Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Республика Казахстан во внешнем мире
После обретения независимости одной из главных задач стала выработка внешнеполитического курса страны, основанного на принципе многовекторности.
Основными направлениями внешнеполитической стратегии стали вступление Казахстана в авторитетные международные организации, включая финансовые, сотрудничество с другими странами, обеспечение национальных интересов за рубежом и отказ от ядерного оружия.
Республика Казахстан с 16 декабря 1991 года юридически существует как суверенное государство и как субъект международного права. Первой страной, признавшей 16 декабря 1991 года независимость Республики Казахстан, была Турция. На следующий день Казахстан в качестве суверенного государства был признан Россией и Румынией. За годы независимости Республика Казахстан признана уже 120 государствами мира, со 115 из них установлены дипломатические отношения. Казахстан 3 марта 1992 года стал членом ООН, в мае 1992 года ОБСЕ, Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, Международного валютного фонда. Со времени образования СНГ Казахстан стал членом Экономического, Платежного и Таможенного союзов, а также Межгосударственного экономического комитета.
С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки стратегии собственной внешней политики. Основной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, то есть своих национальных интересов, и, исходя из них, стратегии внешней политики, обороны и военной доктрины. Президент Казахстана Н. Назарбаев считает необходимым придерживаться принципа глобального партнерства и доверия, а также строить взаимоотношения с другими государствами на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств.
Для достижения этих целей огромное внимание уделяется укреплению позиций Казахстана в мировом сообществе в качестве его полноправной и неотъемлемой части, как государства, которое придерживается основополагающих принципов международных отношений согласно Уставу ООН, прагматического и конструктивного подхода к решению внешнеполитических дел. В состав ООН наша республика была принята 3 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи. С этого времени Казахстан имеет Постоянное Представительство при Штаб-квартире ООН в Нью- Йорке. В том же 2002 году было открыто Представительство ООН в Алматы, с 1993 года наша республика участвует в Программе развития ООН (ПРООН), которая оказывает активное содействие в подготовке национальных кадров, и с января 1997 года — в программах Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА), которые оказывают большую практическую помощь в процессе реабилитации населения, экологии и экономического развития Семипалатинского региона и в реализации проекта «Шелковый путь». В мае 1992 года Казахстан стал членом Организации ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО), с 1992 года — ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), с
Такими же принципами Казахстан руководствуется при осуществлении политики укрепления военной безопасности. После роспуска Варшавского договора и распада СССР один из влиятельных западных военных блоков — Организация Североатлантического договора — предложила всем государствам новую форму сотрудничества в виде программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), провозгласив основными ее целями обеспечение планетарной безопасности и содействие демократизации современного общества. Казахстан в мае
Республика Казахстан имеет прочные партнерские отношения со всеми своими соседями и ведущими мировыми державами. Также наша страна стала авторитетным участником процесса нераспространения оружия массового уничтожения. Республика Казахстан постоянно выступает инициатором важнейших мероприятий в сфере обеспечения международной и региональной безопасности, возглавляет процесс проведения Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и принимает самое активное участие в деятельности Международной антитеррористической коалиции.
Решение об отказе от ядерного оружия и о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия имеет историческое значение для Казахстана и также для всей современной цивилизации. К моменту распада Советского Союза Казахстан обладал мощным ядерным оружием и необходимым потенциалом для производства его компонентов. У него в конце 90-х годов XX века было в общей сложности 148 шахтных установок для запуска межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: в Акмолинской области находилась 38-ая дивизия РВСН, в Восточном Казахстане — 57-ая ракетная дивизия, в Кызыл-Ординской области — комплекс пусковых установок, в Семипалатинской области — действующий ядер- ный полигон. Помимо самого ядерного арсенала Казахстан обладал необходимой инфраструктурой и ресурсной базой для производства активных компонентов ядерного оружия. В 1992 году руководство страны принимает судьбоносное решение об отказе от статуса ядер- ной державы, провозгласив Казахстан зоной, свободной от ядерного оружия. Данное решение далось нелегко, но было с благодарностью и пониманием принято во всем мире. Этот поступок не был обычной декларацией о приверженности антиядерному движению, а стал практическим доказательством смелой внешнеполитической стратегии страны.
В 1999 году была принята декларация о принципах, регулирующих взаимоотношения между государствами-членами СВМДА, которая способствовала реализации мероприятий по обеспечению национальной безопасности Казахстана. Результатом этого явилась реформа вооруженных сил Казахстана, основа которой была заложена еще в период проведения военной политики бывшего СССР. В мае 1992 года по указанию Президента Республики Казахстана Н.Назарбаева был издан Указ о создании собственных Вооруженных Сил республики, в котором Вооруженные Силы республики создавались на основе дислоцированных на территории Казахстана воинских частей, соединений, учреждений, организаций, полигонов, арсеналов, складов и прочих объединений Вооруженных Сил с учетом условий, достигнутых в соглашениях об Объединенных Вооруженных Силах СНГ. В связи с тем, что границы республики большей частью являлись прозрачными, специальным указом было запрещено передислоцирование воинских частей и вывоз военной техники вооружения и материально- технического имущества за пределы Республики Казахстан без специального согласования с правительством республики. Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан является Президент Республики Казахстан.
В своем мартовском послании 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Н.А.Назарбаев предлагает новую стратегию национальной безопасности на 2006—2010 годы, где указывается, что «укрепление государственности, национального суверенитета и целостности Казахстана должно осуществляться на основе профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам.
Вооруженные силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно-техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной ситуации». В Вооруженных силах Республики Казахстан был обновлен офицерский состав, проводилась работа по подготовке кадров для армии, и с 2000 года были созданы четыре военных округа.
Одной из стратегий внешнеполитической деятельности Казахстана стал процесс делимитации государственной границы. В 1999—2001-х годах по указанию Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева были созданы региональные управления пограничных войск, прикрывавшие государственную границу РК не только с восточного направления, но и с юга, запада и севера, то есть с Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Россией. Были созданы пограничные отряды и заставы на тех направлениях, которые ранее никогда не были под пограничным контролем, развернуты воинские части для усиления погранвойск: авиационные, саперные, связи. Созданными морскими войсками была взята под охрану граница на Каспии. Было уделено особое внимание юридическому оформлению всей государственной границы: с Россией — более 7500 км, Китаем — около 1740 км, Узбекистаном — 2350 км, Киргизией — около 1050 км, Туркменией — около 400 км. Эту работу в сентябре 1999 года осуществила Правительственная комиссия РК по делимитации государственной границы Казахстана с соседними госу- царствами. Одним из сложных вопросов делимитационной политики Казахстана является вопрос о правовом статусе Каспийского моря, который является уникальным природным объектом и единым экологическим комплексом, обитатели фауны и флоры которого занесены в Красную книгу. Каспий содержит огромные запасы углеводородного сырья и нефтегазовых продуктов, 90% мировых запасов осетровых рыб, что и является основой причин разногласий при определении его правого статуса. Казахстан считает, что дно и недра Каспия
нужно делимитировать по срединной линии, как это принято в мировой практике. Президент РК Н.А. Назарбаев на пресс-конференции в Баку в мае 2005 года отметил, что между Казахстаном, Россией и Азербайджаном существует понимание относительно срединной линии моря и его делимитации. Несмотря на противоположную позицию Ирана по этому вопросу, успешно ведутся переговоры по урегулированию вопросов сотрудничества и торговли между государствами, имеющими общие границы в Каспийском регионе.
После распада Советского Союза государства Содружества в 1993 году приняли ряд важных документов, направленных на укрепление и координацию своих действий. В начале 1993 года в Минске был подписан Устав СНГ, являющийся основополагающим документом Содружества, и созданы Совет глав государств и Совет глав правительств, которые осуществляют координирующие функции по подготовке вопросов и организации проведения заседаний Советов. Минскую встречу можно считать поворотным моментом в жизни Содружества. Это подтвердило принятое всеми главами государств- участников Заявление о стремлении к дальнейшему повышению эффективности деятельности Содружества в экономической и политической сферах и Соглашение об образовании Межгосударственного банка СНГ.
В мае 1993 года на Московской встрече были созданы координационно-консультативный комитет и Исполнительный секретариат СНГ, на необходимости которых Казахстан, Россия и Беларусь настаивали с первых дней образования Содружества. В октябре 1994 года создан Межгосударственный экономический комитет Экономического союза (МЭК), который должен был укрепить организационную структуру Содружества, направить основные усилия на концептуальную разработку путей углубления интеграции и ее механизмов. Также было заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли, принято решение о создании Платежного союза, а в 1995 году решение о создании Межгосударственного валютного комитета.
20 января 1995 году было заключено трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан.
Новым шагом на пути развития экономического сотрудничества становится Договор 1996 года о всестороннем сближении и углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
Следует отметить, что в целом со времени создания СНГ проделана немалая работа по использованию договорных форм для регулирования новых по своему характеру рыночных экономических связей между странами. Однако СНГ и его органы явно не справляются с имеющимися проблемами, не реализуют практический интеграционный потенциал — высокую степень интегрированности экономики, сходные социально-политические структуры и ментальность населения, многонациональный состав большинства стран, общие исторические традиции. Не решена задача сочетания процесса национально-государственного строительства с сохранением и развитием межгосударственных интеграционных процессов. Об этом говорит Н.А. Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века»: «Логика истории такова, что оптимальное вхождение в мировое сообщество возможно лишь при совместных усилиях всех стран Содружества, использующих сформулированную на протяжении XX в. мощную интеграционную базу».
После обретения независимости одной из главных задач стала выработка внешнеполитического курса страны, основанного на принципе многовекторности.
Основными направлениями внешнеполитической стратегии стали вступление Казахстана в авторитетные международные организации, включая финансовые, сотрудничество с другими странами, обеспечение национальных интересов за рубежом и отказ от ядерного оружия.
Республика Казахстан с 16 декабря 1991 года юридически существует как суверенное государство и как субъект международного права. Первой страной, признавшей 16 декабря 1991 года независимость Республики Казахстан, была Турция. На следующий день Казахстан в качестве суверенного государства был признан Россией и Румынией. За годы независимости Республика Казахстан признана уже 120 государствами мира, со 115 из них установлены дипломатические отношения. Казахстан 3 марта 1992 года стал членом ООН, в мае 1992 года ОБСЕ, Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, Международного валютного фонда. Со времени образования СНГ Казахстан стал членом Экономического, Платежного и Таможенного союзов, а также Межгосударственного экономического комитета.
С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки стратегии собственной внешней политики. Основной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, то есть своих национальных интересов, и, исходя из них, стратегии внешней политики, обороны и военной доктрины. Президент Казахстана Н. Назарбаев считает необходимым придерживаться принципа глобального партнерства и доверия, а также строить взаимоотношения с другими государствами на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств.
Для достижения этих целей огромное внимание уделяется укреплению позиций Казахстана в мировом сообществе в качестве его полноправной и неотъемлемой части, как государства, которое придерживается основополагающих принципов международных отношений согласно Уставу ООН, прагматического и конструктивного подхода к решению внешнеполитических дел. В состав ООН наша республика была принята 3 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи. С этого времени Казахстан имеет Постоянное Представительство при Штаб-квартире ООН в Нью- Йорке. В том же 2002 году было открыто Представительство ООН в Алматы, с 1993 года наша республика участвует в Программе развития ООН (ПРООН), которая оказывает активное содействие в подготовке национальных кадров, и с января 1997 года — в программах Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА), которые оказывают большую практическую помощь в процессе реабилитации населения, экологии и экономического развития Семипалатинского региона и в реализации проекта «Шелковый путь». В мае 1992 года Казахстан стал членом Организации ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО), с 1992 года — ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), с
-
года — МОТ (Международная организация труда), с 1994 года — МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике), с 1997 года — УВКБ ООН (Верховный комиссар по беженцам), с 1999 года — ЮНИФЕМ (Женский Фонд ООН). С 90-х годов наша республика сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международной Организацией гражданской авиации (ИКАО), Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и др. Как видим, со времени обретения государственной независимости наша Республика стала членом большинства организаций ООН, что свидетельствует о признании ее как полноправного субъекта международного права.
Такими же принципами Казахстан руководствуется при осуществлении политики укрепления военной безопасности. После роспуска Варшавского договора и распада СССР один из влиятельных западных военных блоков — Организация Североатлантического договора — предложила всем государствам новую форму сотрудничества в виде программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), провозгласив основными ее целями обеспечение планетарной безопасности и содействие демократизации современного общества. Казахстан в мае
-
года поддержал эту инициативу НАТО, посчитав, что она «не несет угрозы национальной безопасности Казахстана». В 1996 году между РК и НАТО в Брюсселе были подписаны Соглашения о безопасности и о статусе вооруженных сил, в которых обговорены уровни защиты обмениваемой секретной информации и условия проведения военных учений на территории стран-партнеров. В г. Монс (Бельгия) при содействии США был открыт Офис Республики Казахстан по линии ПРМ для оказания содействия в подготовке национальных военных кадров, организации учений на территории Центральной Азии. В 1997 году в рамках НАТО были выделены гранты на реализацию программы «Наука во имя мира» на исследование казахстанскими учеными экологических проблем. А в 1998 году было открыто Представительство Казахстана при НАТО, что явилось свидетельством существования долгосрочных партнерских отношений между Североатлантическим военным блоком и евроазиатской страной, как на западе называют нашу республику.
Республика Казахстан имеет прочные партнерские отношения со всеми своими соседями и ведущими мировыми державами. Также наша страна стала авторитетным участником процесса нераспространения оружия массового уничтожения. Республика Казахстан постоянно выступает инициатором важнейших мероприятий в сфере обеспечения международной и региональной безопасности, возглавляет процесс проведения Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и принимает самое активное участие в деятельности Международной антитеррористической коалиции.
Решение об отказе от ядерного оружия и о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия имеет историческое значение для Казахстана и также для всей современной цивилизации. К моменту распада Советского Союза Казахстан обладал мощным ядерным оружием и необходимым потенциалом для производства его компонентов. У него в конце 90-х годов XX века было в общей сложности 148 шахтных установок для запуска межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: в Акмолинской области находилась 38-ая дивизия РВСН, в Восточном Казахстане — 57-ая ракетная дивизия, в Кызыл-Ординской области — комплекс пусковых установок, в Семипалатинской области — действующий ядер- ный полигон. Помимо самого ядерного арсенала Казахстан обладал необходимой инфраструктурой и ресурсной базой для производства активных компонентов ядерного оружия. В 1992 году руководство страны принимает судьбоносное решение об отказе от статуса ядер- ной державы, провозгласив Казахстан зоной, свободной от ядерного оружия. Данное решение далось нелегко, но было с благодарностью и пониманием принято во всем мире. Этот поступок не был обычной декларацией о приверженности антиядерному движению, а стал практическим доказательством смелой внешнеполитической стратегии страны.
В 1999 году была принята декларация о принципах, регулирующих взаимоотношения между государствами-членами СВМДА, которая способствовала реализации мероприятий по обеспечению национальной безопасности Казахстана. Результатом этого явилась реформа вооруженных сил Казахстана, основа которой была заложена еще в период проведения военной политики бывшего СССР. В мае 1992 года по указанию Президента Республики Казахстана Н.Назарбаева был издан Указ о создании собственных Вооруженных Сил республики, в котором Вооруженные Силы республики создавались на основе дислоцированных на территории Казахстана воинских частей, соединений, учреждений, организаций, полигонов, арсеналов, складов и прочих объединений Вооруженных Сил с учетом условий, достигнутых в соглашениях об Объединенных Вооруженных Силах СНГ. В связи с тем, что границы республики большей частью являлись прозрачными, специальным указом было запрещено передислоцирование воинских частей и вывоз военной техники вооружения и материально- технического имущества за пределы Республики Казахстан без специального согласования с правительством республики. Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан является Президент Республики Казахстан.
В своем мартовском послании 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Н.А.Назарбаев предлагает новую стратегию национальной безопасности на 2006—2010 годы, где указывается, что «укрепление государственности, национального суверенитета и целостности Казахстана должно осуществляться на основе профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам.
Вооруженные силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно-техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной ситуации». В Вооруженных силах Республики Казахстан был обновлен офицерский состав, проводилась работа по подготовке кадров для армии, и с 2000 года были созданы четыре военных округа.
Одной из стратегий внешнеполитической деятельности Казахстана стал процесс делимитации государственной границы. В 1999—2001-х годах по указанию Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева были созданы региональные управления пограничных войск, прикрывавшие государственную границу РК не только с восточного направления, но и с юга, запада и севера, то есть с Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Россией. Были созданы пограничные отряды и заставы на тех направлениях, которые ранее никогда не были под пограничным контролем, развернуты воинские части для усиления погранвойск: авиационные, саперные, связи. Созданными морскими войсками была взята под охрану граница на Каспии. Было уделено особое внимание юридическому оформлению всей государственной границы: с Россией — более 7500 км, Китаем — около 1740 км, Узбекистаном — 2350 км, Киргизией — около 1050 км, Туркменией — около 400 км. Эту работу в сентябре 1999 года осуществила Правительственная комиссия РК по делимитации государственной границы Казахстана с соседними госу- царствами. Одним из сложных вопросов делимитационной политики Казахстана является вопрос о правовом статусе Каспийского моря, который является уникальным природным объектом и единым экологическим комплексом, обитатели фауны и флоры которого занесены в Красную книгу. Каспий содержит огромные запасы углеводородного сырья и нефтегазовых продуктов, 90% мировых запасов осетровых рыб, что и является основой причин разногласий при определении его правого статуса. Казахстан считает, что дно и недра Каспия
нужно делимитировать по срединной линии, как это принято в мировой практике. Президент РК Н.А. Назарбаев на пресс-конференции в Баку в мае 2005 года отметил, что между Казахстаном, Россией и Азербайджаном существует понимание относительно срединной линии моря и его делимитации. Несмотря на противоположную позицию Ирана по этому вопросу, успешно ведутся переговоры по урегулированию вопросов сотрудничества и торговли между государствами, имеющими общие границы в Каспийском регионе.
После распада Советского Союза государства Содружества в 1993 году приняли ряд важных документов, направленных на укрепление и координацию своих действий. В начале 1993 года в Минске был подписан Устав СНГ, являющийся основополагающим документом Содружества, и созданы Совет глав государств и Совет глав правительств, которые осуществляют координирующие функции по подготовке вопросов и организации проведения заседаний Советов. Минскую встречу можно считать поворотным моментом в жизни Содружества. Это подтвердило принятое всеми главами государств- участников Заявление о стремлении к дальнейшему повышению эффективности деятельности Содружества в экономической и политической сферах и Соглашение об образовании Межгосударственного банка СНГ.
В мае 1993 года на Московской встрече были созданы координационно-консультативный комитет и Исполнительный секретариат СНГ, на необходимости которых Казахстан, Россия и Беларусь настаивали с первых дней образования Содружества. В октябре 1994 года создан Межгосударственный экономический комитет Экономического союза (МЭК), который должен был укрепить организационную структуру Содружества, направить основные усилия на концептуальную разработку путей углубления интеграции и ее механизмов. Также было заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли, принято решение о создании Платежного союза, а в 1995 году решение о создании Межгосударственного валютного комитета.
20 января 1995 году было заключено трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан.
Новым шагом на пути развития экономического сотрудничества становится Договор 1996 года о всестороннем сближении и углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
Следует отметить, что в целом со времени создания СНГ проделана немалая работа по использованию договорных форм для регулирования новых по своему характеру рыночных экономических связей между странами. Однако СНГ и его органы явно не справляются с имеющимися проблемами, не реализуют практический интеграционный потенциал — высокую степень интегрированности экономики, сходные социально-политические структуры и ментальность населения, многонациональный состав большинства стран, общие исторические традиции. Не решена задача сочетания процесса национально-государственного строительства с сохранением и развитием межгосударственных интеграционных процессов. Об этом говорит Н.А. Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века»: «Логика истории такова, что оптимальное вхождение в мировое сообщество возможно лишь при совместных усилиях всех стран Содружества, использующих сформулированную на протяжении XX в. мощную интеграционную базу».