Файл: Дисциплина Курсовая работа. Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Тема с редства развития младших школьников на внеурочных занятиях по изо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Курсовая работа. Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Тема: средства развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО

Выполнил:

Обучающийся Сиглова Анна Александровна

Преподаватель:

Гревцова Екатерина Владимировна

Пермь - 2023

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Средства развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства……………………………………………………......5

1. Характеристика творческих способностей младших школьников……………5

Глава 2. Методика развития творческих способностей младших школьников на

уроках ИЗО…………………………………………………………………………10

2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО…………10

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в

начальной школе……………………………………………………………………14

3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей……………………18

Глава 3. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………………………..23

Приложение………………………………………………………………………..24

Введение.

Развитие воображения и творческих способностей - важнейшая задача начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативу, самостоятельность решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, ведь истинной целью обучения является не только овладение определенными знаниями, навыками и умениями, но и развитие и воспитание творческой личности.


Психологи установили, что свойства человеческой психики, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Это означает, что перед учителем изобразительного искусства стоит задача развития ребенка, его творческих способностей.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует, как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной.
Актуальность - необходимость нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.
Проблема - раскрыть особенности формирования творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО.
Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Задачи:

1. Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2. Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;

3. Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности.

Гипотеза исследования: одним из факторов, влияющих на развитие творческой свободы младших школьников на уроках ИЗО, является программа преподавания ИЗО, как одного из предметов, направленных на развитие творческого потенциала учащихся.

Объект исследования – творческая свобода младших школьников.

Предмет — педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой свободы младших школьников на уроке ИЗО.

Глава 1. Средства развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
1. Характеристика творческих способностей младших школьников.

Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача педагога - раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве все рисуют. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить его. Но не у всех это получается, потому что нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие. Общие возрастные особенности каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его личности.

Один ребенок может быть более эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание могут быть очень разными у разных детей. Эмоции - самый важный источник детской фантазии. Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельству творчество имеет большую привлекательность для дошкольников. Яркие эмоции становятся основой для формирования острого потребности детей заключаются не только в конечном продукте творчества, но, самое главное, в осуществлении самого этого процесса, в определенной степени, независимо от решения конкретных задач. Творческая работа - это возможность выразить свой восторг от окружающего мира или показать его неприятие на языке различных материалов.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, при чем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на уроке, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.


Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

Основной задачей уроков изобразительного искусства и является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив.

Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.


Развитие творческих способностей в школе осуществляется на уроках ИЗО. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа дает представления о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики.
Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более - фантазия.

Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Гилфорда и по содержанию очень близкие к ней.

В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий: быстрота и легкость проявляются путем подсчета количества ответов, идеи или решения задачи за отведенный промежуток времени, гибкость - количество