Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2017 министерство образования и науки российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История морского страхования
Морское страхование возникло на базе морского торгового судоходства и своим появлением было обязано тому, что опасности и случайности морского плавания были крайне высоки в силу ряда обстоятельств: несовершенства морских судов, отсутствия надежных навигационных приборов, средств связи, карт и лоций многих регионов плавания и т. п.
Морское страхование, его формы, условия развивались вместе с развитием морской торговли.
Морское страхование является одним из видов имущественного страхования и имеет своей целью возмещение ущерба, причиненного страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес.

Статистика по морским грузоперевозкам
2008 2009 2010-о
2011-п
2012-п
2013-п
2014-п
2015-п
Порт Новороссийск
81.6 86.5 81.6 102.4 103.0 103.3 103.6 103.9
Порт Санкт-Петербург
59.9 50.4 58.5 59.7 63.7 66.9 70.1 73.6
Порт Восточный
15.0 14.6 14.7 17.4 18.3 19.1 19.8 20.6
Порт Калининград
15.4 12.4 13.8 14.6 16.1 17.3 18.5 19.9 0.0 20.0 40.0 60.0 80.0 100.0 120.0
м лн т
он н
Грузооборот крупнеших российских портов *
2014 2015 2016-о
2017-п
2018-п
2019-п
2020-п
2021-п
* Business Monitor International Ltd., продукт ISI Emerging Markets, лидера по сбору статистики в развивающихся рынках
«-о» - оценка
«-п» - прогноз

Статистика по морским грузоперевозкам
* Business Monitor International Ltd., продукт ISI Emerging Markets, лидера по сбору статистики в развивающихся рынках
«-о» - Оценка
«-п» - Прогноз
151 97 140 144 149 152 155 159 0
20 40 60 80 100 120 140 160 180 2008 2009 2010-о
2011-п
2012-п
2013-п
2014-п
2015-п м
лн
. т он н
Внутренние грузоперевозки по воде в России (тоннаж) *
2014 2015 2016-о 2017-п 2018-п 2019-п 2020-п 2021-п

Статистика по морским грузоперевозкам
* Business Monitor International Ltd., продукт ISI Emerging Markets, лидера по сбору статистики в развивающихся рынках
«-о» - Оценка
«-п» - Прогноз
64000 53000 58792 60702 62826 64415 66064 67828 0
10000 20000 30000 40000 50000 60000 70000 80000 2008 2009 2010-о
2011-п
2012-п
2013-п
2014-п
2015-п м
лн
. т он н- км
Внутренние грузоперевозки по воде в России
(млн. тонн-км) *

1   2   3   4   5

Страхование морских рисков
Комплекс морского страхования состоит из трех основных видов страхования:
1. страхование каско (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств);
2. страхование карго (перевозимых грузов);
3. страхование ответственности судовладельцев (является наиболее сложным видом страхования в силу особой конструктивности, характера и условий эксплуатации морских плавучих средств, многочисленных правил и особенностей морской перевозки грузов, а также специфического законодательного регулирования).

Страхование морских рисков
Основные требования к договору морского страхования, регулирующие взаимоотношения сторон содержатся в
Кодексе торгового мореплавания.
Страхование судов и грузов производится на базе стандартных условий
(оговорок), в основу которых положены оговорки, выработанные
Институтом лондонских страховщиков.

Правовые особенности страхования
морских перевозок

Ответственность перевозчика на морском транспорте регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

Кодекс предусматривает ответственность перевозчика за смерть или причинение вреда здоровью пассажира, тогда как в Уставе никаких оговорок на этот счет нет.

Ответственность за утрату и повреждение багажа, ручной клади, а также грузов как и на автотранспорте, так и на железной дороге базируется в основном на тех же принципах, что и в морском и водном транспорте.

Договор морского страхования
Договор морского страхования должен быть заключен в письменной форме.
При его заключении страхователь обязан сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, которые имеют существенное значение для определения степени риска и которые известны или должны быть известны страхователю, а также сведения,
запрошенные страховщиком.

Условия морского страхования

При несообщении страхователем сведений об обстоятельствах,
имеющих существенное значение для определения степени риска, или при сообщении им неверных сведений страховщик вправе отказаться от исполнения договора морского страхования.
При этом страховая премия причитается страховщику, если страхователь не докажет,
что несообщение им сведений или сообщение неверных сведений произошло не по его вине.

Страховщик выдает страхователю документ, подтверждающий заключение договора морского страхования (страховой полис, страховой сертификат или другой страховой документ), а также вручает страхователю условия страхования.


Условия морского страхования

Страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию в обусловленный договором морского страхования срок.

Договор морского страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии.

Договор морского страхования может быть заключен страхователем в свою пользу или в пользу выгодоприобретателя независимо от того, указано имя или наименование выгодоприобретателя в договоре морского страхования.

При заключении договора морского страхования без указания имени или наименования выгодоприобретателя страховщик выдает страхователю страховой полис или иной страховой документ на имя предъявителя.

Страховая сумма
в морском страховании

При заключении договора морского страхования страхователь обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес (страховую сумму).

При страховании судна, груза или иного имущества страховая сумма не может превышать их действительную стоимость в момент заключения договора морского страхования (страховую стоимость).

В случае, если страховая сумма, указанная в договоре морского страхования,
превышает страховую стоимость имущества, договор морского страхования является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость.

Если же страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

Страховая сумма
в морском страховании
В том случае, если объект застрахован у нескольких страховщиков (двойное страхование), все страховщики отвечают только в размере страховой стоимости; при этом каждый из них отвечает в размере, пропорциональном отношению страховой суммы согласно заключенному им договору морского страхования к общей страховой сумме по всем договорам морского страхования, заключенным в отношении данного объекта.

Морское страхование грузов
(страхование карго)
В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами, которыми предусматривается механизм образования цены товара и обязательства, принимаемые на себя сторонами в этой сделке.
Наиболее распространенными являются четыре основных условия, на которых заключаются торговые сделки, обозначаемые аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.
Такие правила, разработанные международной Ассоциацией международного права,
первоначально были приняты на конференции в Варшаве в 1928 г., а затем в 1932 г. в
Оксфорде (Великобритания), они были переработаны, и окончательная редакция получила наименование Варшавско-Оксфордских правил.


Сделка СИФ

Сделка СИФ (cost, insurance, freight — стоимость товара, страхование и фрахт) — это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли-продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели,
повреждения или недостачи товара, действия продавца, порядок расчетов и другие вопросы.

При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт,
застраховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю, и выслать покупателю все необходимые документы об отправке.

По сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара покупателю, а только пересылка ему всех товаросопроводительных документов по этой сделке.
Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения.

Сделка КАФ
• Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов "стоимость" и "фрахт" (cost and freight).
• По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна.
Обязанность страхования по сделке КАФ лежит на покупателе
.
Сделка ФОБ
• Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения
«свободно на борту» (free on board).
• По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.

Сделка ФАС

Сделки ФАС — от английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free along side).

Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно, а товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке
ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая
ответственность за груз с него снимается.

Ответственность экипажа
за порчу груза

В случае какого-либо происшествия во время рейса, связанного со стихийными силами, капитан судна для снятия с себя ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в первом же порту прибытия заявляет компетентному государственному органу
морской
протест
с изложением важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных последствий такого происшествия.

Таким образом, в этом заявлении капитан доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения рейса и сохранности груза, а если это не удалось, то виной этому стихийные силы природы, и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть предъявлены к нему или к судовладельцу.


Судовой журнал и
журнал по машинному отделению

Судовой журнал — документ, в котором капитан или вахтенный помощник в хронологическом порядке заносят все факты и обстоятельства, относящиеся к регламенту на судне (о самом судне, грузе, экипаже и пр.).

По машинному отделению ведется отдельный журнал, где регистрируются работы машин, полученные и исполненные команды.
При определении наличия общей аварии эти документы имеют решающее
значение.

Страхование судов (страхование «каско»)
Страхование судов — страхование "каско" — относится только к самим транспортным средствам.
Страхование судов по согласованию сторон обычно заключается на основании одного из нижеследующих условий:

"страхование с ответственностью за гибель и повреждения".
При страховании на этих условиях возмещаются убытки, произошедшие вследствие полной гибели судна, и расходы по устранению повреждений корпуса судна,
его машин и механизмов;

"с ответственностью за гибель судна";

"с ответственностью за гибель судна, включая расходы по спасению";

"с ответственностью за повреждение судна".
Договор заключается на срок (например, один год) либо на один рейс.

Страхование судов (страхование «каско»)

В полисе по страхованию судов обычно присутствует условие, обязывающее страхователя или выгодоприобретателя немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования
(перегрузке, изменении способа перевозки груза, порта выгрузки, отклонении судна от обусловленного или обычного маршрута следования, оставлении судна на зимовку и других).

Любое изменение, увеличивающее риск, если только оно не вызвано спасанием людей, судов или грузов либо необходимостью безопасного продолжения рейса,
дает страховщику право пересмотреть условия договора морского страхования или потребовать уплаты дополнительной страховой премии.
В
случае,
если страхователь не согласится с этим, договор морского страхования прекращается с момента наступления такого изменения.

Дополнительные права страховщиков

К страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходит в размере уплаченной суммы право требования,
которое страхователь или выгодоприобретатель имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Такое право осуществляется страховщиком с соблюдением порядка, установленного для лица, получившего страховое возмещение. Страхователь или выгодоприобретатель обязаны передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедших к нему прав.

В случае возмещения убытков страхователю или выгодоприобретателю третьими лицами страховщик уплачивает страхователю или выгодоприобретателю только разницу между суммой, подлежащей уплате в соответствии с условиями договора морского страхования,
и суммой,
полученной страхователем или выгодоприобретателем от третьих лиц.