Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На современном этапе идея реинтеграции политических, научнокультурных, гуманитарных и, особенно, экономических связей на территории бывшего Советского Союза получает все большее распространение и поддержку. Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны-участницы Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.
Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. В первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества и взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения многолетних экономических связей. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обострения отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик и постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения государств. Государства, которые уже сегодня склонны к более тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам нашего государства соответствует глубокая вовлеченность в деятельность СНГ При этом в стратегических целях Казахстана наша дипломатия поддерживает широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями. В этой связи представляется, что политика Казахстана в отношении новых независимых государств должна осуществляться на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи в целях повышения эффективности экономики государств-участников и совершенствования сотрудничества между ними.
Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения независимости, выработана достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах, необходимо отметить важность взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ
В силу своего геополитического положения Казахстан приоритетное внимание уделяет России. 25 мая 1992 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев и Президент России Б.Н. Ельцин подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РК и Российской Федерацией. В январе 1995 года был подписан пакет из 17 двусторонних договоренностей между Казахстаном и Россией, в июле 1998 года — Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном на XXI столетие. Важное значение в развитии двусторонних отношений между странами сыграло решение о статусе космодрома Байконур. 28 марта 1994 года были подписаны Базовое Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур и Договор о его передаче в аренду на 20 лет с возможностью дальнейшего продления, что позволило укрепить взаимовыгодное сотрудничество двух государств в космической области. 2 июля 2005 года состоялись торжественные мероприятия, посвященные 50- летию космодрома Байконур с участием президентов Казахстана и России. Арендный договор был продлен до 2050 года.
Нельзя не отметить взаимоотношений Казахстана с ближайшими соседями — Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимостью придания эффективности союзу трех государств, который имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе нашего Президента была заложена основа по созданию союза Центральноазиатских стран. Появилась эмблема будущего Союза — могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, символизирующая единые корни и общность целей становления и развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого экономического пространства трех стран, были созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министерств и ведомств, принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции, начал функционировать Центральноазиатский банк развития, было положено начало согласованным действиям в межгосударственной сфере и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н.А. Назарбаева о созыве Совещания по Взаимодействию и Мерам Доверия в Азии (СВМДА), инициативы Президента И. Каримова о совещании-семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать, что еще в 1990 году по инициативе Казахстана в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 года в Ташкенте встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договоры и соглашения между государствами Центральноазиатских государств. Во время визита Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в республику Узбекистан 10-12 января 1994 года обе стороны договорились о дальнейших шагах в развитии казахстанско-узбекских отношений. В целях дальнейшего углубления и развития отношений между странами президенты И.А.Каримов и Н.А.Назарбаев подписали 24 июня 1992 года договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан.
Украина и Казахстан признали независимость друг друга с первых дней провозглашения республик суверенным государством. Двусторонние отношения между ними были законодательно установлены подписанием 20 января 1994 года Договора о дружбе и сотрудничестве и принятием Президентами Казахстана и Украины Декларации «Современный мир: вызовы и опасности».
Стремясь расширить стратегию интеграции, Н.А.Назарбаев периодически выступает с новыми инициативами в данном направлении: по укреплению Таможенного союза, формированию зоны свободной торговли, совершенствованию органов Содружества. Выступая на заседаниях Совета глав государств, он подчеркивает необходимость сохранения Содружества, трансформацию и улучшение его деятельности с учетом нынешних реалий, стратегических задач и интересов каждого из участников, с учетом мирового опыта региональной интеграции.
Рациональная международная политика руководства РК и стабильная экономическая и политическая ситуация в республике вывели Казахстан в число лидеров на всем постсоветском пространстве. Большой международный резонанс, и в первую очередь, в странах СНГ получила инициатива Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, которая была четко сформулирована в послании «10 простых шагов навстречу простым людям». Она определяет разумные решения в вопросах отношений Казахстана с его бывшими партнерами по СССР и предполагает решение наиболее насущных межгосударственных проблем в сфере социальных взаимоотношений.
Таких же принципов придерживается Казахстан в деле сотрудничества с внешним миром и прежде всего с Соединенными Штатами Америки. США признали независимость и суверенитет нашей республики 25 декабря 1991 года. Регулярные казахстано-американские консультации на уровне правительств, министерств и президентов, открытие посольства США в Алма-Ате (1992 г.), официальные встречи президентов, сенаторов и политиков, подписание различных соглашений между Казахстаном и США в области науки, техники, правовой помощи, экологии, природных ресурсов, по неправительственным организациям, в области разоружения составляют основу двусторонних отношений между двумя государствами, каждое из которых действует в интересах собственной национальной безопасности. Особое значение оба государства придавали и придают проблеме разоружения и другим вопросам военной доктрины: в 1992-м году активно решался вопрос об исполнении Договора СНВ-1, Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В ходе первого визита Президента РК Н. Назарбаева решались вопросы не только экономического характера (о создании совместно с Шеврон предприятия «Тенгизшевройл»), но и проблема ядерной безопасности страны, что привело к принятию США и Казахстаном программы Нанна-Лугара (о сокращении ядерной угрозы). В 1993 году главной в развитии отношений между странами стала подготовка Рамочного Соглашения по демонтажу шахтно-пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет. К 21 апреля 1995 года из Казахстана были вывезены все ядерные боеголовки, в рамках программы «Сапфир» наша республика передала Америке на хранение ядерные материалы. В 1994 году президентами обеих стран была подписана Хартия о демократическом сотрудничестве между РК и США, позже на саммите ОБСЕ в Будапеште США, Великобритания, Франция и Россия подписали Меморандум о предоставлении гарантий безопасности Республике Казахстан.
Казахстан успешно развивает связи и с европейскими государствами. 16—17 сентября 1993 года состоялся официальный визит президента Французской Республики Франсуа Миттерана в Республику Казахстан. Подписаны следующие межправительственные документы: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и искусства; Совместная декларация об экономическом сотрудничестве между Национальной академией наук Казахстана и Национальным центром научных исследований Франции; Декларация правительства РК и правительства Французской Республики о воздушном сообщении; Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран.
20—23 марта 1994 года состоялся официальный визит Президента Республики Казахстан в Великобританию. В ходе визита были подписаны следующие документы: Совместная декларация об экономическом сотрудничестве между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенного Королевства; Соглашение о сотрудничестве в области образования, науки и культуры; Конвенция об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и прирост стоимости имущества между Республикой Казахстан и Соединенным Королевством; Декларация о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран; Соглашение о воздушном сообщении. Было ратифицировано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Обоюдовыгодные взаимоотношения сложились у Казахстана и с другими европейскими странами.
Значительных успехов добилась казахстанская дипломатия в азиатском направлении: 22—26 мая 1993 года состоялся официальный визит премьер-министра Индии Наросимха Рао в Казахстан. Подписаны следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники; Конвенция об избежании двойного налогообложения; Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций; Меморандум взаимопонимания о проведении Дней культуры Казахстана в Индии и Индии — в Казахстане; Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран, предусматривающий регулярное проведение переговоров и консультаций по международным и региональным проблемам, а также по вопросам двусторонних отношений.
11—13 сентября 1995 года по приглашению Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя состоялся государственный визит Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в КНР. Подписаны следующие документы: Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений между РК и КНР; Соглашение между правительством РК и правительством КНР об использовании морского порта Китая Ляньюнган для переработки и транспортировки казахстанских грузов; Меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны РК и Министерством обороны КНР; Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области метеорологии между Главным управлением по гидрометеорологии при Кабинете министров Республики Казахстан и Метеорологическим управлением КНР; Протокол об обмене Грамотами о ратификации; Соглашение между РК и КНР о казахстанско-китайской государственной границе.
Успешно развивались межгосударственные отношения Казахстана с арабскими государствами. В 1995 году состоялись встречи на высшем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана, Турции. Особенно широкомасштабно развиваются связи Казахстана с Турцией, Саудовской Аравией, Исламской Республикой Иран, Объединенными Арабскими Эмиратами. Казахстан сотрудничает с Исламским банком развития, Исламской организацией по образованию, науке и культуре. В октябре 1999 года Республика Казахстан была принята членом организации Исламская конференция.
В мае 1996 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев совершил официальный визит в Исламскую Республику Иран. Иран является серьезным партнером Казахстана в области разработки нефтяных месторождений, поэтому в ходе переговоров были достигнуты важные для экономики Казахстана договоренности о поставках казахстанской нефти в Северный Иран на терминалы Персидского залива для дальнейшей транспортировки на мировые рынки.
Для осуществления внешнеполитических задач Казахстан вступил в Шанхайскую организацию сотрудничества, в которую вошли пять стран, имеющих общие границы, — Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан.
Основы сотрудничества Шанхайской пятёрки изначально были заложены 26 апреля 1996 года в подписанном в Шанхае «Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы» и подписанном на второй московской встрече 24 апреля 1997 года «Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы». Эти два документа определили механизм взаимного доверия в военной области и приграничных районах, способствовали установлению партнёрских отношений государств-участников, базирующихся на открытости, непринадлежности к блокам, нена- правленности действий против третьих стран. В качестве объединяющего фактора тогда основную роль играла гражданская война в Афганистане между войсками Северного Альянса и движением Талибан, создававшая угрозу безопасности всех пяти государств. Последующие ежегодные саммиты участников Шанхайской пятёрки проходили в 1997 году в Москве, в 1998 году в Алматы, в 1999 году в Бишкеке и в 2000 году в Душанбе.
В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в свои ряды Узбекистан. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.