Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профсоюзы тоже распались на ряд отдельных независимых организаций. Они полностью осво­бодились от партийного диктата, но чрезмерная обюрокраченность организации не позволила им найти широкую поддержку в массах.

В общественно-политической жизни Казахстана произошло важ­ное событие — 2 октября 1991 года в космос вышел первый казах космонавт Токтар Аубакиров.

В своем постановлении от 16 октября 1991 г. Верховный Совет Казахской ССР назначил провести выборы 1 декабря 1991 г. В назна­ченный срок состоялись первые выборы Президента Казахской ССР. За Нурсултана Назарбаева проголосовало 8 681 276 избирателей, или 98,78% от числа принявших участие в голосовании. В результа­те Н. Назарбаев получил мандат первого избранного всем народом Президента Казахстана. 10 декабря 1991г. сессией Верховного Совета республики было принято решение о переименовании КССР в Республику Казахстан.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском Президент России Б.Ельцин, президент Украины Л.М. Кравчук и Председатель Верхнего Совета Белоруссии С.С. Шушкевич объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Они также заключили соглашение, согласно которому Россия, Украина и Белоруссия объединились в со­дружество независимых государств.

Для преодоления негативного варианта развития событий 13 де­кабря 1991 г. в Ашхабаде собрались руководители центральноазиат­ских государств — Н.А. Назарбаев, С. Ниязов, И. Каримов, А. Акаев, Р. Набиев.

В связи с распадом СССР 16 декабря 1991 г. был принят консти­туционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», этот день был объявлен Днем независимости. Статья 1 принятого документа определяет Республику Казахстан как не­зависимое, демократическое и правовое государство. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной. Во 2-й главе закона отмечено, что граждане республики всех нацио­нальностей, объединенные общностью исторической судьбы с ка­захской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источни­ком государственной власти. 3-я глава определила структуру орга­нов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласит закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.


Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти являет­ся Президент. В главе 4-й, где определены экономические основы го­сударственной независимости республики, подчеркнуто, что она об­ладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства, и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздуш­ное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлены исключительной собственностью государства. Поскольку суверенное государство является носителем атрибуций, утверждающих его суверенитет, Республика Казахстан подтвердила их созданием Конституции, государственного флага, герба и гимна, а также созданием собственных Вооруженных Сил.

Образование Содружества Независимых Государств неразрывно связано с событиями последних лет существования СССР. В усло­виях экономического кризиса, переживаемого всеми постсоветски­ми государствами, на тот период в высшей степени были актуальны их согласованные действия, конструктивное сотрудничество, по­иск взаимоприемлемых компромиссных решений.

Поэтому создание Содружества Независимых Государств явля­ется отражением объективных и общих закономерностей развития суверенных государств после распада СССР. Основная цель содру­жества — обеспечение интеграции постсоветских республик с целью совместного решения политических, экономических и социальных проблем на взаимовыгодных условиях.

По предложению Н.А.Назарбаева, 21 декабря 1991 г. руководите­ли Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины встретились в столице Казахстана, где подписали Алма-Атинскую декларацию и Протокол о создании Содружества Независимых Государств. В связи с прекращением существования СССР 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои пол­номочия.

В основу Алма-Атинской декларации легли идеи Президента Казахстана о том, что взаимодействие участников СНГ будет осу­ществляться на принципах равноправия, уважения территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ по­средством ряда координирующих структур, формируемых на пари­тетной основе, в целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности, сохранения единого оборонного про­странства и единого контроля над ядерным оружием.



На начальном этапе отношение республик бывшего Союза к со­трудничеству было неоднозначным, а порой и противоречивым. Если Россия, Беларусь, Узбекистан и Кыргызстан активно поддер­живали идеи Содружества, то Украина занимала, скорее, негативную позицию, а Туркменистан относился к ним сдержанно. Молдова в целом была согласна с принципами Содружества, но на позицию ее руководства серьезное влияние оказывали внутриполитические факторы. Армения стремилась укреплять связи в рамках СНГ, одна­ко в силу географического положения и вовлеченности в конфликт с Азербайджаном ее роль в интеграционных процессах была суще­ственно ослаблена.

Мотивы таких отношений вполне понятны: это опасение утратить обретенную политическую независимость и экономический сувере­нитет; сильное давление со стороны политических партий и движе­ний; острые идеологические и межнациональные противоречия, а порой и амбиции.

Анализ принятых документов того времени показывает, что до марта 1992 г, когда шел процесс размежевания и разделения бывшего СССР, государства-участники Содружества были единогласны в при­нятии решений, а в дальнейшем, когда был необходим скоординиро­ванный подход к решению тех или иных проблем в сотрудничестве, из-за отсутствия механизмов реализации подписанных соглашений многие решения не выполнялись и зачастую носили декларативный характер.

Реальную оценку положению дел в Содружестве того времени дал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века». Он пишет: «По мере развития ситуации я все боль­ше понимал, что Содружество Независимых Государств превраща­ется в орган «цивилизованного развода» государств-участников. Все попытки направить процесс в иное, интеграционное направление не дали результатов».

Казахстан с момента создания Содружества постоянно прилагал большие усилия по его укреплению, выступая одним из инициаторов принятия ряда соглашений по организационному оформлению и соз­данию координирующих органов, способствующих сохранению об­щего экономического пространства, совершенствованию хозяйствен­ных связей коллективной безопасности. Практика сотрудничества в рамках СНГ доказала правомерность и жизнеспособность позиции Казахстана в отношении данной организации.

  1. Государственное строительство Республики Казахстан

После обретения Казахстаном независимости начался динамич­ный
процесс развития суверенной государственности. В политичес­кой сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти, пред­полагающей профессиональный Верховный Совет. На основании Закона «О местном самоуправлении в областях, городах и районах» проведена реформа исполнительной власти. На переходный пери­од введены должности глав администраций, на которых возложена вся полнота ответственности за состояние экономики, выполнение президентских и правительственных решений на местах. Назначение и досрочное освобождение глав администраций осуществляется стро­го по вертикали: Президентом республики и главами вышестоящих администраций. За Советами было оставлено право разрабатывать и утверждать бюджет, контролировать ход его выполнения, вести рабо­ту с депутатами, руководить деятельностью постоянных комиссий, разрабатывать стратегические направления развития регионов, со­трудничать с различными общественными организациями.

В январе 1992 года для организации работ по подготовке новых государственных символов и атрибутики Верховным Советом была организована рабочая группа. Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза, 42 письменных предложения по проекту флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта тексто­вого оформления проекта гимна. В конечном итоге 4 июня 1992 г. Верховным Советом были утверждены Государственные флаг, герб и гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются от­ражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую са­мобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан.


Автор Государственного флага Республики Казахстан — Ш. Нияз- беков. Бирюзовое поле символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие; золотое солнце — покой и богатство; степной орел — щедрость и зоркость, высоту помыслов; верх — шацырак

  • символизирует отчий дом. Орнамент на флаге изображен в сти­ле кошкар мушз (бараний рог). Этот древний орнамент известен на территории Казахстана с эпохи ранних кочевников.

Авторы Государственного герба — архитекторы Ж. Малибеков и Ш. Валиханов. В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, в нижней — надпись «Казакстан». В цветном изображении

  • два цвета: золото и бирюзовый. Шацырак — верхняя сводчатая куполообразная часть юрты — напоминает небесный свод, симво­лизирующий мир, Вселенную. Конь — спутник жизни кочевников, а крылатый скакунтулпар означает устремление к сильному, процве­тающему государству. Пятиконечная звезда выражает стремление ка­захстанцев присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов Земли.

Музыку Государственного гимна композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латифа Хамиди сохранили в прежней ре­дакции. Авторами текста гимна стали Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

Текст гим­на принят 4 декабря 1992 г. Он состоит из трех куплетов и припева. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором — его современность и в третьем — перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.

7 января 2007 года Указом Президента РК Н.А. Назарбаева, име­ющим силу конституционного закона, были внесены изменения и дополнения в закон «О государственных символах Республики Казахстан», где вместо старого гимна предлагался текст нового гимна. Новым гимном страны стала знаменитая песня— «Мой Казахстан». Песня на мелодию Шамши Калдаякова и слова Жумекена Нажмиденова десятки лет пользовалась огромной попу­лярностью в народе. Песня, ставшая гимном, давно признана настоя­щей поэмой народной души. Ее слова теперь соединил с реалиями времени соавтор Гимна Казахстана — Президент Н.А. Назарбаев.

28 января 1993 г. Верховный Совет