Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».
Главное отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 года Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом организации.
В 2000—2008 годах Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев неоднократно совершал официальные визиты в Японию, Индию, Китай, Южную Корею, Сингапур, Малайзию, Индонезию, Королевство Таиланд и другие государства Юго-Восточной Азии.
Таким образом, в своей внешней политике Казахстан отстаивает свои национально-государственные интересы, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, стабильность и мир в стране. Президент Республики Казахстан, согласно Конституции РК, определяющей внешнеполитический курс, выдвинул в качестве долгосрочной цели внешней политики формирование и поддерживание благоприятных внешних условий для успешных преобразований внутри страны. Министерство иностранных дел как исполнительный орган отвечает за эффективность осуществления внешней политики и играет роль координирующего органа во всех международных акциях, предпринимаемых Казахстаном.
Казахстан признан всем мировым сообществом в качестве его полноправного субъекта. Последовательная политика нашего государства нашла положительный отклик в рамках Организации Объединенных Наций, поскольку она соответствует устремлениям и чаяниям всех миролюбивых людей планеты. Инициативы и предложения Президента РК Н.А. Назарбаева являются гарантом мира для нашей молодой республики в ходе строительства цивилизованного, светского общества. В конце 2007 года было принято решение, что Казахстан будет председательствовать с 2010 года в ОБСЕ.
Очень значимыми во внешней политике Казахстана являются визиты Президента Н. Назарбаева в зарубежные страны и переговоры с руководителями других государств. Эти встречи дают новый импульс межгосударственным отношениям Казахстана с зарубежными партнерами. В ходе этих визитов обычно становятся традиционными встречи с бизнесменами, которые улучшают торговлю и деловое сотрудничество Казахстана и его партнеров.
В Послании народу Казахстана 2006 года Президент Н.Назарбаев отметил необходимость «интенсификации сотрудничества в Центральной Азии, в Азиатском и Ближневосточном регионах, по укреплению таких региональных структур, как ЕврАзЭС, СВМДА, ШОС». Также Глава государства предложил «выйти на создание Евразийского экономического союза государств, сделать его выгодным для вступления других наших соседей». Сегодня ЕврАзЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) является развитым интеграционным объединением на пространстве СНГ. Участие в работе данного регионального объединения является одним из приоритетов внешней политики Казахстана.
Страна вошла в мировое хозяйство не на положении отсталого государства «третьего мира», а как его полноправный субъект, с которым вынуждены были считаться самые могущественные государства мира. Для Казахстана, который в будущем, вероятнее всего, станет эффективно развивающейся республикой, не будет легких путей к свободному, открытому, демократическому обществу, но глубокие преобразования в экономике, политике, культуре являются залогом успеха.
Внешняя политика Казахстана прошла стадию становления, утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических условиях. Казахстан в мировом сообществе и его роль в мировом политическом процессе может претендовать на полновесный статус крупной региональной державы, оказывающей воздействие на геополитические и гео экономические тенденции в мире.
За время своего существования как самостоятельного государства Казахстан сделал немало для того, чтобы стать политически независимым, светским, демократическим государством с сильной экономикой, ориентированной на модернизацию производства, востребованного мировым рынком. Подъем экономики напрямую связан не только с изменением процессов текущей модернизации, но и качественным обновлением самой концепции реформирования экономики, политической и духовной жизни общества. Экономический курс правительства направлен на технологическое обновление традиционных отраслей производства, внедрение модернизированного, инновационного оборудования и нанотехнологий.
6. Транзит власти и преемственность
Касым-Жомарт Токаев сформировался как управленец при первом президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве. В 1994-1999 и 2002-2007 он занимал пост министра иностранных дел РК. В 1999-2002 годах стал казахстанским премьер-министром, а в 2002-2003 государственным секретарем РК. Дважды становился председателем Сената Парламента страны. В 2011-2013 годах был заместителем Генерального секретаря ООН.
В этом смысле можно говорить о преемственности между «старым» и «новым Казахстаном». При этом фигура Токаева связана с успешным транзитом власти в РК. Несмотря на попытку госпереворота в январе 2022 года, стране удалось избежать потрясений на политической или этнической почве.
После победы на выборах в 2019 году Токаев взял курс на политическую модернизацию. При нем появился Национальный Совет общественного доверия, состоящий из представителей гражданского общества. В идеологии президента важное место заняла идея «слышащего государства», нацеленного на диалог с обществом. Так, по поручению Токаева министры и акимы областей открыли личные страницы в социальных сетях. Сам глава государства активно ведет аккаунт в Twitter.
В политическом отношении базовым при Токаеве остается институт президентской власти, с четко выстроенной вертикалью госуправления. При этом, согласно последнему Посланию президента, постепенно модель управления будет преобразована в президентско-парламентскую. Основные составляющие государственной системы, выстраиваемой Токаевым - ответственное и компактное правительство, профессиональный парламент, независимый суд, исполнительные структуры самоуправления в регионах. В процессе кадровых ротаций президент сформировал новую управленческую элиту.
Экономика и социальная сфера.
Важной целью реформ Токаева было объявлено ускорение развития экономики. В Казахстане сформировался благоприятный инвестиционный климат: за первое полугодие 2022 года страна получила $ 14,5 млрд прямых иностранных инвестиций. С мая 2021 по май 2022 года количество казахстанских предприятий и компаний выросло почти на 8%. В РК растет число совместных предприятий, открываются представительства крупнейших корпораций мира. Привлечение зарубежных инвестиций – важный инструмент, используемый Токаевым для повышения конкурентоспособности казахстанской экономики.
С 2022 года президент взял курс на деолигархизацию экономики. Токаев снял иммунитет с части казахстанской финансовой элиты, напрямую замешанной в коррупционных схемах.
Большое внимание Токаев уделяет социальным программам. Так, в 2019 году были списаны кредиты для некоторых категорий малообеспеченных граждан. С января 2020 года по поручению президента в РК в течение двух лет поэтапно повышались зарплаты работников бюджетной сферы (учителя, врачи, работники культуры и искусства). Ряд социальных проектов (включая программу «Нацфонд-детям») был анонсирован в сентябрьском Послании, основной идеей которого стала концепция «Справедливого Казахстана».
В условиях мирового финансового кризиса Казахстан сохраняет динамику промышленного производства и внешнеторгового оборота. Государство направляет большие средства на техническое перевооружение, модернизацию инфраструктуры, реализацию социально-экономических программ и инвестиционных проектов. По темпам роста экономики РК занимает одно из ведущих мест в ЕАЭС.
Дипломатия.
Внешняя политика президента Токаева основана на идее многовекторной дипломатии. Казахстан состоит в многочисленных международных структурах - ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОИС, ЕАЭС, ОДКБ и других. Президент последовательно укрепляет отношения с широким кругом влиятельных игроков - с Россией, США, Европой, Турцией, арабским миром. В Центральной Азии и ЕАЭС он стремится вывести Казахстан на лидерские позиции.
В 2022 году Касым-Жомарт Токаев выступил инициатором саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Астане. Кроме того, в столице РК состоялись встреча глав государств СНГ и форум «Россия-Центральная Азия». Основной темой для обсуждения было углубление экономических и культурных связей внутри СНГ, в условиях риска рецессии мировой экономики.
Аналитики отмечают, что президент позиционирует РК как диалоговую площадку. В Казахстане прошли саммит ШОС (2021) и встреча «Россия – Турция» (октябрь 2022). На территории страны было подписано множество международных договоров и соглашений.
РК при Токаеве выступает за добровольный отказ от ядерного оружия, укрепление мер доверия в Азии, углубление евразийской интеграции. Казахстан остается экономическим локомотивом СНГ и ЕАЭС и развивается как региональная держава.
При Токаеве Казахстан делает заявку на лидерство в Центральной Азии. Успех данной политики во многом основан на удачно выбранной модели для «переходного периода». В Казахстане сохраняется сильная президентская власть при постепенном усилении роли парламента. С одной стороны, Токаев проводит энергичные реформы в экономике, с другой - поэтапные преобразования в сфере политики. При этом токаевская модель представляет собой синтез либеральных реформ с укреплением, а не ослаблением государственной власти.