Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема №9 Современный Казахстан.

1. Провозглашение независимости Казахстана и создание СНГ

2. Государственное строительство Республики Казахстан

3. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан

4. Общественно-политическое развитие Республики Казахстан

5. Республика Казахстан во внешнем мире

6. Транзит власти и преемственность


  1. Провозглашение независимости Казахстана и создание СНГ

Перестройка, вызвавшая к жизни широкую гласность и в извест­ной мере демократизацию общественной жизни, не оказала серьез­ного влияния на улучшение условий жизни и быта миллионов со­ветских людей. С различных трибун раздавались пустые обещания, заклинания, разрабатывались всякие концепции, программы. Чтобы удержаться на плаву, печатались денежные знаки, повышались раз­меры заработной платы рабочим и служащим, пенсий и пособий, издавались все новые декреты об улучшении материального поло­жения населения, но они не выполнялись, не подкреплялись кон­кретными делами, росла инфляция, происходило снижение уровня жизни народа. Во всех этих действиях «верха» обнаруживались не­решительность, колебания, неуместные компромиссы, зигзаги в по­литике и практике, допускались серьезные упущения в определении четкой стратегии и ошибки в тактике осуществления преобразований в обществе.

Инициаторы перестройки не признавали своих ошибок, а тем временем в обществе нарастал экономический и политический кри­зис. Перелом в политическую жизнь страны внесла мощная волна забастовочного движения, в т.ч. события в Жана Озене, забастовка в Караганде. Забастовщики требовали самостоятельности, права тру­дового коллектива самостоятельно распоряжаться частью продукции и т.д. В 1989 г. из органов власти только Верховные Советы поль­зовались доверием народа, остальные институты, включая КПСС, испытывали значительное недоверие народа. Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии КПСС возник весной 1989 г., в дни выборов народных депутатов. В начале 1990 г. настроения в пользу отмены 6-й статьи Конституции о монополии КПСС приняли массовый характер. И созванный в марте 1990 г. вне­очередной III съезд народных депутатов СССР отменил 6-ю статью Конституции.

Основным вопросом
III съезда стал вопрос об учреждении по­ста Президента СССР. На съезде М.С. Горбачев, сохранив пост Генерального секретаря ЦК КПСС, стал первым и последним Президентом СССР Избрание президента СССР сопровождалось на политическом уровне идеей экономического суверенитета союзных республик. На выборах местных органов власти, прошедших в большинстве союзных республик вес­ной 1990 года, а в республиках Закавказья во второй половине 1989 года, вопрос о суверенитете республик становится главным. Часть из них приняла закон о государственном языке. В том числе 22 сентя­бря 1989 г. был опубликован проект закона «О языках», принятого на внеочередной четырнадцатой сессии Верховного Совета Казахской ССР. После обсуждения закон был принят в следующей редакции: «Закон Казахской Советской Социалистической Республики «О языках» в Казахской ССР». Закон позволил стабилизировать обще­ственно-политическую обстановку и значительно улучшить состоя­ние межнациональных отношений. Государственным языком Казахс­кой ССР был объявлен казахский, русский же получил статус меж­национального языка. В дополнение к закону в том же 1989 г. была принята Государственная программа возрождения казахского языка, предусматривающая поддержку, в первую очередь материальную, для возрождения языка. За один год, с июля 1990 г. по июнь 1991 г., количество детских садов с казахским языком увеличилось на 482, всего их в республике стало 1677. Было открыто 155 общеобразова­тельных школ, 4 профессионально-технических училища. В респу­блике появилось первое ГПТУ, готовящее делопроизводителей и ма­шинисток на казахском языке.

Была воссоздана картина 20—30-х годов. Разоблачение стали­низма сопровождается реабилитацией его жертв. В 1988 году по­становлением ЦК Компартии Казахстана народу были возвращены имена славных представителей народа, репрессированных и осуж­денных в 1920—1950-е годы: Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова, М. Дулатова. Был отменен целый ряд постановлений ЦК Компартии Казахстана по вопросам идеологии и науки, принятых во второй половине 40-х — начале 50-х годов.

24 апреля 1990 г. Верховный Совет утвердил пост Президента и избрал Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н. Назарбаева первым Президентом республики. В 1990—1991 гг. Верховный Совет принял законы «О совершенствовании государственной вла­сти и управления» и «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР»,

которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики. Правительство республики приняло ряд очень важных экономических законов, которые позволяли ей более самостоятель­но вести свою внешнюю политику,— «О собственности в Казахской ССР», «Об основных принципах внешнеэкономической деятельно­сти Казахской ССР», «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» и т.д. Все это положительно сказалось на росте встречной торговли, объем которой только за 1990 г. увеличился в 1,5 раза. Рост деловой активности со­провождался созданием новых банковских структур: коммерческих, инновационных и т.д.

25 октября 1990 г. на сессии Верховного Совета республики при­нята «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР». В частности, в Декларации провозглашалось, что отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе; республика само­стоятельно решает все вопросы, связанные с административно- территориальным устройством, политическим, экономическим, со­циальным и культурно-национальным строительством; республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР; территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности. Казахская ССР самостоятельна в международных отношениях, в своих инте­ресах определяет внешнюю политику.

Суверенизация Казахстана положила начало развитию двусторон­них связей республик в обход союзного центра. Союзные республики стали готовить преобразование СССР в союз суверенных государств. В начале августа 1990 г. на совместном заседании Президентского со­вета и совета Федерации Верховного Совета СССР было принято ре­шение о создании Подготовительного комитета по разработке нового союзного договора из представителей республик и их руководителей при участии Президента СССР Обсуждалось два варианта договора. Первый исходил из сохранения существующей союзной вертикали управления, но при условии ее реформирования. Второй предполагал ликвидацию союзных органов
, установление горизонтальных связей между республиками и на этой основе создать новый союз.

Реальные политические условия и общественное мнение были на стороне второго варианта. В общественном сознании уже было сфор­мировано негативное отношение к союзным структурам. В декабре 1990 г. IV съезд народных депутатов обсудил идею Союзного дого­вора и принял решение о проведении референдума по вопросу о со­хранении Союза ССР 17 марта 1991 г. на референдуме за сохранение Союза высказались 76,4% принявших участие в голосовании.

23 апреля 1991 г. в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти республик и М.Горбачева, во время которой было сделано «совместное заявле­ние». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоо­чередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового союзного договора. 17 июня Подготовительный комитет за­кончил подготовку текста нового союзного договора и направил его Верховным Советам республик и парламенту Союза. Вокруг проекта разгорелись споры.

Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что госу­дарства, образующие союз, являются полноправными членами меж­дународного сообщества. Государства могут входить в состав союза непосредственно или в составе другого государства. Участники до­говора признавали границы друг друга. Договор закреплял собствен­ность республик на землю, недра, воды. Таким образом, Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. На 20 августа было назначено его подписание.

Предложение Казахстана о формировании обновленного Союза — Союза Суверенных Государств и создании единого экономическо­го пространства впервые было обнародовано в ходе рабочего визита Президента России Б.Н. Ельцина в Казахстан 17—18 августа 1991 года, в форме совместных заявлений «О гарантиях стабильности Союза Суверенных Государств» и «О едином экономическом про­странстве». В этих документах Президенты Казахстана и России об­ратились к руководителям всех республик с предложением согласо­вать время и место проведения рабочей встречи с целью обсуждения всего комплекса экономических и социальных проблем, связанных с формированием нового единого рынка. Далее предполагались раз­работка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, заключение Экономического союза и учреждение межреспубликан­ского Экономического совета. Однако последовавший вслед за этим августовский путч в Москве усложнил возможность постепенного и, следовательно, более обдуманного обустройства нового сообщества.


Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия. И в ночь на 19 августа Президент СССР М.С. Горбачев, находивший­ся в это время на отдыхе в Крыму, был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР ГЯнаев, председатель КГБ СССР В.Крючков, министр обо­роны СССР Д.Язов, премьер-министр СССР В.Павлов) образовала Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).

Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руко­водства. Главные события этих дней развернулись в Москве. Жители Москвы открыто поддержали российское руководство. В результате лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд.

23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР М.Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требо­вание о роспуске КПСС, которое он принял. После этого президент России Б.Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности КПСС.

Августовские события ускорили окончательный распад Советского Союза. М.Горбачев всеми силами стремился возобновить новоогаревский процесс, составляя еще один вариант союзного договора. Однако с союзными структурами больше никто не считался. В кон­це августа о своей независимости объявили прибалтийские респу­блики, Украина, Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Киргизия и Узбекистан.

После Августовского путча в Москве 25 августа 1991 года вы­шел указ Президента Казахстана «Об имуществе КПСС на терри­тории Казахской ССР», согласно которому имущество КПСС, на­ходящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства. 28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н. Назарбаев сложил с себя обязанности Первого секретаря ЦК КПК. 29 августа 1991 г. Президент Казахской ССР подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона.

Внеочередной чрезвычайный съезд Компартии Казахстана от­крылся 7 сентября 1991 г. в 10 часов утра в городе Алматы. После дол­гих дебатов съезд принял решение о роспуске Компартии Казахстана и создании новой партии. Вновь созданная партия стала теперь на­зываться Социалистической. В октябре 1991 г. прошел внеочередной XVIII съезд ЛКСМ Казахстана, где было принято решение об из­менении названия. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Казахстана стал просто Союзом молодежи Казахстана. Таким обра­зом, вслед за партией прекратил свое существование и комсомол, а вслед за ним и пионерская организация.