Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На современном этапе идея реинтеграции политических, научно­культурных, гуманитарных и, особенно, экономических связей на территории бывшего Советского Союза получает все большее рас­пространение и поддержку. Интегрируясь, идя навстречу друг дру­гу, страны-участницы Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.

Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. В пер­вую очередь основное значение имеют факторы долговременного со­трудничества и взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения многолетних экономических связей. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обостре­ния отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик и постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения государств. Государства, которые уже сегод­ня склонны к более тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам нашего государства со­ответствует глубокая вовлеченность в деятельность СНГ При этом в стратегических целях Казахстана наша дипломатия поддерживает широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с другими страна­ми и международными организациями. В этой связи представляет­ся, что политика Казахстана в отношении новых независимых госу­дарств должна осуществляться на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи в целях повышения эффективности экономики государств-участников и совершенствова­ния сотрудничества между ними.

Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обре­тения независимости, выработана достаточная правовая база двусто­роннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, опреде­лены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах, необходимо отметить важность взаимоотно­шений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рам­ках СНГ


В силу своего геополитического положения Казахстан приоритет­ное внимание уделяет России. 25 мая 1992 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев и Президент России Б.Н. Ельцин подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РК и Российской Федерацией. В январе 1995 года был подписан пакет из 17 двусто­ронних договоренностей между Казахстаном и Россией, в июле 1998 года — Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентиро­ванном на XXI столетие. Важное значение в развитии двусторонних отношений между странами сыграло решение о статусе космодрома Байконур. 28 марта 1994 года были подписаны Базовое Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур и Договор о его передаче в аренду на 20 лет с возможно­стью дальнейшего продления, что позволило укрепить взаимовыгод­ное сотрудничество двух государств в космической области. 2 июля 2005 года состоялись торжественные мероприятия, посвященные 50- летию космодрома Байконур с участием президентов Казахстана и России. Арендный договор был продлен до 2050 года.

Нельзя не отметить взаимоотношений Казахстана с ближайши­ми соседями — Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, опреде­ляется необходимостью придания эффективности союзу трех госу­дарств, который имеет большое будущее. В 1992 году по инициа­тиве нашего Президента была заложена основа по созданию союза Центральноазиатских стран. Появилась эмблема будущего Союза — могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, сим­волизирующая единые корни и общность целей становления и раз­вития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосудар­ственного совета, единого экономического пространства трех стран, были созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министерств и ведомств, принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции, начал функционировать Центральноазиатский банк развития, было положено начало согласованным действи­ям в межгосударственной сфере и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н.А. Назарбаева о созыве Совещания по Взаимодействию и Мерам Доверия в Азии (СВМДА), инициативы Президента И. Каримова о совещании-семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать, что еще в 1990 году по инициативе Казахстана в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об эконо­мическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На со­стоявшейся в январе 1993 года в Ташкенте встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углубле­нию взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возмож­ностей региона способствуют двусторонние договоры и соглашения между государствами Центральноазиатских государств. Во время визита Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в респу­блику Узбекистан 10-12 января 1994 года обе стороны договорились о дальнейших шагах в развитии казахстанско-узбекских отношений. В целях дальнейшего углубления и развития отношений между стра­нами президенты И.А.Каримов и Н.А.Назарбаев подписали 24 июня 1992 года договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан.



Украина и Казахстан признали независимость друг друга с пер­вых дней провозглашения республик суверенным государством. Двусторонние отношения между ними были законодательно уста­новлены подписанием 20 января 1994 года Договора о дружбе и сотрудничестве и принятием Президентами Казахстана и Украины Декларации «Современный мир: вызовы и опасности».

Стремясь расширить стратегию интеграции, Н.А.Назарбаев пери­одически выступает с новыми инициативами в данном направлении: по укреплению Таможенного союза, формированию зоны свободной торговли, совершенствованию органов Содружества. Выступая на заседаниях Совета глав государств, он подчеркивает необходимость сохранения Содружества, трансформацию и улучшение его деятель­ности с учетом нынешних реалий, стратегических задач и интересов каждого из участников, с учетом мирового опыта региональной ин­теграции.

Рациональная международная политика руководства РК и ста­бильная экономическая и политическая ситуация в республике выве­ли Казахстан в число лидеров на всем постсоветском пространстве. Большой международный резонанс, и в первую очередь, в странах СНГ получила инициатива Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, которая была четко сформулирована в послании «10 простых шагов навстречу простым людям». Она определяет разумные решения в во­просах отношений Казахстана с его бывшими партнерами по СССР и предполагает решение наиболее насущных межгосударственных проблем в сфере социальных взаимоотношений.

Таких же принципов придерживается Казахстан в деле сотрудни­чества с внешним миром и прежде всего с Соединенными Штатами Америки. США признали независимость и суверенитет нашей ре­спублики 25 декабря 1991 года. Регулярные казахстано-американские консультации на уровне правительств, министерств и президентов, открытие посольства США в Алма-Ате (1992 г.), официальные встре­чи президентов, сенаторов и политиков, подписание различных со­глашений между Казахстаном и США в области науки, техники, правовой помощи, экологии, природных ресурсов, по неправитель­ственным организациям, в области разоружения составляют основу двусторонних отношений между двумя государствами, каждое из ко­торых действует в интересах собственной национальной безопасно­сти. Особое значение оба государства придавали и придают пробле­ме разоружения и другим вопросам военной доктрины: в 1992-м году активно решался вопрос об исполнении Договора СНВ-1, Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В ходе первого визита Президента РК Н. Назарбаева решались во­просы не только экономического характера (о создании совместно с Шеврон предприятия «Тенгизшевройл»), но и проблема ядерной без­опасности страны, что привело к принятию США и Казахстаном про­граммы Нанна-Лугара (о сокращении ядерной угрозы). В 1993 году главной в развитии отношений между странами стала подготовка Рамочного Соглашения по демонтажу шахтно-пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет. К 21 апреля 1995 года из Казахстана были вывезены все ядерные боеголовки, в рамках программы «Сапфир» наша республика передала Америке на хране­ние ядерные материалы. В 1994 году президентами обеих стран была подписана Хартия о демократическом сотрудничестве между РК и США, позже на саммите ОБСЕ в Будапеште США, Великобритания, Франция и Россия подписали Меморандум о предоставлении гаран­тий безопасности Республике Казахстан.


Казахстан успешно развивает связи и с европейскими государства­ми. 16—17 сентября 1993 года состоялся официальный визит пре­зидента Французской Республики Франсуа Миттерана в Республику Казахстан. Подписаны следующие межправительственные докумен­ты: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и искусства; Совместная декларация об экономическом сотрудничестве между Национальной академией наук Казахстана и Национальным центром научных исследований Франции; Декларация правительства РК и правительства Французской Республики о воздушном сообщении; Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран.

20—23 марта 1994 года состоялся официальный визит Президента Республики Казахстан в Великобританию. В ходе визита были под­писаны следующие документы: Совместная декларация об экономи­ческом сотрудничестве между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенного Королевства; Соглашение о сотруд­ничестве в области образования, науки и культуры; Конвенция об избежании двойного налогообложения и о предотвращении укло­нения от уплаты налогов на доходы и прирост стоимости имуще­ства между Республикой Казахстан и Соединенным Королевством; Декларация о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран; Соглашение о воздушном сообщении. Было ратифи­цировано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Обоюдовыгодные взаимоотношения сложились у Казахстана и с дру­гими европейскими странами.

Значительных успехов добилась казахстанская дипломатия в азиатском направлении: 22—26 мая 1993 года состоялся официаль­ный визит премьер-министра Индии Наросимха Рао в Казахстан. Подписаны следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники; Конвенция об избежании двойного на­логообложения; Соглашение о поощрении и взаимной защите инве­стиций; Меморандум взаимопонимания о проведении Дней культуры Казахстана в Индии и Индии — в Казахстане; Протокол о сотрудни­честве между министерствами иностранных дел двух стран, преду­сматривающий регулярное проведение переговоров и консультаций по международным и региональным проблемам, а также по вопросам двусторонних отношений.

11—13 сентября 1995 года по приглашению Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя состоялся государ­ственный визит Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в КНР. Подписаны следующие документы: Совместная деклара­ция о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимо­отношений между РК и КНР; Соглашение между правительством РК и правительством КНР об использовании морского порта Китая Ляньюнган для переработки и транспортировки казахстанских грузов; Меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны РК и Министерством обороны КНР; Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области метеорологии между Главным управле­нием по гидрометеорологии при Кабинете министров Республики Казахстан и Метеорологическим управлением КНР; Протокол об обмене Грамотами о ратификации; Соглашение между РК и КНР о казахстанско-китайской государственной границе.


Успешно развивались межгосударственные отношения Казах­стана с арабскими государствами. В 1995 году состоялись встречи на высшем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана, Турции. Особен­но широкомасштабно развиваются связи Казахстана с Турцией, Саудовской Аравией, Исламской Республикой Иран, Объединенными Арабскими Эмиратами. Казахстан сотрудничает с Исламским банком развития, Исламской организацией по образованию, науке и культу­ре. В октябре 1999 года Республика Казахстан была принята членом организации Исламская конференция.

В мае 1996 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев совершил официальный визит в Исламскую Республику Иран. Иран является серьезным партнером Казахстана в области разработки нефтяных месторождений, поэтому в ходе переговоров были достигнуты важ­ные для экономики Казахстана договоренности о поставках казах­станской нефти в Северный Иран на терминалы Персидского залива для дальнейшей транспортировки на мировые рынки.

Для осуществления внешнеполитических задач Казахстан всту­пил в Шанхайскую организацию сотрудничества, в которую вошли пять стран, имеющих общие границы, — Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан.

Основы сотрудничества Шанхайской пятёрки изначально были за­ложены 26 апреля 1996 года в подписанном в Шанхае «Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы» и подписанном на второй московской встрече 24 апреля 1997 года «Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы». Эти два документа определили механизм взаимного до­верия в военной области и приграничных районах, способствова­ли установлению партнёрских отношений государств-участников, базирующихся на открытости, непринадлежности к блокам, нена- правленности действий против третьих стран. В качестве объеди­няющего фактора тогда основную роль играла гражданская война в Афганистане между войсками Северного Альянса и движением Талибан, создававшая угрозу безопасности всех пяти государств. Последующие ежегодные саммиты участников Шанхайской пятёрки проходили в 1997 году в Москве, в 1998 году в Алматы, в 1999 году в Бишкеке и в 2000 году в Душанбе.

В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в свои ряды Узбекистан. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.