Полное собрание сочинений. Том 8. Мир за нашим окном, 2014г.
Задание 1

Найдите в 1 абзаце текста слова, которые соответствуют следующим определениям.

А) баланс, гармония……….…………………………………………………… [1]

В) угадать, предсказать ...……………………………………………………...[1]

С) изредка, иной раз …….……………………………………………………..[1]

D) крошечный, небольшой ……………………………………………………[1]

Е) дрожать, качаться…………………………………………………………....[1]

Схема выставления баллов

№ вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1.

равновесие

1


За каждый правильный ответ присваивается один балл

2.

предвидеть

1

3.

иногда

1

4.

маленький

1

5.

колебаться

1

Всего

5


Задание 2

Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться с заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.

Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.

Образец:

Равновесие – один из важнейших механизмов природы.

Одним из важнейших механизмов …..………………………………………..[1]

Ответ: Одним из важнейших механизмов природы является равновесие.
1. Маленький камешек кладки влияет на устойчивость всей стены.


На устойчивое состояние ………………………………………………………..

………………………………………………………………………………….. [1]

2. Взаимосвязи природы – объект пристального внимания нынешней биологии.

Современные биологи ……….…………………………………………………

…………………………………………………………………………………...[1]

3. В обыденной жизни и в хозяйственной практике мы видим чаще всего уже результаты необдуманных нарушений.

Последствия необдуманных ……………………………………………………

……………………………………………………………………………………[1]

4. На вновь открытые континенты люди перевозили животных из сентиментальных чувств к прежней родине.

Люди, тоскуя по ………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………[1]

5. Вернувшись домой после летнего путешествия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень больших улиток.

Возвратившись из длительной …………………………………………………..

……………………………………………………………………………………[1]

6. Улитки ели траву, цветы на клумбах, бурьяны, кору деревьев в садах и даже штукатурку домов (нужен был материал для строительства панциря).

Для панциря улиткам …… .……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………[1]

7. За год три (!) улитки дали миллиардное потомство, заставив людей ударить в набат.

За год количество улиток … .……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………[1]

8. Улиток травят, собирают в корзины, но плодятся они проворней, чем их пытаются уничтожить.

Несмотря на то, что улиток .……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………[1]

9. В Кении я сделал снимки улитки, соломинкой тронул ее студенистые рожки.

В Кении, дотронувшись соломинкой до ………………………………………..

……………………………………………………………………………………[1]

10. Итак, ясно: появление чужеземного организма в новой среде всегда чревато опасностью.

Бесспорно, что чужеземный организм, появившийся …………………………

……………………………………………………………………………………[1]

Всего: [10+5=15 баллов]
Конкретная схема выставления баллов

№ вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1.

На устойчивое состояние стены влияет даже маленький камешек.

1

Принимаются и другие верные формулировки предложений.

2.

Современные биологи изучают такие процессы, как взаимосвязи в природе.

1

3.

Последствия необдуманных решений видны как в обыденной жизни, так и в хозяйственной деятельности.

1

4.

Люди, тоскуя по своей родине, перевозили животных на новые континенты.

1

5.

Возвратившись из длительной поездки, мальчик достал из чемодана трех симпатичных и очень больших улиток.

1

6.

Для панциря улиткам нужен строительный материал, поэтому они ели траву, цветы на клумбах, бурьяны, кору деревьев в садах и даже штукатурку домов.

1

7.

За год количество улиток резко возросло, что заставило людей заволноваться.

1

8.

Несмотря на то, что улиток травили, собирали в корзины, они быстро размножались.

1

9.

В Кении, дотронувшись соломинкой до студенистых рожек, мне удалось сфотографировать ее.

1

10.

Бесспорно, что чужеземный организм, появившийся в новой среде, всегда вызывает опасения.

1

Всего

10



Задание 3

Ответьте на вопросы, используя информацию текста.

Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.

1) Какие мотивы, по мнению автора, побуждают человека к нарушению равновесия в природе? Приведите два аргумента.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………[1]

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....[1]

2) К каким последствиям в Майами привело появление улиток?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………[1]

3) Почему на многих границах стали действовать биологические кордоны? Приведите два аргумента.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………[1]

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....[1]

Всего: [5+5=10 баллов]
Конкретная схема выставления баллов

№ вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1.

На вновь открытые континенты люди перевозили животных из сентиментальных чувств к прежней родине (так, в Америку завезли воробьев). В других случаях люди сознательно хотели «обогатить дикую жизнь».

2


Принимаются и другие верные формулировки предложений.

2.

Не прошло и года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьяны, кору деревьев в садах и даже штукатурку домов (нужен был материал для строительства панциря). За год три (!) улитки дали миллиардное потомство, заставив людей ударить в набат.

1

3.

Появление чужеземного организма в новой среде всегда чревато опасностью. Правда, среда может оказаться враждебной для новосела, и он погибает, но пришелец может стать и хозяином положения. Вот почему зоологи теперь с большой осторожностью берутся «обогащать фауну», а на многих границах стали действовать биологические кордоны.

2

Всего

5