Файл: Дисциплина Курсовая работа. Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Тема с редства развития младших школьников на внеурочных занятиях по изо.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 542
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование инновационных педагогических технологий и потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроках изобразительного искусства действительно способствует развитию самостоятельности, вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний.
В результате исследования я подтвердила правильность выдвинутой мной гипотезы: повысился уровень самостоятельности и уровень творческих способностей у обучающихся. В итоге возрос движущий стимул самореализации личности младших школьников на уроке изобразительного искусства.
Считаю опыт своей работы «Средства развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства» перспективным, так как он позволяет обеспечить рост качественного, высокопроизводительного обучения в образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.
Список использованной литературы
-
Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста -
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994. - №11. – С.22 – 24. -
Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6. – С.52-54. -
Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. – С. 45-48. -
Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7. -
Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Творческая мастерская». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с. -
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. -
Интернет - ресурс
Приложение.
Конспект занятия на тему «В гостях у народных мастеров».
Цель: знакомство с русским народным промыслом.
Программное содержание
Создать положительный эмоциональный фон, обобщить знания детей по народным промыслам, познакомить с русским народным промыслом - дымковской игрушкой, историей возникновения промысла, технологией изготовления игрушек, с особенностями росписи дымковских игрушек: белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый, малиновый, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый), мотивами игрушечных композиций; барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки. Коррекция внимания на основе анализа и синтеза. Воспитывать эстетические чувства.
Материал к занятию: презентация «История дымковской игрушки», дымковские игрушки (фотографии, репродукции), образец рисунка педагога, таблица «элементы дымковской игрушки».
Литературный ряд: стихи о дымковских игрушках.
Материал: гуашь, кисти, простой карандаш, баночки с водой, бумага, трафареты дымковских игрушек – силуэты животных, тычки, ватные палочки, восковые мелки, цветные карандаши.
Ход занятия.
- Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А какими способами можно путешествовать (а в сказках) и для чего человек путешествует? А мы отправимся в старину, в то время, когда жили ваши прадедушки и прабабушки.
- Перед нами три дорожки, три пути, по какому мы должны с вами пройти (стоят таблички со словами: Налево пойдёшь ничего не найдёшь! Направо пойдёшь – пропадёшь! А прямо пойдёшь, ума разума наберёшь, много нового узнаешь!
Игра «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможете мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички?
(Предлагаются рисунки (или поделки) изделий: разделочная доска, чашечки, подносов, барышень и т.д., картинки гжельской росписи, узоры городецкой, хохломской и дымковской росписи).
- Почему вы именно так распределили узоры к изделиям? (ответы детей).
- Как называется эта роспись? (педагог показывает картинки)
Педагог показывает пустую картинку и спрашивает детей:
-А эта роспись как называется? Вы знаете, (Нет)
- Я предлагаю вам сегодня познакомится с ней. Согласны? (Да)
- Тогда я приглашаю вас в видеозал.
Дети, проходя, рассаживаются. Педагог включает презентацию. Начинает рассказ о дымковской росписи.
Беседа на тему: "Игрушки"
С высокого берега Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман поднимается от реки, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская».
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного что серости серей.
В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
Вначале были только свистульки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Всю зиму женщины Дымково лепили их для особого праздника, который не справляли нигде. Он назывался «Свистунья» Необыкновенный был праздник. Весь город дня три гулял на большой площади – с музыкой, качелями и каруселями, плясками и песнями и непрерывным, заливистым свистом. Когда идешь к площади, то кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору. Потом понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей на все лады, волнующейся толпы, кажется, что плывешь по воздуху. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют наряженным веселым товаром. Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. Свистом оглушается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всех слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистунья». Все люди смеются и бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.
Этот блеск и свист сначала озадачивают, а потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью во сне – в глазах и в ушах стоит что-то яркое и радостно- нежное. Это праздник свистунья. С давних времен славится город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста. Зимой после праздников дымковские игрушки ставили между оконными стеклами. Они украшали дома. За окном – снег, сугробы, а в окнах в любую непогоду ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки.
Послушайте, как дымковские мастера делают свои игрушки. Красную мягкую глину для игрушек берут неподалеку от Дымково. Ее смешивают с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнет приготовленную глину и лепит из нее фигурку козлика, петуха или другую игрушку. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпочкой. Потом дня два-три игрушки подсыхают в комнате. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Когда игрушки остынут, их белят мелом разведенном на молоке. А затем фигурки «наряжают». Их расписывают разными красками с помощью мягких кисточек. И выходят из-под кисточек узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко- ярко. Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор...,
Но отвести не в силах взор.
Краски малиновые, красные, зеленые, оранжевые, желтые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото» (мягкая позолоченная фольга). Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки, а сказочных коней, индюков, похожих на жар – птиц, баранов в штанишках, барыней и кавалеров и многое другое и все это - настоящее чудо, все игрушки как многоцветное солнышко!
Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что все очень просто. На самом же деле, чтобы делать такие игрушки, нужен особый талант. Дымковские игрушки знают не только в нашей стране. Видели их на выставках и в других странах. И там люди радовались, глядя на русские задорные игрушки.
Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Вовремя и после просмотра презентации дети отвечают на вопросы воспитателя.
Учитель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: Веселые, праздничные, нарядные.
Учитель: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Дети: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Учитель: Какие цвета любят мастера Дымково?
Дети: Ярко – нарядные красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Учитель: Молодцы, ребята.
Дети, я предлагаю вам превратиться с настоящих дымковских мастеров, но для этого нам нужно приготовится в работе.
Физминутки:
Сегодня Дымку мы узнали
И немножечко устали
Руки в кулачки сожмём
Кружочки рисовать начнем
Кисти наши разожмём
Краску лишнюю стряхнём,
Плечи шире разведём,
Спинки крепкие прогнём
Ладошки солнышку покажем,
Весело ему помашем.
В руки кисточки возьмём
И рисовать начнём!
- Одевайте фартуки и проходите к рабочим местам.
- В старину дымковские мастера расписывали домашних животных. Я предлагаю вам выбрать понравившийся силуэт и украсить его элементами дымковской росписи с помощью различных изобразительных материалов.
Дети выбирают силуэт животного, материал, садятся за парты и приступают к работе.
Итог занятия.
- Ребята, кто закончил, несите свои работы на доску. Давайте посмотрим, как вы справились с работой, полюбуемся вашим творчеством.
- О чем мы сегодня с вами узнали? Что увидели?
- Кем стали? (мастерами-умельцами). Понравилось Вам?
- Вы просто молодцы!
- Понравилось вам роспись? Легко ли вам было расписывать в этой технике? Сложная она или легкая?
А сейчас детвора возвращаться нам пора, скажем всем спасибо и до свидания!
Конспект урока «Подбери пару»
Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами.
Задачи:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать и обогащать словарный запас;
- закреплять умение подбирать парную картинку по смыслу;
- развивать способность анализировать.
Материал: предметные картинки, связанные по смыслу (одни из них расположены на общей карточке, другие – на отдельных карточках).
Игровое действие: ребенок подбирает пару для картинок, изображенных на общей карточке.
Ход игры: ведущий раздает детям карточки, дети раскладывают их перед собой и начинают подбирать пары, подходящие по смыслу.
«Подбери пару»
| |
| |
| |
| |