Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профсоюзы тоже распались на ряд отдельных независимых организаций. Они полностью освободились от партийного диктата, но чрезмерная обюрокраченность организации не позволила им найти широкую поддержку в массах.
В общественно-политической жизни Казахстана произошло важное событие — 2 октября 1991 года в космос вышел первый казах космонавт Токтар Аубакиров.
В своем постановлении от 16 октября 1991 г. Верховный Совет Казахской ССР назначил провести выборы 1 декабря 1991 г. В назначенный срок состоялись первые выборы Президента Казахской ССР. За Нурсултана Назарбаева проголосовало 8 681 276 избирателей, или 98,78% от числа принявших участие в голосовании. В результате Н. Назарбаев получил мандат первого избранного всем народом Президента Казахстана. 10 декабря 1991г. сессией Верховного Совета республики было принято решение о переименовании КССР в Республику Казахстан.
8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском Президент России Б.Ельцин, президент Украины Л.М. Кравчук и Председатель Верхнего Совета Белоруссии С.С. Шушкевич объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Они также заключили соглашение, согласно которому Россия, Украина и Белоруссия объединились в содружество независимых государств.
Для преодоления негативного варианта развития событий 13 декабря 1991 г. в Ашхабаде собрались руководители центральноазиатских государств — Н.А. Назарбаев, С. Ниязов, И. Каримов, А. Акаев, Р. Набиев.
В связи с распадом СССР 16 декабря 1991 г. был принят конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», этот день был объявлен Днем независимости. Статья 1 принятого документа определяет Республику Казахстан как независимое, демократическое и правовое государство. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной. Во 2-й главе закона отмечено, что граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. 3-я глава определила структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласит закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти является Президент. В главе 4-й, где определены экономические основы государственной независимости республики, подчеркнуто, что она обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства, и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлены исключительной собственностью государства. Поскольку суверенное государство является носителем атрибуций, утверждающих его суверенитет, Республика Казахстан подтвердила их созданием Конституции, государственного флага, герба и гимна, а также созданием собственных Вооруженных Сил.
Образование Содружества Независимых Государств неразрывно связано с событиями последних лет существования СССР. В условиях экономического кризиса, переживаемого всеми постсоветскими государствами, на тот период в высшей степени были актуальны их согласованные действия, конструктивное сотрудничество, поиск взаимоприемлемых компромиссных решений.
Поэтому создание Содружества Независимых Государств является отражением объективных и общих закономерностей развития суверенных государств после распада СССР. Основная цель содружества — обеспечение интеграции постсоветских республик с целью совместного решения политических, экономических и социальных проблем на взаимовыгодных условиях.
По предложению Н.А.Назарбаева, 21 декабря 1991 г. руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины встретились в столице Казахстана, где подписали Алма-Атинскую декларацию и Протокол о создании Содружества Независимых Государств. В связи с прекращением существования СССР 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.
В основу Алма-Атинской декларации легли идеи Президента Казахстана о том, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципах равноправия, уважения территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ посредством ряда координирующих структур, формируемых на паритетной основе, в целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности, сохранения единого оборонного пространства и единого контроля над ядерным оружием.
На начальном этапе отношение республик бывшего Союза к сотрудничеству было неоднозначным, а порой и противоречивым. Если Россия, Беларусь, Узбекистан и Кыргызстан активно поддерживали идеи Содружества, то Украина занимала, скорее, негативную позицию, а Туркменистан относился к ним сдержанно. Молдова в целом была согласна с принципами Содружества, но на позицию ее руководства серьезное влияние оказывали внутриполитические факторы. Армения стремилась укреплять связи в рамках СНГ, однако в силу географического положения и вовлеченности в конфликт с Азербайджаном ее роль в интеграционных процессах была существенно ослаблена.
Мотивы таких отношений вполне понятны: это опасение утратить обретенную политическую независимость и экономический суверенитет; сильное давление со стороны политических партий и движений; острые идеологические и межнациональные противоречия, а порой и амбиции.
Анализ принятых документов того времени показывает, что до марта 1992 г, когда шел процесс размежевания и разделения бывшего СССР, государства-участники Содружества были единогласны в принятии решений, а в дальнейшем, когда был необходим скоординированный подход к решению тех или иных проблем в сотрудничестве, из-за отсутствия механизмов реализации подписанных соглашений многие решения не выполнялись и зачастую носили декларативный характер.
Реальную оценку положению дел в Содружестве того времени дал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века». Он пишет: «По мере развития ситуации я все больше понимал, что Содружество Независимых Государств превращается в орган «цивилизованного развода» государств-участников. Все попытки направить процесс в иное, интеграционное направление не дали результатов».
Казахстан с момента создания Содружества постоянно прилагал большие усилия по его укреплению, выступая одним из инициаторов принятия ряда соглашений по организационному оформлению и созданию координирующих органов, способствующих сохранению общего экономического пространства, совершенствованию хозяйственных связей коллективной безопасности. Практика сотрудничества в рамках СНГ доказала правомерность и жизнеспособность позиции Казахстана в отношении данной организации.
После обретения Казахстаном независимости начался динамичный
процесс развития суверенной государственности. В политической сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти, предполагающей профессиональный Верховный Совет. На основании Закона «О местном самоуправлении в областях, городах и районах» проведена реформа исполнительной власти. На переходный период введены должности глав администраций, на которых возложена вся полнота ответственности за состояние экономики, выполнение президентских и правительственных решений на местах. Назначение и досрочное освобождение глав администраций осуществляется строго по вертикали: Президентом республики и главами вышестоящих администраций. За Советами было оставлено право разрабатывать и утверждать бюджет, контролировать ход его выполнения, вести работу с депутатами, руководить деятельностью постоянных комиссий, разрабатывать стратегические направления развития регионов, сотрудничать с различными общественными организациями.
В январе 1992 года для организации работ по подготовке новых государственных символов и атрибутики Верховным Советом была организована рабочая группа. Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза, 42 письменных предложения по проекту флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта гимна. В конечном итоге 4 июня 1992 г. Верховным Советом были утверждены Государственные флаг, герб и гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан.
Автор Государственного флага Республики Казахстан — Ш. Нияз- беков. Бирюзовое поле символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие; золотое солнце — покой и богатство; степной орел — щедрость и зоркость, высоту помыслов; верх — шацырак
Авторы Государственного герба — архитекторы Ж. Малибеков и Ш. Валиханов. В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, в нижней — надпись «Казакстан». В цветном изображении
Музыку Государственного гимна композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латифа Хамиди сохранили в прежней редакции. Авторами текста гимна стали Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.
Текст гимна принят 4 декабря 1992 г. Он состоит из трех куплетов и припева. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором — его современность и в третьем — перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.
7 января 2007 года Указом Президента РК Н.А. Назарбаева, имеющим силу конституционного закона, были внесены изменения и дополнения в закон «О государственных символах Республики Казахстан», где вместо старого гимна предлагался текст нового гимна. Новым гимном страны стала знаменитая песня— «Мой Казахстан». Песня на мелодию Шамши Калдаякова и слова Жумекена Нажмиденова десятки лет пользовалась огромной популярностью в народе. Песня, ставшая гимном, давно признана настоящей поэмой народной души. Ее слова теперь соединил с реалиями времени соавтор Гимна Казахстана — Президент Н.А. Назарбаев.
28 января 1993 г. Верховный Совет
В общественно-политической жизни Казахстана произошло важное событие — 2 октября 1991 года в космос вышел первый казах космонавт Токтар Аубакиров.
В своем постановлении от 16 октября 1991 г. Верховный Совет Казахской ССР назначил провести выборы 1 декабря 1991 г. В назначенный срок состоялись первые выборы Президента Казахской ССР. За Нурсултана Назарбаева проголосовало 8 681 276 избирателей, или 98,78% от числа принявших участие в голосовании. В результате Н. Назарбаев получил мандат первого избранного всем народом Президента Казахстана. 10 декабря 1991г. сессией Верховного Совета республики было принято решение о переименовании КССР в Республику Казахстан.
8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском Президент России Б.Ельцин, президент Украины Л.М. Кравчук и Председатель Верхнего Совета Белоруссии С.С. Шушкевич объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Они также заключили соглашение, согласно которому Россия, Украина и Белоруссия объединились в содружество независимых государств.
Для преодоления негативного варианта развития событий 13 декабря 1991 г. в Ашхабаде собрались руководители центральноазиатских государств — Н.А. Назарбаев, С. Ниязов, И. Каримов, А. Акаев, Р. Набиев.
В связи с распадом СССР 16 декабря 1991 г. был принят конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», этот день был объявлен Днем независимости. Статья 1 принятого документа определяет Республику Казахстан как независимое, демократическое и правовое государство. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной. Во 2-й главе закона отмечено, что граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. 3-я глава определила структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласит закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти является Президент. В главе 4-й, где определены экономические основы государственной независимости республики, подчеркнуто, что она обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства, и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлены исключительной собственностью государства. Поскольку суверенное государство является носителем атрибуций, утверждающих его суверенитет, Республика Казахстан подтвердила их созданием Конституции, государственного флага, герба и гимна, а также созданием собственных Вооруженных Сил.
Образование Содружества Независимых Государств неразрывно связано с событиями последних лет существования СССР. В условиях экономического кризиса, переживаемого всеми постсоветскими государствами, на тот период в высшей степени были актуальны их согласованные действия, конструктивное сотрудничество, поиск взаимоприемлемых компромиссных решений.
Поэтому создание Содружества Независимых Государств является отражением объективных и общих закономерностей развития суверенных государств после распада СССР. Основная цель содружества — обеспечение интеграции постсоветских республик с целью совместного решения политических, экономических и социальных проблем на взаимовыгодных условиях.
По предложению Н.А.Назарбаева, 21 декабря 1991 г. руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины встретились в столице Казахстана, где подписали Алма-Атинскую декларацию и Протокол о создании Содружества Независимых Государств. В связи с прекращением существования СССР 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.
В основу Алма-Атинской декларации легли идеи Президента Казахстана о том, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципах равноправия, уважения территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ посредством ряда координирующих структур, формируемых на паритетной основе, в целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности, сохранения единого оборонного пространства и единого контроля над ядерным оружием.
На начальном этапе отношение республик бывшего Союза к сотрудничеству было неоднозначным, а порой и противоречивым. Если Россия, Беларусь, Узбекистан и Кыргызстан активно поддерживали идеи Содружества, то Украина занимала, скорее, негативную позицию, а Туркменистан относился к ним сдержанно. Молдова в целом была согласна с принципами Содружества, но на позицию ее руководства серьезное влияние оказывали внутриполитические факторы. Армения стремилась укреплять связи в рамках СНГ, однако в силу географического положения и вовлеченности в конфликт с Азербайджаном ее роль в интеграционных процессах была существенно ослаблена.
Мотивы таких отношений вполне понятны: это опасение утратить обретенную политическую независимость и экономический суверенитет; сильное давление со стороны политических партий и движений; острые идеологические и межнациональные противоречия, а порой и амбиции.
Анализ принятых документов того времени показывает, что до марта 1992 г, когда шел процесс размежевания и разделения бывшего СССР, государства-участники Содружества были единогласны в принятии решений, а в дальнейшем, когда был необходим скоординированный подход к решению тех или иных проблем в сотрудничестве, из-за отсутствия механизмов реализации подписанных соглашений многие решения не выполнялись и зачастую носили декларативный характер.
Реальную оценку положению дел в Содружестве того времени дал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века». Он пишет: «По мере развития ситуации я все больше понимал, что Содружество Независимых Государств превращается в орган «цивилизованного развода» государств-участников. Все попытки направить процесс в иное, интеграционное направление не дали результатов».
Казахстан с момента создания Содружества постоянно прилагал большие усилия по его укреплению, выступая одним из инициаторов принятия ряда соглашений по организационному оформлению и созданию координирующих органов, способствующих сохранению общего экономического пространства, совершенствованию хозяйственных связей коллективной безопасности. Практика сотрудничества в рамках СНГ доказала правомерность и жизнеспособность позиции Казахстана в отношении данной организации.
-
Государственное строительство Республики Казахстан
После обретения Казахстаном независимости начался динамичный
процесс развития суверенной государственности. В политической сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти, предполагающей профессиональный Верховный Совет. На основании Закона «О местном самоуправлении в областях, городах и районах» проведена реформа исполнительной власти. На переходный период введены должности глав администраций, на которых возложена вся полнота ответственности за состояние экономики, выполнение президентских и правительственных решений на местах. Назначение и досрочное освобождение глав администраций осуществляется строго по вертикали: Президентом республики и главами вышестоящих администраций. За Советами было оставлено право разрабатывать и утверждать бюджет, контролировать ход его выполнения, вести работу с депутатами, руководить деятельностью постоянных комиссий, разрабатывать стратегические направления развития регионов, сотрудничать с различными общественными организациями.
В январе 1992 года для организации работ по подготовке новых государственных символов и атрибутики Верховным Советом была организована рабочая группа. Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза, 42 письменных предложения по проекту флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта гимна. В конечном итоге 4 июня 1992 г. Верховным Советом были утверждены Государственные флаг, герб и гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан.
Автор Государственного флага Республики Казахстан — Ш. Нияз- беков. Бирюзовое поле символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие; золотое солнце — покой и богатство; степной орел — щедрость и зоркость, высоту помыслов; верх — шацырак
-
символизирует отчий дом. Орнамент на флаге изображен в стиле кошкар мушз (бараний рог). Этот древний орнамент известен на территории Казахстана с эпохи ранних кочевников.
Авторы Государственного герба — архитекторы Ж. Малибеков и Ш. Валиханов. В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, в нижней — надпись «Казакстан». В цветном изображении
-
два цвета: золото и бирюзовый. Шацырак — верхняя сводчатая куполообразная часть юрты — напоминает небесный свод, символизирующий мир, Вселенную. Конь — спутник жизни кочевников, а крылатый скакунтулпар означает устремление к сильному, процветающему государству. Пятиконечная звезда выражает стремление казахстанцев присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов Земли.
Музыку Государственного гимна композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латифа Хамиди сохранили в прежней редакции. Авторами текста гимна стали Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.
Текст гимна принят 4 декабря 1992 г. Он состоит из трех куплетов и припева. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором — его современность и в третьем — перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.
7 января 2007 года Указом Президента РК Н.А. Назарбаева, имеющим силу конституционного закона, были внесены изменения и дополнения в закон «О государственных символах Республики Казахстан», где вместо старого гимна предлагался текст нового гимна. Новым гимном страны стала знаменитая песня— «Мой Казахстан». Песня на мелодию Шамши Калдаякова и слова Жумекена Нажмиденова десятки лет пользовалась огромной популярностью в народе. Песня, ставшая гимном, давно признана настоящей поэмой народной души. Ее слова теперь соединил с реалиями времени соавтор Гимна Казахстана — Президент Н.А. Назарбаев.
28 января 1993 г. Верховный Совет