Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема №9 Современный Казахстан.
1. Провозглашение независимости Казахстана и создание СНГ
2. Государственное строительство Республики Казахстан
3. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан
4. Общественно-политическое развитие Республики Казахстан
5. Республика Казахстан во внешнем мире
6. Транзит власти и преемственность
-
Провозглашение независимости Казахстана и создание СНГ
Перестройка, вызвавшая к жизни широкую гласность и в известной мере демократизацию общественной жизни, не оказала серьезного влияния на улучшение условий жизни и быта миллионов советских людей. С различных трибун раздавались пустые обещания, заклинания, разрабатывались всякие концепции, программы. Чтобы удержаться на плаву, печатались денежные знаки, повышались размеры заработной платы рабочим и служащим, пенсий и пособий, издавались все новые декреты об улучшении материального положения населения, но они не выполнялись, не подкреплялись конкретными делами, росла инфляция, происходило снижение уровня жизни народа. Во всех этих действиях «верха» обнаруживались нерешительность, колебания, неуместные компромиссы, зигзаги в политике и практике, допускались серьезные упущения в определении четкой стратегии и ошибки в тактике осуществления преобразований в обществе.
Инициаторы перестройки не признавали своих ошибок, а тем временем в обществе нарастал экономический и политический кризис. Перелом в политическую жизнь страны внесла мощная волна забастовочного движения, в т.ч. события в Жана Озене, забастовка в Караганде. Забастовщики требовали самостоятельности, права трудового коллектива самостоятельно распоряжаться частью продукции и т.д. В 1989 г. из органов власти только Верховные Советы пользовались доверием народа, остальные институты, включая КПСС, испытывали значительное недоверие народа. Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии КПСС возник весной 1989 г., в дни выборов народных депутатов. В начале 1990 г. настроения в пользу отмены 6-й статьи Конституции о монополии КПСС приняли массовый характер. И созванный в марте 1990 г. внеочередной III съезд народных депутатов СССР отменил 6-ю статью Конституции.
Основным вопросом
III съезда стал вопрос об учреждении поста Президента СССР. На съезде М.С. Горбачев, сохранив пост Генерального секретаря ЦК КПСС, стал первым и последним Президентом СССР Избрание президента СССР сопровождалось на политическом уровне идеей экономического суверенитета союзных республик. На выборах местных органов власти, прошедших в большинстве союзных республик весной 1990 года, а в республиках Закавказья во второй половине 1989 года, вопрос о суверенитете республик становится главным. Часть из них приняла закон о государственном языке. В том числе 22 сентября 1989 г. был опубликован проект закона «О языках», принятого на внеочередной четырнадцатой сессии Верховного Совета Казахской ССР. После обсуждения закон был принят в следующей редакции: «Закон Казахской Советской Социалистической Республики «О языках» в Казахской ССР». Закон позволил стабилизировать общественно-политическую обстановку и значительно улучшить состояние межнациональных отношений. Государственным языком Казахской ССР был объявлен казахский, русский же получил статус межнационального языка. В дополнение к закону в том же 1989 г. была принята Государственная программа возрождения казахского языка, предусматривающая поддержку, в первую очередь материальную, для возрождения языка. За один год, с июля 1990 г. по июнь 1991 г., количество детских садов с казахским языком увеличилось на 482, всего их в республике стало 1677. Было открыто 155 общеобразовательных школ, 4 профессионально-технических училища. В республике появилось первое ГПТУ, готовящее делопроизводителей и машинисток на казахском языке.
Была воссоздана картина 20—30-х годов. Разоблачение сталинизма сопровождается реабилитацией его жертв. В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана народу были возвращены имена славных представителей народа, репрессированных и осужденных в 1920—1950-е годы: Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова, М. Дулатова. Был отменен целый ряд постановлений ЦК Компартии Казахстана по вопросам идеологии и науки, принятых во второй половине 40-х — начале 50-х годов.
24 апреля 1990 г. Верховный Совет утвердил пост Президента и избрал Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н. Назарбаева первым Президентом республики. В 1990—1991 гг. Верховный Совет принял законы «О совершенствовании государственной власти и управления» и «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР»,
которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики. Правительство республики приняло ряд очень важных экономических законов, которые позволяли ей более самостоятельно вести свою внешнюю политику,— «О собственности в Казахской ССР», «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» и т.д. Все это положительно сказалось на росте встречной торговли, объем которой только за 1990 г. увеличился в 1,5 раза. Рост деловой активности сопровождался созданием новых банковских структур: коммерческих, инновационных и т.д.
25 октября 1990 г. на сессии Верховного Совета республики принята «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР». В частности, в Декларации провозглашалось, что отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе; республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно- территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством; республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР; территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности. Казахская ССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику.
Суверенизация Казахстана положила начало развитию двусторонних связей республик в обход союзного центра. Союзные республики стали готовить преобразование СССР в союз суверенных государств. В начале августа 1990 г. на совместном заседании Президентского совета и совета Федерации Верховного Совета СССР было принято решение о создании Подготовительного комитета по разработке нового союзного договора из представителей республик и их руководителей при участии Президента СССР Обсуждалось два варианта договора. Первый исходил из сохранения существующей союзной вертикали управления, но при условии ее реформирования. Второй предполагал ликвидацию союзных органов
, установление горизонтальных связей между республиками и на этой основе создать новый союз.
Реальные политические условия и общественное мнение были на стороне второго варианта. В общественном сознании уже было сформировано негативное отношение к союзным структурам. В декабре 1990 г. IV съезд народных депутатов обсудил идею Союзного договора и принял решение о проведении референдума по вопросу о сохранении Союза ССР 17 марта 1991 г. на референдуме за сохранение Союза высказались 76,4% принявших участие в голосовании.
23 апреля 1991 г. в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти республик и М.Горбачева, во время которой было сделано «совместное заявление». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового союзного договора. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста нового союзного договора и направил его Верховным Советам республик и парламенту Союза. Вокруг проекта разгорелись споры.
Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что государства, образующие союз, являются полноправными членами международного сообщества. Государства могут входить в состав союза непосредственно или в составе другого государства. Участники договора признавали границы друг друга. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. Таким образом, Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. На 20 августа было назначено его подписание.
Предложение Казахстана о формировании обновленного Союза — Союза Суверенных Государств и создании единого экономического пространства впервые было обнародовано в ходе рабочего визита Президента России Б.Н. Ельцина в Казахстан 17—18 августа 1991 года, в форме совместных заявлений «О гарантиях стабильности Союза Суверенных Государств» и «О едином экономическом пространстве». В этих документах Президенты Казахстана и России обратились к руководителям всех республик с предложением согласовать время и место проведения рабочей встречи с целью обсуждения всего комплекса экономических и социальных проблем, связанных с формированием нового единого рынка. Далее предполагались разработка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, заключение Экономического союза и учреждение межреспубликанского Экономического совета. Однако последовавший вслед за этим августовский путч в Москве усложнил возможность постепенного и, следовательно, более обдуманного обустройства нового сообщества.
Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия. И в ночь на 19 августа Президент СССР М.С. Горбачев, находившийся в это время на отдыхе в Крыму, был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР ГЯнаев, председатель КГБ СССР В.Крючков, министр обороны СССР Д.Язов, премьер-министр СССР В.Павлов) образовала Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).
Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства. Главные события этих дней развернулись в Москве. Жители Москвы открыто поддержали российское руководство. В результате лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд.
23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР М.Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял. После этого президент России Б.Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности КПСС.
Августовские события ускорили окончательный распад Советского Союза. М.Горбачев всеми силами стремился возобновить новоогаревский процесс, составляя еще один вариант союзного договора. Однако с союзными структурами больше никто не считался. В конце августа о своей независимости объявили прибалтийские республики, Украина, Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Киргизия и Узбекистан.
После Августовского путча в Москве 25 августа 1991 года вышел указ Президента Казахстана «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР», согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства. 28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н. Назарбаев сложил с себя обязанности Первого секретаря ЦК КПК. 29 августа 1991 г. Президент Казахской ССР подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона.
Внеочередной чрезвычайный съезд Компартии Казахстана открылся 7 сентября 1991 г. в 10 часов утра в городе Алматы. После долгих дебатов съезд принял решение о роспуске Компартии Казахстана и создании новой партии. Вновь созданная партия стала теперь называться Социалистической. В октябре 1991 г. прошел внеочередной XVIII съезд ЛКСМ Казахстана, где было принято решение об изменении названия. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Казахстана стал просто Союзом молодежи Казахстана. Таким образом, вслед за партией прекратил свое существование и комсомол, а вслед за ним и пионерская организация.