Файл: Задание Представьте, что перед Вами стоит цель отбора наиболее перспективных спортсменов из числа учеников общеобразовательной школы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
показывает, что, как правило, дети с хорошей гибкостью более ловки, обладают более мягкими, эластичными движениями, быстрее схватывают технику плавания. Очевидно, существует прямая зависимость между гибкостью и координацией движений, а следовательно, контрольные упражнения «на гибкость» свидетельствуют, хотя и косвенно, и об уровне развития ловкости.
Ловкость (способность к координации движений) является важным качеством в любом виде спорта.
Недостаточно ловкий спортсмен никогда не сможет овладеть первоклассной спортивной техникой и тем более успешно выступать в тех видах спорта, где необходимо выполнять быстрые двигательные действия в быстро меняющейся обстановке (бокс, борьба, спортивные игры и т. д.).
Поэтому в основе отбора должно лежать прежде всего испытание координационных возможностей новичков, и лишь тех из них, кто имеет достаточную ловкость, следует проверять при помощи других тестов.
Необходимо помнить, что в отличие от других качеств, которые могут быть в какой-то степени развиты или компенсированы в процессе тренировки, ловкость после
11—12 лет развивается с большим трудом.
При отборе следует обратить внимание как на общую ловкость, так и на специфическую, т. е. характерную для данного вида спорта.
Общая ловкость может быть определена простым наблюдением за выполнением новичками обычных упражнений, за игрой в мяч и т. д.. Можно сразу отметить детей с очень плохой координацией, бросающейся в глаза угловатостью и неловкостью движений, слабо ориентирующихся, с замедленной реакцией.
Еще большее значение имеет специфическая ловкость. Бывает, что недостаточно ловкий в упражнениях или игре новичок совершенно преображается, попав в воду или встав на коньки. Из этого следует, что специфическую ловкость следует изучать в условиях, максимально приближенных к «своему» виду спорта, т. е. ловкость пловца — в воде, ловкость лыжника — на лыжах. По-настоящему надежно о специфической ловкости спортсмена можно судить только после весьма продолжительной работы с ним
(не менее
2—3 месяцев).
В каждом виде спорта выработаны свои практические приемы, позволяющие судить о специфической ловкости. Перечислить их здесь не представляется возможным, однако следует выделить основные принципы их подбора:
1. Упражнения должны быть максимально приближены к условиям «своего» вида спорта.
2. Сложные упражнения с новыми двигательными навыками могут вызвать длительное торможение и скованность движений не столько потому, что у новичка не хватает ловкости, сколько в силу своей сложности для него.
Ловкость (способность к координации движений) является важным качеством в любом виде спорта.
Недостаточно ловкий спортсмен никогда не сможет овладеть первоклассной спортивной техникой и тем более успешно выступать в тех видах спорта, где необходимо выполнять быстрые двигательные действия в быстро меняющейся обстановке (бокс, борьба, спортивные игры и т. д.).
Поэтому в основе отбора должно лежать прежде всего испытание координационных возможностей новичков, и лишь тех из них, кто имеет достаточную ловкость, следует проверять при помощи других тестов.
Необходимо помнить, что в отличие от других качеств, которые могут быть в какой-то степени развиты или компенсированы в процессе тренировки, ловкость после
11—12 лет развивается с большим трудом.
При отборе следует обратить внимание как на общую ловкость, так и на специфическую, т. е. характерную для данного вида спорта.
Общая ловкость может быть определена простым наблюдением за выполнением новичками обычных упражнений, за игрой в мяч и т. д.. Можно сразу отметить детей с очень плохой координацией, бросающейся в глаза угловатостью и неловкостью движений, слабо ориентирующихся, с замедленной реакцией.
Еще большее значение имеет специфическая ловкость. Бывает, что недостаточно ловкий в упражнениях или игре новичок совершенно преображается, попав в воду или встав на коньки. Из этого следует, что специфическую ловкость следует изучать в условиях, максимально приближенных к «своему» виду спорта, т. е. ловкость пловца — в воде, ловкость лыжника — на лыжах. По-настоящему надежно о специфической ловкости спортсмена можно судить только после весьма продолжительной работы с ним
(не менее
2—3 месяцев).
В каждом виде спорта выработаны свои практические приемы, позволяющие судить о специфической ловкости. Перечислить их здесь не представляется возможным, однако следует выделить основные принципы их подбора:
1. Упражнения должны быть максимально приближены к условиям «своего» вида спорта.
2. Сложные упражнения с новыми двигательными навыками могут вызвать длительное торможение и скованность движений не столько потому, что у новичка не хватает ловкости, сколько в силу своей сложности для него.
Поэтому при отборе необходимо соблюдать дидактическое правило «от простого к сложному».
3. Следует также учитывать, что при выполнении некоторых сложных упражнений даже у очень хорошо координированного новичка могут возникнуть непреодолимые трудности из-за того, что у него плохо развито иное качество (чаще всего сила). Поэтому необходимо соблюдать правило
«от легкого к трудному».
Соблюдая эти принципы, необходимо помнить о том, что в некоторых случаях скованность движений вызывается психологическими причинами и является следствием того, что новичок попал в незнакомую компанию, непривычную среду и т. д.
С понятием «специфической ловкости» (иногда ее отождествляют со специфическими способностями спортсмена к данному виду спорта) в каждом виде связывают некоторые дополнительные качества, такие, как равновесие, чувство ритма, чувство среды (воды, льда), чувство пространства, способность быстро ориентироваться в обстановке и т. д.
Уровень развития некоторых из этих качеств (например, равновесия) можно определить уже на первом этапе отбора, для других требуется время, и уровень их развития может быть выявлен лишь в процессе обучения и тренировки.
Медицинская экспертиза
На первом этапе отбора медицинская экспертиза должна:
1. Дать оценку состоянию здоровья новичков, их физическому и функциональному развитию. Отсеять детей,имеющих противопоказания к занятиям спортом. Особенно тщательным отсев должен быть в тех видах спорта, для которых характерны большие тренировочные нагрузки и частое участие в соревнованиях.
2. Уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждается юный спортсмен, обладающий необходимыми данными для занятий избранным видом спорта.
Следует помнить, что даже при очень тщательном соблюдении всех необходимых рекомендаций по отбору и большом опыте тренера на первом этапе возможны ошибки. Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что первый этап отбора — предварительный — не должен ставить своей задачей поиск будущих «звезд»; он должен, во-первых, отсеять кандидатов, явно непригодных для занятий данным видом спорта, и, во-вторых, укомплектовать учебные группы для дальнейшего более глубокого и внимательного изучения новичков в процессе первоначального обучения и тренировки.
ВТОРОЙ
И
ТРЕТИЙ
ЭТАПЫ
ОТБОРА
На втором и третьем этапах основной задачей ставится тщательное комплектование тренировочных групп, более точное определение специализации спортсмена (упражнения, весовая категория, игровое амплуа).
По-этому необходимо более глубоко изучить возможности спортсмена, особенности его психических и морально-волевых качеств. Отсев спортсменов при этом гораздо меньше, чем на предыдущем этапе. Тренер должен определить, как быстро и насколько прочно схватывает новичок элементы техники, какими темпами изменяется у него уровень развития физических качеств (в первую очередь ведущих), как он переносит тренировочные нагрузки.
На втором и третьем этапах отбора во всех видах спорта особое внимание следует обратить на три фактора:
1) психологические предпосылки одаренности;
2) специфические способности к данному виду спорта;
3) быстрота и качество восстановительных процессов.
Психологические предпосылки одаренности
Если рассматривать способности новичка с точки зрения требований большого спорта, то исключительное значение приобретают его психические и морально-волевые качества.
Поэтому на втором и третьем этапах отбора, как, впрочем, и на протяжении всей последующей спортивной деятельности, тренер должен обращать особое внимание на проявление у новичков таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, решительность, целеустремленность, способность мобилизоваться во время соревнований, умение побороть наступающее утомление и заставить себя полностью
«выложиться».
Эти и многие другие качества, характеризующие морально-волевую подготовленность спортсмена, могут быть достаточно изучены лишь в процессе продолжительных наблюдений за учениками во время тренировки и соревнований.
Успех в спортивной тренировке во многом зависит от силы основных нервных процессов, их подвижности и уравновешенности. Сила нервных процессов определяется способностью выдерживать длительные и интенсивные нагрузки. Подвижность характеризуется быстротой реакции на внешние и внутренние раздражители, быстротой смены одного нервного процесса другим, что выражается, в частности, в способности четко и быстро чередовать напряжение и расслабление мышц. Наконец, уравновешенность нервных процессов — это рациональное соотношение возбуждения и торможения.
Подвижность и уравновешенность нервных процессов ярко проявляются в поведении юных спортсменов.
Чрезмерно возбудимые, вспыльчивые, нетерпеливые, невыдержанные спортсмены обычно не умеют мобилизоваться в нужный момент, допускают много ошибок и практически в соревнованиях выглядят гораздо слабее, чем на тренировке.
Длительная спортивная тренировка, безусловно, вырабатывает самодисциплину и умение управлять собой, однако при отборе преимущество следует отдавать уравновешенным новичкам с устойчивой психикой.
Идеальными типами нервной системы для занятийспортом считаются (по
И. П. Павлову) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) и сильный, уравновешенный, инертный (флегматик). Следует, однако, учитывать, что в чистом виде эти типы встречаются крайне редко.
В некоторых видах спорта, где результат зависит прежде всего от умения спортсмена управлять своими эмоциями (все виды стрельбы, современное пятиборье, конный спорт и др.), есть смысл.уже в течение первого полугодия занятий отсеять тех, кто не может справляться со своим волнением даже во время контрольных соревнований. Спортсмен, который не может подавить чрезмерное возбуждение во время тренировки, вряд ли сумеет добиваться высоких и устойчивых результатов на соревнованиях.
В процессе первых же тренировок и соревнований изучаются такие качества, как смелость и решительность (конный спорт, прыжки в воду и на лыжах, бокс и др.), «умение терпеть» (бег, лыжный и конькобежный спорт, плавание, гребля и пр.), а также способность самоотверженно бороться до конца.
Обычно наиболее способными новичками считаются те, кто быстрее усваивает технику вида спорта, .его тактические особенности и обладает высокими физическими Данными. В принципе это правильно. Однако среди выдающихся спортсменов много таких, кто сравнительно медленно продвигался на начальных этапах обучения и тренировки и даже длительное время считался бесперспективным. Это явление, по всей вероятности, следует отнести к области психологии. Дело в том, что более сильными в психологическом отношении часто оказываются те, кто пришел в спорт через большие трудности.
Это еще раз подчеркивает, что проблема отбора должна обязательно рассматриваться с позиции комплексной оценки физических, функциональных и психологических данных.
Задание 2. Опишите весь цикл Ваших действий. Какие методические рекомендации Вы будете использовать? На что сделаете упор?
Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.
В настоящее время в практике работы с детьми принята следующая возрастная
периодизация, охватывающая сроки обучения их в школе:
7лет — конец периода первого детства;
8–11 лет (девочки) и 8–12 лет (мальчики) — период второго детства;
2–15 (девочки и 13–16 (мальчики) — подростковый возраст.
С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст, которым и заканчивается школьный возрастной период.
Для решения трех основных задач тренировочного процесса — обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в избранном виде спорта — применяют разнообразные упражнения. Их условно разделяют на четыре основные группы.
К первой группе относятся соревновательные упражнения, присущие избранному виду спорта, и их варианты. Соревновательные упражнения являются предметом специализации и выполняются в соответствии с условиями соревнований. Например, это бег на короткие дистанции, прыжки в высоту, метание мяча.
Во вторую группу входят общеразвивающие упражнения для всестороннего физического развития спортсмена.
В третью группу входят подготовительные специальные упражнения, предназначенные для обучения и развития физических качеств.
К четвертой группе относят упражнения других видов спорта.
На начальных этапах спортивной тренировки юные спортсмены большую часть времени
(70–80%) отводят общей физической подготовке, применяя в основном общеразвивающие упражнения.
В процессе совершенствования спортивного мастерства на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства спортсмены повышают уровень специальной физической подготовки, выполняя при этом до 80% специальных упражнений.
В детском и юношеском возрасте, когда закладывается база разносторонней физической подготовки, спортсмены выполняют огромное количество общеразвивающих упражнений, направленных на развитие основных физических качеств.
Быстрота — комплексное физическое качество, определяющееся тремя относительно независимыми формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного мышечного сокращения и максимальной частотой движений.
Основные методы скоростной подготовки: игровой, соревновательный, повторный и вариативный.
Повторный метод предполагает применение собственно скоростных и скоростно-силовых упражнений, при выполнении которых необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Отдых должен обеспечивать восстановление пульса до 100–110 уд/мин.
7лет — конец периода первого детства;
8–11 лет (девочки) и 8–12 лет (мальчики) — период второго детства;
2–15 (девочки и 13–16 (мальчики) — подростковый возраст.
С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст, которым и заканчивается школьный возрастной период.
Для решения трех основных задач тренировочного процесса — обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в избранном виде спорта — применяют разнообразные упражнения. Их условно разделяют на четыре основные группы.
К первой группе относятся соревновательные упражнения, присущие избранному виду спорта, и их варианты. Соревновательные упражнения являются предметом специализации и выполняются в соответствии с условиями соревнований. Например, это бег на короткие дистанции, прыжки в высоту, метание мяча.
Во вторую группу входят общеразвивающие упражнения для всестороннего физического развития спортсмена.
В третью группу входят подготовительные специальные упражнения, предназначенные для обучения и развития физических качеств.
К четвертой группе относят упражнения других видов спорта.
На начальных этапах спортивной тренировки юные спортсмены большую часть времени
(70–80%) отводят общей физической подготовке, применяя в основном общеразвивающие упражнения.
В процессе совершенствования спортивного мастерства на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства спортсмены повышают уровень специальной физической подготовки, выполняя при этом до 80% специальных упражнений.
В детском и юношеском возрасте, когда закладывается база разносторонней физической подготовки, спортсмены выполняют огромное количество общеразвивающих упражнений, направленных на развитие основных физических качеств.
Быстрота — комплексное физическое качество, определяющееся тремя относительно независимыми формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного мышечного сокращения и максимальной частотой движений.
Основные методы скоростной подготовки: игровой, соревновательный, повторный и вариативный.
Повторный метод предполагает применение собственно скоростных и скоростно-силовых упражнений, при выполнении которых необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Отдых должен обеспечивать восстановление пульса до 100–110 уд/мин.
Вариативный метод предусматривает чередование скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях. Это такие упражнения, как: старты с места из различных исходных положений; старты в движении; бег с изменением скорости и направления движения; бег на дистанции 30, 60, 100 м; бег в гору и с отягощениями; прыжки вверх, в длину с места; различные виды челночного бега и др.
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.
В силовой подготовке используют упражнения на снарядах, со снарядами, упражнения с партнером, с преодолением собственного веса и сопротивления внешней среды, обеспечивающие работу в преодолевающем и уступающем режимах.
В силовой подготовке детей и подростков следует применять следующие упражнения: с элементами лазания и преодоления различных препятствий; с различными мячами, в том числе и с набивными; с гантелями, и другими предметами.
Спортсмены используют методы повторных и динамических усилий.
Метод повторных усилий характеризуется использованием непредельных (30–40% от максимальных) отягощений с предельным числом повторений.
Метод динамических усилий предусматривает предельную скорость выполнения упражнения при незначительном (10–20%) отягощении.
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
В тренировках также используется переменный метод, в основном применяются подвижные и спортивные игры с небольшой интенсивностью и высокой моторной плотностью.
Для повышения скоростной выносливости используют бег на отрезках от 200 до 800 м, бег в гору, эстафеты, челночный бег, игровые упражнения.
Ловкость — способность овладевать сложными движениями, быстро обучаться и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся
обстановки.
Воспитание ловкости на начальных этапах подготовки представляет собой обучение широкому кругу разнообразных двигательных действий, в том числе: из основной и спортивной гимнастики акробатики (кувырки, перевороты, кульбиты); легкой атлетики (различные виды прыжков, метаний); подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим.
Используются многие упражнения в равновесии.
Гибкость (подвижность суставов) — способность выполнять различные движения с большой амплитудой.
Для развития гибкости и ее поддержания используют упражнения, выполняемые с максимально возможной амплитудой движения, — упражнения на растягивание. Они могут быть активными и пассивными (выполняются за счет внешних отягощений, партнера).
К упражнениям, развивающим гибкость, относят маховые движения, пружинящие движения, статические упражнения (сохранение максимальной амплитуды в течение нескольких секунд).
Специально-подготовительные упражнения можно разделить на две большие группы: упражнения, развивающие специальные физические качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость, гибкость; подводящие упражнения, способствующие обучению технике и развитию технического мастерства.
В каждом виде спорта присутствуют специальные упражнения для развития физических качеств и подводящие упражнения, направленные на овладение техники.
Специальные упражнения спринтера: упражнения для развития быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, изометрические упражнения для развития силы, упражнения для развития гибкости. Подводящие упражнения, направленные на овладение техникой бега.
Специальные упражнения бегуна на средние и длинные дистанции, лыжника, конькобежца, скорохода: упражнения для развития специальной и силовой выносливости, силы, быстроты, гибкости. Подводящие упражнения, способствующие освоению техники бега, спортивной ходьбы и совершенствованию в этих видах спорта.
Специальные упражнения футболиста, волейболиста и других игровых видов спорта: упражнения для развития силы, в том числе статические упражнения, быстроты, гибкости.
Подводящие упражнения, направленные на овладение техникой прыжка в высоту с разбега. Подводящие упражнения, направленные на овладение техникой вида игровой деятельности.
Специальные упражнения прыгуна в длину, тройным и с шестом. Упражнения для развития силы и быстроты. Подводящие упражнения, направленные на овладение техникой прыжка в длину, тройным и с шестом.
Физическая активность дает значительные преимущества для поддержания здоровья сердца, мозга и всего организма человека.
Воспитание ловкости на начальных этапах подготовки представляет собой обучение широкому кругу разнообразных двигательных действий, в том числе: из основной и спортивной гимнастики акробатики (кувырки, перевороты, кульбиты); легкой атлетики (различные виды прыжков, метаний); подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим.
Используются многие упражнения в равновесии.
Гибкость (подвижность суставов) — способность выполнять различные движения с большой амплитудой.
Для развития гибкости и ее поддержания используют упражнения, выполняемые с максимально возможной амплитудой движения, — упражнения на растягивание. Они могут быть активными и пассивными (выполняются за счет внешних отягощений, партнера).
К упражнениям, развивающим гибкость, относят маховые движения, пружинящие движения, статические упражнения (сохранение максимальной амплитуды в течение нескольких секунд).
Специально-подготовительные упражнения можно разделить на две большие группы: упражнения, развивающие специальные физические качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость, гибкость; подводящие упражнения, способствующие обучению технике и развитию технического мастерства.
В каждом виде спорта присутствуют специальные упражнения для развития физических качеств и подводящие упражнения, направленные на овладение техники.
Специальные упражнения спринтера: упражнения для развития быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, изометрические упражнения для развития силы, упражнения для развития гибкости. Подводящие упражнения, направленные на овладение техникой бега.
Специальные упражнения бегуна на средние и длинные дистанции, лыжника, конькобежца, скорохода: упражнения для развития специальной и силовой выносливости, силы, быстроты, гибкости. Подводящие упражнения, способствующие освоению техники бега, спортивной ходьбы и совершенствованию в этих видах спорта.
Специальные упражнения футболиста, волейболиста и других игровых видов спорта: упражнения для развития силы, в том числе статические упражнения, быстроты, гибкости.
Подводящие упражнения, направленные на овладение техникой прыжка в высоту с разбега. Подводящие упражнения, направленные на овладение техникой вида игровой деятельности.
Специальные упражнения прыгуна в длину, тройным и с шестом. Упражнения для развития силы и быстроты. Подводящие упражнения, направленные на овладение техникой прыжка в длину, тройным и с шестом.
Физическая активность дает значительные преимущества для поддержания здоровья сердца, мозга и всего организма человека.