Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Главное отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. Государствами-наблюдателями при ШОС являют­ся Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 года Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом ор­ганизации.

В 2000—2008 годах Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев неоднократно совершал официальные визиты в Японию, Индию, Китай, Южную Корею, Сингапур, Малайзию, Индонезию, Королевство Таиланд и другие государства Юго-Восточной Азии.

Таким образом, в своей внешней политике Казахстан отстаива­ет свои национально-государственные интересы, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, стабильность и мир в стране. Президент Республики Казахстан, со­гласно Конституции РК, определяющей внешнеполитический курс, выдвинул в качестве долгосрочной цели внешней политики формиро­вание и поддерживание благоприятных внешних условий для успеш­ных преобразований внутри страны. Министерство иностранных дел как исполнительный орган отвечает за эффективность осуществле­ния внешней политики и играет роль координирующего органа во всех международных акциях, предпринимаемых Казахстаном.

Казахстан признан всем мировым сообществом в качестве его полноправного субъекта. Последовательная политика нашего го­сударства нашла положительный отклик в рамках Организации Объединенных Наций, поскольку она соответствует устремлениям и чаяниям всех миролюбивых людей планеты. Инициативы и предло­жения Президента РК Н.А. Назарбаева являются гарантом мира для нашей молодой республики в ходе строительства цивилизованного, светского общества. В конце 2007 года было принято решение, что Казахстан будет председательствовать с 2010 года в ОБСЕ.

Очень значимыми во внешней политике Казахстана являются ви­зиты Президента Н. Назарбаева в зарубежные страны и переговоры с руководителями других государств. Эти встречи дают новый им­пульс межгосударственным отношениям Казахстана с зарубежными партнерами. В ходе этих визитов обычно становятся традиционными встречи с бизнесменами, которые улучшают торговлю и деловое со­трудничество Казахстана и его партнеров.


В Послании народу Казахстана 2006 года Президент Н.Назарбаев отметил необходимость «интенсификации сотрудничества в Центральной Азии, в Азиатском и Ближневосточном регионах, по укреплению таких региональных структур, как ЕврАзЭС, СВМДА, ШОС». Также Глава государства предложил «выйти на создание Евразийского экономического союза государств, сделать его вы­годным для вступления других наших соседей». Сегодня ЕврАзЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) является развитым интеграционным объединением на пространстве СНГ. Участие в работе данного регионального объединения является одним из приоритетов внешней политики Казахстана.

Страна вошла в мировое хозяйство не на положении отсталого го­сударства «третьего мира», а как его полноправный субъект, с кото­рым вынуждены были считаться самые могущественные государства мира. Для Казахстана, который в будущем, вероятнее всего, станет эффективно развивающейся республикой, не будет легких путей к свободному, открытому, демократическому обществу, но глубокие преобразования в экономике, политике, культуре являются залогом успеха.

Внешняя политика Казахстана прошла стадию становления, утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических условиях. Казахстан в мировом со­обществе и его роль в мировом политическом процессе может пре­тендовать на полновесный статус крупной региональной державы, оказывающей воздействие на геополитические и гео экономические тенденции в мире.

За время своего существования как самостоятельного государ­ства Казахстан сделал немало для того, чтобы стать политически независимым, светским, демократическим государством с сильной экономикой, ориентированной на модернизацию производства, вос­требованного мировым рынком. Подъем экономики напрямую свя­зан не только с изменением процессов текущей модернизации, но и качественным обновлением самой концепции реформирования эко­номики, политической и духовной жизни общества. Экономический курс правительства направлен на технологическое обновление тра­диционных отраслей производства, внедрение модернизированного, инновационного оборудования и нанотехнологий.


6. Транзит власти и преемственность

Касым-Жомарт Токаев сформировался как управленец при первом президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве. В 1994-1999 и 2002-2007 он занимал пост министра иностранных дел РК. В 1999-2002 годах стал казахстанским премьер-министром, а в 2002-2003 государственным секретарем РК. Дважды становился председателем Сената Парламента страны. В 2011-2013 годах был заместителем Генерального секретаря ООН.

В этом смысле можно говорить о преемственности между «старым» и «новым Казахстаном». При этом фигура Токаева связана с успешным транзитом власти в РК. Несмотря на попытку госпереворота в январе 2022 года, стране удалось избежать потрясений на политической или этнической почве.

После победы на выборах в 2019 году Токаев взял курс на политическую модернизацию. При нем появился Национальный Совет общественного доверия, состоящий из представителей гражданского общества. В идеологии президента важное место заняла идея «слышащего государства», нацеленного на диалог с обществом. Так, по поручению Токаева министры и акимы областей открыли личные страницы в социальных сетях. Сам глава государства активно ведет аккаунт в Twitter.

В политическом отношении базовым при Токаеве остается институт президентской власти, с четко выстроенной вертикалью госуправления. При этом, согласно последнему Посланию президента, постепенно модель управления будет преобразована в президентско-парламентскую. Основные составляющие государственной системы, выстраиваемой Токаевым - ответственное и компактное правительство, профессиональный парламент, независимый суд, исполнительные структуры самоуправления в регионах. В процессе кадровых ротаций президент сформировал новую управленческую элиту.

Экономика и социальная сфера.

Важной целью реформ Токаева было объявлено ускорение развития экономики. В Казахстане сформировался благоприятный инвестиционный климат: за первое полугодие 2022 года страна получила $ 14,5 млрд прямых иностранных инвестиций. С мая 2021 по май 2022 года количество казахстанских предприятий и компаний выросло почти на 8%. В РК растет число совместных предприятий, открываются представительства крупнейших корпораций мира. Привлечение зарубежных инвестиций – важный инструмент, используемый Токаевым для повышения конкурентоспособности казахстанской экономики.


С 2022 года президент взял курс на деолигархизацию экономики. Токаев снял иммунитет с части казахстанской финансовой элиты, напрямую замешанной в коррупционных схемах.

Большое внимание Токаев уделяет социальным программам. Так, в 2019 году были списаны кредиты для некоторых категорий малообеспеченных граждан. С января 2020 года по поручению президента в РК в течение двух лет поэтапно повышались зарплаты работников бюджетной сферы (учителя, врачи, работники культуры и искусства). Ряд социальных проектов (включая программу «Нацфонд-детям») был анонсирован в сентябрьском Послании, основной идеей которого стала концепция «Справедливого Казахстана».

В условиях мирового финансового кризиса Казахстан сохраняет динамику промышленного производства и внешнеторгового оборота. Государство направляет большие средства на техническое перевооружение, модернизацию инфраструктуры, реализацию социально-экономических программ и инвестиционных проектов. По темпам роста экономики РК занимает одно из ведущих мест в ЕАЭС.

Дипломатия.

Внешняя политика президента Токаева основана на идее многовекторной дипломатии. Казахстан состоит в многочисленных международных структурах - ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОИС, ЕАЭС, ОДКБ и других. Президент последовательно укрепляет отношения с широким кругом влиятельных игроков - с Россией, США, Европой, Турцией, арабским миром. В Центральной Азии и ЕАЭС он стремится вывести Казахстан на лидерские позиции.

В 2022 году Касым-Жомарт Токаев выступил инициатором саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Астане. Кроме того, в столице РК состоялись встреча глав государств СНГ и форум «Россия-Центральная Азия». Основной темой для обсуждения было углубление экономических и культурных связей внутри СНГ, в условиях риска рецессии мировой экономики.

Аналитики отмечают, что президент позиционирует РК как диалоговую площадку. В Казахстане прошли саммит ШОС (2021) и встреча «Россия – Турция» (октябрь 2022). На территории страны было подписано множество международных договоров и соглашений.


РК при Токаеве выступает за добровольный отказ от ядерного оружия, укрепление мер доверия в Азии, углубление евразийской интеграции. Казахстан остается экономическим локомотивом СНГ и ЕАЭС и развивается как региональная держава.

При Токаеве Казахстан делает заявку на лидерство в Центральной Азии. Успех данной политики во многом основан на удачно выбранной модели для «переходного периода». В Казахстане сохраняется сильная президентская власть при постепенном усилении роли парламента. С одной стороны, Токаев проводит энергичные реформы в экономике, с другой - поэтапные преобразования в сфере политики. При этом токаевская модель представляет собой синтез либеральных реформ с укреплением, а не ослаблением государственной власти.