Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Республика Казахстан во внешнем мире

После обретения независимости одной из главных задач стала вы­работка внешнеполитического курса страны, основанного на прин­ципе многовекторности.

Основными направлениями внешнеполитической стратегии стали вступление Казахстана в авторитетные международные организации, включая финансовые, сотрудничество с другими странами, обеспе­чение национальных интересов за рубежом и отказ от ядерного ору­жия.

Республика Казахстан с 16 декабря 1991 года юридически суще­ствует как суверенное государство и как субъект международного права. Первой страной, признавшей 16 декабря 1991 года незави­симость Республики Казахстан, была Турция. На следующий день Казахстан в качестве суверенного государства был признан Россией и Румынией. За годы независимости Республика Казахстан признана уже 120 государствами мира, со 115 из них установлены дипломати­ческие отношения. Казахстан 3 марта 1992 года стал членом ООН, в мае 1992 года ОБСЕ, Мирового и Европейского банков реконструк­ции и развития, Международного валютного фонда. Со времени об­разования СНГ Казахстан стал членом Экономического, Платежного и Таможенного союзов, а также Межгосударственного экономиче­ского комитета.

С обретением суверенитета республика столкнулась с необхо­димостью выработки стратегии собственной внешней политики. Основной задачей государства во внешней политике стало опреде­ление внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, то есть своих национальных интересов, и, исходя из них, стратегии внешней политики, обороны и военной доктрины. Президент Казахстана Н. Назарбаев считает необходимым придер­живаться принципа глобального партнерства и доверия, а также строить взаимоотношения с другими государствами на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств.

Для достижения этих целей огромное внимание уделяется укре­плению позиций Казахстана в мировом сообществе в качестве его полноправной и неотъемлемой части, как государства, которое придерживается основополагающих принципов международных отношений согласно Уставу ООН, прагматического и конструк­тивного подхода к решению внешнеполитических дел. В состав ООН наша республика была принята 3 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи. С этого времени Казахстан имеет Постоянное Представительство при Штаб-квартире ООН в Нью- Йорке. В том же 2002 году было открыто Представительство ООН в Алматы, с 1993 года наша республика участвует в Программе раз­вития ООН (ПРООН), которая оказывает активное содействие в под­готовке национальных кадров, и с января 1997 года — в программах Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА), которые оказывают большую практическую помощь в процессе реабилитации населе­ния, экологии и экономического развития Семипалатинского региона и в реализации проекта «Шелковый путь». В мае 1992 года Казахстан стал членом Организации ООН по образованию, науке и культу­ре (ЮНЕСКО), с 1992 года — ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), с


  1. года — МОТ (Международная организация труда), с 1994 года — МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике), с 1997 года — УВКБ ООН (Верховный комиссар по беженцам), с 1999 года — ЮНИФЕМ (Женский Фонд ООН). С 90-х годов наша респу­блика сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацией Объединенных Наций по промышлен­ному развитию (ЮНИДО), Международной Организацией граждан­ской авиации (ИКАО), Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и др. Как видим, со времени обретения государственной независимости наша Республика стала членом большинства организаций ООН, что свидетельствует о признании ее как полноправного субъекта между­народного права.

Такими же принципами Казахстан руководствуется при осущест­влении политики укрепления военной безопасности. После роспуска Варшавского договора и распада СССР один из влиятельных запад­ных военных блоков — Организация Североатлантического догово­ра — предложила всем государствам новую форму сотрудничества в виде программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), провозгласив основными ее целями обеспечение планетарной безопасности и со­действие демократизации современного общества. Казахстан в мае

  1. года поддержал эту инициативу НАТО, посчитав, что она «не несет угрозы национальной безопасности Казахстана». В 1996 году между РК и НАТО в Брюсселе были подписаны Соглашения о безо­пасности и о статусе вооруженных сил, в которых обговорены уровни защиты обмениваемой секретной информации и условия проведения военных учений на территории стран-партнеров. В г. Монс (Бельгия) при содействии США был открыт Офис Республики Казахстан по линии ПРМ для оказания содействия в подготовке национальных военных кадров, организации учений на территории Центральной Азии. В 1997 году в рамках НАТО были выделены гранты на реали­зацию программы «Наука во имя мира» на исследование казахстан­скими учеными экологических проблем. А в 1998 году было открыто Представительство Казахстана при НАТО, что явилось свидетель­ством существования долгосрочных партнерских отношений между Североатлантическим военным блоком и евроазиатской страной, как на западе называют нашу республику.

Республика Казахстан имеет прочные партнерские отношения со всеми своими соседями и ведущими мировыми державами. Также наша страна стала авторитетным участником процесса нераспростра­нения оружия массового уничтожения. Республика Казахстан посто­янно выступает инициатором важнейших мероприятий в сфере обе­спечения международной и региональной безопасности, возглавляет процесс проведения Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и принимает самое активное участие в деятельно­сти Международной антитеррористической коалиции.



Решение об отказе от ядерного оружия и о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия имеет историческое значение для Казахстана и также для всей современной цивилизации. К моменту распада Советского Союза Казахстан обладал мощным ядерным оружием и необходимым потенциалом для производства его компонентов. У него в конце 90-х годов XX века было в общей слож­ности 148 шахтных установок для запуска межконтинентальных бал­листических ракет наземного базирования: в Акмолинской области находилась 38-ая дивизия РВСН, в Восточном Казахстане — 57-ая ракетная дивизия, в Кызыл-Ординской области — комплекс пуско­вых установок, в Семипалатинской области — действующий ядер- ный полигон. Помимо самого ядерного арсенала Казахстан обладал необходимой инфраструктурой и ресурсной базой для производства активных компонентов ядерного оружия. В 1992 году руководство страны принимает судьбоносное решение об отказе от статуса ядер- ной державы, провозгласив Казахстан зоной, свободной от ядерного оружия. Данное решение далось нелегко, но было с благодарностью и пониманием принято во всем мире. Этот поступок не был обыч­ной декларацией о приверженности антиядерному движению, а стал практическим доказательством смелой внешнеполитической страте­гии страны.

В 1999 году была принята декларация о принципах, регулирующих взаимоотношения между государствами-членами СВМДА, которая способствовала реализации мероприятий по обеспечению националь­ной безопасности Казахстана. Результатом этого явилась реформа во­оруженных сил Казахстана, основа которой была заложена еще в пе­риод проведения военной политики бывшего СССР. В мае 1992 года по указанию Президента Республики Казахстана Н.Назарбаева был издан Указ о создании собственных Вооруженных Сил республики, в котором Вооруженные Силы республики создавались на основе дис­лоцированных на территории Казахстана воинских частей, соедине­ний, учреждений, организаций, полигонов, арсеналов, складов и про­чих объединений Вооруженных Сил с учетом условий, достигнутых в соглашениях об Объединенных Вооруженных Силах СНГ. В связи с тем, что границы республики большей частью являлись прозрачны­ми, специальным указом было запрещено передислоцирование во­инских частей и вывоз военной техники вооружения и материально- технического имущества за пределы Республики Казахстан без спе­циального согласования с правительством республики. Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан является Президент Республики Казахстан.


В своем мартовском послании 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Н.А.Назарбаев предлагает новую стратегию национальной безопасности на 2006—2010 годы, где указывается, что «укрепле­ние государственности, национального суверенитета и целостности Казахстана должно осуществляться на основе профессиональной ар­мии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам.

Вооруженные силы Казахстана должны быть обеспечены совре­менными военно-техническими средствами, они оправданно рас­считывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной си­туации». В Вооруженных силах Республики Казахстан был обновлен офицерский состав, проводилась работа по подготовке кадров для армии, и с 2000 года были созданы четыре военных округа.

Одной из стратегий внешнеполитической деятельности Казахстана стал процесс делимитации государственной границы. В 1999—2001-х годах по указанию Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева были созданы региональные управления погранич­ных войск, прикрывавшие государственную границу РК не толь­ко с восточного направления, но и с юга, запада и севера, то есть с Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Россией. Были созданы пограничные отряды и заставы на тех направлениях, кото­рые ранее никогда не были под пограничным контролем, разверну­ты воинские части для усиления погранвойск: авиационные, сапер­ные, связи. Созданными морскими войсками была взята под охрану граница на Каспии. Было уделено особое внимание юридическому оформлению всей государственной границы: с Россией — более 7500 км, Китаем — около 1740 км, Узбекистаном — 2350 км, Киргизией — около 1050 км, Туркменией — около 400 км. Эту работу в сентя­бре 1999 года осуществила Правительственная комиссия РК по де­лимитации государственной границы Казахстана с соседними госу- царствами. Одним из сложных вопросов делимитационной политики Казахстана является вопрос о правовом статусе Каспийского моря, который является уникальным природным объектом и единым эколо­гическим комплексом, обитатели фауны и флоры которого занесены в Красную книгу. Каспий содержит огромные запасы углеводородно­го сырья и нефтегазовых продуктов, 90% мировых запасов осетро­вых рыб, что и является основой причин разногласий при определе­нии его правого статуса. Казахстан считает, что дно и недра Каспия
нужно делимитировать по срединной линии, как это принято в миро­вой практике. Президент РК Н.А. Назарбаев на пресс-конференции в Баку в мае 2005 года отметил, что между Казахстаном, Россией и Азербайджаном существует понимание относительно срединной ли­нии моря и его делимитации. Несмотря на противоположную пози­цию Ирана по этому вопросу, успешно ведутся переговоры по урегу­лированию вопросов сотрудничества и торговли между государства­ми, имеющими общие границы в Каспийском регионе.

После распада Советского Союза государства Содружества в 1993 году приняли ряд важных документов, направленных на укрепление и координацию своих действий. В начале 1993 года в Минске был подписан Устав СНГ, являющийся основополагающим документом Содружества, и созданы Совет глав государств и Совет глав прави­тельств, которые осуществляют координирующие функции по под­готовке вопросов и организации проведения заседаний Советов. Минскую встречу можно считать поворотным моментом в жизни Содружества. Это подтвердило принятое всеми главами государств- участников Заявление о стремлении к дальнейшему повышению эф­фективности деятельности Содружества в экономической и полити­ческой сферах и Соглашение об образовании Межгосударственного банка СНГ.

В мае 1993 года на Московской встрече были созданы координационно-консультативный комитет и Исполнительный се­кретариат СНГ, на необходимости которых Казахстан, Россия и Беларусь настаивали с первых дней образования Содружества. В октябре 1994 года создан Межгосударственный экономический ко­митет Экономического союза (МЭК), который должен был укрепить организационную структуру Содружества, направить основные уси­лия на концептуальную разработку путей углубления интеграции и ее механизмов. Также было заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли, принято решение о создании Платежного союза, а в 1995 году решение о создании Межгосударственного валютного комитета.

20 января 1995 году было заключено трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан.

Новым шагом на пути развития экономического сотрудничества становится Договор 1996 года о всестороннем сближении и углу­блении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.

Следует отметить, что в целом со времени создания СНГ про­делана немалая работа по использованию договорных форм для ре­гулирования новых по своему характеру рыночных экономических связей между странами. Однако СНГ и его органы явно не справ­ляются с имеющимися проблемами, не реализуют практический ин­теграционный потенциал — высокую степень интегрированности экономики, сходные социально-политические структуры и менталь­ность населения, многонациональный состав большинства стран, об­щие исторические традиции. Не решена задача сочетания процесса национально-государственного строительства с сохранением и раз­витием межгосударственных интеграционных процессов. Об этом говорит Н.А. Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века»: «Логика истории такова, что оптимальное вхождение в мировое сообщество возможно лишь при совместных усилиях всех стран Содружества, использующих сформулированную на протяжении XX в. мощную интеграционную базу».